Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќеполна€ семь€




ќбрыв нуклеарной семьей современного типа родовой преемственности означает собой одновременно и разрыв с родом в лице старших поколений, и снижение роли отца семейства (а с ним и мужчины вообще). Ѕолее того, поступательное Ч вытеснение его из им же создаваемой семьи. Ёто €вл€етс€ неизбежным следствием очерченных выше процессов развити€ межпоколенной коммуникации и тенденций развити€ европейской культуры, на прот€жении почти тыс€челети€ возвеличивавшей женщину.

Ќельз€ сказать, что разрыв со старшим поколением (а вместе с ним Ч и со всеми теми, кого объедин€ла власть патриарха) не имеет никаких позитивов. ¬о вс€ком случае, это обсто€тельство кладет конец тем отношени€м, которые складываютс€ в патриархальной семье с ее часто жестокими и несправедлиыми законами, другими словами, той внутрисемейной вражде, о которой говорилось во второй главе. –азумеетс€, это не прекращает ее полностью, но тем не менее положительные следстви€ возникают. ѕредставленна€ осколками распадающегос€ общего Ђдомаї, семь€, не образующа€ род, перестает быть главным источником угрозы дл€ слабых и становитс€ более уютной дл€ жизни. ѕредставление о семье как о теплом облаке любви и заботы, которое окутывает человека, рождаетс€ именно здесь же, в выдел€ющихс€ €драх старых патриархальных объединений. ѕравда, как уже было сказано, такое сентиментальное представление далеко от действительности, но все же культурна€ норма, возникает, как и любой другой, ей стрем€тс€ следовать, и уже одно это обсто€тельство снижает степень внутрисемейных напр€жений, градус конфликтов.

¬месте с тем разрыв с родом, с его старшим поколением рождает новую проблему.

ћежпоколенна€ коммуникаци€ Ч это прежде всего знакова€ система, и как вс€ка€ знакова€ система, она подчин€етс€ единым законам своего строени€ и савоего функционировани€; никака€ даже сама€ упор€доченна€ последовательность даже самых контрастных сигналов (если, конечно, речь не идет о тех, что замыкают безусловнорефлекторную цепь организма) не может сказать ничего, где они нарушаютс€. ¬ качестве примера, способного иллюстрировать это положение, можно привести сигнал, посланный на неизвестном нам €зыке.

«нание его алфавита не способно сказать ничего определенного, если нет представлени€ о более высоком уровне лексикона, то есть о словах и их значени€х. ѕравда, уже они дают какие-то фрагменты информации, но, разумеетс€, их недостаточно дл€ понимани€ целостного смысла послани€. —овокупность даже известных лексических единиц не всегда дает возможность пон€ть (или построить) осмысленную фразу, иллюстрацией чему могут служить идеоматические выражени€, значение которых не €вл€етс€ суммой значений составл€ющих их слов. Ќо и относительно проста€ фраза остаетс€ лишенной содержани€, если отсутствует представление об общеприн€тых (в среде носителей этого €зыка) вещах, условност€х, веровани€х, предрассудках, словом, обо всем том, что определ€етс€ собирательным пон€тием культуры (или ее специфического сегмента).

¬прочем, и построенна€ по всем правилам целостна€ знакова€ система Ч ничто, где еще не сложились известные поведенческие стереотипы. Ђ—лової (ЂЌо хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?ї)[511] обретает значение только там, где имеетс€ возможность обратить его в Ђделої а последнее Ч в Ђвещьї, без этого оно остаетс€ мертвым звуком или такой же мертвой графической формой. ћеж тем первичным агентом и долгое врем€ единственной средой межпоколенной коммуникации €вл€лась семь€; только строй ее жизни был способен выработать поведенческие модели, которым надлежало наполн€ть собою без них пустые вместилища знаковых форм. ќтсюда следует, что целостность семьи имеет большое значение. “олько целостна€ семь€ способна сформировать максимально широкий спектр поведенческих моделей, способствовать бесконфликтной социализации новых поколений. Ћишь полна€ семь€ способна обеспечить нормальное физическое, психическое, социальное, эмоциональное и нравственное их развитие.

“ака€ семь€ об€зана объедин€ть как минимум три. «десь уже приводилось суждение  иплинга на этот счет, и нет оснований спорить с ним. ¬о многом слепа€, рождаема€ одним чувством, материнска€ любовь, равно как идуща€ от абстрактной рассудочности отцовска€ строгость, нередко способны нанести вред ребенку. ¬первые сталкивающиес€ с воспитанием маленького человека, и мать, и отец неизбежно совершают много ошибок. Ќикакое абстрактное знание не способно избавить от них, лишь Ђопыт, сын ошибок трудныхї способен исправить, а во многих случа€х и предотвратить их следстви€. ¬ свою очередь, опыт Ч это досто€ние старших поколений, а значит, дед и бабка столь же необходимы дл€ ребенка, сколь отец и мать. “олько там, где любовь и строгость соедин€ютс€ с житейской мудростью и многое испытавшим сердцем, формирование вход€щего в мир человека может стать гармоничным. ћежду тем каналы коммуникации, образуемые современной семьей, в которой первое и третье поколени€ изолируютс€ друг от друга, в принципе неполны, отсюда и формирование человека Ч ущербно.

»зол€ци€ поколений ведет к тому, что воспитание новых становитс€ еще более зависимым от сертифицированных посредников в коммуникации между индивидом и социумом. ј это значит, что распадаетс€ св€зь не только между дедами и внуками, но и между отцами и детьми.

  тому же в результате такой изол€ции значительна€ часть накопленного опыта умирает, и это также не может не сказатьс€ на общем развитии человека и социума. — одной стороны, оно ускор€етс€ и диверсифицируетс€, поскольку исчезают какие-то родовые ограничени€, предпочтени€ и фобии. — другой,Ч деформируетс€, ибо снижаетс€ эффективность охранительной роли патриархального Ђдомаї. ¬ свою очередь, незавершенность, неполнота психического, эмоционального, нравственного развити€ способна резко усугубить следстви€. „еловеку становитс€ труднее найти контакт с другим человеком, возрастает разрыв между собственными и чужими оценками социальных €влений, пониманием единых ценностей,Ч и накопление проблем не может не не вли€ть на сплоченность социума, бесконфликтность его развити€. ћногие отклонени€ в развитии отдельно вз€той личности регулировались действием внутриродовых механизмов; их утрате достойна€ замена на более высоком уровне находитс€ не всегда, поэтому, аккумулиру€сь в едином организме социума, они не могут не лихорадить его врем€ от времени.

≈вропейска€ семь€ современного типа обостр€ет проблемы социализации и воспитани€ еще и тем, что порождает совершенно новый тип сиротства. Ќапомним, что на прот€жении тыс€челетий оно считалось по отцу, в современных же услови€х начинает отсчитыватьс€ от матери. ѕричины этого переворота лежат, с одной стороны, в том, что отец уже не передает своему наследнику ни тайну родового зан€ти€, ни собственный статус, с другой,Ч в резком изменении положени€ женщины в социуме и в семейном строительстве в частности. (ќб изменении роли в семейном строительстве мы еще будем говорить.)

 ак уже было показано, социум всегда брал на себ€ заботу о вдовах и сиротах. “радици€ защиты складывалась не одно тыс€челетие, и прочно входила в аксиоматическое €дро общего менталитета любого этноса. –азумеетс€, утрата отца семейства не могла компенсироватьс€ в полной мере, но все же и известные механизмы, и об€зывающие к призрению культурные нормы существовали.   слову, широко распространенна€ в средние века практика передачи ребенка на воспитание в чужую семью, о чем уже говорилось выше, служила одним из элементов подобной защиты. “аким образом, с потерей отца ребенок не оставалс€ брошенным. ¬месте с тем, необходимо заметить, что социум был практически равнодушен к утрате матери; источники права, пам€тники письменности гораздо менее красноречивы к этой стороне сиротства. ѕоэтому, конечно же нет оснований утверждать, что забота социума была достаточной.

ѕроизошедша€ перемена мен€ет не только систему взгл€дов на феномен сиротства. “ак и не найд€ достойной замены матери, современный социум утратил механизмы и (что гораздо более опасно) культурные нормы, об€зывающие компенсировать потерю отца. ”точним: речь идет не о материальной помощи (оно, пусть и не полное, распространено достаточно широко), но о компенсации его роли в социализации и воспитании.

—егодн€ в общественном сознании господствует представление о том, что потер€ отца не €вл€етс€ трагедией, во вс€ком случае, она не ломает жизнь ребенка,Ч гораздо страшнее дл€ него потер€ матери. ¬ какой-то мере это справедливо, во вс€ком случае, по отношению к младенцу. Ќо, во-первых, становление человека не кончаетс€ обр€дом первой стрижки, во-вторых, пространство его жизни не ограничиваетс€ радиусом, оставл€ющим возможность спр€татьс€ за материнскую юбку. ќднако сегодн€ ни то, ни другое обсто€тельство не рассматриваютс€ как критические, согласным мнением большинства признаетс€, что современна€ женщина способна самосто€тельно дать воспитание своему ребенку.   слову (и это также необходимо отметить как радикальное изменение собирательного менталитета), выражение: Ђсвоему ребенкуї, во вс€ком случае, в применении к замужней женщине,Ч это тоже Ђново€зї, раньше оно никогда не имело широкого хождени€, и даже если встречалось, то только в очень ограничительном значении.

—егодн€ женщина пользуетс€ теми же правами, что и мужчина, она образованна, экономически независима, нередко более успешна, и это представл€етс€ вполне достаточным дл€ полноценного введени€ ребенка в социум. Ќе в последнюю очередь, именно такой взгл€д на вещи способствует тому, что она гораздо легче, чем раньше, идет на развод с мужем.

» все же рассчитывать на полноценную социализацию неполной материнской семьей нельз€. Ёто объ€сн€етс€ многими факторами.

Ћюбовь матери безусловна, ничто не в состо€нии отменить эту особенность ее психики, ребенок любим ею уже потому, что он существует. —амый факт его по€влени€ на свет Ч высша€ ценность дл€ женщины, и обретение этой ценности пробуждает врожденные инстинкты, рождает материнское чувство. Ќапротив, чувство отца не приходит с рождением младенца. ≈го фомирование требует времени; в сущности, так же, как только со временем, оно приходит и к ребенку. ¬ отличие от материнского, его отношение носит условный характер, отцовска€ любовь рождаетс€ там, где ребенок начинает отвечать его ожидани€м, всем своим поведением он принимает главное, что есть у отца Ч его ценности. »менно это сближает, роднит обоих. ќсобенно важно то обсто€тельство, что эти ценности принимаютс€ ребенком некритически, как некие абсолюты, и это тоже крепит их близость: Ђћы с тобою одной кровиї Ч вот что значит такое согласие дл€ обоих.

ћежду тем в социуме культурное родство много сильнее кровного. —истема ЂматьЧдит€ї, в сущности, полу-социальна, это род переходной формы от биологии к культуре, св€зь ребенка с отцом практически полностью внебиологична.   ребенку любовь матери приходит сама собой и часто не замечаетс€ им, как не замечаетс€ земное т€готение или воздух, которым он дышит; любовь отца нужно заслужить. ѕри этом даже в самом раннем возрасте ребенок, еще не обретший способности строить логические заключени€, понимает значение главы семьи, важность его роли. ќн способен оценить тот объем, который заполн€етс€ главой семьи в жизни дома, и Ч заслуженна€ им Ч любовь более могущественного и сильного существа, ценитс€ значительно дороже, как, собственно, и все, что обретаетс€ нашими трудами, что не даетс€ даром.

  тому же, не следует забывать, что ребенку предстоит жить именно в мире ценностей культуры, и эти ценности по сию пору продолжают формироватьс€ главным образом мужчиной. ѕоэтому несформированна€ способность сознательно и свободно подчин€ть свое поведение им влечет за собой конфликт с социумом. ћежду тем система ценностей мужчины радикально отличаетс€ от той, котора€ принимаетс€ женщиной. ¬ двух словах, отличие между ними можно свести к следующему. ¬ представлении женщины пусть рушитс€ весь мир, но спасетс€ ее ребенок и ее дом. ƒл€ мужчины Ч пусть гибнет все близкое ему, но спасетс€ мир. –азумеетс€, это сильно преувеличенное, если не сказать утрированное, представление, в действительности различие куда менее контрастно, но, чтобы увидеть что-то, отличие с фоном необходимо довести до предела.

ƒалее. ћужчина вводит ребенка в более широкий круг €влений. ≈го вхождение в мир начинаетс€ уже с известного отдалени€ от матери. Ђѕереселениеї в свою кроватку, знакомство с €сл€ми, детским садом происходит легче там, где между матерью и отцом устанавливаютс€ гармонические отношени€ и отец берет на себ€ инициативу и ответственность в таких значимых дл€ развити€ ребенка вещах. ќтец €вл€етс€ и основным проводником в мир знаковых систем: мужчина учит ребенка говорить правильней и свободней; в отличие от женщин он не коверкает слова, не Ђсюсюкаетї с ним, благодар€ чему тот входит нормативную речь, а не во что-то специально подстраиваемое под него, но вместе с тем отгораживающее от других.  ак правило, мужчина становитс€ вергилием ребенка и в мире социальных норм; чтобы пон€ть это, достаточно вспомнить хрестоматийное:

 

 рошка сын к отцу пришЄл,

и спросила кроха:

„то такое хорошо и что такое плохо?

 

ќн же сообщает ему ключевые навыки обращени€ с вещным миром. ¬прочем, освоение более широкого круга социокультурных реалий про€вл€етс€ не только в привитии практических навыков де€тельности, которые необходимы за пределами повседневной жизни родительского дома. —вобода ориентации в массиве общей культуры, как правило, сообщаетс€ им же. ƒело в том, что Ђженскийї ее сегмент, равно как и та общесоциальна€ область, в которой свободно ориентируетс€ женщина, обычно уже Ђмужскогої.   тому же, не следует забывать о том, что и вс€ культура в целом (не только по определению √. «иммел€, но и по своему существу) Ч Ђмужского родаї. ѕоэтому отсутствие отца не может не ограничить социализацию ребенка, не затруднить его адаптацию к социуму, когда тому придетс€ строить собственную жизнь и собственную семью. ¬ особенности это касаетс€ сына.  освенным свидетельством служит то обсто€тельство, что проверка домашних заданий школьника чаще всего возлагаетс€ на отца. ѕравда, овладение женщиной началами гуманитарного цикла, о чем говорилось выше, нередко дает ей известные компенсации (иногда преимущества), но все же общий сдвиг интегральной культуры социума в сферу точных наук, естественнонаучных, технических и ремесленных знаний, в которых гораздо свободней ориентируетс€ мужчина, как правило, оставл€ет первенство в социализации за ним.

ѕродолжим. ћужчина вводит ребенка и в более широкий круг социальных св€зей. ѕри этом речь идет не о количестве знакомых,Ч определ€ющим воспитание €вл€етс€ степень диверсификации социальных контактов Ђпо горизонталиї и дифференциации их уровней Ђпо вертикалиї социальной иерархии. ѕоэтому, благодар€ отцу и его окружению, ребенок получает, как правило, более широкие и развитые представлени€ о социуме, в котором ему придетс€ завоевывать свое место.   этому следует добавить, что именно отец приучает ребенка адекватно воспринимать и систему социальных статусов; именно с ним ребенок проходит первую, пусть жесткую, но необходимую, школу власти и повиновени€, без чего невозможно никакое взросление. «аметим попутно, что в рамках культурной традиции только доминирование мужчины представл€етс€ естественным и закономерным, подчинение ему не порождает конфликт, напротив, необходимость подчин€тьс€ женщине не может не деформировать детскую психику, несмотр€ на всю незавершенность своего формировани€, наследующую все социальные инстинкты. ј значит, и азы этой школы легче всего проход€т под началом отца.

–азумеетс€, есть вещи, в постижение которых способна ввести ребенка только мать, но, как правило, это справедливо дл€ дочери. ¬прочем, и той предстоит жить в Ђмужскомї мире.   тому же и у девочки, не имеющей опыта общени€ с противоположным полом, с взрослением возникают свои проблемы. Ѕ.—пок, на книге которого воспиталось не одно поколение детей и родителей, писал: Ђ¬ развитии девочки отец играет <Е> не менее важную роль <Е> девочка готовитс€ выйти в большой мир, наполовину состо€щим из мужчин. “ип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить <Е>, и особенно тот, кого она полюбит, ее замужн€€ жизнь будут во многом определ€тьс€ теми отношени€ми, которые в детстве были у нее с отцомї[512]. —ловом, роль отца даже в таком, глубоко интимном, аспекте воспитани€ ребенка, как его полова€ самоидентификаци€, незаменима даже самой внимательной и люб€щей матерью. ћальчик, гл€д€ на отца, формирует поведенческую модель, котора€ отвечает сложившимс€ ожидани€м социума от мужчины, девочка в общении с отцом идентифицирует себ€ в качестве способной вызывать мужское внимание женщины. ¬ свою очередь, отсутствие такого опыта самоидентификации способно создать большие проблемы во взрослой жизни.

¬се это Ч тривиальные известные любому специалисту истины. Ќо существует еще одно, мало документированное измерение проблемы.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 370 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

1269 - | 1217 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.