Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


LxXXIIi




Указанное зло достигло устрашающих размеров, выросши из некоегоукоренившегося исстари надменного и вредоносного мнения, или суждения. Оносостоит в том, что достоинство человеческого разума будет умалено, если ондолго и много будет обращаться к опыту и частным вещам, подлежащим чувству иопределенным в материи, тем более что вещи этого рода требуют прилежногоискания и они слишком низменны для того, чтобы о них размышлять, слишкомгрубы, чтобы о них говорить, слишком неизящны для того, чтобы имипользоваться, бесконечны по количеству и недостаточны по совершенству. Ивот, дело дошло до того, что истинная дорога не только покинута, но дажезакрыта и заграждена, а опыт находится в совершенном пренебрежении, неговоря уже о том, что он оставлен или дурно управляем.

LXXXIV

Помимо того людей удерживали от движения вперед и как бы околдовывалиблагоговение перед древностью, влияние людей, которые считались великими вфилософии, и обусловленные этим единогласие и согласие. О единогласии ужесказано выше. Что же касается древности, то мнение, которого люди о нейпридерживаются, вовсе не обдуманно и едва ли согласуется с самым словом. Ибодревностью следует почитать престарелость и великий возраст мира, а этодолжно отнести к нашим временам, а не к более молодому возрасту мира,который был у древних. Этот возраст по отношению к нам древен и более велик,а по отношению к самому миру нов и менее велик. И подобно тому как мыожидаем от старого человека большего знания и более зрелого суждения очеловеческих вещах, чем от молодого, по причине опытности и разнообразия иобилия вещей, которые он видел, о которых он слышал и размышлял, так и отнашего времени, если только оно познает свои силы и пожелает испытать инапрячь их, следует ожидать большего, чем от былых времен, ибо это естьстаршее время мира, собравшее в себе бесконечное количество опытов инаблюдений. Не должно считать малозначащим и то, что дальние плавания истранствования (кои в наши века участились) открыли и показали в природемного такого, что может подать новый свет философии. Поэтому было быпостыдным для людей, если бы границы умственного мира оставались в тесныхпределах того, что было открыто древними, тогда как в наши временанеизмеримо расширились и прояснились пределы материального мира, т. е.земель, морей, звезд. А что касается авторов, то высшее малодушие состоит в том, чтобывоздавать им бесконечно много, а у времени -- у этого автора авторов иисточника всякого авторитета -- отнимать его права. Ибо правильно называютистину дочерью времени, а не авторитета. Поэтому неудивительно, что чарыдревности, писателей и единогласия столь связали мужество людей, что они,словно заколдованные, не смогли свыкнуться с самими вещами.

LXXXV

Не только восхищение перед древностью, авторитетом и единогласиемпобудило деятельность людей успокоиться на том, что уже открыто, но ивосхищение перед самими творениями, изобилие которых уже давно созданочеловеческим родом. Ибо если кто-либо обратит взор на разнообразие вещей ипрекраснейшее оборудование, которое механические искусства собрали и ввелидля удобства людей, то он склонится, скорее, к тому, чтобы восхищатьсябогатством человечества, чем почувствовать его нужду, не замечая, чтопервичные наблюдения человека и те дела природы, кои суть как бы душа ипервое движение всего этого разнообразия, не многочисленны и не глубокопочерпнуты, что остальное относится только к терпеливости людей и к тонкомуи правильному движению руки или орудий. Например, часы есть, несомненно,тонкая, тщательно изготовленная вещь, которая подражает небесному кругусвоим вращением и биению сердца животных последовательным и размереннымдвижением. И все же эта вещь зависит от одной или двух аксиом природы. А если кто-либо будет рассматривать тонкость свободных искусств илитакже изощренность в обработке естественных тел посредством механическихискусств и рассмотрит вещи такого рода, как открытие небесных движений вастрономии, гармонии в музыке, алфавита (которым до сих пор не пользуются вгосударстве китайцев) в грамматике, или, возвращаясь к механическимискусствам, дела Вакха и Цереры, т. е. приготовление вина и пива, хлеба илидаже изысканных яств, искусство перегонки жидкостей и тому подобное, топусть он хорошенько подумает, сколько же должно было миновать времени длятого, чтобы привести эти вещи к тому совершенству, какое они теперь имеют(ведь все это -- открытия древние, за исключением перегонкижидкостей)[33], в сколь малой степени они получены из наблюдений иаксиом природы (как об этом уже сказано по поводу часов) и как легко и какбы случайными совпадениями и удачными наблюдениями все это могло бытьоткрыто; обдумав это, он легко освободится от всякого восхищения и скореепожалеет о человеческом жребии, о том, что так незначительны, бедны были вовсе века вещи и открытия. А кроме того, упомянутые сейчас открытия болеедревни, чем философия и науки. Так что если говорить правду, то вместе сначалом рациональных и догматических наук этого рода прекратилось открытиеполезных дел. Если кто-либо обратится от мастерских к библиотекам и придет ввосхищение от безграничного разнообразия книг, которое мы видим, то,исследовав и прилежнее рассмотрев содержание и предмет самих книг, он,конечно, поразится противоположному. После того как он заметит бесконечныеповторения и то, как люди говорят и толкуют об одном и том же, он перейдетот восхищения перед разнообразием к удивлению перед малочисленностью техвещей, которые до сих пор владели умами людей. Если же кто-либо направит внимание на рассмотрение того, что болеелюбопытно, чем здраво, и глубже рассмотрит работы алхимиков и магов, то он,пожалуй, усомнится, чего эти работы более достойны -- смеха или слез.Алхимик вечно питает надежду, и, когда дело не удается, он это относит ксвоим собственным ошибкам. Он обвиняет себя, что недостаточно понял слованауки или писателей, и поэтому обращается к преданиям и нашептываниям. Илион думает, что ошибка в каких-то мелких подробностях его работы, и поэтомудо бесконечности повторяет опыт. Когда же в течение своих опытов он случайноприходит к чему-либо новому по внешности или заслуживающему внимания посвоей пользе, он питает душу доказательствами этого рода и всяческипревозносит и прославляет их, а в остальном хранит надежду. Не следует всеже отрицать, что алхимики изобрели немало и подарили людям полезныеоткрытия. Однако к ним неплохо подходит известная сказка о старике, которыйзавещал сыновьям золото, зарытое в винограднике, но притворился, будто незнает точного места, где оно зарыто. Поэтому его сыновья прилежно взялись заперекапывание виноградника, и хотя они и не нашли никакого золота, но урожайот этой обработки стал более обильным. Те же, кто занимался естественной магией, те, кто все сводил к симпатиии антипатии в силу праздных и беспочвенных догадок, приписывали вещамудивительные способности и действия. Даже если они чего-нибудь достигли, тоэти дела более поразили своей новизной, чем принесли пользу своими плодами. В суеверной же магии (если о ней надо говорить) следует обратитьвнимание на то, что существуют предметы определенного рода, общие у всехнародов, во все века и даже во всех религиях, на которых играют и на которыхосновываются науки тайные и суеверные. Опустим их рассмотрение, хотя вовсене удивительно, что мнение о богатстве этих наук явилось причиной ихбедности.

LXXXVI

Восхищение людей перед учениями и науками, само по себе уже достаточнонаивное и почти детское, преумножено еще хитростью и уловками тех, ктозанимался науками и преподавал их. Ибо они представляют их с такимтщеславием и напыщенностью и приводят их к взору человека стольпреображенными и как бы замаскированными, как если бы они были совершенны идоведены до полной законченности. Если посмотреть на их метод и разделы, томожет показаться, что они объемлют и заключают в себе все, что может бытьотнесено к их предмету. И хотя их части плохо заполнены и подобны пустымящикам, все же для обычного разумения они представляются как формы иоснования целостной науки. Первые же и древнейшие искатели истины, более добросовестные и болееудачливые, обычно те знания, которые хотели почерпнуть из созерцания вещей исделать пригодными для пользования, заключали в афоризмы, т. е. в короткиеизречения, разрозненные и не связанные методом; они не притворялись, чтовладеют всеобщей наукой, и не обещали этого. А при нынешнем положении неудивительно, если люди ничего не ищут за пределами того, что им былопередано как уже давно вполне законченное по совершенству и охвату.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 467 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2285 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.