Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные типы исторического сознания




Мы видим, что историческое сознание, отражая объективный ис­торический процесс, далеко не однозначно как по своему уровню, так и до­минирующим факторам формирования. Влияет ли данное обстоятельство на состояние и перспективы развития общества? Есть ли прямая взаимозависи­мость между господствующим типом исторического сознания и характером общественных отношений? На наш взгляд, такая связь, безусловно, сущест­вует. Более того, доминирующий тип исторического сознания оказывает ни­чуть не меньшее влияние на характер и направленность общественных изме­нений, чем, скажем, радикальные экономические и политические реформы. Но прежде чем судить об этом, необходимо определить критерии, по кото­рым типологизируется историческое сознание.

В философии истории на сегодняшний день типы исторического созна­ния принято различать в зависимости от различных ответов на вопросы:

1. Чем вызваны исторические изменения? (Кто или что "делает" исто­рию?)

2. Каковы смысл и направленность исторического процесса?

3. Является ли историческое развитие человечества единым, взаимосвя­занным процессом или же в развитии отдельных народов и цивилизаций до­минируют индивидуальные и самобытные сущности и черты?

4. Каковы характер и траектория исторических изменений (про­грессивное развитие; цикличность ­– круговорот; регресс)?

По данным критериям, правда, весьма условно, выделяются следующие типы исторического сознания: религиозное (теологическое), позитивистское, материалистически-прогрессистское и пессимистическое.

Религиозный (теологический) тип исторического сознания рассмотрим на примере наиболее актуального для нас христианского мировоззрения. Не уг­лубляясь в обстоятельное изложение концепции христианства, остановим­ся лишь на тех ее аспектах, которые непосредственно связаны с представле­ниями об истории человечества. Как же отвечает христианство на постав­ленные выше критериальные вопросы?

1. Творцом и управителем исторического развития является Бог. История воспринимается как нечто творимое, созидаемое и обновляемое сверх­чув­ственным божественным абсолютом. Так, в Библии Нового Завета (Гл. 1. БЫТИЕ) говорится: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их...".

По мнению религиозных мыслителей, сфера религии имеет универсаль­ное и неоспоримое значение перед всеми остальными как сила, задающая начало всему бытию людей. В последней инстанции, писал в начале XX века Е.Н. Трубецкой, ход истории определяется не экономическими причинами, а "той горней сферой должного, тем царством целей, которое, возвышаясь над человеком, дает направление его сознанию и деятельности" (При­рода и дух: Мир философских проблем. Кн.1.СПб., 1995. С.68-69).

2. С точки зрения христианства, история имеет вполне определенный смысл и назначение. Выдающийся русский философ Н.А. Бердяев писал в связи с этим: "История лишь в том случае имеет смысл, если будет конец ис­тории, если будет в конце воскресение, если встанут мертвецы с кладбища мировой истории и постигнут всем существом своим, почему они истлели, почему страдали в жизни и чего заслужили для вечности, если хронологиче­ский ряд истории вытянется в одну линию и для всего найдется окончатель­ное место...". Таким образом, религия задает смысл человеческой жизни, которая является как бы приготовлением к другой, загробной райской жизни. Но эту последнюю надо заслужить. В трактовке выдающегося тео­лога средневековья блаженного Августина род человеческий делится "на два разряда: один тех людей, которые живут по человеку, другой тех, которые живут по Богу. Эти разряды мы символически назвали двумя градами, т.е. двумя обществами людей, из которых одному предназначено вечно царство­вать с Богом, а другому подвергнуться вечному наказанию с диаволом..." (подробнее см.: Философия истории: Антология: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М. 1994.С. 10-13,20-23,220-262; Большакова А.В., Грехнев B.C., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М. 1994. С. 89; Губман Б.Л. Смысл истории: очерки современных западных концеп­ций. М. 1991. С. 20-21; Природа и дух: мир философских проблем. СПб., 1995. С. 68-69). Таким образом, смысл истории, по христианству, сводится к освобождению человека от первородной греховности и переходу на основе этого в состояние загробного вечного блаженства.

3. Согласно христианской концепции, история развития человеческого общества с момента Сотворения до Страшного Суда и финального спасения представляет из себя единый, целостный процесс, к которому в конечном итоге сводится все многообразие социальных изменений." Этот вывод выте­кает из следующих аксиом: единство происхождения всех людей от Адама; единый путь к спасению через очищение от греховности; единый финал ис­торического развития для всего человечества в виде Страшного Суда.

4. Если оставить "за скобками" религиозную фразеологию, то христиан­скую концепцию исторического развития можно, несомненно, отнести к про­грессистской интерпретации истории, поскольку общая направленность из­менений в человеческом обществе содержит в себе постоянное совершенст­вование как самого человека, так и мира, в котором он существует.

Завершая краткую характеристику религиозного типа исторического сознания, предлагаем вам задуматься над проблемой: почему ре­лигиозный тип исторического сознания в отличие от многих других интер­претаций истории воспроизводится на протяжении многих веков и имеет столь большое распространение в мире?

Начиная с ХIХ века, широкое распространение в мире получил так назы­ваемый позитивистский тип исторического сознания (от латинского posi­tius ­– положительный). Данный тип исторического сознания назван так, по­тому что исходит из двух посылок-оснований в своем отношении к историче­скому развитию, которые сформировались в лоне позитивистского направ­ления в философии. Во-первых, подлинным знанием можно считать лишь то, что проверяется эмпирически, т.е. опытным путем. Во-вторых, ценность знаний заключается не столько в них самих, сколько в их полезности для решения актуальных проблем человека и человечества. На этой основе фор­мируются ответы на перечисленные четыре вопроса.

1. Коль скоро мы не имеем эмпирически достоверной информации обо всем историческом процессе (т.е. мы не знаем точно, как возникли человек и человечество, к какому финалу в конечном итоге придет история), все наши рассуждения о том, что или кто "делает" историю, являются лишь умозри­тельными, произвольными догадками, достоверность которых доказать не­возможно.

2. Столь же пессимистичен позитивистский тип исторического сознания и в отношении поиска смысла истории. И здесь опять-таки человек, ограни­ченный лишь локальным контекстом доступной ему исторической данности, не в состоянии определить смысл и назначение истории в целом. Поэтому для каждой эпохи, для каждого поколения история имеет свой уникальный, а не всеобщий смысл. Один из наиболее авторитетных выразителей позитиви­стского воззрения на историю Р. Арон полагает, что нельзя искать смысл ис­тории в некоторой конечности исторической цели. Он критикует тех ученых, которые строят планы будущих мировых цивилизаций. Эти философы в своих планах исходят из строгой детерминированности исторических событий. Но в реальности, отмечает он, в обществе отсутствует жесткая необходимость появления или смены определенных событий. Поэтому невозможно зара­нее построить теорию истории, смысл истории необходимо свя­зывать с человеком, решающим в соответствии со своим разумом и конкрет­ными обстоятельствами задачи, поставленные перед ним текущей жизнью (Поппер К.Р. Нищета историзма. М. 1993).

3. Отсюда же представления о характере, "траектории" исторического развития являются относительными, ибо в известной нам исторической ре­альности мы можем наблюдать как прогрессивные изменения, явления кру­говорота и повторяемости, так и попятные, регрессивные изменения. Дейст­вительно, как показывает историческая практика, человечеству постоянно приходится "расплачиваться" за любые прогрессивные достижения. Вспом­ним хотя бы связанную с данным выводом глобальную проблематику современности, которая поставила мировое сообщество на грань полного физического самоуничтожения.

4. Оригинален ответ позитивизма и на вопрос о целостности историче­ского развития. По мнению позитивистов, единство истории можно обнаружить не столько в хронологическом, сколько в горизонтальном аспекте. Иными сло­вами, история едина лишь в рамках определенных эпох, имеющих свой еди­ный смысл. И, наоборот, различные исторические эпохи дифференцированы, ибо не столько повторяют, сколько отрицают сущностные элементы предше­ствующего развития. Поэтому история, состоящая из эпох и периодов, отри­цающих друг друга, не является целостной и единой.

Своеобразной антитезой позитиву выступает материалистически-про­грессистский тип исторического сознания. Одним из его характерных вы­разителей является марксизм.

1. С его точки зрения, истинным творцом истории выступают народные массы. По словам К. Маркса, история есть история преследующего свои цели человека. Главным императивом исторического развития выступают посто­янно возрастающие потребности человека, которые он удовлетворяет на ос­нове совершенствования способов воспроизводства своего существования, т.е. средств производства и производственных отношений.

2. Смысл истории, по марксизму, выражается в сознательном движении человечества к воплощению коммунистического идеала, отрицающего не­свободу и отчуждение человека. Эта цель достигается путем познавания и ис­пользования объективных законов истории, т.е. исторической необходимо­сти.

3. С точки зрения марксизма, история – единый и целостный процесс, т.к. все народы так или иначе проходят одинаковые этапы в своей эволюции (общественно-экономические формации), а также находятся под влиянием универсальных естественно-исторических законов, всех их ждет единое ком­мунистическое будущее.

4. Историческое развитие имеет спиралевидный прогрессивный харак­тер. Каждая общественно-экономическая формация, повторяя некоторые черты прошлых общественных отношений, в то же время выводит общество на более высокий уровень свободы по векторам отношений "человек - при­рода", "человек - общество", "человек - человек".

И, наконец, краткая характеристика иррационально-пессимистического типа исторического сознания.

1. С его позиций, существование человека и человечества определяется игрой непостигаемого разумом фатума – судьбы. Изначально людям не дано определить то, что определяет их судьбу. Подобная позиция обосновывается таким философским течением, как экзистенциализм.

2. Понять смысл истории и ее направленность также невозможно, как и понять смысл жизни отдельного человека. Единственно, что нам доподлинно известно, так это то, что с момента рождения мы начинаем двигаться к не­минуемой смерти. Поэтому "жизнь и история абсурдны в самом своем основании". "Человек рождается, чтобы умереть" – вот первая и последняя целесообразность человеческой жизни и в то же время единственно надеж­ная ее достоверность с точки зрения самой объективной и строгой науки.

3.Поэтому о единстве истории можно говорить лишь в смысле ее все­общей абсурдности. Трагизм и безысходность – вот что объединяет человече­ство.

4. Говорить о каком-либо прогрессе в истории человечества также бес­смысленно, ибо при внимательном рассмотрении исторической реальности нетрудно прийти к выводу, что в конечном итоге соотношение "добра" и "зла" не меняется (Трубников Н.Н. Проспект книги о смысле жизни //Квинтэссенция: Филос. альманах. М.1990. С. 371-414; Философия истории: Антология. М. 1994. С. 131-144, 158-187).

Итак, мы видим, что даже этот краткий обзор показывает широчайшее многообразие и противоречивость типов исторического сознания. Подумайте в связи с этим над проблемой: какое влияние на развитие общества оказы­вает каждый из перечисленных типов исторического сознания? Какой тип исторического сознания, по вашему мнению, доминирует в современном российском обществе?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1584 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2332 - | 2041 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.