Согласно ст. 11 ГК защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды.
Третейские суды, являясь альтернативой государственным юрисдикционным органам, призваны разрешать споры из гражданских правоотношений и в данном качестве хорошо известны в нашей стране на протяжении веков. Еще в Договорной грамоте великого князя Дмитрия Донского с серпуховским князем Владимиром Храбрым, датируемой 1362 г., предусматривалась возможность разрешения спорных правоотношений в третейском суде.
Впервые законодательное закрепление институт третейского судопроизводства получил в Соборном Уложении 1649 г., в текст которого было включено Уложение XV.5 «О третейском суду».
Поиски эффективного негосударственного механизма разрешения гражданско-правовых споров продолжали активно вестись в нашей стране в XVII–XVIII вв., на рубеже которых было принято около двадцати нормативных актов, в той или иной мере регулирующих процедуру третейского судопроизводства. В обоснование необходимости подобного института в 1803 г. в докладе Александру I автор «Устава Третейского совестного суда» Г. Державин отмечал, что «польза от учреждения суда сего весьма важна и ощутительна». [185]
Официальная история третейских судов в России начинается с 15 апреля 1831 г. с утверждения Николаем I Положения «О третейском суде Российской Империи», которое впоследствии вводилось в Свод законов Российской империи 1833,1842 и 1857 гг. С принятием Устава гражданского судопроизводства 1864 г. в него была включена специальная глава «О третейском суде», нормы которой детально регулировали третейское судопроизводство.
С первых дней существования советской власти институту третейского судопроизводства также уделялось должное внимание. В Декрете СНК РСФСР от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» [186]содержалось указание о возможности «по всем спорным гражданским, а также частное уголовным делам» обращаться в третейский суд, порядок деятельности которого определялся Декретом ВЦИК от 16 февраля 1918 г. [187]Особое развитие данная форма защиты гражданских прав получила в период нэпа у предпринимателей, заинтересованных в быстром, профессиональном и конфиденциальном разрешении их споров по коммерческим операциям.
В ГПК РСФСР 1923 г. содержалась специальная гл. XXII, посвященная третейским записям и решениям. В приложение № 1 к этой главе Кодекса было включено Положение о третейском суде [188].
В 1930 г. была образована Морская арбитражная комиссия [189], а в 1932 г. — Внешнеторговая арбитражная комиссия [190], являвшиеся специализированными третейскими судами, призванными разрешать в рамках компетенции внешне-экономические споры.
С принятием в 1964 г. ГПК РСФСР в него в качестве приложения № 3 было включено Положение о третейском суде, регулировавшее порядок разрешения споров между физическими лицами в третейском суде, создаваемом для рассмотрения конкретного дела (ad hoc).
В ходе экономических и политических реформ, проводившихся в (российской Федерации в конце 90-х гг. XX в., возникла необходимость в более детальном регулировании третейского судопроизводства. Результатом этого стало утверждение постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров [191], нормы которого регулировали порядок разрешения в третейских судах (как ad hoc, так и постоянно действующих) споров из внутри-российских гражданских правоотношений между юридическими лицами. Процедура разрешения гражданско-правовых споров из международных правоотношений закреплялась в Законе РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже» [192].
Однако указанные три нормативных акта содержали ряд пробелов и противоречий, что сдерживало развитие отечественных третейских судов и создавало трудности в их практической деятельности.
Процесс развития института третейского судопроизводства активно продолжается и в наши дни. Об этом свидетельствует планомерное развитие законодательства, регулирующего их правоохранительную деятельность, и как закономерное следствие — рост численности третейских судов и количества рассматриваемых ими дел.
В настоящее время третейское судопроизводство в нашей стране регулируется двумя специальными нормативными актами: Законом 1993 г. и Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» [193]. Разграничение сферы действия указанных нормативных актов проводится по следующему критерию: деятельность международных третейских судов (арбитражей) регламентируется Законом 1993 г., а «внутренних» третейских судов — Законом 2002 г.
Наряду с названными специальными законами ряд аспектов деятельности третейских судов в РФ закреплен в нормах ГПК и АПК. Кроме того, возможность разрешения отдельных категорий споров в третейских судах предусматривается многочисленными материально-правовыми нормативными актами [194].