ГЛАВА XI
ДЕЙСТВИЕ ПРАВА
Понятие правовой системы
Право, как уже неоднократно отмечалось, представляет собой сложный феномен, состоящий из нескольких взаимосвязанных элементов — общезначимых и общеобязательных правовых норм и возникающих на их основе правовых отношений, т. е. право представляет собой целостность, систему.
Эйдетический смысл права предполагает не только наличие самого правила поведения, но, конечно же, и субъекта, которому это правило адресуется и которым оно интерпретируется как правовое. Как уже отмечалось, право не может существовать бессубъектно. Если представить себе гипотетический случай, когда на Земле исчезнут все люди, то Земля (то, что обозначается этим словом) все равно останется; ее существование как материального объекта не зависит от наличия или отсутствия воспринимающего ее субъекта. Подобная ситуация применительно к праву исключена, так как бытие права и его действие возможно только через субъектов, а недействующее право (не знающее правовых отношений) не есть право по своему смыслу: это может быть то, что когда-то было правом, или то, что может стать правом, если будет действовать. Поэтому право предполагает наличие воспринимающих право субъектов, которые одновременно являются и носителями принадлежащих им прав и обязанностей, и их интерпретаторами.
Следовательно, субъективные права и обязанности не есть просто «рефлекс», отражение «объективного права» (правовых текстов), а основной элемент системы права. Коммуникативная связь «субъективного» и «объективного» в праве позволяет трактовать его как основанное
17-1351 |
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
на социально признанных нормах поведение субъектов, реализующих свои права и обязанности. Право, таким образом, возникает «внутри» правовой коммуникации как ее результативная часть. Право предстает как интерсубъективное явление, т. е. как нормативные правовые отношения, выраженные в форме прав и обязанностей и реализуемые в поведении. Но эти отношения возникают между субъектами.
На данном (эйдетическом) уровне системных связей вне права, понимаемого как система, оказываются сами субъекты как носители правового сознания, правовой культуры и участники актов правовой коммуникации, первичные правовые тексты и способы их легитимации, т. е. все то, что относится к системе иного уровня — правовой системе.
Таким образом, от системы права следует отличать правовую систему и правовую действительность.
Под правовой действительностью понимается не только действительность самого права, но и всех явлений, так или иначе связанных с правом, включая правовую патологию, например, правонарушения. Правовая действительность — это интерсубъективная социальная действительность, взятая в особом ракурсе. Это ракурс жизненного мира права, мира «опривыченного», в котором экзистенциально укоренен каждый правовой субъект и в котором создаются правовые смыслы и правовые интерпретации.
Правовая система представляет собой явление, интеллектуально вычлененное из правовой действительности, и включает в себя не все правовые феномены, а лишь те, которые непосредственно взаимодействуют с социальным субъектом (членами общества), обеспечивая возможность социальной объективации и легитимации правовых текстов конкретного общества.
Рассмотренная таким образом правовая система включает в себя: 1) все правовые тексты, 2) интерпретирующих правовые тексты субъектов, а также 3) средства правовой легитимации (в том числе интертексты культуры, общественное правосознание, социальные коммуникации) и собственно 4) право (т. е. правовые нормы и правовые отношения, систему права). Правовая система предстает как система правовых коммуникаций в их правообразу-ющей целостности.
Необходимо отметить, что в отечественной теории права в качестве элементов правовой системы обычно выделяются: 1) система
Глава XI. Действиеправа
права (понимаемая как система норм права, структурированных по отраслям права), 2) правовая идеология как наиболее важный элемент общественного правового сознания, 3) юридическая практика (С. С. Алексеев, В. Н. Синюков и др.).
Правовая система понимается, таким образом, как понятие более широкое, чем система права. Правовая культура в целом и общественное правосознание в частности оказывают самое непосредственное влияние на социальную интерпретацию права как явления ценностного и на егоинституционализацию в рамках социальной системы. Под институционализацией права в данном случае следует понимать сам процесс становления права как устойчивого комплекса норм, определяющих права и обязанности субъектов на основе их социальной легитимации и тем самым определяющих их (субъектов) взаимообусловленное поведение какправовую коммуникацию.Легитимация же права как системы осуществляется и черезпервичные правовые тексты, которые могут формироваться спонтанно (например, правовой обычай) либо путем целенаправленной деятельности социального субъекта (например, законы или судебный прецедент), и черезвторичные правовые тексты, формирующиеся в ходе реализации прав и обязанностей субъектов, т. е. в ходе юридической практики. В свою очередь первичные правовые тексты легитимируются при помощи иных правовых, а также политических, религиозных, нравственных, идеологических и других текстов. Поскольку сама культура может быть интерпретирована как совокупность текстов (Ю. М. Лотман), то можно сказать, что тексты легитимируют тексты, представляя собой единыйинтертекст.
Сказанное позволяет трактовать правовую систему как целостность правовых коммуникаций, включающую два блока — информационный и деятельностный, функционирующие в рамках единого пространства правовых коммуникаций.'Этим определяется
' Ср.: «Единство правового пространства можно обеспечить, лишь опираясь на достижения правовой коммуникативистики. Поскольку нормы права могут существовать только в связи с поведением людей, пространственная (территориальная) составляющая данного понятия большой роли не играет. Основное внимание следует сосредоточить на субъектном анализе данной категории... Центральным элементом системы права, правовой системы и правового пространства, безусловно, является человек во всей сложной системе коммуникативных связей» {Козюк М. Н. Правовое пространство и правовые коммуникации // Новая правовая мысль. Научно-аналитический журнал. 2002. № 1. С. 26).
"• 259
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
и смысл такой конструкции, как «механизм действия права», который может быть раскрыт только в рамках правовой системы. Правовая система есть синергетическая система, которая развивается нелинейно и получает свой «продукт» — право — лишь на «выходе» системы как результат согласованного взаимодействия всех элементов, среди которых тексты государственных законов занимают важное, но не исключающее значимость других элементов положение.
Если система права, отражающая его онтологический статус, всегда содержит одни и те же элементы (общезначимые и общеобязательные правовые нормы и межсубъектные правоотношения) и в этом смысле одна и та же в разных обществах, то правовые системы полностью зависят от социокультурных условий и могут существенно отличаться друг от друга. Наиболее типичные, «родственные», правовые системы в науке сравнительного правоведения объединяют в «правовые семьи», среди которых выделяют романс-германскую, англосаксонскую и мусульманскую правовые семьи. Основные различия между правовыми семьями как раз и будут заключаться в специфике правовых текстов (текстуальных источников права), в специфике правого сознания общества, из которого, в частности, вытекают способы и формы правовой легитимации текстов, в специфике типизированных правовых взаимодействий.
Понятие действия права
Понятие действия права в науке понимается по-разному и зависит от понимания самого права. Для сторонников интерпретации права как некой справедливой идеи, или естественных прирожденных прав человека, т. е. для различных вариантов юснатурализма, проблема действия права не актуальна. Приписывание естественному праву таких свойств, как совершенство, неизменность, независимость от сознания и деятельности субъектов, исключает постановку вопроса о его действии: оно существует всегда и везде, независимо от того, догадывается ли кто-либо о его существовании. Даже если человеческий разум откроет объективное содержание естественного права, оно предстанет в сознании субъекта в виде идеала, который в принципе не может быть осуществлен в повседневной практике правового общения, а это и есть «место» действия права.
Глава XI. Действие права
Проблема действия права может иметь значение только для тех вариантов правопонимания, которые признают возможность возникновения и развития права, т. е. для социологического правопонимания и для правового этатизма. В правовом этатизме действие права сводится к действию нормативно-правовых актов, прежде всего законов. «Действие» в данном случае означает лишь метафору, так как под ним понимается наличие у нормативно-правового акта юридической силы, позволяющей считать его обязательным для всех субъектов, которым этот акт адресуется с определенного момента времени в определенных территориальных границах.
Проблема же социального действия права впервые была поставлена и получила определенное разрешение в рамках социологического типа правопонимания, для представителей которого только «живое», т. е. воплощающееся в правовых отношениях, право и было подлинным правом. Однако существенным недостатком социологической интерпретации действия права следует признать отсутствие внимания к субъекту — центру правовой активности, благодаря интеллектуально-эмоциональным и волевым усилиям которого право и действует в обществе.
В рамках коммуникативного подхода действие права раскрывается через понятие правовой системы и означает системное функционирование права, т. е. непрерывный процесс возникновения, изменения, прекращения и нового возникновения межличностных правовых коммуникаций.
Действие права всегда предполагает деятеля и возможно только через деятеля. За так называемым действием права всегда стоит субъект. Поэтому действие права имеет место тогда, когда существующие правовые тексты в результате информационно-ценностного воздействия интерпретируются и легитимируются социальными субъектами как побудительные, «порождающие» субъективные права и обязанности и вызывающие нормативные правовые отношения, т. е. пассивное или активное правовое поведение в соответствии с имеющимися правами и обязанностями.
Правовые нормы нельзя понимать как нормы, не действующие в тот или иной момент времени. По своей природе правовые нормы есть результат информационно-ценностного и функционально-побудительного воздействия первичных и вторичных правовых
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
текстов на субъектов, и они всегда действуют в рамках социальной системы. Это значит, что они как результат интерпретации конкретных правовых текстов в качестве общезначимых и общеобязательных (т. е. легитимных) сопряжены с соответствующими интеллектуально-эмоциональными представлениями и, конституируя права и обязанности субъектов, определяют их правовое поведение. Причем через текстуальное осмысление этого поведения правовые нормы получают свое подлинное правовое значение. В этом смысле само выражение «действующее право» есть плеоназм, так как «недействующего права», в строгом смысле слова, быть не может.
В рамках правовой системы функционирует как государственное, так и социальное право. Отношения между этими двумя подсистемами достаточно сложные и многомерные. Они вовсе не обязательно представляют собой соподчинение, когда социальное право «подчиняется» праву государственному и ни в чем не может ему противоречить. В нормальном состоянии их можно характеризовать как диалогические. По-видимому, следует вообще отказаться от представлений о праве как о непротиворечивой, бесконфликтной по своей природе системе норм с четкими и обозримыми границами. Рассмотренное не в структурном, а в функциональном аспекте право представляет собой постоянно становящуюся плюралистическую коммуникативную систему, все содержание которой рационально не охватываемо. Одним из инструментов ее полностью непредсказуемого развития2 является правовой конфликт.
Правовой конфликт
Правовой конфликт является разновидностью социального конфликта и тесно связан с понятием социальной и правовой коммуникации. Человеческий социальный мир всегда стремится к непрерывности процесса своего самовоспроизводства как коммуникативного единства. Вне этого условия само существование человеческого общества невозможно. Конфликт в зависимости от степени его развитости
2 Как уже отмечалось, научным направлением, обосновывающим нелинейное, не прогнозируемое в полной мере развитие сложных социальных систем, является синергетика. Синергетический подход позволяет глубже понять специфику коммуникативно-правовых процессов, характеризующих действие права.
Глава XI, Действие права
и остроты может быть охарактеризован и как помеха в коммуникации, и как причина ее разрыва. Социальный конфликт можно определить как психическую и (или) физическую борьбу за изменение параметров социальной коммуникации или за сохранение ее статус-кво.
Конфликт всегда выражается в социально значимом поведении. Если целью коммуникации является консенсус, то конфликт указывает на его отсутствие и на активную деятельность по достижению коммуникативного единства, не считаясь с аргументами противостоящей стороны. Тем не менее действия сторон в социальном конфликте всегда «нацелены» на установление новых параметров коммуникации или на подтверждение старых. Этим социальный конфликт отличается от любых асоциальных действий, которые носят деструктивный характер и не предполагают своей целью коммуникацию (например, взаимное физическое истребление). Иными словами, конфликт всегда предполагает какой-либо вариант его коммуникативного разрешения.
Осмыслению проблематики социального конфликта может помочь взгляд на его природу и способы разрешения, представленный в работах У. Р. Матураны и Ф. X. Варелы. Он сформулирован в рамках коммуникативного подхода, но интересен тем, что опирается на биологические предпосылки человеческой коммуникации. Ученые, в частности, писали: «Если мы знаем, что наш мир с необходимостью есть мир, который мы создаем вместе с другими, то всякий раз, когда мы вступаем в конфликт с другим человеком, с которым хотим продолжать сущест-вование, мы не можем утверждать, что именно для нас сохраняет определенность (остается абсолютной истиной), ибо это означало бы отрицание другого человека. Если мы хотим сосуществовать с другим человеком, то должны признать, что его определенность (сколь бы нежелательной она ни была для нас) столь же законна и реальна, как и наша собственная, потому что его реальность, как и наша собственная, выражает сохранение им структурной сопряженности и области существования, сколь бы нежелательным это для нас ни выглядело. Следовательно, единственная возможность для сосуществования состоит в выборе более широкой перспективы, области существования, в которой обе стороны находят себе место, порождая совместными усилиями общий мир. Конфликт всегда является взаимным отрицанием. Он никогда не может быть разрешен в той области, где возник, если его участники занимают "вполне определенную" позицию. Конфликт может быть устранен, только если мы переходим в другую область, где возможно сосуществование. Знание этого знания составляет социальный императив антропоцентристской этики».3
3 Матурана У. Р., Варела Ф. X. Древо познания. М., 2001. С. 21&-217.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
Правовая коммуникация чревата конфликтами. Само правомочие, выражающее суть права, есть определенное притязание, требование к окружающим совершить или, наоборот, не совершать определенных действий. Другими словами, это есть требование исполнения правовых обязанностей. В отличие от морали, которая основывается на само-обязывании, право воздействует на волю других субъектов, психически принуждая к определенному поведению. Определить же границы субъективных прав и разграничить законные интересы разных субъектов исключительно рационально-нормативным путем в реальной жизни невозможно ввиду разнообразия жизненных ситуаций, в которых они возникают и реализуются, порождая конфликты интерпретаций. Поэтому борьба за право (конфликтная по своей природе) является необходимым моментом, характеризующим функционирование правовой системы каждого конкретного общества.
Правовые нормы и правовые отношения в правовой системе могут быть охарактеризованы как «сильные» и как «слабые». Становящаяся правовая система означает постоянный процесс возникновения, «умирания» и миграции норм и отношений. «Слабые» правовые нормы — это нормы, только что «родившиеся». Зачастую они существуют в конфликтной среде и постоянно находятся в процессе социальной адаптации. Такие правовые нормы, как правило, не имеют 1 четких структурных элементов и поддерживаются процедурой само- |„ защиты. «Сильные» правовые нормы очень часто имеют поддержку государства. Они быстрее других проходят процедуру легитимации и за счет формализованной структуры менее других задействованы в правовых конфликтах.
Правовой конфликт может возникать между субъектами, опирающимися на правовые тексты разных подсистем, например, на тексты государственного и социального права; или на одни и те же тексты, но по-разному интерпретируемые субъектами; а также может возникать в случае сознательного нарушения какими-либо субъектами правовых норм. Противоречия между различными правовыми текстами или правовыми нормами в литературе называют правовыми коллизиями.
Разрешаются такие конфликты как через правовые процедуры, так и через социальный выбор между двумя конфликтующими текстами и отнюдь не обязательно выбор делается в пользу права официального,
264 •
Глава XI. Действие права
за которым стоит принудительная государственная власть. Если социальная ценность текстуальной нормы официального права ниже, то она или не получает правового значения вовсе, или с течением времени перестает функционировать, применяться и теряет правовой характер. Правовое значение нормы вообще зависит от того, в какой мере могут быть реализованы предоставляемые ею правомочия и обязанности. Если же удается «перекрыть» действие конкурирующей нормы, то тем самым утверждается социальная ценность реально действующей правовой нормы. Возможны и такие ситуации, когда действуют одновременно две конкурирующие нормы и разрешение такого конфликта становится делом времени.
Развитие правовой системы через юридический конфликт субъективно зависит от желания и способностей со стороны заинтересованных социальных групп вести «борьбу за право», о которой (в несколько другом аспекте) говорил Р. Иеринг,4 а объективной — от наличия или отсутствия социокультурных обстоятельств, воздействующих на поведение субъектов.
Понятие и виды социального регулирования
Действие права тесно связано с социальным и соответственно правовым регулированием, которое является его содержательной стороной. Социальное регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение людей, т. е. такое воздействие, которое упорядочивает человеческое поведение, подчиняет его определенному образцу.
Под поведением в науке принято понимать присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активносгь и ориентацию по отношению к этой среде. Близка к данному определению и трактовка человеческого поведения (актов деятельности человека) как всех видов реакций человека на те или иные потребности, откуда бы они ни исходили. Но подобная трактовка недостаточна для определения социального человеческого поведения.
4 Иеринг Р. Борьба за право. М., 1874.
1S-1351 |
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
Поведение возникает на определенном уровне организации материи, когда живые существа приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя ее с целью самосохранения и приспособления к условиям своего существования. Но только в социальном человеческом поведении возникает проблема его смысла и ценности.
Ценностные аспекты поведения выступают наиболее отчетливо тогда, когда действие приобретает характер поступка, т. е. личностно значимого акта, в котором воплощается определенная социальная ценность. Можно сказать, что поступок есть демонстрация признаваемых субъектом ценностей. В реальном поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложном соотношении. Действие неосознаваемых психических факторов наиболее рельефно выражается в эмоциональной сфере, в симпатиях и антипатиях, в аффективных проявлениях поведения. Таким образом, социальное поведение всегда осуществляется в контексте Другого и имеет коммуникативные «корни».
У поведения нет противоположности. Это означает, что нет такого состояния, как неповедение, человек не может себя никак не вести. Как отмечается в литературе, «все поведение... имеет ценность сообщения, т. е. является коммуникацией... из этого следует, что, как бы человек ни старался, он не сможет не общаться. Деятельность и бездействие, слова или молчание — все имеет ценность сообщения: они оказывают влияние на других, и эти другие, в свою очередь, не могут не ответить на эти коммуникации и, таким образом, сами общаются. Не вызывает сомнения, что молчание или игнорирование других не является исключением из доказанного. И человек за переполненной стойкой во время ленча, который смотрит только прямо перед собой, и пассажир самолета, сидящий с закрытыми глазами, сообщают, что не хотят говорить с кем бы то ни было, и соседи обычно "получают сообщение" и соответственно реагируют, оставляя их в покое. Очевидно, что это является таким же внутренним обменом коммуникацией, как и оживленная дискуссия...».5
5 Вацлавик. П., БивинД., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. М., 2000. С.43-44.
Глава XI. Действие права
В свете изложенного очевидно, что поведение в праве нельзя понимать упрощенно. Оно может проявляться не только во внешних телесных движениях, но и в таких актах коммуникации, как признание или непризнание правовых норм. Например, распространение действия нормы на новые отношения, признание сделки недействительной, а договора розничной купли-продажи — заключенным в надлежащей форме, наконец, сама легитимация правовых текстов — также требуют соответствующего поведения субъекта, выраженного не только во внешних, но и во внутренних актах.
Поскольку поведение человека выражается в актах, т. е. в действии, необходимо остановиться и на этом понятии. Определение действия, адекватное целям коммуникативной правовой теории, дано еще М. Вебером: «"Действием" мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. "Социальным" мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».6
В современной философии феноменологической ориентации теория действия как явления коммуникативного по своей направленности дополняется важными моментами. Вот что об этом пишет Э. Агацци (профессор Фрибурского университета в Швейцарии): «...Каждое человеческое действие связано с наличием некоторого "как должно быть". Во избежание недоразумений сразу отметим, что отнюдь не все, что делает человек, является собственно "человеческим действием". Например, когда мы едим, дышим или непроизвольно отдергиваем руку от пламени, наши действия ничем не отличаются от тех, какие совершают животные. Но в собственно "человеческих действиях", как бы просты они ни были (не говоря уже о таких высоких уровнях, как моральные действия), обязательно наличествует это самое "как должно быть", пронизывающее таким образом всю сложную иерархию человеческой деятельности сверху донизу. Ремесленник, делающий, скажем, табуретку, уже заранее знает, какой она "должна быть", и когда его работа окончена, он оценивает ее результат как более или менее хороший... Назовем такие действия
операциями.
Другие человеческие действия не имеют целью изготовление какого-либо предмета как такового, и в таких случаях "как должно быть"... скорее относится к способу, каким осуществляются эти действия: речь, письмо, танец, рисование,
6 ВеберМ. Избранные произведения. М., 1990. С. 602-603.
is' |
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
рассуждение — примеры таких действий, которые мы назовем исполнениями (к таким действиям обычно применимы характеристики "хорошо" или "плохо").
Наконец, многие человеческие действия считаются "хорошими" или "плохими" не потому, что они дают в результате "хороший" или "плохой" предмет, и не потому, что они "плохо" или "хорошо" исполняются, а потому, что они совпадают с некоторыми идеальными образцами, которые, как принято полагать, непосредственно соотносятся с такими действиями. Это типично для моральных действий, которые здесь мы назовем действиями в строгом смысле.
Конечно, такие различения делаются исключительно в целях анализа, и нам никогда не следует забывать, что большинство человеческих действий соединяют в себе названные характеристики, которые, правда, играют в таких действиях неодинаковую роль.
Теперь... мы имеем право назвать ценностью некоторое совершенство, идеальную модель, некое "как должно быть", то, что направляет любое человеческое действие... Короче, человеческие действия подлежат оценочным суждениям потому, что они ценностно-ориентированны (выделено нами. — Авт.)»1
Таким образом, социальное поведение имеет коммуникативную направленность, являет собой определенный смысл и этот смысл соотносится с существующими социальными ценностями. Различные поведенческие акты (внутренние и внешние) складываются в общественные отношения, которые могут носить материальный и духовный характер, быть случайными и закономерными, индивидуальными и групповыми (коллективными). Такие поведенческие акты могут представать в виде определенных «естественных» стереотипов поведения, возникающих на основе социальных и биологических предпосылок, а могут носить творческий характер, быть результатом сознательного целеполагания на основе определенных нормативно-ценностных установок.
Социальное регулирование может быть автономным и гетерономным.
Автономное (греч. autos — сам; nomos — закон) регулирование есть саморегулирование. Оно имеет место тогда, когда субъект сам устанавливает для себя правила (индивидуальные нормы) и следует им (делает по утрам зарядку, чистит зубы, выполняет моральные обязательства).
Гетерономное (греч. heteros — иной; nomos — закон) регулирование является внешним по отношению к человеку. В этом случае субъект подчиняется правилам, которые не сам для себя установил, а которые
7 Azaifiiu Э. Человек как предмет философии//Вопросы философии. 1989.
№2. С. 26-27.
Глава XI. Действие права
уже существуют в обществе в качестве общеобязательных правил. Такое регулирование может быть как «стихийным», так и сознательным. В первом случае субъект подчиняется нормам, возникновение которых не связано с каким-либо конкретным субъектом. Такую регулятивную роль выполняют нормы нравственности, некоторые религиозные нормы, обычаи и др. Сознательное регулирование связано с установлением каких-либо обязательных правил определенными субъектами.
«Стихийное» регулирование также можно трактовать как саморегулирование (самоорганизацию) на уровне общества. Однако следует иметь в виду, что любое регулирование коммуникативно, а следовательно, синергийно. Это означает наличие в любой социальной системе процедуры селекции, отбора поступающей извне информации на ее соответствие внутренним параметрам системы. Только в случае положительной реакции возможен сам процесс регулирования.
Существуют различные способы социального регулирования. В частности, можно выделить нормативное и ненормативное регулирование.
Нормативное регулирование осуществляется на основе норм, под которыми понимают разнообразные легитимно объективированные правила поведения общего и индивидуального характера.8
Ненормативное регулирование в полном смысле является «ненормальным», т. е. не определяемым нормами. Оно основывается на не имеющих легитимности, и в этом смысле произвольных, индивидуальных предписаниях, психически или физически принуждающих субъекта к определенным действиям.
§ 5. Правовое регулирование: