Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—ексуальный аспект каббалы и восточных учений. ƒоктрина ∆енственного




 

ќдним из наиболее интересных аспектов каббалы €вл€етс€ концепци€ Ўехины как женственной ипостаси Ѕожества. ѕервоначально Ўехина воспринималась как слава Ѕога и божественное присутствие в мире. ѕостепенно ее образ трансформировалс€, с одной стороны, в мистическую сокровищницу всех душ »зраил€ (кенессет »сраэль) Ц ср. образ ала€ виджн€ны, сознани€-сокровищницы, в буддизме, Ц а с другой Ц в женственный аспект Ѕога, его энергии творени€ и обнаружени€ себ€ в мире. ¬ лурианской каббале, подчеркивающей гностический аспект космической трагедии (Ђразбивание сосудовї, шевират гак-келим) и экзистенциальную разорванность самих основ быти€ и мироздани€, образ Ўехины дополнилс€ представлением о ее изгнании, ее отверженности и разлученности с “ворцом: Ўехина изгнана, затер€на в нижних мирах, и только ее воссоединение с “ворцом восстановит исходную целостность быти€ и реинтегрирует космос в Ђокончательном исправленииї (гемар тиккун). » вот уже ученик »саака Ћурии по имени јвраам √алеви Ѕерухим (XVI в.) видит Ўехину у —тены ѕлача в »ерусалиме в виде скорб€щей и рыдающей женщины в черном. «десь Ўехина уже вполне аналогична гностической —офии или неопифагорейской Ёнойе, низвергнутым из божественной полноты-плеромы в мир косной материи.[251]

 аббалисты выдел€ли в Ўехине два аспекта, названные ими по именам библейских супруг »акова Ц Ћии и –ахили. ¬ своем аспекте (парцуфе) Ћии Ўехина наслаждаетс€ единением с Ѕогом, тогда как в качестве –ахили она разлучена со своим божественным —упругом и обречена на страдани€ в грубых мирах вплоть до гр€дущего воссоединени€. »нтересно, что ¬л. —. —оловьев (1856Ц1900 гг.), русский религиозный философ, всегда про€вл€вший глубокий интерес к каббале, также говорит о двух —офи€х: —офии как субстанции Ѕожества и —офии как страдающей в космосе мировой души, выражающейс€ в соборном человечестве (ср. Ўехину как ќбщину »зраил€) и стрем€щейс€ к союзу с божественным Ћогосом-’ристом как залогу окончательного обожени€ мира и человечества, станов€щегос€ богочеловечеством (доктрина, вполне аналогична€ учению о тиккун в лурианской каббале). ¬ целом брак между Ўехиной и —в€тым, да будет благословен ќн, может быть вполне описан как единение (зивуг Ц соитие; зиввуга кадиша Ц иерогами€, сакральный брак) сефирот ћалхут (Ўехина) и “иферет (√осподь, јбсолют, как он отражаетс€ в данной сефире). ”чение об этом браке привело в каббалистической традиции к по€влению ритуалов, как бы имитирующих торжество в чертоге брачном; они достаточно подробно описаны √. Ўолемом.[252]

  этим ритуалам относ€тс€, например, рекомендуемое Ђ«огаромї бодрствование накануне праздника Ўевуот (букв.: ЂЌеделиї Ц п€тидес€тница, день даровани€ “оры) и некоторые субботние обр€ды.

ѕомимо многочисленных гностических аналогий, доктрина Ўехины имеет и р€д восточных параллелей. ѕрежде всего упом€нем даосскую доктрину ∆енственного,[253]согласно которой, ƒао-ѕуть, первопринцип и первосубстанци€, есть не что иное, как женское начало и космическое лоно, объемлющее сущее, подобно тому, как материнское лоно объемлет плод, пребывающий в нем: ЂЋожбинный дух бессмертен, называют —окровенной —амкою его. ¬рата —окровенной —амки Ц корень Ќеба и «емли.  ак нескончаема€ нить т€нетс€ он в бесконечность. »спользуй его без усилийї (Ђƒао дэ цзинї, І 6).

Ќо если в даосизме ƒао Ц абсолютно имманентный и вместе с тем наивысший принцип, то каббалистическа€ Ўехина представл€ет собой все же лишь славу Ѕожию и божественное всеприсутствие в универсуме. » здесь более адекватна параллель из области теологии средневекового индуистского шиваизма (шактизма). —огласно ей, бог Ўива, абсолютно блаженный и безде€тельный дух (пуруша), высшее я (параматман), наделен особой силой или энергией (шакти), котора€ не тождественна ему и не отлична от него. Ўакти образует женственный и де€тельный аспект Ўивы, который посредством этой энергии (иногда отождествл€емой с материей Ц пракрити) творит мир. ƒл€ нужд культа эта творческа€ сила Ўивы персонифицируетс€ как богин€ ƒурга или  али, супруга Ўивы. “ело человека €вл€ет собой микрокосм, в котором также отражаютс€ Ўива и его шакти. ќднако в микрокосме они разлучены: седалищем Ўивы, божественного атмана, я, €вл€етс€ чакра головного мозга, тогда как шакти под названием кундалини пребывает в виде спиралевидной энергетической змейки в нижнем центре у основани€ позвоночника. ÷ель адепта Ц посредством йогической практики воссоединить Ўиву и Ўакти, что приводит к обретению нирваны и отождествлению Ђ€ї адепта с божественным јбсолютом и силами универсума (подробнее см. ч. II, гл. 2).

¬ тантрическом буддизме (¬аджра€на) женский аспект реальности выступает как праджн€ (премудрость, интуирование реальности как она есть и когнитивный аспект самой этой реальности). »нтеграци€ праджни и упаи (метод-сострадание), символически изображаема€ в образах сочетающихс€ божеств (юганаддха), приводит к обретению просветлени€ и состо€ни€ будды. ѕраджн€-парамита (совершенство премудрости) также олицетвор€етс€ в образе богини с четками, книгой и мечом, отсекающим неведение, в качестве своих иконографических атрибутов. ћантра ѕраджн€-парамиты, приводима€ в Ђ’рида€ сутреї (Ђ—утра сердца премудростиї) гласит: Ђќ та, котора€ переводит за пределы пределов беспредельного, простветление, славьс€!ї (√ате, гате, парагате, парасамгате, бодхи, сваха!)[254]

“аким образом, в восточных учени€х, как и в каббале, интеграци€, единение мужского и женского аспектов јбсолюта, разъединенных в профаническом мире, €вл€етс€ непременным условием спасени€ и обретени€ высшего состо€ни€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 339 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

1318 - | 1307 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.