Проблема соотношения международного и внутригосударственного права необычайно актуальна в условиях мировых интеграционных процессов и современного этапа демократической модернизации России. В настоящее время наблюдается тенденция к возрастанию роли международного права в функционировании национальных правовых систем. Инкорпорированные нормы международного права стали регулировать отношения, ранее изолированные от международного права, в частности, права и интересы физических и юридических лиц.
Отечественное правоведение рассматривает международное и внутригосударственное право как самостоятельные, но активно взаимодействующие правовые системы. Показателем влияния международного права на внутригосударственное являются нормы о правах человека, которые обеспечивают реализацию международных стандартов в конституционном законодательстве.
Включение международно-правовых норм в национальные правовые системы предполагает создание необходимых правовых условий и механизмов для реализации взятых на себя международных обязательств. Важнейшим условием применения международно-правовых норм, признанных данным государством, является их юридическая совместимость с национальной правовой системой. Это достигается согласованием национальных и международных норм в процессе подготовки международных договоров и последующим приведением национального законодательства в соответствие с положениями ратифицированных международных договоров. Одним из основных принципов международного права является добросовестное выполнение международных обязательств. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. государство-участник международного договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора (ст. 27). Поэтому необходимым условием выполнения договора является согласование международных и внутригосударственных норм.
Способы воздействия международно-правовых актов на национальные правовые системы различны. Международное право содержит общие принципы и стандарты, оказывающие ценностно-ориентирующее влияние на национальные правовые системы. Признание приоритета норм международного права над внутригосударственным правом становится определяющим при толковании норм национальных правовых систем. В случае коллизий норм международного и внутригосударственного права предусматривается примат международно-правовых норм, но в этом случае международные договоры подлежат обязательной ратификации.
Конституционное законодательство многих стран, включая Россию, закрепляет приоритет международно-правовых норм над внутригосударственным правом, провозглашает международно-правовые акты составной частью национальных правовых систем. В данном случае речь идет о трансформации международно-правовых норм во внутригосударственное право. На практике выработаны различные способы включения норм международного права в национальные правовые системы: инкорпорация, легитимация и отсылка.
Инкорпорация — формальное включение норм международного договора во внутреннее право государства посредством включения самого договора в его законодательство. В данном случае текст международного договора воспроизводится во внутригосударственном правовом акте и полностью повторяет его внешние признаки, что порождает определенные обязательства для данного государства, его органов и граждан.
Легитимация — принятие особого внутригосударственного акта с целью обеспечения выполнения государством норм международного права или индивидуальных международно-правовых установок.
Отсылка — использование международно-правовых норм для урегулирования каких-либо внутригосударственных отношений на основании положений внутригосударственного права.
Конституция Российской Федерации 1993 г. установила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15). Тем самым было признано непосредственное действие международно-правовых норм. Согласно Конституции РФ правила международных договоров обладают приоритетом над национальным законодательством в случае их противоречия. Это касается не любой нормы, а лишь двух категорий норм международного права: общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Общеобязательной является норма, «которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой международного права, носящей такой же характер» (ст. 53 Венской конвенции оправе международных договоров 1969 г.). К их числу следует отнести основные принципы международного права, содержащиеся в Уставе ООН и в Декларации о принципах международного права 1970 г.
Непосредственность действия международно-правовых норм не означает их действия вне правовой системы Российской Федерации и вопреки основам конституционного строя РФ. В Конституции РФ закреплено, что международные договоры Российской Федерации, не соответствующие Конституции РФ не подлежат введению в действие и применению (ч. 6 ст. 125). Включение международно-правовых норм и положений международных договоров в правовую систему Российской Федерации осуществляется после выполнения необходимых правовых процедур (п. «б» ст. 86, п. «г» ст. 106, ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).
Российское законодательство предусматривает следующие процедуры включения положений международно-правовых актов, международных соглашений России в российскую правовую систему: согласие РФ на обязательность для нее международного договора; подписание международного договора; обмен документами, образующими договор; ратификация; утверждение; принятие; присоединение; иные способы выражения согласия по договоренности сторон (ст. 6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 16 июня 1995 г.). В качестве источника российского права может выступать только ратифицированный Россией международный договор, что является основанием возникновения у России обязательств по международному договору. Принципы и стандарты международного права должны быть признаны Российской Федерацией, после чего они могут считаться частью ее правовой системы и порождать соответствующие обязательства.
Процесс включения международно-правовых норм во внутригосударственное законодательство сопряжен с определенными проблемами юридического и политического порядка. Показательным в этом смысле является процедура присоединения России к Уставу Совета Европы. Вступление в 1996 г. в эту европейскую организацию налагает на Россию обязательства привести свою правовую систему в соответствие с основными принципами общего правового пространства европейского сообщества. Прежде всего, речь идет об уважении прав человека. Ратификация Россией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод требует приведения в соответствие с ней российского законодательства и правоприменительной практики. Россия обязана признать юрисдикцию Европейского Суда и Европейской комиссии по правам человека и обеспечить российским гражданам право непосредственного обращения в соответствующие международные организации в случае, если внутригосударственные средства защиты прав и свобод исчерпаны. Причем России необходимо обеспечить не только формальное соответствие внутригосударственного законодательства требованиям международных договоров, но и фактическое выполнение взятых на себя международных обязательств.