Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕознавательной продуктивности и иллюзорности




 

‘ормационный подход безоговорочно господствовал в отечественном обществознании на прот€жении социалистического периода нашей истории. ≈го основы были сформулированы немецкими мыслител€ми XIX в.  арлом ћарксом (1818-1883) и ‘ридрихом Ёнгельсом (1820-1895) на базе общефилософской концепции исторического материализма. —огласно материалистическому пониманию истории, материальные, производственные отношени€ выдел€ютс€ в качестве базисных, определ€ющих по отношению к идеологическим, политическим и культурно-духовным общественным отношени€м. ѕроизводственные отношени€ Ц совокупность отношений между людьми, складывающиес€ в процессе общественного производства материальных благ и услуг. ќни включают в себ€: а) организационно-экономические Ц возникают в св€зи с разделением, кооперацией и специализацией труда, определ€ютс€ технологическим способом производства; б) социально-экономические отношени€ Ц €вл€ютс€ €дром производственных отношений. »х основу составл€ют отношени€ собственности на средства производства. Ёти отношени€ определ€ют целевую направленность развити€ производства (в чьих интересах оно ведетс€), социальную структуру общества, его тип.(Ёкономический словарь. ћ.: ѕроспект, 2005. —. 454-455). Ђ¬ общественном производстве своей жизни, Ц писал  . ћ., Ц люди вступают в определенные, необходимые, от воли их не завис€щие отношени€ Ц производственные отношени€, которые соответствуют определенной ступени развити€ их материальных производительных сил. —овокупность этих производственных отношений составл€ет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышаетс€ юридическа€ и политическа€ надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознани€. —пособ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Ќе сознание людей определ€ет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определ€ет их сознаниеї (ћаркс  ., Ёнгельс ‘. »збранные произведени€. ¬ 3 т. “. 1. —.535-536). —ледовательно, историческое развитие направл€етс€ определ€ющим образом материально-экономическими интересами и возможност€ми людей, сферой материального производства и распределени€, которую ћаркс называл экономическим базисом.

—оциальные изменени€ (что и составл€ет суть истории) инициируютс€ динамикой развити€ производительных сил. ѕроизводительные силы Ц система личных и вещественных факторов производства в их взаимодействии, главное предназначение которой Ц преобразование вещества и сил природы дл€ удовлетворени€ потребностей человечества. ѕоскольку в истории общества действует объективный закон возвышени€ потребностей, производительные силы посто€нно наращиваютс€, расшир€ютс€ познани€, совершенствуютс€ оруди€ труда, технологии, системы разделени€ труда, организации производства и т.д.

ќпределенный уровень развити€ производительных сил и соответствующие им производственные отношени€ образуют способ производства.

ѕроизводственные отношени€ и производительные силы св€заны диалектической взаимозависимостью: производительные силы на каком-то этапе своего развити€ вступают в противоречие с наличными производственными отношени€ми. Ќапример, феодальные производственные отношени€, основанные на феодальной собственности на землю и консервировавшие экономическое, политическое и духовное господство класса феодалов, оказались тормозом дл€ развити€ буржуазных, капиталистических производительных сил, которые нуждались в установлении частно-капиталистической формы собственности, свободной конкуренции, экономического, политического и духовного господства класса буржуазии. ¬ результате отжившие производственные отношени€ разрушаютс€ и формируютс€ новые, открывающие простор дл€ развити€ производительных сил. ƒанное изменение реализуетс€ в ходе социальной революции, когда общество переходит на новую ступень исторического развити€. ¬ нашем примере данный переход выражаетс€ в серии буржуазных революций Ќового времени Ц јнглийской (1642-1648), јмериканской (¬ойна за независимость в —еверной јмерике 1775-1783), ‘ранцузской (1789-1794) и т.д.

ƒл€ характеристики этапов общественного прогресса, отличающихс€ особой системой производительных сил, производственных отношений и соответствующей им надстройки,  . ћаркс сформулировал категорию Ђобщественно-экономическа€ формаци€ї. ќна охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосв€зи. ¬ основе каждой формации лежит определенный способ производства, экономический базис, определ€ющий соответствующую надстройку (политическое устройство, правовую и духовно-идеологическую систему, определенный тип семьи, организации быта и т.д.).

ќсновыва€сь на этой концепции, последователи  . ћаркса выделили п€ть последовательно смен€ющих друг друга общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (гипотетическую).

‘ормационна€ парадигма исторического материализма вывела историческое познание на принципиально новый научный уровень.

¬ отличие от теологических и идеалистических концепций истории, социальные изменени€ объ€сн€ютс€ как естественно-исторический процесс, разворачивающийс€ по объективным и в то же врем€ умопостижимым законам. ЂЌи одна общественно-экономическа€ формаци€, Ц писал  . ћаркс, Ц не погибнет раньше, чем разовьютс€ все производительные силы, дл€ которых она дает достаточно простора, и новые, более высокие производственные отношени€ никогда не по€вл€ютс€ раньше, чем созреют материальные услови€ их существовани€ в недрах самого старого обществаї (ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч. 2-е изд. “. 13. —. 7). “аким образом, общество из объекта умозрительных, произвольных толкований и оценок превращаетс€ в объект, доступный научному познанию.

ƒругим достижением марксизма €вл€етс€ обоснование возможности людей вли€ть на развитие общества в своих интересах, опира€сь на познание объективных социальных закономерностей. Ђќбщество, Ц утверждал ћаркс, Ц не может ни перескочить через естественные фазы развити€, ни отменить последние декретами. Ќо оно может сократить и см€гчить муки родов (т.е. революционный переход к более прогрессивной формации. Ц јвт.) (ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч. 2-е изд. “. 23. —. 10). Ђ‘илософы лишь различным образом объ€сн€ли мир, но дело заключаетс€ в том, чтобы изменить егої, Ц отмечал он же в другой работе (ћаркс  ., Ёнгельс ‘. »збранные произведени€. ¬ 3 т. “. 1. —. 3).

—огласно формационной парадигме (подходу), в общественном развитии доминирует тенденци€ прогресса, который обеспечиваетс€ прежде всего поступательным наращиванием производительных сил и возможностей человеческого разума, что в конечном итоге подготовит переход к коммунистической общественной формации Ц максимально изобильному, справедливому и свободному обществу.

ѕоследующее развитие обществоведческой мысли и общественной практики раскрыли ограниченность марксистской формационной парадигмы:

1. ќказалось, что сведение главных императивов (побудителей) исторического развити€ к экономической сфере (экономический редукционизм) далеко не всегда оправдано, т.к. во многих случа€х решающее вли€ние на ход истории могут оказывать политические, идеологические, культурные и социально-психологические факторы. Ќапример, в рамках формационного подхода незаслуженно скромное внимание удел€етс€ природно-климатическим, культурно-традициональным факторам исторического развити€ отдельных стран и народов ѕоэтому понимание и объ€снение социальных отношений должно быть комплексным, включать в себ€ анализ всех сторон жизни общества.

2. јбсолютизаци€ объективного характера исторического процесса, его Ђжелезныхї законов, по сути, означает, что ход истории заранее предопределен. —ледовательно, роль человека, его социального творчества предельно ограничена способностью послушно следовать этим Ђжелезнымї законам. »ными словами, главными Ђучастникамиї истории €вл€ютс€ не люди, а обезличенные производительные силы и производственные отношени€.

3. ‘ормационный подход не придает должного значени€ проблемам самобытности исторического развити€ отдельных народов и цивилизаций, свод€ все многообразие мировой истории к поступательному, линейному чередованию п€ти формаций. Ќо очевидно, что в формационную схему более или менее Ђукладываетс€ї лишь истори€ западно-христианской цивилизации. ќстальной мир, представл€ющий большинство человечества (страны јзии, јфрики и Ћатинской јмерики), развивались по принципиально иным схемам. Ќапример, в истории  ита€ Ц самой населенной страны мира - трудно обнаружить что-либо подобное рабовладельческой, феодальной и капиталистической формаци€м ≈вропы. ѕоэтому формационный подход не может претендовать на универсальное объ€снение исторического процесса, и на самом деле имеет лишь локальное (ограниченное) применение как во временном, так и в пространственном отношени€х.

4. ћарксистский подход страдает также и неоправданной абсолютизацией социальных конфликтов (классовой борьбы, революций) в качестве главных двигателей общественного прогресса, Ђлокомотивов историиї. ќбщественна€ мирова€ практика ’’ века показывает обратное: наибольших успехов на поприще прогресса достигли страны, в которых социальное сотрудничество доминировало над противоборством, а эволюционные, реформаторские модели социальных изменений доминировали над масштабными революционными потр€сени€ми (—Ўј, јнгли€).

5. ќсобенно €рко иллюзорные, утопические аспекты формационной парадигмы про€вились на фоне лавинообразного разрушени€ в конце 80 гг. ’’ века мировой системы социализма, в первую очередь, распада ———– (1991 г.) и перехода –оссии к либерально-демократической социальной модернизации. Ёти событи€ продемонстрировали практическое, т.е. самое убедительное опровержение марксистских предсказаний о неизбежности гибели капитализма и переходе человечества к коммунистической общественно-экономической формации.

ѕоэтому с конца 80-х гг. прошлого ’’ века отечественное обществознание, включа€ историческую науку, начало ориентироватьс€ на альтернативные формационной парадигмы социального познани€, способные дать адекватные интерпретации новой исторической реальности. ¬едущее место на данном поприще в насто€щее врем€ занимает цивилизационный подход.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 464 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

1350 - | 1297 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.