Концептуальное изложение и методические рекомендации
«Принципы, которыми руководствуются незападные страны, бывают двух видов. Одни признают большую ценность права, но само право понимают иначе, чем на Западе. Другие отбрасывают саму идею права и считают, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем. Первые – это страны мусульманского, индейского и иудейского права; вторые – это страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара»[35].
Наиболее ранняя и динамичная из всех мировых религий – ислам, которая стремительно распространилась в VII в. н.э. по Ближнему и Переднему Востоку, оказалась популярной среди завоеванных арабами народов. Хотя Коран считается первым и основным источником мусульманского права, на практике мусульманские судьи обращаются не к нему, а к трудам богословов-толкователей. Решающее значение имеют Иджма – согласованное заключение древних правоведов, и «кияс» как рассуждение в области права по аналогии. Что же касается государства в лице суверена-монарха, то оно издает лишь административные акты и осуществляет надзор за правильностью правосудия. Кроме того, в мусульманском праве широко используются обычаи и соглашения, которые позволяют обходить различные запреты и приспосабливать правовые нормы к изменяющейся жизни. Например, от запрета на аренду земли избавляются с помощью договора товарищества, а запрет ростовщичества обходится путем толкования, что он распространяется только на частных лиц, а не на банки.
Заслуженным авторитетом по мусульманскому праву пользуются работы Сюкияйнена Л.Р. Обращаем также внимание на интересную статью Колесникова П.М.
Литература
Алжирская Народная Демократическая Республика. Конституция и законодательные акты. – М., 1983
Ан-Наим А.А. На пути к исламской реформации (гражданские свободы, права человека и международное право). М., 1999.
Барковская Е.Ю. Мусвльманское право и правовая культура. М., 2001.
Боронбеков С. Основные ценности ислама – объекты охраны шариата // Государство и право. 2003, № 2
Ван ден Берг Л.В. Основные начала мусульманского права. М., 2005.
Володина Н.В. Теологическеая система государства и права: системно-правовой анализ современной исламской модели //Современное право. 2005, №12.
Зубов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. – М., 1990
Керимов Г.М. Шариат: закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб., 2007.
Королевство Марокко. Справочник. – М., 1991
Малайзия. Справочник. – М., 1987
Колесников П.М. Мусульманское право в правовых системах исламских государств: тенденции, современное состояние и перспективы развития//Право и политика, 2011, №2
Коран. – М., 1991
Малько А.В., Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение: учебно-методический комплекс. М., 2008
Марченко М. Н. Курс сравнительного правоведения.- М., 2002
Мусульманское право (структуры и основные институты). М., 1984
Муромцев Г.И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки. – М., 1987
Муромцев Г.И. Правовой статус личности в арабских странах // Советское государство и право. 1983, № 12
Мухаммад Ал-Хушани. Книга о судьях. – М., 1992
Пакистан справочник. – М., 1991
Пелевин М.С. Брачно-семейное и наследственное право Исламской Республики Иран. СПб., 1998
Родионов М.А. Ислам классический. СПб. 2001
Саидов А. Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. – М., 1993
Сигалов К.Е. Историко-правовые основания становления арабо-мусульманской цивилизации// История государства и права. 2006, №=11
Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. М., 1986
Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. – М., 1997
Сокийянен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право // Государство и право. 1996, №8
Турция. Справочник. – М., 1990
Фильштинский И. История арабов и Халифата (750-1517 гг.). М., 2006.
Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права Т.1. – М., 2000
Цмай В.В. Регулирование семейно-брачных отношений мусульман правом личном статуса. СПб.. 2000
Хрестоматия по исламу. – М., 1994
Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959
Шпилькова В.И. Младотурецкая революция. 1908-1909 гг. М., 1977