Если человек сделал что-нибудь плохое, неужели отсюда следует, что он заслуживает страдания? Если ему кажется, что «да», то пусть спросит себя, как долго он должен страдать? День, год, или всю жизнь? Что он выберет для себя? Самонаказание с ограничением времени — довольно сложный, ответственный выбор, но зачем с самого начала осложнять себе жизнь чувством вины? Если человек ошибся, то раскаяние нисколько не приуменьшит его греха, это не убережет от повторных ошибок. Другие люди не будут любить раскаявшегося, кто будет любить унижающего себя. Чувство вины не даст человеку жить полноценной, продуктивной жизнью. Так где же истина?
Многие интересуются, что же будет с моралью, если лишиться чувства вины. Не нужно рассматривать себя как слабовольное, не поддающееся самоконтролю животное, не нужно дрессировать себя самонаказанием. Конечно, если чье-то мерзкое поведение отразилось на других, то угрызения совести подействуют эффективнее на изменение его морального облика, чем холодные синтетические рассуждения. Но безусловно, называя себя мерзавцем, делуне поможешь. Чаще уверенность в своем ничтожестве толкает людей на отрицательные поступки.
Изменившись, человек быстрее поймет, действительно ли он совершил ошибку, и если — да, то сможет найти способ устранить проблему. Обычно потом наступает расслабление, возрастает самоуважение, а чувство вины исчезает.
Иногда пациенты жалуются на мои острые комментарии, толкающие их на ложный путь. Подобная критика вызывает у меня чувство вины, если в ней содержится хоть доля (199:) правды. Я обзываю себя плохим человеком, мне хочется стать в защитную стойку. Я должен либо согласиться с критиком, либо нет, и повести ответную атаку, настолько сильно чувство вины. Это создает громадные трудности при исправлении ошибок. Если же я не обзываю себя, не теряю самоуважения, то мне очень просто признать ошибку и потом полностью решить проблему, чему-то из нее научившись. Чем меньше чувство вины, тем эффективней этот процесс.
Поэтому, когда человек не бичует себя, а старается найти выход из ситуации, я называю это распознаванием, обучением и изменением. Неужели чувство вины может помочь так же. Я не верю в это. Вместо того, чтобы помочь распознавать ошибки, вина вызывает желание скрыться от проблемы, закрыть свои уши от любой критики. Вот почему вина не продуктивна.
Но как можно узнать, что сделал что-то не так, если не испытываешь чувства вины? Не станет ли человек циничным эгоистом, если не будет испытывать чувства вины?
Все возможно, но я лично сомневаюсь, что это когда-нибудь случится. Сочувствие удачно заменит чувство вины, оно даст возможность увидеть плохие и хорошие стороны своего поведения. Оно поможет оценить сделанное по отношению к другому и при необходимости испытать разумную горечь без наклеивания на себя ярлыков.
Приведенные ниже критерии помогут отличить здоровые угрызения совести от болезненного чувства вины. Спросите себя:
1. «Неужели я сознательно делаю что-то плохое или я себя представляю совершенным, всезнающим и всемогущим?»
2. «Неужели из-за этого я навешиваю на себя ярлык (200:) плохого, ужасного человека. Есть ли в моих мыслях другие когнитивные искажения?»
3. «Соответствует ли продолжительность моих эмоциональных откликов тяжести содеянного?»
4. «Учусь ли я на своих ошибках, или они заводят меня в тупик?»
Напомню методы, уменьшающие чувство вины и повышающие самоуважение.