Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ѕлаготворительные учреждени€




Ѕлаготворительность в –оссии в XIX веке осуществл€лась не только за счет пожертвований обществ и частных лиц, но и за счет средств царской казны.   1855 году в –оссии было 365 учебных заведений, 40 лечебных, воспитательных домов и благотворительных приютов. Ѕлаготворительной де€тельностью занимались ƒамское попечительское общество, ѕопечительство о народной трезвости, ќбщество попечени€ об испорченных дет€х.

ћногое дл€ детей-сирот, детей из бедных семей во второй половине XIX века было сделано приходскими благотворительными организаци€ми. ѕриходска€ благотворительность была направлена на не только на поддержание богаделен дл€ престарелых, но и на содержание приютов дл€ детей.

¬ приходских приютах дети получали питание, уход и обучение в школе. ѕриходские приюты были посто€нные и дневные. ¬ дневных дети были в основном из беднейших семей. “ак, в ѕетербурге при 33 благотворительных организаци€х было 12 дневных с 640 детьми и 26 посто€нных приютов, где воспитывались 846 детей.

¬о всех приютах учили какому-нибудь ремеслу, что было подготовкой к будущей профессии. ”становилась практика содержать в приюте детей до 14 лет, но она приводила к тому, что, попав в мастерские, выпускники особенно девочки, оказывались в т€же≠лых услови€х посто€нного ученичества и снова бежали в приют. “огда благотворительные общества стали создавать при приютах мастерские, где воспитанники учились и работали еще 3-4 года.

ќдно благотворительное общество создавало мастерскую по пошиву, другое Ч кулинарную школу, третье организовывало школу дл€ н€нек, куда приводили малюток и где учились уходу за детьми. “ак, при ’ристорождественской церкви на ѕесках благо≠творительным братством был устроен ночной приют дл€ сирот до 13 лет. Ѕратство пристраивало этих реб€т Ђв ремеслаї, а на ночь они возвращались в приют.

–аспространившиес€ во второй половине XIX в. €сли-приюты были городскими и сельскими. Ќекоторые городские €сли-приюты (например, ѕетербурга) были платными. ѕлатили от 3 до 10 копеек за дневной приют и пропитание. ¬ некоторых приютах было не только питание и гигиенический уход, но и обучение грамоте, знакомство с окружающим миром, €влени€ми природы; там же обучали рукоделию. “ак, по этому принципу в “омской губернии был создан приют дл€ детей арестантов.

ясли-приюты дл€ кресть€нских детей пользовались особенным успехом в летнюю, страдную пору. Ќередко община выдел€ла по 10 копеек на питание ребенка, и кресть€не сами доставл€ли в приют продукты.  стати, в кресть€нских богатых семь€х было тра≠диционным не только подавать милостыни, но и содержать какое-то врем€ в семь€х нищих.

¬ период развити€ земств, распространени€ де€тельности благотворительных обществ в губерни€х увеличиваетс€ число не только больниц, инвалидных домов и богаделен, но и сиротских и воспитательных домов. ¬ тех губерни€х, где земства активизировали свою благотворительную де€тельность, число сиротских и воспитательных домов с 1861 по 1891 г. увеличиваетс€ почти в 2 раза.

¬ начале XX в. в развитии образовани€ происход€т существенные перемены, сказываетс€ вли€ние демократического и революционного движени€ в стране. ¬ воспитании и обучении первостепенными станов€тс€ гуманистическое, духовное и нравственное направлени€. ¬оспитание на примерах добра и творчества, обращение к вопросам самосовершенствовани€ личности, воспитани€ и обучени€ в семье, реформировани€ системы образовани€.

¬ совершенствовании системы образовани€ усиливаетс€ роль благоготворительного движени€ среди двор€н, разночинной интеллигенции. ”величиваетс€ число земских школ, создаютс€ клубы, летние колонии отдыха детей, воспитательные дома свободного творчества дл€ детей из малоимущих семей, где ставитс€ задача нравственного и физического воспитани€. —оциальным воспитанием занимаютс€ двор€нские, христианские и женские попечительства. —оциальна€ работа ведетс€ по частной педагогической инициативе. “ак, ћосковский и ѕетербургский комитеты грамотности и ¬сенародный союз учителей и де€телей народного образовани€ станов€тс€ инициаторами открыти€ народных рабочих номов на окраинах; центров досуга, общего и нравственного образовани€ народа; народных университетов дл€ взрослых; бесплатных народных библиотек; городских и сельских народных театров.

ЂЁто было стремление лучших просвещенных граждан мирно нести в общество свое посильное доброї (¬.я. —тоюнин).

Ёто был процесс социального воспитани€, просвещени€, образовани€ широких масс народа.

¬ начале XX в. число благотворительных обществ и организаций в –оссии, которые занимались благотворительной де€тельности по призрению детей бедноты, посто€нно росло. —озданные в I892 г. ћосковское и ѕетербургское общества попечени€ больных и бедных детей были не единичны. ¬ 1892 г. Ќ.«. —тасовой было создано общество Ђƒетска€ помощьї.

¬ 1902 г. была попытка все созданные в крупных городах благотворительные общества объединить в единый Ђ—оюз детской помощиї, но это объединение просуществовало недолго.

ќдним из бедствий в –оссии была детска€ смертность. ¬ 1904 г. и стране был создан —оюз дл€ борьбы с детской смертностью. ¬ пего входило свыше 600 человек, и в первый год существовани€ пожертвовани€ составили свыше 7 тыс. рублей. —оюзом при городских амбулатори€х выдавалось молоко, в р€де городов были открыты детские €сли, где воспитывали внебрачных детей. —реди населени€ —оюзом было распространено Ђќбращениеї, призывавшее обратить внимание на надвигающуюс€ катастрофу, к которой могла привести детска€ смертность.

ќдной из форм благотворительности было создание дл€ детей бедноты народных детских садов на частные пожертвовани€ и на средства из бюджета местных самоуправлений. ¬ таких садах дети находились днем, по 6-8 часов; с группой из 40-50 человек работала одна воспитательница. «десь следили за здоровьем детей, при необходимости лечили; играли и занимались с ними.

ƒл€ детей городской бедноты создавались летние детские пло≠щадки. ћногие из таких были открыты ќбществом физического образовани€ ѕ.‘.Ћесгафта. ¬ ѕетербурге в 1894 г. такую площадку сделало ‘ребелевское общество, а летом 1895 г. оно же открыло летнюю детскую колонию, где реб€т закал€ли, знакомили с природой.

„астную помощь дет€м-сиротам, больным, дет€м из беднейших семей оказывали служители православной церкви. “ак, митрополит √авриил перед кончиной (1800) завещал все свое состо€ние передать на содержание бедных учеников јлександро-Ќевской академии и Ќовгородской семинарии. ¬ 1884 г. старец отец јмвросий в обители в Ўамардине открыл школу дл€ приход€щих кресть€нских детей. ѕротоиерей отец »оанн —ергиев  ронштадтский (1829-1908), пон€в, что раздача милостыни мало что дает дл€ нищих и обездоленных, на благотворительные средства открывает Ђƒом трудолюби€ї и при нем ночлежный дом, где были устроены и трудились бездомные дети.

∆ена военного министра ћилютина основала в 1892 г. женский монастырь, а при нем школу и приют.

јктивна€ благотворительна€ де€тельность земств в конце XIX в. была сосредоточена на создании воспитательных домов дл€ подкидышей. ¬ начале XX в. работа земств была направлена на создание смешанных €слей-приютов, где содержались дошколь≠ники и школьники. “акие €сли-приюты были созданы земствами в ѕермской, ¬оронежской, Ќижегородской, ѕолтавской,  урской, ≈катеринославской, ћосковской губерни€х. ¬ середине XIX в. про€влением социальной помощи в распространении просвещени€ среди народа €вилось движение открыти€ воскресных школ дл€ юношей и девушек из малоимущих семей.

Ёто был период Ђхождени€ в народї, период милосердной помощи со стороны интеллигенции, создани€ народных школ, хорошо оснащенных нагл€дными пособи€ми, программы которых были близки запросам кресть€нской жизни. “акие школы ставили целью выпускать из своих стен хоз€ина, человека, способного вести культурное кресть€нское хоз€йство.

—оздание земств усилило внимание общественности к народному образованию. ѕравительство увеличивает ассигновани€ на начальную школу, открываютс€ учительские семинарии. ѕосле реформ, к 1894 г., в –оссии было создано 13146 народных школ.

ќткрытие воскресных школ дл€ молодежи из рабочей среды было социальным движением в –оссии. “ак, профессором  иевского университета ѕ.¬. ѕавловым была открыта воскресна€ школа в  иеве, ’.ƒ. јлчевской Ч в ’арькове. ¬оскресные школы открывались по всей –оссии. ќбучение в них было бесплатным, без вознаграждени€ в них работали преподаватели университетов и гимназий, а также студенты.

Ћитература:

1. јндреева, ».Ќ. јнтологи€ по истории и теории социальной педагогики [“екст]: учебное пособие дл€ студентов высших педагогических учебных заведений / ».Ќ. јндреева. Ц ћ.: »здательский центр Ђјкадеми€ї, 2000. Ц 176 с.

2. ¬асилькова, ё.¬. —оциальна€ педагогика [“екст]: курс лекций: учебное пособие дл€ студ. высш. пед. учеб. заведений / ё.¬. ¬асилькова, “.ј. ¬асилькова. Ц 2-е изд. Ц ћ.: »здательский центр Ђјкадеми€ї, 2000. Ц 440 с.

3. Ќикитина, Ћ.≈. —оциальна€ педагогика [“екст] / Ћ.≈. Ќикитина. Ц ћ.: јкадемический проект, 2003.

4. —оциальна€ педагогика [“екст]: курс лекций: учебное пособие дл€ вузов / ѕод общей ред. ћ.ј. √алагузовой. - ћ.: ¬Ћјƒќ—, 2001. - 416 с.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 977 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

1401 - | 1211 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.