С самого начала деятельности Гораций выступает как сторонник содержательной поэзии, мастер, виртуоз метрической формы. Ориентация на греческих классиков для него – средство к обновлению идейной поэзии в более изысканном стиховом облачении. В этом отношении примыкает к направлению классицизма, возглавляемому Варием и Вергилием.
Раннее тв-во Горация имеет агрессивно-полемический характер, в основном это ямбографии или сатиры. Брал размер и страстность Архилоха с новыми темами. Начинает с политической поэзии, пылкого протеста против непрекращающихся войн. Утопическую сентиментальность преследует жестокой иронией. Элемент пародии – например, пародируется сентиментальная любовная элегия. И в выборе тем, и в их трактовке видно желание подняться над субъективизмом неотериков. Форма диалоги и монолога. «Эподы» - первый шаг к строгому классическому стилю, все еще перегружены деталями. Есть еще и сатиры. Но вскоре сосредотачивает свое внимание на сфере частного поведения. Проблема индивидуального счастья становится теперь центральной во всем творчестве Горация. Создает философию небогатого, но культурного рабовладельца, который готов примириться с новым порядком, поскольку она положила конец гражданским войнам. «Золотая середина». Философия умеренности и покоя.
Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н.э.). Ямбографические стихотворения относятся к 30-м годам и составляют небольшой сборник "Эподы" - двустишие, в котором второй стих короче первого. Гораций начинает с политической поэзии, с пылкого протеста против непрекращающихся войн. Он дает картину "Золотого века", но на каких-то "блаженных островах", куда только и остается бежать гражданам обреченного Рима.
2-й эпод прославляет прелести сельских занятий, но в конце оказывается, что все это прекрасное вложено в уста жадного ростовщика. Элемент пародии распространяется и на любовные стихотворения.
11-й эпод - сентиментальная элегия.
В течение 30-х годов - "Сатиры".
В 23-ем году - три книги лирических "Стихотворений", иногда их называют "Одами".
"Ода" - песня, или лирическое произведение в стиховых формах песни, и, в частности, "Оды" Горация весьма далеки от "высокого стиля". Как чистый классицист, Г. ищет для себя образов в древнегреч. лирике и находит их главным образом в лирике эолийцев. От архилоховского стиля Г. переходит к формам монодической лирики. Его образы теперь - Алкей, Сапфо, и Анакреонт, римский поэт усматривает свое право на бессмертие в том, что он "первый свел эолийскую песню на италийские лады".("Памятник").
Гораций т.о. обогащает поэзию стиховыми и строфическими формами эолийской лирики.
Сборник 23 года содержит в пестром чередовании стихотворения, написанные "алкеевой строфой", "сапфической", "асклепиадовой" и.т.д. Воспроизводя метрическое построение и общий стилистический тон эолийской лирики, Г. во всем остальном идет собственными путями. Как в эподах, он использует худ. опыт разных периодов, нередко перекликается с эллинистической поэзией. Древнегреческая форма служит облачением для эллинистически-римского содержания.
Переводов из древнегреч. у Гор. нет. Мысль и воображение преобладают у Г. над чувством. Склонен к дидактической форме, характерной для античной лирики. Стихотворение Г. обычно имеет форму обращения, поэт адресуется к некому второму лицу и лирическая тема развертывается между авторским "я" и "ты" адресата; другие формы - монолог или диалог используются лишь в виде исключения. Иногда обращается к божеству. Почти все мужские адресаты од - реальные лица, современники поэта, но никто кроме Мецената не удостаивается больше одного обращения. Другая характерная особенность горацианской лирики в том, что обращение почти всегда содержит в себе волеизъявление или совет. По тематике и жанровым разновидностям оды весьма разнообразны. Обращения к богам, составленные по всем правилам античного гимна, политические стихи и философские размышления чередуются с любовной, пировой и дружеской лирикой, с насмешливыми и обличительными произведениями и со стихотворениями на различные жизненные случаи. При всем своем многообразии четко выделяется несколько основных групп, создающих специфический облик сборника. Это, прежде всего, группа "увещевательных" стихотворений - лирика размышления. Г. не отказывается от проблематики истинного счастья, занимавшей его в сатирах. "Горацианская мудрость". Не следует задумываться о будущем: "День текущий лови, меньше всего веря в грядущий день". Жажда богатства и стремление к почестям одинаково бесполезны, высокое положение таит в себе опасности.
Любовная лирика Г. не выходит за пределы поэзии легких увлечений. В его сборнике мелькает много женских фигур, почти не имеющих индив. черт - Лидии, Гликеры, Хлои. Авторское "я" не всегда является при этом носителем любовной эмоции. Сильное чувство Гораций предпочитает находить у других. Более значительную ценность представляет для эпикурейца дружба. Характерное сочетание серьезного и шутливого, его искусство средних красок находят благодарную почву в тонах дружеской лирики; к этой области относятся многие из наиболее изящных стихотворений Горация. Ряд посвящен Меценату. Особую категорию составляют оды на соц. и полит. темы.
Издавая в 23г. сборник своих "Carmina" он обращается во вступительном стихотворении к Меценату, выражая надежду, что будет "причислен к лирическим поэтам", т.е. поставлен наряду с прославленными представителями древнегреч. лирики; заканчивается сборник знаменитым "Памятником":
Создал памятник я, бронзы литой прочней...
Первым я приобщил песню Эолии
К италийским стихам. Славой заслуженной,
Мельпомена, гордись и, благосклонная,
ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.
В 20-м году выходит сборник его "Посланий": одна из форм прозаического изложения, но у Горация письмо становится литературным жанром. Некоторые письма являются действительно письмами, но в большинстве случаев это лишь предлог для высказывания мыслей и настроений.
К последнему десятилетию жизни Г. относится вторая книга "Посланий",посвященная вопросам лит-ры. Она состоит из трех писем.