Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕрактический аспект каббалы




 

√овор€ о каббалистической практике, мы не имеем в виду так называемую практическую каббалу, то есть различного рода магические методы, св€занные с составлением гематрий и использованием заклинательных формул дл€ колдовских целей. Ёта практическа€ каббала имела более или менее попул€рный характер и порой выходила за пределы пол€ иудаистской раввинистической ортодоксии. ѕод каббалистической практикой мы будем понимать набор методов и средств психопрактики, направленной на достижение цели каббалы Ц постижение тайн божественной жизни и участие в ней через Ђприлепление к Ѕогуї (девекут). ћногие из этих методов имеют достаточно очевидное сходство с восточными направлени€ми психотехники. –азумеетс€, приемы созерцани€ или медитации весьма сходны практически во всех религи€х, будь то иудейска€ каббала, восточнохристианский исихазм или индуистска€ йога. ќднако существуют и некоторые специфические или достаточно характерные лишь дл€ отдельных традиций формы психопрактики. ќ некоторых из них здесь и пойдет речь.

ѕрежде всего, хотелось бы отметить исключительное сходство методов созерцани€ в профетической каббале јвраама јбулафии (XIII в.) с тантрическим путем мантра€ны буддизма и индуизма (вообще, тема Ђкаббала и тантризмї представл€етс€ нам особенно перспективной и содержательной). —ходство методов јбулафии и мантра€ны (мантра-йоги) уже отмечалось в науке. “ак, √. Ўолем называет медитативные приемы јбулафии Ђеврейской йогойї:

 

ЂЕего доктрина представл€ет собой лишь иудаизированный вариант той древней духовной методики, котора€ нашла свое классическое выражение в практике индийских мистиков, последователей системы, известной под названием Ђйогаї. ќдним из многих доказательств этого служит то обсто€тельство, что существенную роль в системе јбулафии играет методика дыхани€. Ёта методика достигла своего высочайшего развити€ в индийской йоге, где она обычно рассматриваетс€ как важнейшее орудие психической самодисциплины. ѕомимо этого, јбулафи€ предписывает специальные положени€ тела, определенные сочетани€ согласных и гласных звуков в продолжение одного вдоха, определенные формы чтени€ вслух. ћногие отрывки из его книги Ђ—вет –азумаї читаютс€ как иудаизированный трактат по йоге. —ходство распростран€етс€ даже на некоторые аспекты доктрины экстатического видени€, подготовл€емого и осуществл€емого посредством этих упражненийї. (Ўолем √. ”каз. соч. “. 1. —. 195Ц196.)

 

— этими словами солидаризируетс€ и ÷ев бен Ўимон √алеви:

 

Ђѕосредством этих кругов наставлени€ и посто€нного перекомбинировани€ еврейских букв и »мен медитирующий [по системе јбулафии] стремитс€ превзойти рациональное и проникнуть в сверхъестественные миры. Ётот метод не слишком отличаетс€ от определенных форм практики мантр на ¬остокеї. (Zfev ben Shimon Halevi. Op. cit. P. 82.)

 

“от же самый автор приводит в своей книге рисунки конфигураций из еврейских букв, предназначенные в традиции јбулафии дл€ медитативного использовани€.[249]Ёти графические символы-паттерны вполне аналогичны мандалам и €нтрам тантрической индуистско-буддийской йоги.

ќтметим, что в тантрической практике имеет место не только созерцание геометрических фигур, окрашенных в символические цвета, но и собственно букв санскритского или тибетского алфавитов. ѕоскольку теори€ мантр предполагает, что определенные колебани€ звуков (подчас не имеющие непосредственного смыслового содержани€), образующие при правильном произнесении букв так называемые Ђсеменные мантрыї (биджа мантра Ц хри, хам, хум, ах и т. п.) оказывают мощное воздействие на психофизические структуры тела-микрокосма, то определенное значение стало придаватьс€ и созерцанию буквенной записи этих звуков. “радици€ предписывала созерцание определенных букв и их сочетаний на тех или иных участках тела, причем строго регламентировалс€ цвет, размер и толщина визуализируемых букв. ќбычно они визуализировались в области локализации так называемых чакр Ц тонких психоэнергетических центров, особенно важными из которых, напомним, считались центры у основани€ позвоночника, в области пупа, солнечного сплетени€, сердца, нижней части горла, межбровь€ и макушки головы. ќпределенные мантры, в том числе и записанные буквами, соотносились не только с каждым конкретным центром, но и с элементами каждого центра. ќтметим попутно, что в традиции јбулафии важную роль играло сосредоточение на сердце и достижение ощущени€ тепла в нем (согласно книге ’айе га-'ќлам га-Ѕа).

Ћюбопытно, что именно интерес к письменной фиксации фонем, а следовательно, и к буквам, характерный дл€ тантрической традиции (как и дл€ каббалы), побудил €понского монаха  ука€ (VIIIЦIX вв.), бывшего родоначальником тантры (миккЄ; сингон) в японии, зан€тьс€ разработкой национального алфавита в противовес непроизносимой иероглифике заимствованной €понцами китайской письменности.

—озерцание букв, тесно св€занное в каббале и тантре с их аранжировкой в подобие геометрических структур и фигур, оказалось в обеих традици€х в пр€мой св€зи с разработкой схем и диаграмм. ¬ каббале это про€вилось уже в первых, достаточно простых изображени€х древа сефирот, а в лурианской каббалистической традиции привело к необычайной графической сложности и утонченности.

–азумеетс€, практика Ђпрофетической каббалыї јбулафии никоим образом не исчерпывает всего богатства каббалистических методов созерцани€ и техники экстаза, но как объемы нашей работы, так и мала€ степень изученности вопроса преп€тствуют более подробному изложению здесь соответствующего материала.[250]

¬ заключение следует сказать несколько слов о роли установки, некоей целевой интенции мысли адепта в практике как восточных учений, так и каббалы. ’орошо известно учение о каввана (мн. ч. кавванот), разработанное в теории молитвенного делани€ »саака Ћурии (јри) и его последователей. »менно установка (например: Ђя делаю то-то и то-то дл€ того, чтобы воссоединились —в€той, да будет благословен ќн, и его Ўехина, из страха и любвиї) придает не только действенность молитве, но и сообщает сакральный и сотериологический характер любому религиозно и этически значимому поступку. ќпредел€ющее значение установки и направленности сознани€ признавалось и вс€чески поддерживалось и буддизмом. “ак, люба€ форма практики в ћаха€не должна сопровождатьс€ Ђпорождением благой мотивацииї (бодхичитта): Ђƒа обрету € состо€ние Ѕудды дл€ блага всех живых существї. Ќаличие этой мотивации отличает в тантрическом буддизме собственно йогическую практику различных садхан (методов) от внешне сходных с ними магических операций. Ќо если психологизм буддизма хорошо известен, то психологизм еврейского эзотеризма еще нуждаетс€ в специальном исследовании.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 382 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

1354 - | 1303 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.