Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Билет 14. Ритмическая организация музыки




Ритм- воспринимаема форма протекания во времени какого-либо процесса (от греч. –«теку»). Ритм многообразно проявляется в различных видах исскуств, не только временных, но и в пространственных. Ритм в широком понимании- временная структура любых воспринемаемых процессов. В этом случае он выступает как один из трёх главных компонентов музыки (ритм, мелодия, гармония). Ритм в узком смысле- последовательность длительностей звуков, отвлечённых от ихз высоты. Ритм имеет функциональную природу. Ритм- это закономерное чередование или рациональное повторение и основанная на них соразмерность (соразмерность, устойчивость, повторность). Ритм связывается не только с правильной повторяемостью, но и с чувством жизни, с энергией (поэтическое явление- эмоциональность, динамическая природа). Гераклид- филосов мирового ритма. Теория «становление музыки во времени». Пифагор филосов мировой гармонии: «Учение об устойчивых соотношениях звуковых высот». Гераклид вводит понятие «мировой ритм». В нём чередуются путь наверх (ано, арсис) и путь вниз (Като, тизис). Соотношение этих путей образует Логос ритмической единицы. Симена эмоциональных напряжений и разрушений придаёт ритмическим структурам периодический характер.

Ритм- временная организация движения, связанная прежде всегог с музыкой, но присущая также поэзии и танцу. В переносном смысле понятие ритма применяется к другим видам исскуства и к явлениям природы, где данный термин характеризует обычно регулярность и периодичность временных и пространственных величин.

В музыке понятие ритма употребляется в двух смыслах. В общем смысле термин относится ко всем временным параметрам музыки, в отличие от других её параметров, характеризующих звуковой паток и факторы его организации (к таковым относятся мелодия, гармония, фактура, форма, итд). В узком смысле музыкальный ритм может быть рассмотрен как один из четырёх аспектов временной организации западной проффесиональной музыки, как ритмическая пульсация (акцентность), метр, темп и ритм. Музыкальная терминология вообще достаточно расплывчата и непоследовательна, и в особенности это относится к понятиям из сферы временной организации. Так, нередко- и притом небезосновательно- смешиваются понятия «метра» и «ритма», например, одно и то же явление может характеризоваться как «трёхдольный метр», «трёхдольный метр» и «трёхдольный размер».

Ритмическая пульсация (акцентность). В основе организации и восприятия звукового потока во времени лежит ритмическая форма, образуемая акцентами и паузами. Единица этой формы и её длительность (от доли секунды до нескольких секунд) избирается компазитором (или исполнителем) и становится исходным пунктом для установления всех иных временных параметров данного сочинения. Последовательность таких однородных единиц (временных величин) образует регулярно повторяющуюся пульсацию – её можно сохранить с размеренным тиканьем часов.

Метр. Даже если описанные выше ритмические единицы равны по длительности и по силе акцента, падающего на каждую из них, человеческих слух редко способен воспринять их последовательность как абсалютно равную. Наше восприятие стремится обьединять ритмические единицы в группы по две или по три, с лёгким выделением первого акцента в каждой группе. Когда компазитор сознательно соединяет ритмические единицы в такие группы (или в разного рода модификации), в сочинении появляется метр. Основные метры возникают из обьяденения ритмических единиц по две (двухдольный ритм), по три (трёхдольный метр), по четыре (четырёхдольный метр), и по шесть (составной двудольный метр, т.е. состоящий из двух групп по три доли). Описанные группы (такты) обозначаются в музыкальной нотации тактовыми чертами (вертикальными линиями, проведёнными через нотные станы))) (а мы как-будто не знали))), которые отделяют один такт от другого.

На слух начало такта выделяется лёгким подчёркиванием первой доли. Четырёхдольный метр имеет также дополнительный, более слабый акцент натретьей доле каждой группы, а составной двудольный метр- на четвёртой доле. Эти акцентыц обычно достигаются повышением громкости на акцентиуемой доле (динамический акцент, которому в нотации соответствует знак акцентирования), но акцентность может выражаться также в повышении высотности звучания (тонический акцент), или в увеличении его продолжительности (агогический акцент). Перенос акцента на слабую долю, догстигаемый одним из указанных выше средств, а также резкой сменой гармонии на эту долю, называется синкопой.

Темп. Продолжительность ритмической единицы определяет скорость движения в музыке, или темп. Чем короче временной промежуток между акцентированными долями, тем быстрее темп. Для обобщённого обозначения темпа широко применяются итальянские термины- например: adagio (медленно), однако наиболее точны темповые указания, выставленные с помощью метронома, например, указание ММ= 80, означает, что скорость музыкального движения равна 80 ударам маятника метронома в минуту. Развертывание музыкальной компазиции часто приносит смены ритма, которые сообщают компазиции разнообразие и необходимые контрасты. Кроме того, в произведении могут быть кратковременные отклонения от основной ритмической пульсации (им соответствуют итальянский термин rubato- свободно).

 

Ритм – это воспринимаемая форма, протекания во время каких-либо процессов. Ритм многообразно проявляется в различных видах искусства.

В широком понимании ритм – это временная структура любых воспринимаемых процессов. В данной ситуации ритм – один из трех элементов музыки (два другие – мелодия и гармония).

В узком смысле ритм ­– это последовательность длительности звуков, отвлеченная от их высоты (ритмический рисунок).

 

Имеет двойственную функциональную природу:

  1. Ритм - это закономерное чередование или повторение, или основанная на них соразмеренность. При таком подходе раскрывается рациональная сторона. Ритм представляется как статическое явление
  2. Ритм связывается не только с повторностью, но и с чувством жизни и энергии (эмоциональная и динамическая природа). Ритм (от греч.гл. «течь»).

 

 

Древняя Греция. Гераклит (философ мирового ритма) – становление музыки во времени. У него есть понятие «мировой ритм». Путь вверх (Ано (арсис)) и вниз (ката (тезис)) – две части ритмической единицы. Их соотношение по длительности образуют ритм или логос этой единицы. Намечается путь к синтезу рационального и динамического. Ритм переживается как смена эмоциональных разрешений и напряжений, восходящих и нисходящих фаз их чередование предает ритмическим структурам периодический характер.

 

Пифагор (Пифагор – философ мировой гармонии) – создает учение о установочных соотношениях звуковых высот.

 

Исторически сформировавшиеся типы ритмики:

1. Мелодический (интонационный). В этой системе нет постоянной величины ритмических единиц. Фольклорные формы, начиная с первобытных, григорианские хоралы, знаменный распев.

2. Квантитативная ритмика ( от лат. quantum - сколько ). Используется в стихосложении– способ организации стихотворной речи, противопоставляет ее прозе. В основе лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой стихи. Стих от греч. строка, ряд.

 

Вопрос 15. Метр, как фактор ритмической организации музыки.

Метр- чередование сильных (тяжёлых) и слабых (лёгких) ударений, схематизирующий ритм, превращающий в устойчивую формулу. Определяется художественной формой. Метр- ритмическая упорядоченность, основанная на соблюдении некоторой мерой, определяющей величину ритмических построений. Метроритмические единицы (строки, строфы)- такты. Признаки, определяющие такты:длительность, число ударений. Системы метра: мензуральная, тактовая. Принцип обьядинения: размеры (3\4, 4\4). Ритм возможен без метра (грегорианский хорал). Сходство систем музыкального и стихотворного метра: метр регулирует акцентуацию и длительность. В акцентных системах метрическое время не подчиняет себе полнростью реальную акцентуацию. Является одним из факторов, воздействующих на ритм и создающих ритмический второй план. Метр в музыке может быть реализован в виде настоящего аккомпанимента. Ритмические ударения могут переносится на метрически слабые места.

Метрические акценты- акценты, применяемые для образования метра. Метрические акценты чаще всего бывают реальными (т.е. существующие физически), но бывают и воображаемые.

Метрические доли- акцентируемые (тяжёлые) и неакцентируемые (лёгкие) равнодлительные отрезки, образующие метр. Метрические акценты обычно повторяются через одинаковое количество долей.

Полиметрия- одновременное сочетание разных метров.

Метры бывают: простые (2х или 3х дольные при одном акценте 2\4, 2\2, 3\2, 2\3), сложные (образуютсяпри слиянии одинаковых простых метров, имеют больше 1 акцента (4\2, 4\4, 4\8), сложные-смешанные (слияниеразеых простых – 5\8, 9\8) и переменные (изменяется число долей произведении или в его части).

Такт- обьединение метра и ритма, существующие одновременно.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2794 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2672 - | 2238 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.