Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос 17. Формаобразующие функции ритма и метра в муз. произведении




Ритм организует звуковой поток во времени. Он обеспечивает связность и динамику муз. процесса. Одной из формаобразующих начал связано с единицей муз. времени- мотивом (тактом)

Пеон- четырёхстопный размер стиха (хореическая стопа- без затакта, ямбическая стопа- с затактом). Если начало с хореической стопы, то ясное начало, если начало с ямбической стопы, то мягкое начало, если конец хореический, то конец мягкий, если конец ямбический, то конец определённый. Такты групперуются в метрические единства, которые называют- стопами высшего порядка. Это явление впервые было выведено Риманом, потом Мазелем 1-ый такт как затакт, 2-ой более существенный. 1 и 2 более лёгкие по сравнению с 3-им. Итд. Это способствует тому, что музыка воспринимается, как единое произведение (характерно для классиков и романтиков. С помощью ритма в форме создаются участки большего динамизма (ритмической неустойчивостью) и участки разрядки (ритм. Устойчивости). Устойчивость- регулярная акцентность, крупные длительности, отсутствие синкоп, отсутствие ненормативного деления доли, квадратное соответствие мотива и такта. Неустойчивость- всё тоже, но противоположно.

Ритм – это воспринимаемая форма, протекания во время каких-либо процессов. Ритм многообразно проявляется в различных видах искусства.

В широком понимании ритм – это временная структура любых воспринимаемых процессов. В данной ситуации ритм – один из трех элементов музыки (два другие – мелодия и гармония).

В узком смысле ритм ­– это последовательность длительности звуков, отвлеченная от их высоты (ритмический рисунок).

 

Имеет двойственную функциональную природу:

  1. Ритм - это закономерное чередование или повторение, или основанная на них соразмеренность. При таком подходе раскрывается рациональная сторона. Ритм представляется как статическое явление
  2. Ритм связывается не только с повторностью, но и с чувством жизни и энергии (эмоциональная и динамическая природа). Ритм (от греч.гл. «течь»).

 

 

Древняя Греция. Гераклит (философ мирового ритма) – становление музыки во времени. У него есть понятие «мировой ритм». Путь вверх (Ано (арсис)) и вниз (ката (тезис)) – две части ритмической единицы. Их соотношение по длительности образуют ритм или логос этой единицы. Намечается путь к синтезу рационального и динамического. Ритм переживается как смена эмоциональных разрешений и напряжений, восходящих и нисходящих фаз их чередование предает ритмическим структурам периодический характер.

 

Пифагор (Пифагор – философ мировой гармонии) – создает учение о установочных соотношениях звуковых высот.

 

Исторически сформировавшиеся типы ритмики:

3. Мелодический (интонационный). В этой системе нет постоянной величины ритмических единиц. Фольклорные формы, начиная с первобытных, григорианские хоралы, знаменный распев.

4. Квантитативная ритмика ( от лат. quantum - сколько ). Используется в стихосложении– способ организации стихотворной речи, противопоставляет ее прозе. В основе лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой стихи. Стих от греч. строка, ряд.

В литературе три степени сложения:

I. Включает тексты, не имеющие иной организации, кроме членения на строки (свободный, белый стих, верлибр).

 

II. Связана с тем, что строки стихов упорядочиваются. Появляется силлабическое стихосложение – общее количество слогов в строке.

 

Также метрическая или квантитативная система – (количество слогов определенной долготы) – это древняя ритмическая система, основанная на различении долгих слогов, причем ударные слоги вдвое длиннее безударных. Ритм не зависит от ударения.

Стопа – это сочетание ударных и безударных слогов.

Ямб, хорей пришли из древней греческой поэзии. Для квантитативной ритмики характерна неповторимость, неквадратность (восточная культура, индийская, арабская, фольклор, также связанно со средневековой музыкой). В эпоху Средневековья существовало по 5-6 модусов (это ритмическая формула, которая применяется в сочинениях школы Собора Парижской Богоматери (Агрип, Броменталь и др.)).

Модусы (самые употребляемые):

1.

2.

3.

 

Ритмический рисунок стопы мог варьироваться, благодаря ее замене группой нот той же протяженности звучания (лигатура).

Квантитативная или времяизмеряющая. Тоническое или квалитативное стихосложение. Квалис – какой по количеству - количество слогов определенной силы. От тонической системы можно прийти к тактовой ритмики (17 века).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1281 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2209 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.