Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ультурный конфликт €зычества и христианства на –уси протекал как медленна€ перекодировка €зыческой кар тины мира в христианскую




¬ сознании низов они сосуществовали и постепенно сплавл€лись в единую картину (где бог Ѕелее превращалс€ в св€того ¬ла-си€). Ѕезусловно, усиливались христианские элементы, а низший социальный слой приобрел название Ђкресть€нствої Ч т. е. Ђ»исусово стадої.

Ќасколько органичным могло быть сочетание двух культур, дает представление Ђ—лово о полку »горевеї. –усичи именуютс€ там ƒаждь-божьими внуками, ярославна просит помощи у ƒнепра-—ловутича и —олнца, а ее спасЄнный муж под ликующие крики киевл€н едет к храму ѕирогощей Ѕожьей ћатери.

“атаро-монгольское нашествие, безусловно, обострило национальное сознание русских, живущих на оккупированной территории. –усь как бы распалась на три культурные зоны. Ѕудущие украинцы и белорусы оказались в подчинении польско-литовского государства, составл€€ большинство его населени€. Ќо религиозна€ нетерпимость католической шл€хты не дала православным потомкам пол€н и древл€н примиритьс€ с новыми владетел€ми.  акими могли быть будущие русские пор€дки, дал намек ¬еликий Ќовгород. –аскопанные в 1950-е гг. берест€ные грамоты показали, что грамотность в Ќовгороде в XIV-XV веках была столь же распространена, как во ‘лоренции или ¬енеции того же времени. ѕон€тие государства отделилось от пон€ти€ личной вотчины правител€. ¬ече в определенной степени контролировало действие исполнительной власти. √ород был центром промышленности и торговли (чего нельз€ сказать о городах московского кн€з€). ¬ Ќовгороде по€вилось свободомыслие (ереси), близкое протестантизму. ¬ нем беспреп€тственно селились иностранные купцы и послы. Ќо Ќовгород, как и многие раннекапиталистические города-государства, замкнулс€ в рамках своих непосредственных финансовых интересов, а потому не выступил как центр возрождени€ страны. Ёто сделала ћосква, котора€, объединив русские земли, прекрасно чувствовала культурную чужеродность Ќовгорода: от него несло европейской ересью. ќбвинив новгородцев в намерении переметнутьс€ к Ћитве, »ван √розный вырезал все население города. » это был единственный способ уничтожить определенный тип культуры Ч перебить всех его носителей. ¬ новгородские дома были вселены Ђлюдишкиї московской выделки.  огда первые переселенцы вымерли от болезней, вызванных незарытыми трупами новгородцев, их заменили новые подданные Ђбелого цар€ї.  ультурное единство страны было восстановлено в рамках самодержавного мифа о ћоскве Ч “ретьем –име.

ѕройд€ выучку управлени€ у золотоордынского хана, московские великие кн€зь€ сумели избавитьс€ от пр€мой политической зависимости в XV веке. –азгромив в середине XVI века  азанское и јстраханское ханства, русский царь получил доступ к —ибири. Ќачалась пора завоеваний. —о времен »вана √розного до эпохи ѕетра I Ч за 150 лет Ч –осси€ в среднем в год присоедин€ла к своим владени€м территорию размерами с √олландию. Ќо при этом –осси€ тщательно отмежевывалась от западной жизни. ѕышный царский двор всеми силами поддерживал московское самодовольство, питаемое идеей, что в подлунном мире только на –уси тишь да благодать. Ќе было ни университетов, ни духовных академий. ƒаже дл€ практически необходимых дел приходилось выписывать иностранцев. »таль€нец ‘ьораванти восстанавливал рухнувший ”спенский собор в ћосковском  ремле. ѕриехавший из ¬изантии ћаксим √рек разбирал греческие рукописи. ѕрин€в православие из греческо-болгарских источников, –усь в XVI веке не имела ни одного русского, профессионально знавшего греческий €зык. ј ведь сын ярослава ћудрого ¬севолод знал шесть €зыков Ч это в XI веке!

ѕроблемы культуры остро встали уже в XVII веке. ¬ 1650-е гг. к –оссии была присоединена больша€ часть ”краины. ѕри всем непри€тии католицизма украинска€ культура не устранилась от европейской учености. ј ћосква, обернувшись лицом на «апад, уже думала о создании единого православного государства Ч и с валахами (молдаванами), и с болгарами, и с греками. ¬плоть до Ѕосфора и ƒарданелл. Ќо с момента прин€ти€ –усью христианства прошло семь веков. –азнообразие ритуалов и разночтени€ в православных книгах были велики. ƒл€ создани€ единого церковного канона патриарх Ќикон пошел на реформу, да еще по примеру крутых московских правителей на реформу резкую, грубую, приказную. » тут случилось непредвиденное. ѕосле опричного террора и смутного времени, после прин€ти€ в 1649 г. кнутобойного Ђ—оборного уложени€ї часть жителей московского государства эту реформу не прин€ла. ќтказалс€ молитьс€ по-новому —оловецкий монастырь (его пришлось брать штурмом). ќтказались прин€ть Ђтроеперстиеї многие кресть€не. ѕо старому обр€ду жила Ђбольша€ї бо€рын€ ‘едось€ ћорозова. ј во главе движени€ встал мужественный человек и гениальный писатель протопоп јввакум. ѕроизошел раскол церкви. «аставить непослушных смиритьс€ было невозможно потому, что их нельз€ было запугать.  ак можно грозить тюрьмой или кнутом тому, кто сам готов сжечь себ€ и своих близких в избе только при одном приближении Ђпилатовї и Ђиродовї? —тарообр€дцы за свою веру готовы были умереть.  онфликт духовных ценностей прин€л острейшую форму. » самодержавию впервые пришлось отступить перед Ђослушникамиї. »х обложили двойной податью и оставили жить по своим правилам. ’ристианские убеждени€ этих людей были искренними, твердыми и осознанными.

 ультурный аспект церковного раскола весьма интересен.  ак описывает в своем Ђ∆итииї протопоп јввакум, старообр€дцы были обвинены в невежестве и неспособности учитьс€ у просвещенных народов. ¬едь Ќикон правил русские богослужебные книги по италь€нским печатным издани€м. јввакум же боролс€ за исконные русские традиции. ¬ этом отношении јввакум выступал как консерватор. Ќо при том јввакум защищал и свое разумение (т. е. интеллектуальную самосто€тельность) и искренность своей веры (т. е. свободу вероисповедани€ и совести), хот€ в том многое было определено его позицией защищающейс€ жертвы нападени€. Ќикон выступал за послушание новому. ј јввакум спорил, защища€ старое.  онсерватор в тематической области, јввакум был новатор в методе утверждени€ истины: диалог уже проникал в его способ мышлени€. ∆изнь в его изображении тер€ла черно-белый вид, приобретала многоцветье. Ќикон же выступал как предшественник ѕетра I, ибо готов был вводить новшества силой, полага€, что стерпитс€ Ч слюбитс€.

ѕри таком подходе конфликты ценностей (культурные) разрешаютс€ хуже всего и с наибольшими потер€ми. ѕосле разгрома церкви большевиками никониане с большей готовностью прин€ли социалистическую религию, чем старообр€дцы, потому что охотнее подчин€лись приказу, нежели внутреннему убеждению. ƒл€ них истинной была стара€ пословица: что ни поп, тот батька. ¬от как ј. ћ. ѕанченко описывает суть конфликта ѕетра I с местоблюстителем патриаршего престола —тефаном яворским:

Ђ÷арь искал резвых и ретивых исполнителей, а —тефан яворский, заслон€€сь авторитетом апостольских писаний, возражал, что доброе дело, если оно результат приказа, а не свободной воли, не засчитываетс€ в качестве нравственной заслугиї[119].

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 699 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1581 - | 1406 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.757 с.