Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 8. Сциентистско-рационалистический тип культуры XVII-XVIII вв




Промышленные, социальные революции в Нидерландах, Англии в XVII-XVIII вв. Роль экспериментальных наук и естественно-научных открытий в формировании сциентистско-рационалистической картины мира. Первая научно-техническая революция.

Абсолютная монархия как социально-историческая модель сциентистско-рационалистического типа культуры.

Барокко как отражение хаотической картины мира и трагических противоречий человеческого сознания. Попытки упорядочения мира и человека в искусстве классицизма. Каноны и принципы классицизма. Идеал героической личности.

Просвещение как главное идейное движение в Европе XVIII в.: его социальные задачи, идеология. Рационализм и механистический детерминизм просветительского сознания. Идея общественного переустройства на началах разума. Абсолютизация роли науки и энциклопедизм Просвещения, дуализм и антиклерикализм вольтерьянства, понимание «природы человека» в руссоизме. Идеи Просвещения как основа Великой французской революции.

Своеобразие русского Просвещения. Культурный смысл реформ Петра Великого. Их роль в секуляризации русской культуры и включения России в процесс европейского культурного развития.

Эпохи Петра I и Екатерины II как два этапа русского Просвещения. Идея просвещенного абсолютизма в русском культурном сознании XVIII в. Тип универсальной личности в русской культуре XVIII в. (Петр Великий, М.В. Ломоносов, Екатерина Великая).

Противоречия русского Просвещения. «Дворянская» (Д.И. Фонвизин) и «масонская» (Н.И. Новиков) оппозиции.

Тема 9. Культура XIX в.: романтизм и реализм

Романтизм как тип культуры. Эпоха буржуазных революций как социальная основа западноевропейского романтизма. Субъективный идеализм И.Г. Фихте и Ф.В.И. Шеллинга как философская основа романтизма.

Идея двоемирия. Противопоставление мира духа эмпирической действительности. Жизнетворчество как неотъемлемый элемент культуры романтизма.

Знаки и коды культуры романтизма: самоценность личности, идея свободы, природа как отражение мира субъективных переживаний, богоборчество, демонизм.

Общественно-исторические корни и природа русского романтизма. Своеобразие осмысления категории свободы в русском романтизме.

Декабристы как выразители романтического мироощущения.

Реализм как способ познания и объяснения природы человека и его социальных связей. Позитивизм О. Конта, Г. Спенсера – философская основа идеи объективных связей мира и человека. Понятие социально-исторического детерминизма.

Роль естествознания в формировании позитивистской картины мира.

Проблемы «человек и среда», «человек и история» в реалистическом искусстве.

Натурализм – завершающий этап культуры XIX в. Идея биологического детерминизма в работах Ч.Р. Дарвина, И.М. Сеченова, Л.И. Мечникова и др. Сближение искусства с наукой.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 470 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2223 - | 2152 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.