Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Naiva hyanubhavo bhāti smrtau pūrvoТrthavatprthak prāganvabhūvamahamityātmārohanabhāsanāt




¬оспри€тие не возникает в пам€ти как отдельна€ от нее сущность, как в случае с имевшим место в прошлом его объектом, так как оно про€вл€етс€ как установившеес€ в Ђяї, что выражаетс€ словами: Ђя воспринимал в прошломї.

¬ажно отметить, что имеетс€ существенна€ разница в способе про€влени€ познаваемого объекта при пр€мом воспри€тии и при воспоминании. ¬ первом случае посредством силы майи он воспринимаетс€ как наход€щийс€ за пределами сознани€, во втором Ц в пределах сознани€ и пам€ти. “о есть мы имеем познани€, качественно отличные друг от друга и происход€щие в различные моменты времени. ѕоэтому возникает вопрос о том, что же св€зывает эти столь различные на первый взгл€д познани€, обеспечива€ единство познаний? ”тпаладева отвечает, что Ђэто единство есть познающий субъект, который един и в прошлом, и в насто€щемї.

≈сли брать различные про€влени€ (то есть аспект пракаши) сами по себе, вне контекста осознавани€ (то есть вимарши), то они действительно отличны друг от друга и, более того, можно даже сказать, следу€ в этом случае воззрению буддистов, что они мгновенны. Ќо в действительности пракаша и вимарша неразрывно св€заны друг с другом, и именно их единство обеспечивает св€зь происход€щих в различные моменты времени про€влений. » это единство пракаши и вимарши есть рефлексивное осознавание, которое по своей сути есть ничто иное как Ђя-сознаниеї и может быть выражено в словах: Ђя воспринимал в прошломї, Ђя вспоминаю восприн€тое в прошломї. ќсобо следует отметить, что то Ђяї, которое может обеспечивать св€зь пр€мого воспри€ти€ и воспоминани€, не есть то наше обычное ограниченное Ђэгої, дл€ которого мир делитс€ на внутреннее и внешнее и т. п. ¬ действительности речь идет о том уровне Ђя-сознани€ї, которое осознает воспринимаемый объект как пребывающий в сознании и неотличный от сознани€, а также способно осознавать пребывание воспоминаний в латентной форме отпечатков (самскар), благодар€ чему про пам€ть можно сказать, что она Ђесть неутрачивание прошлого опытаї72.

5. yogināmapi bhāsante na drso darśanāntare svasamvidekamānāstā bhānti meyapade Тpi vā

ѕознавательные акты другой личности не про€вл€ютс€ как объекты даже дл€ когниций йогинов. ≈динственное средство их познани€ Ц самосознание. Ќо даже если прин€ть, что они (познавательные акты других) про€вл€ютс€ в положении познаваемого, то все за€вленное выше все равно остаетс€ в силе.

 ак выше уже не раз отмечалось, дл€ буддистов сознание обладает мгновенным способом существовани€, представл€€ собой последовательность отличных друг от друга вспышек осознанности.  ажда€ из этих мгновенных когниций характеризуетс€ самоосознаванием, но при этом отрицаетс€ наличие общего дл€ них всех познающего субъекта. ћожно сказать, что субъект познани€ здесь ограничен пределами своего момента, он как бы рождаетс€ и гибнет вместе с ним. Ќо тогда возникает вопрос: как возможна пам€ть?  ак некто может сказать: Ђя в прошлом видел кувшинї? ¬едь последнее предполагает, что имевшее место в прошлом пр€мое познание кувшина стало объектом познани€ дл€ сознани€ в насто€щем. Ќо так как каждый момент потока сознани€ характеризуетс€ своим собственным познающим субъектом, то мы получаем ситуацию, фактически тождественную той, когда когнитивные акты одной личности станов€тс€ объектами познани€ дл€ другой личности. » возникает вопрос: возможно ли это? Ѕуддисты в цел€х обосновани€ своей позиции могут привести в качестве примера йогинов, способных телепатически узнать, о чем думает или что видит другой человек.

¬ ответ ”тпаладева за€вл€ет, что Ђпознавательные акты другой личности не про€вл€ютс€ как объекты даже дл€ когниций йогиновї.  огниции по своей природе субъективны, и в основе любого познани€ лежит ЂяЦ сознаниеї в его высшем ануттара -аспекте, в котором в принципе не существует какой-либо объективности вообще. Ќо если даже исходить из того, что когниции других существ могут дл€ йогинов выступать в качестве познаваемого, то это ничего не мен€ет. ƒело в том, что дл€ истинных йогинов, пребывающих в ануттара, их самость неотличима от самости других личностей, что и €вл€етс€ основой дл€ постижени€ ими когниций других существ.

6. smaryate yaddrgāsīnme saivamityapi bhedatah tadvyākaranamevāsyā mayā drstamiti smrteh

»ногда акт воспоминани€ представл€етс€ в следующей форме: Ђ“ак, то воспри€тие было моимї. «десь акт познани€ упоминаетс€ как нечто отдельное от субъекта. Ќо это Ц всего лишь аналитическое представление такой формулировки воспоминани€, как ЂЁто было увидено мноюї.

 ак уже отмечалось выше, в основе любых когниций, в том числе и воспоминаний, лежит Ђя-сознаниеї. ќтсюда следует, что наиболее адекватным выражением в словах акта воспоминани€ €вл€етс€ фраза ЂЁто было увидено мноюї. ¬се же остальные варианты высказываний на эту тему, типа Ђ“ак, то воспри€тие было моимї, нос€т вторичный характер и представл€ют собой нечто вроде игры нашего ума, способного конструировать самые различные викальпа.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 313 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

1427 - | 1260 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.