Эффективность складского хозяйства — это рациональное использование складских площадей, уменьшение затрат времени на выполнение различных операций, гибкость в принятии решений, получении максимума прибыли при наименьших затратах.
Для оценки эффективности работы складов применяется система следующих технико-экономических показателей:
складской товарооборот;
складской грузооборот;
производительность труда работников склада;
себестоимость переработки на складе 1 т груза;
коэффициент полезной площади склада;
коэффициент использования полезного объема склада;
уровень механизации складских работ.
Складской товарооборот — количество товаров, реализованных со склада за определенный период, выраженное в стоимостных показателях.
Складской грузооборот — количество товаров, отпущенных со склада в течение определенного периода, выраженное в натуральных показателях (кг, т).
Производительность труда работников склада — это сумма товарооборота или объем грузооборота на одного работника в единицу времени, рассчитываемая по формуле:
где П — производительность труда работников склада (руб. или т);
СТО — складской товарооборот (руб.);
СГО — складской грузооборот (т);
Ч — численность работников склада;
В — временной интервал, для которого исчисляется производительность труда.
Себестоимость переработки на складе 1 т груза — это синтетический показатель, характеризующий совокупность затрат живого и овеществленного труда на складе. Данный показатель свидетельствует об эффективности применяемого на складе технологического процесса.
Себестоимость переработки 1 т груза определяют по формуле:
С = ЭР/СГО,
где С — себестоимость переработки 1 т груза (руб.);
ЭР — величина эксплуатационных расходов, связанных с переработкой грузов (руб.).
Эксплуатационные расходы — это затраты на оплату труда работников склада, электроэнергию, вспомогательные материалы, амортизацию и ремонт складских помещений и оборудования, а также расходы, связанные с хранением товаров.
Коэффициент полезной площади склада — это доля полезной (предназначенной для хранения товаров) площади к общей площади склада.
Коэффициент использования полезного объема склада — это отношение объема стеллажей и штабелей с товарами к общему складскому объему.
Уровень механизации складских работ характеризует рациональность использования рабочей силы и определяется по формуле:
где УМ — уровень механизации (%);
МР — объем механизированных работ (т);
Р — общий объем работ, выполняемых на складе (т).
Применение перечисленных показателей позволяет определить рациональность использования складского хозяйства.
Глава 19 ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
Кооперативы в свободных экономических зонах (СЭЗ). Малый бизнес в экономической структуре СЭЗ. Акционерные формы предпринимательства
Кооперативы в свободных экономических зонах (СЭЗ)
Можно предположить, что кооперативная форма собственности займет значительное место в рыночной экономике России. Это связано с тем, что широкомасштабное кооперативное движение в нашей стране имеет более чем 100-летнюю историю и до сего времени является составной частью модели общественного развития.
Современные экономические условия деятельности кооперативов способствуют перераспределению высококвалифицированных специалистов из государственных организаций (предприятий) и создают возможность для становления рынка труда, увеличения в короткие сроки объемов производства, повышения рентабельности продукции, снижения затрат на производство.
Государственное регулирование деятельности кооперативов осуществляется правовыми и экономическими методами на основе кооперативного законодательства страны, в котором определяются принципы деятельности кооперации и отдельных ее видов, формируются требования к содержанию устава кооператива. В уставах определяются цели и сферы деятельности кооперативов, порядок членства, права и обязанности членов, структура и правила формирования органов управления, контроля, принципы образования паевого капитала и распределения прибыли. Основу всех уставов любого уровня кооперативного движения составляют принципы кооперативной демократии, разработанные и принятые Международным кооперативным альянсом, членом которого Россия является с 1903 г.
Принципы предусматривают:
открытое членство, предполагающее добровольное вступление в кооператив и свободу выхода из него для каждого, кто берет на себя обязательства в соответствии с уставом; недопустимость ограничения членства в кооперативе по социальным, политическим, расовым или религиозным мотивам;
демократический характер управления, основанного на равноправии членов и построении организационной структуры кооперативов "снизу вверх";
недопустимость обогащения одного члена кооператива за счет другого; распределение прибыли между членами пропорционально участию каждого из них в экономической деятельности кооператива в истекшем году при обязательном отчислении в фонды развития;
строго ограниченный процент начислений на паевой капитал при распределении прибылей по паенакоплениям;
проведение воспитательно-просветительской и общеобразовательной работы среди членов;
активное сотрудничество с другими кооперативами на местном, национальном и международном уровнях.
В рамках действующего в России законодательства и своих уставов кооперативы пользуются полной свободой в организации экономической деятельности.
В кооперативах "новой волны" (конец 80-х — начало 90-х гг.) производственной деятельностью заняты преимущественно их члены.
Промышленные, сельскохозяйственные, торговые, обслуживающие и прочие предприятия различных видов кооперации используют и наемный труд — ими управляют наемные менеджеры под руководством и контролем соответствующих кооперативных организаций.
В кооперативном движении России довольно большой процент предприятий с долевым участием, пайщиками которых являются индивидуальные и коллективные члены (отдельные кооперативы и их союзы).
Мировой опыт показывает, что такие кооперативы преобладали на ранних этапах кооперативного движения.*
* См.: Мартынов В. Кооперативы и рыночная экономика (вариант Швеции)// МЭиМО, 1991, № 8, с. 87—99.
На более поздних этапах отмечается переход к акционерной форме организации кооперативных предприятий. По мнению многих деятелей кооперативного движения, именно эта форма наиболее эффективна с экономической точки зрения. Она лишена недостатков кооперативов с долевым участием, которые заключаются главным образом в том, что механизм принятия решений, особенно нетривиальных, не всегда обеспечивает выбор оптимального варианта в связи с медлительностью и неповоротливостью этого механизма, непредсказуемостью реакции первичных кооперативов и их рядовых членов, сопротивлением членов кооператива, не желающих рисковать своими долями, невозможностью сокращения штатов при необходимости технического перевооружения. Это и многое другое снижает восприимчивость кооперативов к достижениям научно-технического прогресса, а следовательно, и конкурентоспособность, делает невозможным и применение жестких административных мер к лишним или недобросовестным работникам. Председатель вынужден идти на поводу у коллектива, что снижает степень способности к экономической экспансии у кооперативов по сравнению с другими формами собственности. Иными словами, излишний демократизм, недостаток авторитарных функций у руководства (как это ни парадоксально звучит) приводит к вытеснению кооперативов с рынка. Западногерманские кооперативы, акционерные по своей природе, в начале 80-х гг. начали отставать от американских конкурентов по техническому перевооружению, объемам экспорта, срокам окупаемости инвестиций. Специалисты пришли к выводу, что причина создавшегося положения — чрезмерная зависимость председателей правлений от членов правлений и наблюдательных советов, что приводило к принятию половинчатых решений. Председатели правлений — американцы имели большую степень независимости, но и большую степень ответственности, что и сказалось на успехах американских кооперативов. Так, недостатки системы управления, неоптимальное соотношение между демократией и авторитетом привели к тому, что западногерманские фирмы начали терять рынки. Положение выравнилось лишь к концу 80-х гг.
Это обстоятельство объясняет тот факт, что в рыночной экономике Германии кооперативы остались на уровне мелкотоварного производства, не выдержав конкуренции с государственными предприятиями.
Кооперативы Швеции, Дании, США — реальная альтернатива частному предпринимательству и этатизму.
В России среди кооперативов пока преобладают предприятия с долевым участием, которые представляют мелкотоварный уклад. В таком виде они не могут быть экономически значимой формой хозяйствования. Переход на акционерную форму при создании кооперативов даст возможность успешнее решать проблемы накопления и мобилизации финансовых ресурсов, модернизации производства и перестройки его структуры в связи с меняющимися условиями и требованиями рынка.
Акционерная форма кооперативов существенно облегчает развитие внешнеэкономической деятельности региона и внедрение на рынки других стран.
Например, молочный кооператив-гигант "Арла" (Швеция) является владельцем или совладельцем 20 компаний, действующих в 12 странах Европы, Азии и Америки. На его долю приходится до 50% национального рынка низкокалорийных молочных продуктов Великобритании, Японии, Франции, Финляндии, Норвегии и Исландии.
В России кооперативное движение возникло в 60-е гг. XIX в. в условиях относительно развитого товарного производства. Наибольшего подъема оно достигло в первом десятилетии XX в. В начале 1901 г. в России было 1625 кооперативов: кредитных — 837, потребительских — 600, сельскохозяйственных обществ — 137, маслодельных артелей — 51. В 1905—1907 гг. число кооперативов увеличилось в 15—17 раз, его членов — в 20—25 раз.
На 1 января 1917 г. в России было 63 тыс. всех видов кооперативов, которые объединяли 24 млн. участников: потребительская кооперация — 35 тыс. кооперативов и 11,5 млн. участников; кредитная — соответственно 16,3 тыс. и 10,5 млн.; сельскохозяйственные общества — 5,5 тыс. и 1,6 млн.; сельскохозяйственные товарищества — 2,3 тыс. и 230 тыс.; молочные артели — 2,9 и 435 тыс.; кустарные и производственные артели — 1,2 и 60 тыс. Российская кооперация была в основном деревенской. С учетом 31 тыс. сельских потребительских обществ, объединявших 7,5 млн. членов, вся кооперация, обслуживав'-шая сельское население, включала в себя 56,6 тыс. кооперативов с 18,6 млн. членов, или 88,8% всех кооперативов и 76,2% всего кооперированного населения. Сельская кооперация обслуживала 94 млн. человек, или 82,5% деревенского населения.
Для СЭЗ интерес будут представлять самые разнообразные виды кооперативов: потребительская и сельскохозяйственная кооперация, рыболовные кооперативы и др.
Многообразно может быть представлена деятельность кооперативов в различных сферах обслуживания (например, Шведская национальная ассоциация потребителей электроэнергии состоит из 82 кооперативных обществ, которые обслуживают 212 тыс. абонентов преимущественно в сельской местности).
К числу традиционных и широко распространенных видов кооперации относятся транспортные кооперативы, которые могут объединять владельцев такси, автобусов, сервисных служб, грузового и другого транспорта. Промысловая кооперация и другие виды кооперативных организаций "новой волны", как правило, формируются под эгидой уже действующих объединений (страховых кооперативов, муниципалитетов и др.) и имеют ярко выраженную социальную направленность. В эти кооперативы вступают выпускники школ, не сумевшие найти работу.
Кооперативы по торговле экологически чистыми продуктами питания устанавливают непосредственные связи с сельскохозяйственными кооператорами, гарантирующими им поставку продукции требуемого качества.
Большое развитие могут получить в свободных экономических зонах разнообразные кооперативы по оказанию услуг, которые могут действовать по контрактам с муниципалитетами, представляющими им необходимые помещения и льготные кредиты: кооперативные центры по уходу за престарелыми и инвалидами, школьные столовые, прачечные, холодильники, гаражи, складские кооперативы, детские сады и др. Весьма перспективны для СЭЗ также специализированные кооперативы по консультационной деятельности в области менеджмента, организации коммерческой деятельности, бухгалтерского учета и т.д.