В настоящее время происходит унификация правовых актов государств мира в области электронной коммерции в соответствии с рекомендациями международных организаций, модельными законами и актами неправительственных организаций.
Центральное место в указанных документах занимает Типовой закон UNCITRAL об электронной коммерции.
Закон готовился на протяжении 1985–1996 годов комиссией по международной торговле ООН (UNCITRAL). Его цель – унификация законодательств государств в соответствии с требованиями, возникающими в связи с развитием телекоммуникационных технологий. Закон состоит из двух частей – электронная коммерция в целом и электронная коммерция в перевозке грузов.
Отмечается, что ряд функций бумажного контракта присущ и контракту, заключаемому в электронном виде, в том числе: удобочитаемость; неизменяемость; возможность делать копии; возможность аутентификации посредством подписи; простота хранения.
Законом заложен принцип недискриминации. Информация не может быть лишена юридической силы, действительности или исковой силы на том лишь основании, что она передается в электронной форме. В Типовом законе определено, что является оригиналом контракта, условия оферты и акцепта в электронном виде, время и место получения или отсылки электронного сообщения, допустимость и доказательная сила сообщения данных и др.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/51/628 от 30.01.97 г. рекомендует государствам при разработке законодательства «учитывать положения Типового закона ввиду необходимости унификации законодательства, применимого к альтернативным бумажным формам, методам передачи и хранения информации»
В США в целях сближения законодательства штатов Национальная конференция уполномоченных по унификации законов штатов США в 1999 году разработала и передала для обсуждения и принятия проект Единообразного закона об электронных трансакциях (UETA). Под трансакциями в UETA понимаются действия или набор действий, которые возникают в случае, когда двое или более лиц взаимодействуют в сфере торговли или в административных отношениях.
Проект не принуждает стороны совершать трансакции в электронном виде – автономия воли сторон на первом месте. Проект также не предусматривает полный набор норм, регулирующих электронную торговлю. Цель UETA – закрепить юридическую силу трансакций, совершаемых в электронном виде.
Важным является исключение из сферы действия этого закона контрактов, касающихся недвижимости и доверительной собственности. Возможны также и любые другие изъятия по воле конкретного штата. Предусмотрено специальное регулирование использования оборотных документов в электронном виде (векселей, коносаментов и т. п.), отношений с органами государственной власти и др.
Подобный подход прослеживается и в Директиве ЕС «Об электронной коммерции», принятой 8 июня прошлого года. В преамбуле Директивы указывается, что «развитие электронной коммерции в информационном обществе обещает перспективы занятости в Сообществе, особенно в отношении малых и средних предприятий, и будет стимулировать экономический рост и инвестиции европейских компаний...»
Директива регулирует отношения в таких областях, как признание электронных контрактов; признание исковой силы электронных контрактов; процедура заключения контрактов on-line и минимальные требования о предоставлении информации участниками договора (существенные условия электронного контракта); ответственность информационных посредников (interediary service provider) за отправление, получение или хранение электронных документов, предоставление доступа к Сети, а также информирование участников сделок о технической стороне заключения сделок в электронном виде.