Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒепрессивные личности




 

«абыв себ€, теб€ € не лишусь.

√ердер

 

ќбратимс€ теперь ко второй основной форме страха, св€занной с существованием единства и целостности УяФ и глубинным переживанием утраты безопасности. ќсновным импульсом у этих личностей, как это сле≠дует из приведенной выше аллегории, €вл€етс€ Уре≠волюци€Ф, или, иначе говор€, стремление объединить≠с€ с Убольшим центромФ, другими людьми, избежать поворота к самому себе. ћы определ€ем это качество как стремление к самоотдаче и расширению своего духовного содержани€.

 

” депрессивных личностей преобладает стремле≠ние к доверительным близким контактам, страстное желание любить и быть любимым, соотнесение сво≠ей сущности и своего поведени€ с мерками и масштабами человеческого общества.

 

¬ их любви превали≠рует желание сделать любимого человека счастливым Ч они сочувствуют нам, догадываютс€ о наших желани≠€х, больше думают о нас, чем о себе, в порыве само≠отдачи готовы забыть о себе и, по крайней мере в данный момент, готовы слитьс€ с пон€тием УћыФ, пренебрега€ индивидуальными различи€ми.

 

ѕрообразом каждой любви €вл€ютс€ отношени€ между матерью и ребенком, и, быть может, кажда€ любовь пытаетс€ восстановить то, что переживалось нами в раннем детстве: чувство безграничной и бе≠зусловной любви к нам, к нам таким, какие мы есть, и ощущение того, что наше существование совмест≠но с другими переживаетс€ как счастье. ћы прино≠сим в жизнь нашу предрасположенность к любви и расцветаем, когда эта способность становитс€ вос≠требованной. Ћюбовь воспринимаетс€ как чувство собственной ценности, и наша готовность любить возвращаетс€ к тому, кто принимает ее. ћы снова должны повторить, что это выгл€дит таким обра≠зом, будто у человека преобладает самоотвержение и самоотдача в ущерб потребност€м становлени€ своего УяФ

 

ѕервым следствием этого €вл€етс€ то, что парт≠нер депрессивной личности становитс€ сверхценным объектом Ћюб€ща€ самоотверженность стремитс€ посв€тить себ€ партнеру и без св€зи своего суще≠ствовани€ с другим человеком невозможна. ќтсюда устанавливаетс€ и распростран€етс€ зависимость, котора€ €вл€етс€ центральной проблемой дл€ лиц с депрессивными чертами характера: они больше, чем другие, завис€т от партнера. »х способность любить и готовность любить вместе с их потребностью в любви Ч вот две стороны их натуры, которые Ёрих ‘ромм в своей книге У»скусство любвиФ определил двум€ фразами: Уя нуждаюсь в тебе, потому что люблю теб€Ф и Уя люблю теб€, потому что € в тебе нуждаюсьФ. Ќес€ свою любовь каждому, поскольку не может не любить, депрессивна€ личность не ве≠рит в возможность того, что ее потребность в любви будет реализована.

 

 огда один человек насто€тельно нуждаетс€ в дру≠гом, он стремитс€ уменьшить дистанцию между ними. ≈му причин€ет страдание пропасть, раздел€юща€ УяФ и У“ыФ, та дистанци€, в которой безусловно нужда≠ютс€ шизоиды и которую они поддерживают в цел€х самозащиты. ¬ противоположность этому депрессив≠ные личности стрем€тс€ достичь максимальной бли≠зости и, по возможности, удержать ее. ” них так мало развиты эгоистические, направленные на обеспече≠ние УяФ стремлени€, что люба€ дистанци€, любое от≠даление и разъединенность с партнером вызывают у них страх, и они делают попытки сн€ть это дистанцирование. ќтдаление от партнера означает дл€ них оставленность, покинутость и заброшенность, что мо≠жет привести к глубокой депрессии вплоть до отча€≠ни€.

 

„то делать, чтобы избежать мучительного разрыва и уйти от страха утраты? ≈динственный способ со≠стоит в развитии такой степени самосто€тельности и независимости, чтобы полностью освободитьс€ от партнера. Ќо именно это очень т€жело дл€ депрес≠сивных личностей, у которых ослабление тесного контакта с другими тотчас же высвобождает страх утраты. ќни делают попытки найти спасение в дру≠гих люд€х, которые сн€ли бы подобные проблемы, но мы видим, что положение от этого лишь ухуд≠шаетс€.

 

»м кажетс€, что такую безопасность дает им зави≠симость Ч и они ищут ее либо вход€ в зависимость от другого, либо поставив другого в зависимость от себ€. ѕри любом типе зависимости они нуждаютс€ в обе≠щании Ч пусть лживом Ч не оставл€ть их.

 

 ак им, веро€тно, кажетс€, св€зь с другим тем прочнее, чем выразительнее они демонстрируют бес≠помощность и зависимость Ч ведь не может быть дру≠гой человек столь жестоким и бессердечным, чтобы оставить их в таком положении. ƒруга€ возможность заключаетс€ в том, чтобы поставить другого в зависи≠мость от себ€, как это делают дети, в противополож≠ность описанным выше действи€м; но, в любом случае, мотиваци€ депрессивных личностей остаетс€ той же и состоит в том, чтобы удержать зависимость.

 

” депрессивных личностей доминирующим €вл€≠етс€ страх утраты в различных его внешних про€вле≠ни€х Ч страх перед изолирующим дистанцированием, беззащитностью и одиночеством, страх быть покинутым.

 

ќни ищут неограниченной близости и необык≠новенно крепких уз, св€зывающих их с другими, именно в этом наход€ защиту от страха Ч в проти≠воположность шизоидам, которые вид€т защиту от страха в дистанцировании и освобождении от св€≠зей. ƒл€ депрессивных личностей близость означает безопасность и защищенность, дл€ шизоидов Ч уг≠розу и ограничение их автаркии, и наоборот, дистанцирование дл€ шизоидов Ч это безопасность и независимость, а дл€ депрессивных личностей Ч уг≠роза их существованию и страх оставленности и оди≠ночества.

 

≈сли депрессивна€ личность узнает, что дл€ парт≠нера интересы существовани€ УяФ, индивидуальности неизбежно означают расставание, то они отказы≠ваютс€ от самих себ€, унижа€сь и поверга€ себ€ в прах перед партнером. √овор€ на €зыке нашей аллегории, депрессивные личности пытаютс€ избежать страха, отказыва€сь от центробежного стремлени€ к УяФ (от своего УяФ) или дела€ других зависимыми от себ€. ƒепрессивна€ личность становитс€ спутником друго≠го человека или делает другого человека своим спут≠ником. Ёто может быть тиха€, безропотна€, обращен≠на€ в прошлое жизнь в качестве спутника партнера или стремление создать такую жизнь дл€ другого.

 

—трах может достигать высокой степени и осознаватьс€ как бо€знь утраты; страх остатьс€ наедине с самим собой, с собственными проблемами продолжает оставатьс€ неосознанным. —трахи депрессивных личностей, ка≠сающиес€ как собственных проблем, так и угрозы, которую несет самосто€тельность партнера, при столк≠новении с жизнью получают дальнейшее развитие и могут привести к реальной утрате св€зи с партнером, тем более что люба€ индивидуальность и самосто€≠тельность требуют изол€ции.

 

„ем больше самости и самосто€тельности мы про€вл€ем, тем больше отли≠чаемс€ от других и тем меньше общего имеем с ними. »ндивидуализаци€ означает, прежде всего, выход из системы безопасности, предписывающей Убыть таким, как всеФ, и св€зана с переживанием страха; Устадное влечениеФ этот страх уменьшает, и, вместе с тем, рас≠творение в массе усиливает страх перед индивидуали≠зацией. ƒл€ депрессивных личностей этот страх осо≠бенно закономерен. ƒл€ них отличие от других, чужие мысли и чувства сочетаютс€ со страхом утраты, так как означают переживание отдалени€ и отчужденно≠сти. ѕоэтому депрессивные личности пытаютс€ отка≠затьс€ от различени€ себ€ и других.

 

—делаем еще некоторые разъ€снени€. „ем меньше мы учимс€ развивать свое личное существование, свою самосто€тельность, тем больше нуждаемс€ в других. “аким образом, можно констатировать, что страх ут≠раты €вл€етс€ обратной стороной слабости УяФ. ¬ св€≠зи с этим предпринимаютс€ попытки обезопасить себ€ от страха, отказыва€сь от всего того, что мешает или преп€тствует депрессивной личности и ей противо≠поставлено. ≈сли УяФ недостаточно развито, то такой человек нуждаетс€ в поддержке со стороны и вступа≠ет в тем большую зависимость от другого, чем слабее он сам.

 

Ќо при возникновении зависимости по€вл€≠етс€ посто€нный страх лишитьс€ этой поддержки Ч ведь он так много вложил в другого, так много деле≠гировал ему полномочий, что не верит в возможность жизни без партнера, так как именно в нем, в другом, заключено его существование. ƒепрессивные личнос≠ти ищут зависимости, котора€ сулит им безопасность; вместе с зависимостью, однако, возникает страх ут≠раты, поэтому они прилагают все усили€ дл€ удержа≠ни€ другого, панически реагиру€ даже на кратковре≠менную разлуку. “аким образом, образуетс€ типичный порочный круг, который может быть разорван только с риском дл€ собственного существовани€, так как ав≠тономи€ субъекта в данном случае разрушительна.

 

≈сли шизоидна€ личность защищает себ€ от раз≠рушительной близости, придержива€сь мнени€, что окружающие люди опасны и недостойны довери€, и избега€ таким образом страха самоотдачи, то деп≠рессивные личности ведут себ€ пр€мо противополож≠ным образом: они идеализируют человека, с кото≠рым стрем€тс€ сблизитьс€, считают его безобидным, прощают ему слабости или смотр€т сквозь пальцы на темные стороны его характера. ƒепрессивные личности не про€вл€ют тревоги и беспокойства по поводу возможных непри€тных последствий, св€занных с их доверчивостью. ¬ св€зи с этим у них так мало выраже≠ны фантазии, св€занные с людской злобой в отноше≠нии их самих и партнеров, они всецело довер€ют дру≠гим и не знают ограничений в любви; они подавл€ют сомнени€ и игнорируют критические замечани€, не жела€ знать о том, какие трудности могут возникнуть на их пути, избега€ споров и столкновений, поступа€ так, Укак хочет любимыйФ, и нередко тем самым со≠здава€ угрозу отдалени€ от них партнера.

 

ƒепрессивные личности идеализируют партнера и вообще думают об окружающих лучше, чем они есть на самом деле. Ёто создает опасность использовани€ их в корыстных интересах, что чаще всего и происхо≠дит. »х поведение отличаетс€ детскостью и зат€≠нувшейс€ наивностью. ќни придерживаютс€ страуси≠ной политики и, уход€ от жизненных трудностей, пр€чут голову в песок, вер€, что их окружают Ухорошие людиФ.

 

ƒл€ достижени€ гармонии и безм€тежной близос≠ти депрессивные личности, со своей стороны, долж≠ны соответствовать идеалу УхорошегоФ Ч они стара≠ютс€ придерживатьс€ альтруистических добродетелей: скромность, самоотверженность, доброжелательность, самоотречение, сочувствие и сострадание они назы≠вают главными человеческими качествами. Ёти каче≠ства могут про€вл€тьс€ в различной степени Ч от чрезмерной скромности, когда дл€ себ€ ничего не требуетс€, выраженной подчин€емости и приспособ≠л€емости вплоть до самоотречени€, а в экстремаль≠ных случа€х Ч в форме мазохистски-послушного по≠ведени€. ¬се приводитс€ к общему знаменателю Ч с отказом от собственных желаний и собственного су≠ществовани€, дл€ того чтобы избежать страха перед одиночеством и уклонитьс€ от пугающей индивидуа≠лизации.

 

ѕри этом может возникнуть опасный самообман: дело в том, что описанные выше варианты поведени€ с соответствующей идеологией скрывают только мо≠тивацию, исход€щую от страха утраты, сами же деп≠рессивные личности могут сознательно раздел€ть дру≠гие моральные ценности с меньшей скромностью, доброжелательностью и пр. ќни (депрессивные лич≠ности), на самом деле, добродетельны поневоле, пред≠почита€ отдавать и жертвовать тем, что у них так мало развито и что занимает так мало места в их жизни, Ч своим УяФ.

 

“акое уклонение от индивидуализации дорого сто≠ит. ƒепрессивные личности не могут решитьс€ на все то, что составл€ет суть их жизни Ч на желани€, по≠буждени€, аффекты и инстинктивные потребности. ќни не решаютс€ на это не из-за страха и не из-за своей идеологии, а потому, что не могут сделать то, что осуждает другой. ¬ св€зи с этим они всегда нахо≠д€тс€ в зависимости, потому что их желани€ и ожи≠дани€, которые они, естественно, имеют, завис€т от исполнени€ их другими.  огда они не получают желае≠мого, хот€ бы в качестве вознаграждени€ за свою скромность, то уповают на Ќебо в соответствии с обещани€ми христианской идеологии.

 

ќтсюда возникает пассивна€ выжидательна€ по≠зици€ депрессивных личностей, котора€ не защи≠щает их от разочарований и их последствий в форме депрессий, потому что в реальной жизни эти ожида≠ни€ и уповани€ не оправдываютс€. –азочарование в такой надежде на награду приводит к усугублению депрессии, к прорыву отча€ни€. ƒепрессивные лич≠ности как бы попадают в положение “антала, который видит воду и фрукты, но не может их вкусить или ему это не разрешено. ќни не могут ничего потребовать и потому ничего не имеют, не могут про€вить облегчаю≠щую душу агрессию, не могут в достаточной степени оценить свое состо€ние из-за ограниченности само≠оценки, и, с другой стороны, у них не хватает мужест≠ва, чтобы сдерживать себ€. ѕриведу один пример деп≠рессивного поведени€

 

ќдна молода€ замужн€€ женщина говорила: Ућой муж часто развлекаетс€ с юной девушкой; € знаю, что она очень привлекательна и моего мужа легко совратить. я сижу дома и реву, но не знаю, что придумать и пред≠прин€ть. ≈сли € буду его упрекать, он сочтет это за дет≠скую ревность. я боюсь, что мои нервы не выдержат и он будет иметь право выгнать мен€. ћуж у мен€ един≠ственный, и если € его люблю, то об€зана смиритьс€ с происход€щим, так уж положеноФ.

 

ќна, очевидно, не уверена в том, что мужу Утак уж положеноФ, но в ее представлении таковы Усовре≠менные партнерские отношени€Ф, которые не долж≠ны ее разочаровывать, хот€ она сама их не раздел€ет. ќна не уверена в том, что сможет боротьс€ против того, что она на самом деле воспринимает как угрозу своему существованию, так как в силу ограниченной самооценки переоценивает свою соперницу. ¬место того чтобы защитить свои интересы и отсто€ть свою позицию, признав, что ее терпимость небезгранич≠на, вместо того чтобы, быть может, устроить своему мужу сцену ревности, хот€ бы дл€ того, чтобы он был уверен в ее любви и прив€занности, она одержима страхом перед тем, что он может ее оставить. ќна уп≠рекает себ€ в чрезмерной приверженности мещанс≠кой морали, счита€, что об€зана приспосабливать свои желани€ к его требовани€м (это обсто€тельство ис≠пользуетс€ мужем в собственных интересах). ѕоскольку она чувствует, что ей угрожает утрата св€зи с мужем, она верит, что удержать его может только еще больша€ готовность к пониманию его проблем. ќна совер≠шенно растер€лась, узнав о его презрительном отно≠шении к ней. “ак как она сама себ€ не воспринимает всерьез, то не может серьезно и до конца восприн€ть и осмыслить сложившуюс€ ситуацию.

 

¬ наше врем€ мы часто встречаемс€ с подобными обсто€тельствами, когда всеобща€ неопределенность в отношении свободы и об€занностей по отноше≠нию к св€з€м, верности и сексуальной ориентации, поддерживаема€ некоторыми средствами пропаган≠ды, вынуждают людей Ч и прежде всего депрессив≠ных личностей Ч поступать совершенно несвойствен≠ным им образом, из-за страха, что их могут упрекнуть в том, что они Уотстали от модыФ и не понимают Уве€ний времениФ.

 

”пом€нута€ выше молода€ женщина подчин€етс€ в своей жизни определенным альтруистическим тре≠бовани€м, которые сама ставит перед собой. “ак, к –ождеству она ежегодно составл€ет список почти сотни лиц, которым об€зана послать поздравление и (или) сделать подарок. ¬ св€зи с этим по крайней мере за неделю до праздника она впадает в депрессию от страха, что не успеет воврем€ выполнить свое зада≠ние. ќна не думает о том, как это воспримут другие, испытывает чувство вины, если ее адресаты высказыва≠ют некоторое недовольство этими церемони€ми, и все равно выполн€ет намеченный ею план действий.

 

ќ том, какие УнеудачникиФ часто встречаютс€ сре≠ди депрессивных личностей, свидетельствует следую≠щий пример.

 

Уя должна быть мужественной, потому что все, что со мной происходит, получаетс€ вкривь и вкось. ¬чера € была у парикмахера, который полностью искромсал и искорежил мою прическу. «атем мне отказал лучший портной Ч такое случаетс€ только со мной. ¬ утешение € купила себе блузку, но дома она мне не понрави≠лась Ч на самом деле € хотела совсем другого.Ф

 

»з данного примера легко пон€ть, что данна€ личность не может достаточно €сно выразить свои желани€ и, вообще, ее желани€ нос€т не€сный, не≠определенный характер. ѕоэтому она всегда разоча≠рована и свои неудачи св€зывает с различными внеш≠ними обсто€тельствами или с тем, что ей Уне везетФ. “ак как она не смогла четко объ€снить парикмахеру, какую хочет прическу, и не имела определенных пред≠ставлений о том, какую блузку хотела бы купить, она не смогла получить компенсацию за свое разочарова≠ние.

 

ќна жалеет себ€ и переживает свои неудачи, чувст≠вует себ€ обделенной жизнью и не может реализовать себ€ из-за неопределенности своих желаний и неспо≠собности определить свои требовани€ к сложившейс€ ситуации. ѕечальный опыт общени€ с мастером, ко≠торый на тот период €вл€лс€ законодателем мод, выз≠вал у нее тенденциозное представление о том, что она неудачница и достойна сожалени€, и не дал ей возможности правильно осмыслить свою роль в про≠исход€щих событи€х. »з высказывани€ типа Утакое слу≠чаетс€ только со мнойФ видно, что вина за происхо≠д€щее перекладываетс€ на Узлой мирФ, который обрекает ее на страх и комплекс неполноценности за прокл€тую неудачливость. ќна извлекает из этой жа≠лости к себе истинное удовлетворение и не нуждает≠с€ ни в чем другом.

 

 онфликты депрессивных личностей про€вл€ют≠с€, в первую очередь, в форме соматических наруше≠ний в воспринимающих органах. —имволически представл€€ все, что они воспринимают, они делают это своим внутренним досто€нием. “акого рода психосо≠матические расстройства легко возникают при конф≠ликтных ситуаци€х, фиксиру€сь в области глотки, глоточных миндалин, пищевода и желудка. ќжирение и исхудание также могут быть психодинамически св€≠заны с конфликтами. ¬ народе бытует выражение Упе≠чальное салоФ, или Уожирение от гор€Ф (Kummer- Spech); св€зано оно с тем, что разлука или утрата близкого человека нередко компенсируютс€ неуме≠ренным пь€нством или обжорством. Ёто почти неот≠личимо от расстройств влечений, если рассматривать их как эрзац удовлетворенности или способ бегства от действительности.

 

“рудности, с которыми сталкиваютс€ депрессив≠ные личности, могут привести к умственной несо≠сто€тельности, при которой они не могут справитьс€ со своими проблемами и нуждаютс€ в уходе. »м так т€жело подумать о чем-то конкретном, они так бы≠стро все забывают, что кажетс€, что это Ч органи≠ческие симптомы поражени€ мозга. ѕри более вни≠мательном рассмотрении мы убеждаемс€, что такое впечатление недостаточно обосновано. ƒепрессивные личности воспринимают окружающее с недостаточ≠ным интересом и вниманием, потому что одержи≠мы страхом; сильные раздражители до них не дохо≠д€т, так как лишь усугубл€ют конфликт и ослабл€ют их способность к воспри€тию; они как бы включают фильтр дл€ чрезмерных по силе раздражителей, что≠бы предотвратить разочарование.

 

—юда же относ€тс€ трудности в учебе или обща€ утомл€емость и как бы безучастность, которые, с одной стороны, несут за≠щитные функции, а с другой Ч по типу обратной св€зи Ч усиливают депрессию, так как привод€т к невыполнению ожидаемых от них действий и функ≠ций и к разочарованию в себе самом. “ака€ кажуща€с€ умственна€ недостаточность депрессивных личностей €вл€етс€ еще одним признаком их разочарованности и глубокой убежденности в том, что они не в состо€≠нии быть счастливыми. ќни охотно заранее отказыва≠ютс€ от счасть€, бо€сь большего разочаровани€ в бу≠дущем.

 

“аким образом, они провод€т в жизнь так называемую Уполитику зеленого виноградаФ: человек не верит даже в то, чего ему под силу добитьс€, и отбрасывает от себ€ желаемое, так как оно недости≠жимо. »збавл€€сь от всего, что может с ними про≠изойти, дл€ того чтобы избежать разочарований, они нередко обрекают себ€ на жизнь без желаний, серую, скучную и лишенную стимулов. ќни с завистью взи≠рают на уставленную €ствами скатерть, с которой другие берут и вкушают плоды жизни.

 

ƒепрессивные личности всегда подход€т к преде≠лу своей приспособл€емости и готовности к самоот≠речению. ќсознав тот факт, что эти свойства не €в≠л€ютс€ отклонением от их субъективной сущности и не св€заны ни с чрезмерной добродетелью, ни со всепоглощающей завистливостью, мы находим воз≠можности дл€ оздоровлени€ депрессивных личнос≠тей путем освобождени€ их от страха и чувства вины.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 328 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

1117 - | 1082 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.025 с.