Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


VI. Пан, или Природа




Древние в образе Пана со всеми подробностями нарисовали природу мира,однако о происхождении Пана у них не было ясного представления. Одниутверждают, что он сын Меркурия, другие изображают его происхождениесовершенно иначе. Говорят, что Пенелопа сожительствовала со всеми женихами,и общим плодом этого беспорядочного сожительства явился Пан. В этомпоследнем рассказе, несомненно, какие-то более поздние толкователи отнеслиимя Пенелопы к этому древнему мифу, что нередко случается, когда древниеповествования относят к лицам, жившим позднее, причем иногда это делаетсявесьма неумело и приводит к абсурду, как это можно видеть на данном примере:ведь Пан принадлежит к древнейшим божествам и был задолго до времен Улисса,а, кроме того, имя Пенелопы пользовалось у древних особым уважением каквоплощение женского целомудрия. Не следует оставлять без внимания и третийрассказ о рождении Пана: ведь некоторые передают, что он был сыном Юпитера иГюбрис, т. е. Дерзости. Но что бы ни рассказывали о его происхождении,всегда его сестрами считаются Парки. С древних времен Пана изображали так:на голове у него рога, поднимающиеся к небу; все тело его густо покрытошерстью и курчавыми волосами, очень длинная борода. Верхняя часть его тела-- человеческая, хотя и напоминающая зверя; ноги же у него козлиные, В рукаху него знаки его могущества: в левой -- свирель, сделанная из семитростниковых трубочек, в правой -- посох, т. е. палка, изогнутая сверху.Одет он в хламиду из шкуры леопарда. Что же касается его власти и егофункций, то он считался богом охотников, кроме того, пастухов и вообщесельских жителей, а также владыкой гор. Помимо того, подобно Меркурию, онбыл вестником богов. Он считался также предводителем и повелителем нимф,которые всегда водили вокруг него хороводы и плясали; его сопровождалисатиры и более старшие силены. Он обладал также способностью внушать страх,особенно пустой и суеверный, который называется паническим. Деяния егонемногочисленны. Главное среди них -- состязание, на которое он вызвалКупидона и в котором был побежден им. Кроме того, он поймал в сети и связалгиганта Тифона; а еще рассказывают, что, когда Церера в горе и негодованиииз-за похищения Прозерпины скрылась и все боги всячески старались ееразыскать и отправились во все концы земли, только Пану по какой-тосчастливой случайности удалось во время охоты встретить ее и показать богам,где она находится. Он осмелился также вступить в музыкальное состязание сАполлоном и даже оказался победителем по решению судьи Мидаса; за эторешение Мидас получил ослиные уши, хотя ему и удавалось их прятать. Почтисовсем ничего или очень мало говорится о любви Пана, что может показатьсяудивительным, ибо древние боги безгранично любвеобильны. Рассказываюттолько, что он любил Эхо, которая даже считалась его женой, а еще он былвлюблен в одну нимфу, по имени Сиринга (эта любовь была мщениемразгневанного Купидона, которого Пан осмелился вызвать на состязание). Унего не было никакого потомства (что в равной степени удивительно, так какбоги, а особенно мужского пола, были весьма плодовиты). Правда, его дочерьюсчитают некую служанку, по имени Ямба, которая всегда развлекала гостейсмешными побасенками; некоторые считают, что она была его дочерью от супругиЭхо. Миф о Пане -- один из самых известных и заключает в себе глубокие тайныприроды. Пан (как показывает уже само имя) олицетворяет и представляет всюсовокупность вещей, т. е. природу. О его происхождении существуют (даестественно, только и могут существовать) всего два мнения: или онпроисходит от Меркурия, т. е. от божественного слова (что считают бесспорными Священное писание, и те философы, которые больше, как полагают, прониклисьбожественной мудростью), или из беспорядочного смешения семян вещей. Ведьте, кто принимает единое начало вещей, или видят его в Боге, или считаюттаким началом материю, утверждая в то же время разнообразие ее способностей;так что весь этот спор сводится к двум положениям: или мир происходит отМеркурия, или -- от всех женихов. Ибо запел он о том, как собраны в бездне глубокой Были зачатки земель, и тверди воздушной, и моря, Жидкого также огня; как все из этих первейших Произошло и как сам стал юный мир разрастаться[3]. Третья же версия о рождении Пана наводит на мысль, что греки,по-видимому, слышали что-то или через египтян, или откуда-то еще о таинствахевреев: ведь эта версия относится к состоянию мира не в период его рождения,а ко времени после падения Адама, когда мир стал доступен смерти и порче.Это состояние было и остается порождением Бога и греха. Таким образом, всеэти три рассказа о происхождении Пана могут даже оказаться правильными, еслиправильно учитывать различие во времени и обстоятельствах. Ведь этот Пан,которого мы созерцаем, и наблюдаем, и куда более, чем следует, почитаем,происходит от божественного слова, и в то же время в его создании принимаетучастие нерасчлененная материя (которая, впрочем, сама была создана Богом),а также вкравшиеся грех и порча. Судьбы же вещей правильно называются иизображаются как сестры их природы, ибо цепи естественных причин влекут засобой рождение, существование и гибель вещей, падение и возвышение,несчастья и удачи и, наконец, вообще любую судьбу, которая может выпасть надолю той или иной вещи. Миру приписываются также рога. И то, что эти рога внизу шире, а увершины острее, означает, что вся природа вещей образует своего родазаостренную пирамиду. Ведь индивидуумы бесконечны; они в свою очередьобъединяются в многочисленные виды; виды же -- в свою очередь -- в роды; аэти последние, поднимаясь все выше, соединяются в более общие категории, такчто в конце концов природа соединяется как бы в одной точке. Нет ничегоудивительного в том, что рога Пана достигают даже неба, поскольку самоевысшее в природе, т. е. общие идеи (ideae universales), некоторым образомсоприкасается даже с божеством. Ведь путь от метафизики к естественнойтеологии весьма короток и всегда открыт. Удивительно тонко и в то же время очень верно изображение тела природыпокрытым волосами: ведь это же лучи, исходящие от вещей, а лучи -- этосвоего рода волосы или "кудри" природы. Почти все в природе в большей илименьшей степени испускает лучи, что становится особенно ясным в способностизрения, точно так же как и во всякой способности действовать на расстоянии:ведь обо всем, что способно действовать на расстоянии, поистине можносказать, что оно испускает лучи. Но особенно длинны волосы в бороде Пана,как лучи, исходящие от небесных тел, они действуют на особенно большомрасстоянии и проникают повсюду. Да ведь и Солнце кажется нам бородатым,когда его закрывает сверху облако, а снизу пробиваются из-под облака лучи. В высшей степени правильно и изображение тела природы обладающимдвоякой формой, ибо тела высшей сферы отличны от тел низшей. Ведь первыеблагодаря своей красоте, равномерности и устойчивости движения, а такжесвоей власти над землей и земными вещами с полным основанием изображаются воблике человека; вторые же вследствие своей беспорядочности, нестройностидвижения и зависимости от небесных тел вполне могут удовольствоватьсяобразом бессловесного животного. Это же изображение тела природыолицетворяет и взаимоотношения видов. Ведь никакая природа не можетрассматриваться как простая, всегда она заимствует что-то у другой и как бысливается с ней. В самом деле, человек имеет что-то общее с животным,животное -- что-то общее с растением, растение -- с неодушевленным телом, ипоистине все обладает двоякой формой и складывается из элементов высшего инизшего видов. Очень тонкой является также аллегория о козлиных ногах,раскрывающая восхождение земных тел к небесным областям: ведь коза -- горноеживотное и любит взбираться на крутые скалы и почти повисать над пропастью;нечто подобное удивительным образом происходит и с вещами, принадлежащимидаже к низшей сфере, что особенно ясно на примере облаков и другихметеорологических явлений. Пан держит в руках два символа -- гармонии и власти. Ведь свирель изсеми тростинок достаточно ясно указывает на созвучие и гармонию вещей, илисогласие, переплетающееся с раздором, возникающее из движения семи планет.Посох -- также прекрасная метафора, потому что пути природы могут быть топрямыми, то окольными. Эта палка или трость изогнута именно в верхней своейчасти, ибо почти все совершаемое в мире божественным провидениемосуществляется сложными и запутанными путями, так что внешний ход событийможет порой показаться противоречащим их подлинному смыслу, как, например,продажа Иосифа в Египет и тому подобное. Да и все более или менее разумныеправители с большим успехом внушают и указывают народу то, что они считаютнужным для него, -- опять-таки не прямо, а исподволь, прибегая к различногорода уловкам и околичностям, так что всякий жезл или посох власти поистинеоказывается изогнутым сверху. Остроумно изображение одежды Пана в виденакидки, сделанной из шкуры леопарда. Ведь шкура леопарда пятниста. Но инебо усеяно звездами, моря -- островами, земля покрыта цветами, да и вообщепочти все вещи обладают неоднородной поверхностью, которая служит для ниходеждой. Занятие же Пана нельзя, пожалуй, изобразить вернее и удачнее, чемсделав его богом охотников: ведь любое действие природы, любое движение,любое развитие есть не что иное, как охота. Действительно, науки и искусстваохотятся за своими созданиями, сообщества людей преследуют свои цели, да ивообще все создания природы охотятся или за добычей ради пищи, или заудовольствиями ради отдыха, прилагая к этому все свое умение и ловкость. Львица за волком бежит свирепая; волк за козою, А за китисом бегут цветущим блудливые козы[4]. Пан является также богом вообще всех сельских жителей, потому что этилюди живут по природе, тогда как в городах и дворцах природа уничтожаетсячрезмерным ростом культуры. Так что правильны слова поэта любви: Дева себя лишь наименьшая часть[5]. Пана прежде всего называют господином гор, потому что в горах и навозвышенных местах раскрывается природа, становясь более доступной длясозерцания и наблюдения. И уж поистине божественной аллегорией оказываетсяизображение Пана вторым после Меркурия вестником богов, потому что вслед засловом Божиим сам образ мира является провозвестником божественногомогущества и мудрости. Об этом сказал и боговдохновенный поэт: "Небесаповествуют о славе господа, и твердь небесная указует на творения рукего"[6]. Пана услаждают нимфы, т. е. души, ибо души живущих -- это услада мира,а он с полным основанием считается их повелителем, ведь каждая из нихследует за своей природой, как за вождем; в беспрерывном движении, вбесконечном разнообразии фигур, как бы подражая отцу, они танцуют и ведутхороводы вокруг него. Пана постоянно сопровождают сатиры и силены, т. е.старость и молодость. Ибо всему на свете выпадает возраст веселья и плясок ивозраст неторопливости и пьянства; и пристрастия обоих этих возрастов, можетбыть, кажутся мудрому наблюдателю (как Демокриту) смешными и безобразными,подобно какому-нибудь сатиру или силену. Очень глубокий смысл заложен врассказе о паническом страхе. Природа всему живому дала чувство страха каксредство сохранения своей жизни и существования, помогающее избежать иотразить надвигающуюся опасность. Однако та же самая природа не умеетсохранить меру и к спасительному страху примешивает всегда страхи пустые инеосновательные, так что, если заглянуть поглубже, все вокруг охваченопаническим страхом, особенно же люди, которые в огромной степени подверженысуеверию (а ведь оно есть не что иное, как панический страх), особенно втрудные, тяжелые, смутные времена. Что же касается дерзости Пана, вызвавшего на борьбу Купидона, то смыслэтого состоит в следующем: материя обладает известной склонностью,стремлением к разрушению своей формы и возвращению в первоначальный Хаос, итолько более могучая сила согласия (воплощенная в Амуре, или Купидоне)сдерживает ее разрушительные порывы и заставляет подчиниться порядку.Поэтому если Пан терпит поражение в этой борьбе и удаляется побежденным, толюди и вся природа обязаны этим своей весьма счастливой судьбе. Сюда жеможно в полной мере отнести и рассказ о Тифоне, пойманном в сети. Ведь всюдув природе время от времени мы можем наблюдать обширные и необыкновенныевздутия вещей (что и обозначает образ Тифона): вздуваются моря, набухаюттучи, вздымается земля и т. п.; однако природа неразрывными сетямисдерживает и обуздывает такие возмущения и эксцессы, как бы сковывая ихстальной цепью. Что же касается того, что именно этот бог во время охоты обнаружилЦереру, остальным же богам это не удалось, хотя они и старательно искали ивсе делали для того, чтобы найти ее, то этот эпизод заключает в себе оченьверный и глубокий смысл: не следует ждать открытия полезных и необходимыхдля практической жизни вещей от философов, погруженных в абстракции (которыхможно сравнить со старшими богами), хотя они всеми силами стремятся к этому;таких открытий следует ждать только от Пана, т. е. от мудрого эксперимента ивсеобъемлющего познания природы, и такие открытия происходят почти всегдаслучайно, как бы во время охоты. Музыкальное же состязание и его исход дают нам разумный совет, какможно обуздать и привести в себя человеческий разум, слишком возомнивший осебе и утративший чувство здравого смысла. Ведь существуют, по-видимому, двегармонии, или музыки, -- гармония божественного провидения и гармониячеловеческого разума. Для человеческого ума, как и для слуха смертных,божественное управление миром и тайные предначертания Бога звучат как что-тогрубое и как бы дисгармоничное. И хотя это человеческое невежество вполнезаслуженно символизируется ослиными ушами, однако сами эти уши обычнопрячутся и не выставляются напоказ, и поэтому люди не видят этого уродства ине обращают на него внимания. Наконец, нет ничего удивительного в том, что Пан никого не любит(исключение -- его брак с Эхо). Ибо мир довольствуется самим собой и всем,что есть в нем; ведь тот, кто любит, хочет пользоваться тем, что любит, аизобилие не оставляет места стремлению. Поэтому мир не может любить никого ине может стремиться овладеть чем-то (ибо он вполне довлеет самому себе), заисключением, может быть, любви к речи; она и олицетворяется нимфой Эхо илиже Сирингой, символизирующей речь более отделанную. Но среди всех видов речиодна только Эхо оказывается вполне достойной быть супругой мира. Ведь именнота философия является подлинной, которая самым тщательнейшим и вернымобразом передает его собственные слова и сама как бы написана под диктовкумира; она есть не что иное, как его подобие и отражение, она ничего неприбавляет от себя, но только повторяет произнесенное им. На самодовлеющее исовершенное состояние мира указывает и то, что он не имеет потомства: ведьон рождает лишь в отдельных своих частях. Ибо как бы он смог рождать вцелом, если за его пределами вообще не существует тела? Что же касается тойсамой женщины, его предполагаемой дочери, то упоминание о ней являетсявесьма мудрым добавлением к мифу. Она олицетворяет различные пустопорожниетеории о природе вещей, в изобилии существовавшие во все времена, теории, посуществу бесплодные, как бы незаконнорожденные, привлекающие иногдабойкостью своего изложения, но подчас тягостные и невыносимые.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 349 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.