Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќ стойкости




 

≈сли кто-нибудь пользуетс€ славой человека решительного и стойкого, тоэто вовсе не означает, что ему нельз€ уклон€тьс€, насколько возможно, отугрожающих ему бедствий и непри€тностей, а следовательно, и опасатьс€, какбы они не постигали его. Ќапротив, все средства Ч при условии, что они небесчестны, Ч способные оградить нас от бедствий и непри€тностей, не толькодозволены, но и заслуживают вс€ческой похвалы. „то до стойкости, то мынуждаемс€ в ней, чтобы терпеливо сносить невзгоды, с которыми нет средствборотьс€. ¬едь нет такой уловки или приема в пользовании оружием во врем€бо€, которые мы сочли бы дурными, лишь бы они помогли отразить направленныйна нас удар.

ћногие весьма воинственные народы примен€ли внезапное бегство с пол€сражени€ как одно из главнейших средств добитьс€ победы над непри€телем, иони оборачивались к нему спиною с большей опасностью дл€ него, чем если бысто€ли к нему лицом.

“урки и сейчас еще знают толк в этом деле.

—ократ Ч у ѕлатона Ч потешаетс€ над Ћахесом, определ€вшим храбростьследующим образом: ЂЌеколебимо сто€ть в строю перед лицом врагаї. Ч Ђ ак! Чвосклицает —ократ. Ч –азве было бы трусостью бить непри€тел€, отступа€ предним?ї » в подкрепление своих слов он ссылаетс€ на √омера, восхвал€ющего Ёне€за уменье искусно примен€ть бегство. ј после того как Ћахет, подумав, долженбыл признать, что таков действительно обычай у скифов, да и вообще у всехконных воинов, —ократ привел ему в пример еще пехотинцев-лакедемон€н, народ,столь привыкший стойко сражатьс€ в пешем строю: в битве при ѕлате€х, послебезуспешных попыток прорвать фалангу персов, они решили рассыпатьс€ иподатьс€ назад, чтобы, создав, таким образом, видимость бегства, разорвать ирассе€ть грозную массу персов, когда те брос€тс€ преследовать их. Ѕлагодар€этой хитрости они добились победы [133].

ќтносительно скифов рассказывают, будто ƒарий во врем€ похода,предприн€того им с целью покорить этот народ, обрушилс€ на их цар€ сжестокими упреками за то, что он непрерывно отступает пред ним и уклон€етс€от открытого бо€. Ќа что »ндатирс [134] Ч таково было им€ цар€ Ч ответил, чтоотступает не из страха пред ним, ибо вообще не боитс€ никого на свете, нопотому, что таков обычай скифов на войне; ведь у них нет ни возделываемыхполей, ни городов, ни домов, которые нужно было бы защищать, дабы враг имине поживилс€. ќднако, добавил он, если ƒарию так уж не терпитс€ сойтись спротивником в открытом бою, пусть он приблизитс€ к тем местам, где наход€тс€могилы предков »ндатирса: там он найдет, с кем помер€тьс€ силами.

» все же, когда оказываешьс€ мишенью дл€ пушек, что нередко случаетс€на войне, считаетс€ позорным бо€тьс€ €дер, поскольку прин€то думать, что отних все равно не спастись вследствие их стремительности и мощи. » не разбывало, что тот, кто при таких обсто€тельствах поднимал руку или наклон€лголову, вызывал, по меньшей мере, хохот товарищей.

Ќо вот что произошло однажды в ѕровансе во врем€ похода императора арла V против нас. ћаркиз дель √уасто, отправившись на разведку к городујрлю и выйд€ из-за ветр€ной мельницы, служившей ему прикрытием и позволившейприблизитьс€ к городу, был замечен господами де Ѕонневалем и сенешалемјженуа, которые прохаживались в амфитеатре арльского цирка. ѕоследниеуказали на маркиза дель √уасто господину де ¬илье, начальнику артиллерии, итот так метко навел кулеврину [135], что если бы названный выше маркиз,заметив, что по нем открыли огонь, не стал быстро на четвереньки, то,наверно, получил бы зар€д в свое тело. Ќечто подобное произошло за нескольколет перед тем и с Ћоренцо ћедичи, герцогом ”рбинским, отцом королевы, материнашего корол€ [136], во врем€ осады ћондольфо, крепости в »талии,расположенной в области, называемой ¬икариатом [137]: увидев, что уже поднеслифитиль к направленной пр€мо на него пушке, он спасс€ лишь тем, что бросилс€на землю, нырнув, можно сказать, словно утка. »бо иначе €дро, котороепронеслось почти над его головой, угодило бы, без сомнени€, ему пр€мо вживот. √овор€ по правде, € не думаю, чтобы такие движени€ производились намиобдуманно, ибо, как можно составить себе суждение, высок ли прицел илинизок, когда все совершаетс€ с такою внезапностью? » гораздо вернее будетпредположить, что в описанных случа€х этим люд€м благопри€тствовала судьба ичто, действу€ в состо€нии испуга подобным образом, можно с таким же успехомугодить под €дро, как и избегнуть его попадани€.

 огда оглушительный треск аркебуз внезапно поражает мой слух, и притомв таком месте, где у мен€ не было никаких оснований этого ожидать, € не могуудержатьс€ от дрожи; мне не раз доводилось видеть, как то же самое случалосьи с другими людьми, которые похрабрее мен€.

ƒаже стоикам, и тем €сно, что душа мудреца, как они себе егопредставл€ют, неспособна усто€ть перед внезапно обрушившимис€ на неевпечатлени€ми и образами и что этот мудрец отдает законную дань природе,когда бледнеет и съеживаетс€, заслышав, к примеру, раскаты грома или грохотобвала. “о же самое происходит, когда его охватывают страсти: лишь бы мысльсохран€ла €сность и не нарушалась в своем течении, лишь бы разум, остава€сьнепоколебимым и верным себе, не поддалс€ чувству страха или страдани€. —теми, кто не принадлежит к числу мудрецов, дело обстоит точно так же, еслииметь в виду первую часть сказанного, и совсем по-иному, если Ч вторую. »боу людей обычного склада действие страстей не остаетс€ поверхностным, нопроникает в глубины их разума, заража€ и отравл€€ его. “акой человек мыслитпод пр€мым воздействием страстей и как бы повину€сь им. ¬от вам полное иверное изображение душевного состо€ни€ мудреца-стоика:

 

Mens immota manet, lacrimae volvuntur inanes. [138]

 

ћудрец, в понимании перипатетиков, не свободен от душевных потр€сений,но он умер€ет их.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 331 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

1175 - | 1211 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.