XLIX
На двадцать пятое место среди преимущественных примеров мы поставим намекающие примеры. Это -- те примеры, которые намекают и указывают наблагоприятное для человека. Ибо только "мочь" и только "знать" обогащаютчеловеческую природу, но не делают человека счастливым. Поэтому извсеобщности вещей надо извлечь то, что больше всего удовлетворяет жизненныепотребности. Однако об этом уместнее будет говорить, когда мы перейдем кдедукции к практике. Тем более что в самой работе по истолкованию мы вкаждом отдельном случае уделяем место для человеческой хартии, или хартиижеланного. Ибо искать и желать умело есть часть науки.L
На двадцать шестое место среди преимущественных примеров мы поставим примеры широкого применения. Это те примеры, которые относятся кразнообразным вещам и часто встречаются и поэтому немало сберегают трудов иновых испытаний. Об орудиях и изобретениях уместнее говорить, когда мы будемрассматривать дедукцию к практике и способы эксперимента. Даже то, что ужеизвестно и применяется ныне, будет описано в частных историях отдельныхискусств. Сейчас же мы дадим некоторые общие указания лишь в качествепримеров широкого применения. Итак, человек воздействует на естественные тела главным образом семьюспособами (исключая простое придвигание и отодвигание тел), а именно: илипосредством исключения того, что мешает и препятствует; или посредствомсжатия, растяжения, приведения в движение и тому подобного; или посредствомтепла и холода; или посредством удержания в благоприятствующем месте; илипосредством обуздания движения и управления им; или посредством особыхсогласований; или посредством своевременного и должного чередования ипоследовательности всех этих способов или по крайней мере некоторых из них. Итак, относительно первого способа. Многому мешает обыкновенный воздух,который присутствует и примешивается всюду, и лучи небесных тел. Поэтому то,что способствует их исключению, может справедливо считаться примеромширокого применения. Сюда, следовательно, относятся материал и толщинасосудов, в которые помещаются тела, приготовленные для работы над ними.Точно так же сюда относится тщательное закрывание сосудов при помощиуплотнений и того, что химики называют замазкой мудрости[153].Чрезвычайно полезно также покрытие поверхности жидкостью. Так, когданаливают масло поверх вина или травяных соков, то масло, растекаясь поповерхности, словно покрышка, отлично сохраняет их невредимыми от воздуха.Не плохи также и порошки, которые хотя и содержат примесь воздуха; однакозадерживают силу окружающей массы воздуха, как это бывает при сохранении яици плодов в песке и в муке. Так же и воск, мед, смолу и тому подобные вязкиевещества хорошо применять для более совершенного закрытия и для удалениявоздуха и небесных излучений. Мы сделали однажды опыт, погрузив сосуд инекоторые другие тела в ртуть, которая гораздо плотнее всех тел, которымиможно облить другие тела. Весьма также полезны пещеры и подземные погреба,чтобы помешать нагреванию солнцем и губительному открытому воздуху, -- этимпользуются в Северной Германии для хранения зерна. Сюда же относится также ипогружение тел в воду. Так, помню, я слышал о мехах с вином, погруженных вглубокий колодец для охлаждения. Но случайно или по небрежности изабывчивости они остались там в течение многих лет и затем были извлечены. Иот этого вино не только не стало кислым и слабым, но гораздо болееблагородным на вкус, очевидно благодаря более тонкому смешению его частей.Если же требуется, чтобы тела были погружены под воду на дно реки или моря,но не соприкасались с водой и при этом чтобы они не были заключены взакрытые сосуды, а только окружены воздухом, то для этого хорошопользоваться таким сосудом, который иногда применяется для работы назатонувших судах, чтобы водолазы, оставаясь долгое время под водой, могливремя от времени дышать. Этот сосуд таков: делается из металла открытаябочка; она опускается, сохраняя отвесное положение по отношению кповерхности воды, и песет с собой на дно моря весь содержащийся в нейвоздух[154]. Она стоит, как треножник, на трех ногах, длинойнесколько меньших, чем рост человека. Таким образом, водолаз может, когда унего недостает дыхания, просунуть голову в отверстие бочки, подышать и затемпродолжать работу. Мы также слышали, что изобретена уже машина или лодка,которая может везти человека на некотором расстоянии подводой[155]. Но к тому сосуду, о котором мы говорили, можноподвесить любые тела; поэтому мы и привели данный опыт. Есть и другое назначение тщательного и совершенного закрытия тел, аименно: закрытие не только мешает вхождению внешнего воздуха (о чем ужесказано), но также мешает выходу духа из тела, внутренние части которогоисследуются. Ибо для работающего над природными телами необходимо, чтобыколичество тела оставалось неизменным, т. е. чтобы ничто не испарялось и невытекало. Ибо глубокие изменения в телах происходят тогда, когда, в то времякак природа препятствует уничтожению тела, искусство препятствует дажепотере или удалению какой-либо части. Относительно этого укоренилось ложноемнение (если бы оно было истинным, то надо было бы почти отказаться отнадежды сохранить известное количество тела без уменьшения), что дух тел ивоздух, утонченный сильным нагреванием, никакими преградами нельзя удержатьв сосудах, ибо они улетают через тончайшие поры сосудов. К этому мнению людипришли на основании общеизвестного опыта с опрокинутым над водой стаканом,внутри которого горит свеча или бумага, отчего вода вовлекается вверх; атакже на основании примера кровососных банок, которые, будучи нагреты наогне, втягивают тело. Полагают, что в обоих случаях утонченный воздух вышели поэтому уменьшилось его количество, которое заполнили вода или теловследствие движения сцепления. Но это совершенно ложно. Ибо воздух неуменьшается в количестве, а сжимается в пространстве, и это движениезаполнения водой не начинается прежде, чем пламя не погаснет и воздух неохладится; так что врачи накладывают поверх банок смоченные холодной водойгубки для того, чтобы банки притягивались сильнее. Поэтому нет причины длятого, чтобы люди очень боялись легкого выхода воздуха или духа. Ибо хотя иправда, что даже наиболее твердые тела имеют поры, однако воздух или дух струдом претерпевают размельчение до такой тонкости, подобно тому как и водаотказывается вытекать через малейшие щели. Относительно второго из семи упомянутых способов следует прежде всегозаметить, что, действительно, сжатия и тому подобные насильственные движенияимеют величайшее значение для пространственного движения, как это видно вметательных орудиях, а также для разрушения органических тел и тех ихспособностей, которые состоят исключительно в движении. Ибо всякая жизнь даи всякий огонь и воспламенение разрушаются сжатием, как и всякая машинапортится и приводится в беспорядок им же. Оно также разрушает способности,которые заключаются в расположении и более явной неоднородности частей, какэто бывает в цвете (ибо не один и тот же цвет у целого цветка ираздавленного или у целого янтаря и растолченного), а так же и во вкусе (ибоне один и тот же вкус у незрелой груши и у нее же, когда она сжата иразмягчена, -- тогда она явно получает большую сладость). Однако для болееглубоких изменений и превращений однородных тел эти насильственные движениямало значат, ибо при их посредстве тела не приобретают какого-либо новогопостоянного и спокойного состояния, а только состояние преходящее и всегдастремящееся вернуться к прежнему и освободиться от нового. Однако не лишнебыло бы произвести более тщательный опыт над этим, а именно установить,могут ли сгущения или разрежения вполне однородных тел (как воздух, вода,масло и тому подобное), произведенные насильственно, стать постоянными,прочными и как бы перешедшими в природу тел. Это сначала надо произвестипосредством простого продолжительного выдерживания, а затем посредствомвспоможения и согласия. Это мы легко могли сделать (если бы пришло на ум),когда сжимали воду (об этом мы говорили в другом месте)[156]молотом и прессом, пока она не вырвалась. Мы должны были предоставитьсплющенный шар на несколько дней самому себе и потом только извлечь воду,чтобы испытать, тотчас ли она заполнила бы прежний объем, который она имелаперед сжатием. Если бы она этого не сделала ни тотчас, ни хотя бы спустякороткое время, то это сжатие можно было бы рассматривать как постоянное; впротивном случае было бы очевидно, что произошло восстановление и, значит,сжатие было преходящим. Нечто подобное надо было сделать также привытягивании воздуха из стеклянных яиц. После высасывания воздуха надо былосразу крепко затянуть отверстие, затем оставить эти яйца закрытыми такимобразом в течение нескольких дней и тогда наконец испытать, войдет ли сшипением воздух, если открыть отверстия, или также будет ли в случаепогружения в воду втянуто такое же самое количество воды, какое было бывтянуто вначале, когда еще не прошло известное время. Возможно (или покрайней мере достойно испытания), что это могло бы и может произойти, ибо стечением времени это происходит в несколько менее однородных телах. Так,после некоторого времени согнутая палка не разгибается, и не следуетприписывать это какой-либо потере в количестве дерева за истекшее время, ибото же самое (если увеличить время) происходит и с железной пластинкой,которая не подвержена испарению. Но если посредством простого выдерживанияопыт не удается, то все же надо не оставлять его, а применить другиевспоможения. Ибо немалая будет выгода, если окажется возможным насильственносообщать телам прочные и постоянные свойства. Так, можно было бы воздухобратить в воду посредством сжатия и сделать многое другое в том же роде,ибо человек более властен над насильственными движениями, чем надостальными. Третий из семи способов относится к тому великому орудию в работе какприроды, так и искусства, которым являются тепло и холод. Но именно в этойобласти человеческое могущество как бы хромает на одну ногу. Ибо мы имеемтепло огня, которое бесконечно могущественнее и сильнее тепла солнца в томего виде, как оно доходит до нас, и тепла животных. Но нет холода, крометого, который бывает в зимнюю погоду, или в погребах, или от снега и льда;этот холод по силе, пожалуй, можно сопоставить с теплом полуденного солнца вкакой-либо знойной области, увеличенным притом посредством отражения от гори стен, ибо как тепло, так и холод такой величины животные могут переноситькороткое время. Но они почти ничто рядом с теплом пылающей печи или скаким-либо холодом, который соответствовал бы этой мере. Поэтому все у нассводится к разрежению, иссыханию и истреблению и почти ничего -- к сгущениюили смягчению, кроме как посредством смешения и почти несостоятельныхспособов. Поэтому примеры холода надо изыскивать со всей тщательностью. Онивстречаются тогда, когда в сильные морозы тела выставляют на башнях; когдатела помещают в подземных пещерах, в окружении снега и льда в более глубокихместах и в местах, вырытых для этого; когда тела опускают в колодцы,погружают в ртуть и в металлы; когда тела потопляют в воде, которая обращаетдерево в камень; когда тела закапывают в землю (так в Китае приготовляютфарфор, причем, как говорят, массы вещества, предназначенные для этого,остаются в земле сорок или пятьдесят лет и передаются по наследству какнекие искусственные рудники) и т. д. Помимо того, точно так же надоисследовать все сгущения в природе, происходящие от холода, чтобы, познав ихпричину, перенести их в искусства. Такие сгущения наблюдаются в выступахмрамора и камней, в оседании росы на стекле с его внутренней стороны подутро после холодной ночи; в возникновении и собирании под землей паров, откоторых часто бьют ключи, и во многих других явлениях этого рода, Помимо тех, холодных на ощупь, встречаются и некоторые другие тела,содержащие скрытый холод, которые также сгущают. Они, видимо, действуюттолько на тела животных и едва ли на остальные тела. Такими оказываютсямногие из лекарств и пластырей. При этом одни из них сгущают мясо иосязаемые части, каковы стягивающие, а также крепящие лекарства; другиесгущают дух, что более всего наблюдается в снотворных средствах. Но есть дварода сгущения духа посредством снотворных и усыпляющих лекарств. Однидействуют посредством успокоения движения, другие -- посредством изгнаниядуха. Ибо фиалка, высушенная роза, латук и тому подобные благотворныелекарства своими дружественными и умеренно охлаждающими испарениямипризывают духи к соединению и обуздывают их резкое и неспокойное движение.Розовая вода, приложенная к ноздрям во время обморока, также заставляетсобраться рассеянный и слишком расслабленный дух и как бы питает его. Ноопий и родственные опию лекарства обращают дух в бегство своими враждебнымии коварными свойствами. Поэтому если их приложить к внешним частям, то духтотчас убегает от этих частей и не возвращается туда охотно. Если же ихпринять внутрь, то их пары, поднимаясь к голове, полностью прогоняют дух,содержащийся в желудочках мозга. Так как эти духи, отступая, не могут никудауйти, то они вследствие этого сходятся и сгущаются, а иногда совершеннозагашаются и удушаются, хотя те же самые опийные лекарства, принятыеумеренно, благоприятствуют духу вследствие привходящего вторичного действия(т. е. того сгущения, которое происходит от схождения духа), укрепляют дух иподавляют его бесполезные и воспламененные движения, почему и приносятнемалую пользу для лечения болезней и продления жизни. Нельзя также пренебречь и приготовлением тел к восприятию холода. Так,слегка теплая вода легче замерзает, чем совершенно холодная, и т. д. Кроме того, так как природа столь скупо доставляет нам холод, то нужноделать так, как обычно поступают аптекари, которые, когда не могут получитькакого-либо вещества, берут его замену (quid pro quo, как они говорят). Так,они берут вместо ксилобальзама дерево алоэ и кассию вместокорицы[15][7]. Подобным же образом надо тщательнорассмотреть, нет ли замены у холода, а именно каким образом можно достигнутьсгущений в телах иными средствами, кроме холода, который производит их каксвое преимущественное действие. Эти сгущения, насколько это явствует до сихпор, бывают четырех родов. Первое из них производится простым сжатием,которое немного может дать для постоянного сгущения (ибо тела упруги), новсе же может быть вспомогательным средством. Второе сгущение производитсясближением более плотных частей в каком-либо теле после отлетания или уходаболее тонких частей, как это происходит при затвердевании тел от действияогня, при повторных закалках металлов и в других подобных случаях. Третьесгущение производится схождением наиболее плотных однородных частей вкаком-либо теле, которые раньше были рассеяны и смешаны с менее плотнымичастями. Так это бывает при восстановлении сублимированной ртути, которая впорошке занимает гораздо большее пространство, чем простая ртуть, а такжепри очищении всех металлов от шлака. Четвертое сгущение производится в силусимпатии приближением тел, которые сгущаются благодаря свойственной имскрытой силе. Эти симпатии пока редко обнаруживаются, и неудивительно, таккак трудно надеяться на исследование симпатий раньше, чем успешно завершитсяоткрытие форм и схематизмов. Конечно, нет сомнения, что для тел животныхесть много лекарств как для внутреннего, так и для наружного употребления,которые сгущают как бы по симпатии, о чем мы говорили немного раньше. Но внеодушевленных телах такое действие происходит редко. Правда, распространенкак в писаниях, так и в устной молве рассказ о дереве на одном из Терсерскихили Канарских островов (хорошо не помню), с которого постоянно каплет, такчто оно предоставляет жителям не малое удобство в отношении воды. АПарацельс рассказывает, что трава, называемая "росою солнца", в полденьполна росы при палящем солнце, когда все другие травы сухи. Но мы считаемоба эти рассказа сказочными; а если бы эти примеры были верны, они были бывесьма полезны и наиболее достойны рассмотрения. Мы не думаем также, что темедовые росы, которые находят на листьях дуба в мае, происходят и сгущаютсяот какой-либо симпатии или от свойств листьев дуба. Мы полагаем, что этиросы одинаково падают на все листья, но удерживаются и остаются только налистьях дуба, потому что эти листья плотны, а не губчаты, как большинстводругих. Что же касается тепла, то, конечно, у человека есть его изобилие ивозможность распоряжаться им. Однако в некоторых случаях, и притом внаиболее необходимых, недостает наблюдения и исследования, как бы нихвастались спагирики ([Author ID1: at Sun Jan 2 13:14:00 2000 ]т. е[AuthorID1: at Sun Jan 2 13:17:00 2000 ]. [Author ID1: at Sun Jan 2 13:14:00 2000]алхим[Author ID1: at Sun Jan 2 13:18:00 2000 ]ики)[Author ID1: at Sun Jan 213:14:00 2000 ], ибо отыскиваются и замечаются действия более сильноготепла; действия же более умеренного, которые наиболее совпадают с путямиприроды, не испытываются и потому остаются скрытыми. Поэтому мы видим, чтоот того прямо вулканического жара, которым столько занимаются, дух телчрезвычайно возносится, как это бывает в кислотах и в некоторых другиххимических маслах; осязаемые части затвердевают и после отгонки летучегоиногда закрепляются; однородные части отделяются, а разнородные часто грубосочетаются и смешиваются; но более всего разрушаются и перепутываютсясоединения сложных тел и тонкие схематизмы. Надо, однако, исследовать ииспытать действия более мягкого тепла, откуда могли бы быть порождены ивыделены, по примеру природы и в подражание действиям солнца, более тонкиесмешения и упорядоченные схематизмы, как это мы отчасти наметили в афоризмео примерах союза. Ибо дела природы совершаются с гораздо большейпостепенностью и через более совершенные и разнообразные расположения, чемдела огня в его нынешнем применении. Тогда, действительно, будет видноувеличение могущества человека, если посредством тепла и искусственных силокажется возможным представить творения природы в их форме, воспроизвести вих способности и разнообразить в количестве; к этому надо прибавить также иускорение во времени. Ибо ржавление железа происходит в течение долгоговремени, тогда как его обращение в марсов шафран[158] совершаетсятотчас. Так же обстоит и с ярью-медянкой и белилами; кристалл образуется втечение долгого времени, а стекло вздувается сразу; камни растут в течениедолгого времени, а кирпичи тотчас выжигаются и т. д. Возвращаясь к тому, очем идет речь, нужно тщательно и прилежно изыскать и собрать отовсюду всеразновидности тепла и их действия: тепло небесных тел, воздействующеепосредством своих прямых, отраженных, преломленных и собранных взажигательных стеклах лучей; тепло молнии, пламени, огня от угля, огня отразных материалов, огня открытого, запертого, стесненного ираспространяющегося, огня, видоизмененного различным устройством печей,огня, возбужденного дутьем, спокойного и не возбужденного, огня, удаленногона большее или меньшее расстояние, огня, проходящего через разные среды:тепло влажное, как, например, от водяной ванны[159], от навозавнешнее тепло животных, внутреннее тепло животных, тепло запертого сена;сухое тепло -- от пепла, извести, теплого песка; вообще тепло любого рода вразличных его степенях. Главным же образом надо попытаться исследовать и открыть действия ипоследствия тепла, прибывающего и убывающего постепенно, упорядоченно,периодически, в должные промежутки времени. Ибо эта упорядоченнаянеравномерность поистине есть дочь небес и матерь рождения, а от тепланеистового, или быстрого, или скачкообразного не следует ожидать чего-либовеликого. Это совершенно очевидно и в растениях; велика такженеравномерность тепла и в матке животных вследствие движения, сна, питания иразличных состояний самки во время беременности. Наконец, эта женеравномерность имеет место и силу и в недрах земли, где образуются металлыи ископаемые. Тем более обращает на себя внимание невежество иных из новыхалхимиков, которые думали, что при помощи равномерного тепла и непрерывно ировно горящих ламп они достигнут своей цели[160]. Итак, о работе идействиях тепла сказано достаточно. Глубокое же изыскание их было бынесвоевременным, пока не будут дальше исследованы и извлечены на свет формывещей и схематизмы тел Ибо тогда только, когда явится образец, должно будетискать, применять и приспособлять орудия. Четвертый способ действия состоит в выдержке, которая действительноявляется как бы прислужницей и ключницей природы. Выдержкой мы называемпредоставление тела на некоторое время самому себе, причем оно защищено иограждено от какой бы то ни было внешней силы. Ибо внутренние движенияпроизводятся и совершаются тогда, когда внешние и привходящие движенияпрекращаются. А работа времени много тоньше работы огня. Ведь невозможнопосредством огня достигнуть такого очищения вина, как посредством выдержки;и испепеления, произведенные огнем, также не столь тонки, как разложения иистребления, произведенные веками. Так же и внезапные и быстрыевзаимопроникновения и смешения тел, произведенные посредством огня, гораздониже тех, что произведены посредством выдержки. А неоднородные иразнообразные схематизмы, которые тела стремятся воспринять при выдержке(таковы гниения), разрушаются посредством огня или более сильного тепла.Вместе с тем нелишне заметить, что в движении совершенно заключенных телесть некоторая насильственность, ибо это заключение мешает самопроизвольномудвижению тела. Поэтому выдержка в открытом сосуде больше способствуетразделению, в совершенно закрытом сосуде -- смешиванию, в сосуде не вполнезакрытом, куда немного проходит воздух, -- гниению. Вообще надо отовсюдутщательно собрать примеры дел и действий выдержки. Немалую силу имеет и управление движением (которое представляет пятыйспособ действия). Об управлении движением мы говорим, когда встречноесамостоятельное тело мешает движению другого тела, отталкивает, не пускаетили направляет его. Оно заключается большей частью в формах и расположениисосудов. Действительно, поставленный прямо конус способствует сгущению паровв перегонных кубах, а перевернутый конус способствует очищению сахара вопрокинутых сосудах. Иногда же требуется изогнутость, перемежающиеся суженияи расширения и тому подобное. Сюда же относится и всякое процеживание, когдавстречающееся тело открывает дорогу одной части другого тела, но другиечасти его закрывает. Не всегда процеживание или другое управление движениемсовершается извне; оно совершается также посредством тела в теле. Так этобывает, когда бросают камешки в воду для того, чтобы собрать ее илистуючасть, или когда очищают сиропы посредством яичного белка, добиваясь того,чтобы к нему пристали более густые части, которые затем можно было быотделить. К этому управлению движением Телезий довольно легкомысленно иневежественно относил формы животных, создаваемых, как он полагал, каналамии складками матки. Но он должен был заметить подобное же формообразование вскорлупе яйца, где нет ни морщин, ни неровностей. Однако верно то, чтоуправление движением совершает формообразование при отливках с образцов. Действие же, совершающееся посредством согласий или расхождений(которые составляют шестой род), часто скрыто в глубине. Ибо эти такназываемые скрытые и специфические свойства -- симпатии и антипатии -- побольшей части суть порча философии. И не следует слишком надеяться наоткрытие согласий вещей, пока не будет достигнуто открытие форм и простыхсхематизмов. Ибо согласие есть не что иное, как взаимная симметрия форм исхематизмов. Однако более общие согласия вещей не совсем скрыты. Поэтому следуетначать с них. Их первое и главное различие состоит в следующем. Некоторыетела весьма различаются по плотности и разреженности материи, но сходятся всхематизмах; другие тела, наоборот, сходятся в плотности и разреженности, норазличаются в схематизмах. Ибо неплохо замечено химиками в их триадеосновных положений[161], что сера и ртуть как бы проходят черезвсеобщность вещей (относительно соли их утверждение лишено смысла и введенолишь для того, чтобы охватить земляные, сухие и твердые тела).Действительно, в этих двух вещах обнаруживается одно из наиболее общихсогласий природы. Ибо с одной стороны, сходятся сера, масло и испаренияжиров, пламя и, возможно, звездное тело, с другой стороны, -- ртуть, вода иводяные пары, воздух и, быть может, чистый межзвездный эфир. И все же этидве четверицы, или два великих племени вещей (каждое в своем порядке),бесконечно различаются плотностью и разреженностью, хотя вполне сходятся всхематизме, как это обнаруживается во многих случаях. Различные же металлы,наоборот, часто сходятся в плотности и разреженности (в особенности посравнению с растительными телами и т. п.), но в схематизме многимразличаются. Подобным же образом животные и растения почти бесконечноразличаются в схематизме, но в отношении плотности или густоты материи ихразличия заключены в узкие пределы. Далее следует наиболее общее после предыдущего согласие -- согласиемежду главными телами и их истоками, т. е. их зачатками и питательнойсредой[162]. Поэтому должно исследовать, в каком климате, в какойпочве и на какой глубине рождаются различные металлы; точно так же и вотношении драгоценных камней, рождаются ли они из скал или в недрах; накакой почве всходят лучше всего и как бы больше расположены различныедеревья, кустарники и травы; и вместе с тем какое удобрение -- унавоживаниели различного рода или мел, морской песок, зола и т. д. -- наиболее полезно;и какие способы наиболее пригодны и подходят к различным почвам. Во многомзависит от согласия также и прививка деревьев и растений и ее правила, т. е.какое дерево к какому прививается лучше. В этом отношении был бынебесполезен опыт, который, как мы слыхали недавно, предпринят, -- это опытпрививки лесных деревьев (до сих пор совершалась прививка только садовыхдеревьев), благодаря которой листья и желуди увеличиваются и деревьястановятся более тенистыми. Подобным же образом надо соответственно отметитьроды пищи животных и их отрицательные примеры. Ибо плотоядное животное невыдерживает растительного питания, почему и орден Фельянов, осуществив (какпередают) этот опыт, как бы не переносимый для человеческой природы, почтиисчез[16][3] (хотя человеческая воля может большегодостигнуть в отношении своего тела, чем воля остальных животных). Надо такжеобратить внимание и на различные вещества гниения, из которых рождаютсямаленькие животные. Согласия между первичными телами и телами подчиненными им (таковымимогут считаться те, которые мы обозначили) уже достаточно ясны. К этомуможно прибавить согласия чувств относительно их объектов, которые, будучивесьма очевидны, могут, если их хорошо заметить и внимательно исследовать,превосходно осветить другие, скрытые согласия. Более же внутренние согласия и расхождения тел, или дружбы и раздоры(ибо мы питаем почти отвращение к словам "симпатия" и "антипатия" из-засвязанных с ними пустых суеверий), или вымышлены, или смешаны со сказками,или остаются незамеченными и потому довольно редки. Так, если кто будетутверждать, что есть раздор между виноградной лозой и капустой, потому что,будучи посажены рядом, они произрастают менее пышно, то в этом будет смысл,ибо оба растения сочны и истощают почву, так что одно лишает пищи другое. Ноесли кто будет утверждать, что есть согласие и дружба между злаками ивасильком или диким маком, ибо эти травы растут почти исключительно наобработанных полях, то он должен, скорее, говорить про раздор между ними,ибо мак и василек возникают и растут из таких соков земли, которые злакиоставляют и отвергают; так что засевание земли злаками приготовляет ее дляих произрастания. И число этих ложных приписываний велико. Что же касаетсясказок, то их надо совершенно искоренить. Остается малое количество такихсогласий, которые подтверждены надежным опытом. Таковы согласия магнита ижелеза, золота и ртути и тому подобные. Но в химических опытах над металламиобнаруживаются и некоторые другие согласия, достойные наблюдения. Чаще всего(будучи вообще столь редки) они обнаруживаются в некоторых лекарствах,которые благодаря своим так называемым скрытым и специфическим свойствамдействуют или на определенные члены, или на определенные соки, или наопределенные болезни, или иногда на индивидуальные природы. Нельзя такжеопустить те согласия между движениями и фазами луны и состоянием тел,находящихся под ней, которые можно при условии строгого и правильного отбораполучить из опытов земледелия, мореплавания, медицины или других областей.Чем более редки все вообще примеры тайных согласий, тем более тщательно ихнадо изыскивать из достоверных и надежных передач и рассказов, если,конечно, отнестись к этому без легкомыслия и чрезвычайной доверчивости, но сзаботой и как бы с колеблющимся доверием. Остается согласие тел в отношенииспособа действия, как бы безыскусс[Author ID1: at Sun Jan 2 14:21:00 2000]твенное, но имеющее обширное применение; его никоим образом не должноопускать, но нужно исследовать посредством прилежных наблюдений. Например,легкое или затрудненное схождение или соединение тел при их сложении илипростом прикладывании. Ведь некоторые тела смешиваются и сочетаются легко иохотно, другие же -- с трудом и плохо. Так, порошки хорошо смешиваются сводой, известь и зола -- с маслом и т. д. Следует собирать не только примерысклонности или уклонения тел от смешения, но также примеры расположениячастей, их распределения и растворения, после того как тела смешаны.Наконец, нужно собирать и примеры преобладания после проведенногосмешивания. На заключительном месте среди семи способов действия остается седьмой ипоследний -- способ действия посредством смены и чередования шестипредыдущих. Но предлагать примеры этого было бы несвоевременно до тех пор,пока те способы не будут исследованы каждый в отдельности и несколькоглубже. Ряд, или цепь, такого чередования в приложении к отдельным действияместь вещь, весьма трудная для познания, но весьма важная для работы.Величайшее нетерпение охватывает и обуревает людей в отношении этихисследований и их практических применений; между тем это как бы нить влабиринте, ведущая к большим делам. Сказанного достаточно о примерахширокого применения.