Технократические формы культуры XX в. Техника как качественно новая ценность в культуре XX в., как орудие господства человека над природой, как главная цель общественного развития.
Понятие технократии: сущность и идеалы. Массовая коммуникация как совокупность средств, форм и способов распространения культуры (фото, кино, радио, ТВ). Особенности «культурного кода» в «экранной» коммуникации (М. Макллюэн). Проблема взаимоотношения СМК и массовой культуры в XX в. Массовая культура как средство социализации и самореализации человека в технократическом обществе.
Тема 15. Культура информационного общества
Смена форм коммуникации и формирование культуры информационного общества. Сущность и основные этапы развития компьютерной экранной культуры. Преодоление пространственно-временных параметров и «создание новой реальности».
Интернет как способ формирования новой интегральной культуры.
Постмодернизм – культура информационного общества. Разрушение иерархии ценностей. Полисемантизм. Панигровая природа постмодернистского сознания. Понимание мира как текста. Интертекстуальность. (Ю. Кристиева).
Глобализация как ведущая тенденция современного культурного процесса. Ее предпосылки, тенденции и проблемы. Актуализация этнонационального самосознания – форма противостояния культурной унификации.
Тема 16. Проблемы взаимодействия и диалога культур
Диалог культур как актуальная социокультурная проблема современности. Диалогическая природа и сущность культуры (М.М. Бахтин, М. Бубер, М. Библер, Г. Померанц и др.). Диалог как «встреча культур».
Россия в контексте взаимодействия и диалога культур.
Культура будущего в свете современных цивилизационных процессов и научных открытий.
Таблица 5
Содержание практических занятий, семинарских занятий и др.
№ п/п | Номер раздела, темы дисциплины | Тема практического занятия, семинарского занятия и др., содержание занятия | Задания для подготовки студентов к занятию |
1. | «Первобытно-синкретический тип культуры» | «Культура первобытного общества» Вопросы для обсуждения: 1. Материальная культура первобытного периода 2. Социальные отношения в первобытном обществе и достижения культуры 3. Синкретизм мировоззрения первобытного человека 4. Миф и его сущность 5. Искусство первобытного общества Цель семинара:выявить особенности культуры первобытного общества | Необходимо изучить литературу Рекомендуемая литература: Основная: 1. Горелов, А.А. История мировой культуры: учебное пособие / А.А. Горелов. – М.: Флинта: МПСИ, 2007. – С. 29-115 Дополнительная: 1. Леви-Брюль, Л. Первобытный менталитет / Л. Леви-Брюль. – СПб.: Европейский дом, 2002. – 399 с. 2. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс. – М.: Терра-Книжный клуб: Республика, 1999. – 392 с. 3. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. – М.: Правда, 1989. – 599 с. 4. Тайлор, Э. Первобытная культура / Э. Тайлор. – М.: Политиздат, 1989. – 573 с. 5.Фрэзер, Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Д.Д. Фрэзер. – М.: Политиздат, 1986. – 702 с. Методические указания: 1. Знать основные понятия: палеолит, неолит, бронзовый век, железный век, антропогенез, австралопитеки, архантропы, неандертальцы, патриархат, матриархат, неолитическая революция, род, племя, синкретизм, религия, политеизм, анимизм, тотемизм, фетишизм, табу, магия, шаманизм, миф. 2.Иметь представление об особенностях мировоззрения людей первобытного общества 3. Знать основные достижения культуры первобытного общества |
2. | «Религиозный тип средневековой культуры» | «Семантика искусства Средневековья» Вопросы для обсуждения: 1. Средневековая культура как особая ступень в мировом художественном развитии. Формирование религиозного сознания. 2. Искусство Древней Руси. Взаимосвязь культуры восточных славян и византийской культуры. 3. Семантика средневекового собора (романского, готического, древнерусского). 4. Символика древнерусской иконы. Цель семинара:выявить особенности семантики и символики средневекового искусства Западной Европы и Древней Руси. | Необходимо изучить литературу Рекомендуемая литература: Основная: 1. Вагнер, Г.К. Искусство Древней Руси / Г.К. Вагнер, Т.Ф. Владышевская. – М.: Искусство, 1993. – С. 25-49. 2. Власов, В.Г. Византийское и древнерусское искусство / В.Г. Лазарев. – М.: Дрофа, 2003. – С. 100-120. 3. Ильина, Т.В. История искусств / Т.В. Ильина. – М.: Высш. школа, 1994. – С. 200-350. 4. Колпакова, Г.С. Искусство Византии / Г.С. Колпакова. – СПб.: Азбука-классика, 2004.- С. 123-150. 5. Лазарев, В.Н. Искусство Древней Руси / В.Н. Лазарев. – М.: Искусство, 2000. – С. 205-300. 6. Лазарев, В.Н. История византийской живописи / В.Н. Лазарев. – М.: Искусство, 1986. – С. 57-100. 7 Лазарев, В.Н. Византийское и древнерусское искусство: Статьи и материалы / В.Н. Лазарев. – М.: Наука, 1978. – С. 99-125. 8. Любимов, Л.Д. Искусство Западной Европы / Л.Д. Любимов. – М.: АСТ, Астрель, 2005. – С. 46-80. 9. Ротенберг, Е.И. Искусство готической эпохи / Е.И. Ротенберг. – М.: Искусство, 2001. – С. 100-120. 10.Трубецкой, Е.Н. Три очерка о русской иконе / Е.Н. Трубецкой. – М.: Центр Гуманитарной информатики «Инфо Арт», 1991. – С. 55-89. 11.Трубецкой, Е.Н. Умозрение в красках: Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи / Е.Н. Трубецкой. – М.: СП «Интерпринт», 1990. – С. 22-30. 12.Тяжелов, В.Н. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе / В.Н. Тяжелов. – М.: Искусство, 1981. – С. 280-300. 13. Языкова, И.К. Богословские иконы / И.К. Языкова. – М.:[Б.и.], 1995. – С. 120-200. Дополнительная: 1. Лазарев, В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века / В.Н. Лазарев. – М.: Искусство, 1983. – 538 с. 2. Русские храмы / гл. ред. М. Аксенова. – М.: Мир энциклопедий, 2007. – 184 с. 3.Триста веков искусства. Искусство Европейской части СССР / ред. Р.В. Тимофеева. – М.: Искусство, 1976. – 326 с. 4.Тяжелов, В.Н. Раннее Средневековье / В.Н. Тяжелов. – М.: Белый город, 2006. – 46 с. Методические указания: 1. Необходимо знать основные факты истории византийского и западноевропейского искусства. 2. Знать наиболее известные католические соборы и православные храмы. 3.Знать имена древнерусских иконописцев и особенности их стиля. |
3. | 13 «Культура и религия» | «Религия как социально-культурный феномен» Вопросы для обсуждения: 1.Религия как элемент духовной культуры общества 2.Социальная роль религии. Специфика религиозного сознания 3. Понятие религиозного опыта 4. Основные функции религии. Цель семинара: Выявить роль религии в обществе, проанализировать влияние религии на формирование массового сознания, культурно-психологические и нравственные традиции. | Необходимо изучить литературу: Основная: 1.Гуревич, П.С. Религиоведение: учебное пособие/ П.С. Гуревич. – М.: МПСИ, Воронеж, МОДЭК, 2005. – 694 с. Дополнительная: 1. Рогалевич, Н. Религиоведение: экспресс- курс / Н. Рогалевич, Б. Сумароков, А. Островцев. – Мн.:ООО Новое знание, 2005. – 206 с. 2. Яблоков, И.Н. Религиоведение: учебное пособие / И.Н. Яблоков. – М.: Гардарики, 2005. – 317 с. 3. Элиаде, М. Очерки сравнительного религиоведения / М. Элиаде. – М.: Ладомир, 1999. – 488 с. Методические указания: 1Необходимо знать основные понятия: вера, вероучение, грех, молитва, пантеон, религия, сакрализация, сверхъестественное, священнослужители, церковь, церковнослужители 2.Сущность религии, типы религиозных мировоззрений, атеизм. Понятие священного в религиозном знании. Сущность и специфические черты религиозного сознания. 3. Религиозный смысл бытия человека. Основные функции религии. 4. Значение религии в социокультурном пространстве |
4. | 15 «Культура информационного общества» | «Компьютерная культура – средство формирования новой реальности» Вопросы для обсуждения: 1. Типологические черты культуры информационного общества. 2. Компьютерная культура - новая эстетика и новая реальность. 3. Интернет как способ формирования новой интегральной культуры. 4. Социальные, культурологические и нравственные проблемы экранной культуры. Цель семинара: выявить основные черты и перспективы развития компьютерной культуры в контексте современного информационного общества. | Необходимо изучить литературу: Основная: 1. Борев, В.Ю. Культура и массовая коммуникация / В.Ю. Борев, А.В, Коваленко. – М.: Наука, 1986. – С. 120-200. 2. Нечай, О.Ф. Ракурсы: О телевизионной коммуникации и эстетике / О.Ф. Нечай. – М.: Искусство, 1990. – С. 56-100. 3. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга / М. Маклюэн. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005. – С. 300-400. 4. Тоффлер, А. (Э.) Третья волна / А. (Э.) Тоффлер. – М.: АСТ, 2004. – С. 56-90. 5.Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. – М.: АСТ: Ермак, 2005.- С. 369-400. Дополнительная: 1. Герасимов, С.А. Культурология и теория телекоммуникаций / С.А. Герасимов. – М.: Гардарики, 2007. – 173 с. 2. Интернет и российское общество / ред. И. Семенов. – М.: Гендальф, 2002. – 279 с. 3. Нечай, О.Ф. Блеск и нищета «массовой культуры» / О.Ф. Нечай. – Минск: Наука и техника, 1984. – 141 с. 4. Шувалова, М.В. С. Бак-Морс о роли визуального образа в интеллектуальных стратегиях власти / М.В. Шувалова // Вестник Тверского государственного университета. 2008. № 24 (84). – С. 116-126. Методические указания: 1. Необходимо знать основные понятия: информационное общество, коммуникация, глобализация, виртуальная реальность, интеграция. 2. Понимать роль компьютера в формировании нового культурного сознания и новых возможностей в интеграции и коммуникации человека в современном обществе. 3. Представлять сложность социальных и нравственных проблем, возникающих в процессе функционирования Интернета. |