ность мероприятий социального контроля над правонарушениями, осуществляемыми государственными органами в целях поддержания в стране режима законности.
Следует заметить, что как понятие «статистика», так и понятие «правовая статистика» многозначны, собирательны. Говоря о многозначности первого из указанных понятий, выше отмечалось, что при его употреблении имеются в виду либо количественное описание (отсюда — описательная статистика) тех или иных общественных явлений вместе со статистическими выводами о их закономерностях, либо как совокупность способов, приемов и методов, с помощью которых получены такие описания и выводы.
Кроме того, сегодня понятие «статистика» в первом смысле — фактологическая база какой-то конкретной науки. Во втором смысле «правовая статистика» — это совокупность способов, приемов и методов исследования явлений,.составляющих предмет изучения правовой науки. И в этом смысле она — отрасль правовой науки. Ее цели производны от целей науки как человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле — теоретическое отражение действительности.
Правовая статистика — понятие собирательное потому, что к ней могут быть отнесены статистические сведения, содержащиеся в статистике многих ведомств, в том числе не относящихся к правоохранительным, например различных контролирующих органов.
Правовая статистика отражает своими показателями, как охраняется личность, защищаются гарантированные Конституцией права и свободы человека и гражданина, все формы собственности и свобода экономической деятельности физических и юридических лиц, общественный порядок и безопасность, конституционный строй Российской Федерации. Из этого следует, что основной целью правовой статистики является учет нарушений законности, рассматриваемых органами МВД, прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Федеральной пограничной службы, Департамента налоговой полиции, Государственного таможенного комитета, судами, контрольными и другими органами, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством 84
Глава II. Правовая статистика и ее значение в обеспечении режима законности
вправе возбуждать уголовные дела, производить предварительное следствие и дознание, а также осуществлять государственные меры социального контроля за этими правонарушениями.
В юридической литературе читатель встретится и с такими прилагательными при термине «статистика», как «моральная», «уголовная», «судебная», «криминологическая», «криминальная», «процессуальная», «виктимологическая», «юридическая», наконец, «статистика социальных отклонений». Каждое из них— свидетельство зарождения, становления и развития правовой статистики как науки и практической деятельности (подробно см. гл. III).
Исторически сложилось так, что факты общественной жизни, которые позволяют судить о нравственном состоянии общества — преступления, гражданско-правовые правонарушения, административные и дисциплинарные правонарушения, аморальные поступки — это все статистика социальных отклонений, или моральная статистика, основоположником которой считается бельгийский статистик А. Кетле.
Однако, справедливости ради, следует сказать, что приоритет в статистическом изучении самых разнообразных явлений, характеризующих «нравственное состояние» общества, и особенно в детальном статистическом исследовании преступности, как доказал профессор С.С. Остроумов, принадлежит А.Н. Радищеву, который еще за 35 лет до напечатания труда А. Кетле разработал обширную программу судебной (уголовной) статистики1.
Моральная статистика ставила своей задачей исследование таких фактов общественной жизни, как, например, преступления, наказания, внебрачная рождаемость, аборты, подкидывание младенцев, детская беспризорность и безнадзорность, венерические болезни, проституция, нищенство, бродяжничество, пьянство, наркомания, самоубийства и др., которые, по выражению ученика А. Кетле Г. Майра (1841 — 1925), позволяли бы делать выводы о состоянии нравственности у людей и вместе с тем были бы доступны массовому наблюдению.
Обоснованно считается, что каждому обществу свойственны такие формы социальных отклонений и в тех масштабах, какие вытекают из конкретно-исторических условий его существования — социальных, экономических, политических, нравственных и пр. В нашей стране показательным в этом отношении является состо-
См.: Остроумов С.С. Советская судебная статистика. М., 1976. С. 382.
§ 1, Понятие и предмет правовой статистики как отрасли социальной статистики
яние преступности в постсоветский период. В обществе подрывается вера в способность власти остановить натиск преступности, «преступный мир, по существу, бросил вызов государству, вступив с ним в открытую конкуренцию. Появилось немало хорошо организованных преступных групп со своими мозговыми центрами, исполнителями, «судами», «силовыми подразделениями». Эти преступные группы расширяют свое влияние, фактически осуществляют «регулирование» некоторых хозяйственных отношений, даже «защиту» собственников, но уже по своим, криминальным, правилам»1.
Очевидно, прав академик В.Н. Кудрявцев, когда пишет, что «объем социально отклоняющегося поведения, его структура, причины и тенденции развития позволяют судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности социальных групп, остроте классовой борьбы»2.
Показатели статистики преступности, административных правонарушений, иных негативных явлений — это показатели неблагополучия в социально-экономических, организационно-управленческих, социально-психологических, нравственно-воспитательных и уголовно-правовых отношениях. Именно поэтому правовая статистика до 1989 г. была возведена в ранг государственной тайны.
Исследуемые правовой статистикой правонарушения — это категория конкретно-временная, социальная характеристика которой проявляется, по крайней мере, в четырех моментах: во-первых, это их историческое происхождение; во-вторых, это деяния (действия и бездействия) конкретных людей, их сознательные волевые поступки; в-третьих, тот урон, который они наносят интересам общества, и, наконец, количественно-качественные параметры правонарушений как индивидуального противоправного поведения, так и всей совокупности Правонарушений — не статические, застывшие явления, а процессы, которые развиваются в пространстве и времени, испытывают существенные изменения в зависимости от изменений, происходящих в условиях социальной жизни людей^.
Количественные и качественные характеристики массива (множества) правонарушений связаны с тремя признаками ста-
1 Российская газета. 1997. 7 марта.
2 Социальные отклонения. Введение в общую теорию. М., 1984. С. 122.
3 См.: Кудрявцев В.Н. Указ. соч. С. 192, 193.