Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел четвертый социальные процессы 9 страница




Движения в защиту мира, против войны представляют собой массовые действия против опасности новых войн, за упрочение ми­ра и дружбы между народами. Их развитие характеризуется цик­личностью. Уже в 20-е гг. XX столетия, после завершения Первой мировой войны, пацифисты начали выступать за полное разоруже­ние с тем, чтобы не смогла возникнуть никакая новая война. Однако эти пацифистские движения не смогли предотвратить приход к вла­сти Гитлера и развязывание Второй мировой войны.

В послевоенное время, особенно в 50-60-е годы, разнообраз­ные движения в защиту мира широко распространяются в Совет­ском Союзе, в Англии, Франции, Германии и других странах. В


это время наиболее широкие масштабы приняли массовые акции против вооруженного вмешательства Соединенных Штатов во Вьетнаме. После заключения Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки договора об ограничении стратегических воо­ружений в 1987 г. и последовавшего вскоре после этого развала СССР, движения в защиту мира снизили активность. Однако и в настоящее время, когда в мире полыхает более 260 вооруженных конфликтов, проблема защиты мира и предотвращения новых войн не утратила своей актуальности. Особую остроту антивоен­ным движениям протеста придали кровавые вооруженные распри, приведшие к развалу Югославии, и преступная с обеих сторон война в Чечне. Поэтому и сегодня в антивоенных движениях уча­ствуют миллионы людей в различных странах мира.

Социологический анализ социальных движений предполага­ет углубленное изучение ситуаций, благоприятствующих возник­новению и развитию таких движений. К их числу относятся, преж­де всего, существенные изменения в ценностях и нормах поведе­ния людей, иначе говоря, культурные изменения. Именно в лоне культуры возникают и развиваются новые идеи и представления о несправедливом и справедливом общественном устройстве, побу­ждающие людей объединяться в движения, ориентированные на социальные изменения (рис. 52).

Существенным фактором, влияющим на возникновение со­циальных движений, является социальная дезорганизация. Любое общество, входящее в полосу социально-экономических, полити­ческих, социокультурных трансформаций, оказывается в той или иной степени подверженным дезорганизации, а порой и хаосу. В таком обществе многие индивиды и даже социальные группы ут­рачивают привычные ориентиры, ценностные ориентации, тради­ционные способы идентификации. У них растет убеждение в том, что тщетно рассчитывать на какую-либо экономическую, социаль­ную и психологическую поддержку со стороны государства и дру­гих социальных институтов данного общества. Зреющее недоволь­ство и озлобленность подталкивают их к акциям протеста, к кон­солидации в различные социальные движения.

Мощное детерминирующее воздействие на возникновение социальных движений оказывает и широко распространяющаяся в кризисные эпохи развития общества социальная неудовлетворен­ность широких масс населения. Именно неудовлетворенность су­ществующей системой распределения материальных и духовных

15 Зак 2030 449



 


4. Какова сущность и направленность политических движений?

5. Каковы основные проявления экспрессивных движений?

6. Каковы цели и отличительные особенности революционных и ре­
формистских движений?

7. В чем состоит сущность национально-освободительных движений?

8. Каково своеобразие молодежных движений?

9. Какие еще типы социальных движений Вы знаете?

Литература

1. Ансар Н. Современная социология //Социологические исследования.
1997, №7.

2. Блумер Г. Коллективное поведение //Американская социологическая
мысль. Тексты. М, 1996.

3. Фролов С.С. Социальные движения //Социология. Гл. 15. М., 1996.

Глава 31. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Общество представляет не механический агрегат индивидов, а систему их социальных взаимодействий друг с другом, а также с объединяющими их общностями и группами (семья, трудовой коллектив, поселенческая структура, этнос, профессиональная, субкультурная группа, партия и т.п.). Почти все выдающиеся со­циологи разных направлений - К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель, П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон и др. - подчерки­вали решающую роль социального взаимодействия в развитии всех процессов и явлений, изучаемых социологией. В процессе со­циального взаимодействия большинство людей совершают свои поступки, действия, согласуясь с нормами и правилами, приняты­ми в данном обществе или в данной социальной группе. Вместе с тем каждый из нас иногда нарушает такие правила и нормы, а не­которые делают это довольно часто, отклоняясь от принятых в обществе норм. К отклонению можно отнести очень многое: от сна студента во время лекции до совершения убийства. А то, каким образом в процессе взаимодействия с нами реагируют на наши на­рушения те или иные индивиды или общество в целом, свидетель­ствует о степени серьезности таких нарушений. Одни виды пове­дения считаются отклонениями только в некоторых странах или группах, другие же - во всех странах. Например, убийство в любой стране считается тягчайшим преступлением, в то время как упот-


ребление алкоголя рассматривается в качестве отклонения в Ира­не, но в качестве нормы в Беларуси.

Из приведенных примеров видно, что взаимодействие с дру­гими людьми, особенно с теми, к кому мы привязаны отношения­ми дружбы, сотрудничества, любви, уважения и т.п, является очень важным, по существу главным каналом осуществления со­циального контроля, т.е. коррекции поведения одних членов об­щества (групп) взглядами, оценками, действиями, санкциями дру­гих членов общества. В качестве же наиболее масштабного, по­всеместно действующего средства социального контроля высту­пают действующие в обществе (группе) социальные нормы и пра­вила. Как установил еще Э. Дюркгейм, эти нормы и правила, выработанные коллективным сознанием и существующие вне ин­дивида, способны оказывать на индивидуальное сознание и пове­дение принуждающее воздействие, поскольку обладают принуди­тельной силой по отношению к ним. Поэтому культура, одним из важнейших компонентов которой является совокупность дейст­вующих в обществе ценностей, норм, правил, образцов поведения, в соответствии с требованиями которой мы социализируемся в процессе становления нашей личности, формирует наше поведе­ние в соответствии с этими ценностями и нормами. Данные ценно­сти и нормы и предопределяют корректирующее влияние других людей и общностей на наше поведение в процессах межличност­ного и межгруппового взаимодействия Именно в таком взаимо­действии и реализуется неформальный, неофициальный социаль­ный контроль. Ведь именно во взаимодействии с другими боль­шинство из нас воспринимает действующие в обществе нормы, интериоризирует, т.е. переносит их в наш собственный внутрен­ний (духовный) мир в качестве стандартов поведения, соответст­вующих господствующим ценностям и нормам. В большинстве случаев мы не замечаем, а по этой причине и не задумываемся о принуждающей, корректирующей и контролирующей наше пове­дение силе действующих в обществе ценностей и норм Но как только мы совершаем отклонения от нормы, сразу же взаимодей­ствие с другими убеждает нас в том, что такое принуждение суще­ствует, и чем серьезнее совершенное нами отклонение (девиация), тем суровее санкция, которую может применить к нам общество или специально созданный для этого социальный институт- ми­лиция, суд, тюрьма и т.п.


Вот здесь-то мы и подошли к пониманию сущности соци­ального контроля, способов и форм его осуществления, его роли в жизни общества и личности Отметим, что термин «социальный контроль» введен в научный оборот французским социологом и социальным психологом Г. Тардом и первоначально понимался как средство возвращения преступника к нормальному, т.е соот­ветствующему нормам общества, поведению. В дальнейшем этот термин приобрел более широкое содержание, был тесно увязан с процессами социализации личности Американские социологи Э. Росс и Р. Парк интерпретировали социальный контроль как це­ленаправленное влияние общества на поведение индивида, обес­печивающее нормальное соотношение между социальными сила­ми, ожиданиями, требованиями и человеческой природой и вслед­ствие этого - как «здоровый» социальный порядок. Р. Парк выде­лял три формы социального контроля: 1) элементарные (в основ­ном принудительные санкции); 2) общественное мнение; 3) со­циальные институты

Американский социолог С Аск выделил особую роль в осу­ществлении социального контроля так называемого группового давления, которое в угоду общности интересов и целей, стабили­зирующих деятельность группы, понуждает (принуждает) индиви­да приспосабливаться к существующим в ней коллективным мне­ниям, ценностям и нормам. Специфическую направленность при­обретает деятельность групп давления, представляющих собой ор­ганизации, созданные для защиты интересов и оказания давления на власти с целью добиться от них принятия таких решений, кото­рые соответствуют их интересам. К ним можно отнести профсою­зы, организации предпринимателей, движения ветеранов, молоде­жи, феминистские и другие движения.

Французский социолог Р. Лапьер рассматривал социальный контроль в качестве средства, обеспечивающего процесс усвоения индивидом ценностей и норм культуры, и механизма передачи этих ценностей и норм от поколения к поколению. Он считал, что действие данного механизма реализуется посредством трех видов санкций: физических (наказание индивида за нарушение группо­вых норм); экономических (запугивание, штраф и др.); админист­ративных (освобождение от должности, понижение по службе, арест и др.).

Российские исследователи В.Н. Кудрявцев, A.M. Яковлев и др. рассматривают социальный контроль преимущественно в пла-


не криминологии с точки зрения предупреждения и пресечения преступности, создания условий для возвращения преступника к нормальной жизни общества.

На основании изложенного можно дать определение рас­сматриваемого феномена. Социальный контроль представляет со­бой способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядочивающее взаимодействие ее компонентов (индивидов, групп, общностей) посредством нормативного регулирования. Он включает в себя совокупность норм и ценностей, которые обла­дают по отношению к индивиду принудительной силой, а также санкции, применяемых в целях осуществления этих норм и ценно­стей. Применительно к отклоняющемуся поведению социальный контроль означает совокупность усилий окружающих индивидов, групп и социальных институтов, направленных на предотвраще­ние девиации, на помощь, наказание девиантов или их исправле­ние. Направленность и содержание социального контроля, спосо­бы и формы его осуществления зависят от исторической обуслов­ленности социально-политических, экономических, идеологиче­ских, социально-этнических, социокультурных, семейно-бытовых и иных особенностей данной социальной системы.

Существенное внимание проблемам организации и функ­ционирования системы социального контроля уделено в структур­но-функциональной теории социальных систем, развитой Т. Пар-сонсом. Он считал неотъемлемым атрибутом существования нор­мального функционирования социальной системы стабильное и устойчивое поддержание нормативного порядка. Для этого необ­ходимо, во-первых, обеспечить в пределах данной системы согла­сованность всех ее функций с поведенческими ожиданиями, уста­навливаемыми посредством существующих в ней ценностей и норм. Для этого, во-вторых, надлежит обеспечить интернализацию ценностей и норм общества его членами, поскольку подобная со­циализация лежит в основе социальности любых сообществ и об­щества в целом. В-третьих, кроме взаимосвязанных интересов и отношений солидарности, возникающих в процессе социализации, необходима система авторитетной интерпретации нормативных обязательств, осуществляемая специально созданными в обществе институтами культуры, права, управления и т.п., которые в необ­ходимых случаях должны применять и силу принуждения, без че­го не может быть осуществлен «контроль над поведением». Этот трехуровневый социальный императив имеет внутренний и внеш-


ний аспекты. «Первый касается условий навязывания общих норм и облегчения выполнения существенных функций различными подразделениями общества. Второй касается предотвращения раз­рушительного вмешательства людей, не являющихся членами данного общества... Контроль или нейтрализация организованного использования силы является одной из функциональных потреб­ностей при поддержании социального сообщества» (1; 506).

В обществе как единой и целостной социальной системе, в каждой его подсистеме— экономической, политической, социо­культурной и т.п., в каждой его социальной общности - семья, трудовой коллектив, компания сверстников, этническая или про­фессиональная группа, — существует определенное согласие, не­редко оформленное документально, относительно вклада, который должен вносить в общее дело, а следовательно, и в социальное взаимодействие каждый индивид, а поведение последнего в ре­шающей степени определяется экспектациями (ожиданиями), обу­словленными в данном сообществе культурными, моральными, политическими, юридическими и иными нормами. В любом из этих взаимодействий индивиду отводится определенная роль, обу­словленная его социальным статусом - лидер, коммуникатор, опе­ратор и др., а действующие нормы и правила определяют крите­рии, по которым поведение каждого из индивидов оценивается как нормальное, примерное, предосудительное, отклоняющееся и т.д. В таком взаимодействии индивиду, какую бы социальную роль он ни выполнял, отводится еще и роль объекта социального контроля, а социальным структурным образованиям - семье, трудовому кол­лективу, социокультурной или религиозной группе и т.п. - роль оценивающей, контролирующей и принуждающей силы. Разуме­ется, взаимодействие индивида и социальной общности носит бо­лее сложный характер, чем простая «подгонка» индивидуальных качеств под социальный стандарт: ведь каждая личность обладает определенным диапазоном социального выбора, определенными правами, гарантированными обществом, поэтому ее поведение в социальном смысле свободно, но должно соответствовать приня­тым в обществе (группе) нормам и правилам. Здесь важную роль играет степень социализации личности, уровень ее культурного развития, связанные с этим самосознание и самооценка субъекта, адекватность или, напротив, неадекватность восприятия и оценки им социальной ситуации. Социальное же (групповое) взаимодей­ствие, выступая в системе социального контроля в виде оценочной


и регулирующей реакции на индивидуальное поведение, выполня­ет роль социального стимула (положительного или отрицательно­го), предопределяющего характер последующих индивидуальных действий, а в необходимых случаях (когда наличествует отклоне­ние от нормы) — и их коррекцию.

Социальный контроль в процессе своего функционирования в определенной социальной системе (общество в целом, этническая или профессиональная группа, территориальная, профессиональная или политическая общности и т.п.) сам представляет собой сложно организованную, многоступенчатую, иерархизированную систему, состоящую из ряда взаимодействующих компонентов.

Первым из таких компонентов является индивидуальное дей­ствие (поступок), проявляющееся в процессе активного взаимо­действия индивида с социальной средой, будь что познавательные операции, оценочные суждения или производственная, политиче­ская, культурная либо всякая иная деятельность. Вторым непре­менным компонентом социального контроля выступает вполне определенная (поддерживающая, осуждающая, негодующая и т.п.) реащия социального окружения на индивидуальное действие в со­ответствии с объективно существующей (в культуре, морали, пра­ве и г.п.) социальной шкалой оценок. Однако сама эта шкала оце­нок является производной от существующей и функционирующей в обществе (группе) системы идеалов, ценностей, норм и образцов поведения. Поэтому данная система, весьма гибкая и динамичная, при всей своей устойчивости, представляет собой очень важный третий компонент социального контроля.

Одним из важнейших результатов функционирования соци­альной шкалы оценок является категоризация (т.е. отнесение к определенному виду) индивидуального поступка и соответствую­щая его оценка (одобряющая, порицающая, осуждающая и т.п.) социальным окружением, будь это семья, компания сверстников, сослуживцы или поклонники какого-то вида спорта, стиля в музы­ке, живописи и т.п. Такая категоризация составляет четвертый компонент сложной и многосторонней системы социального кон­троля.

Категоризация индивидуального поведения, его оценка, включая и приклеивание социальных ярлыков — «выдающийся по­литик», «талантливый шахматист», «закоренелый преступник» и т.п. - зависит от характера и направленности общественного соз­нания. Общественное сознание, групповое (коллективное) мнение,


оказывая давление на жизненное самоопределение индивида, его ориентации и ценностные установки, обусловливают в значитель­ной мере направленность и содержание позитивных или негатив­ных социальных санкций, применяемых обществом (группой) по отношению к индивидам, допустившим то или иное отклонение от действующих социальных норм. Поэтому общественное сознание и групповое (коллективное) мнение составляют в своей совокупно­сти пятый компонент социального контроля, а применяемые об­ществом или группой социальные санкции — шестой его компо­нент.

Каждый индивид реагирует избирательно на действующие в обществе социальные шкалы оценок и поступает не только в соот­ветствии с ними, но и в соответствии со своими взглядами, убеж­дениями, интересами, которые могут не только совпадать с обще­принятыми нормами, но и расходиться с ними. Дело в том, что под влиянием действующей в обществе шкалы оценок формируется и функционирует присущая каждой отдельной личности своя собст­венная, индивидуальная шкала оценок, производная от социальной направленности личности, ее установок, мировоззрения, смысло-жизненных ориентации. Обладая относительной автономией (вследствие уникальности каждой личности) по отношению к со­циальной шкале оценок, она наряду с нею играет важную регули­рующую роль в осуществлении намерений, стремлений, поступков того или иного человека и поэтому является важным, седьмым по счету компонентом системы социального контроля.

Результатом функционирования индивидуальной шкалы оценок является социальная идентификация личности (присущее ей чувство общности с определенными социальными группами) и вытекающее из нее принятие и выполнение определенной соци­альной роли. Содержание и направленность социальной иденти­фикации и процесс принятия (выполнения) социальной роли, т.е. индивидуальная самокатегоризация индивида, составляет восьмой компонент социального контроля (в данном случае - самоконтроля).

Что же касается самокатегоризации личности, то она зависит от особенностей ее индивидуального самосознания, оценки соци­альной ситуации, в которой она оказалась и действует и которая, по определению выдающегося философа-экзистенциалиста К. Яс-перса, образует для личности смысловую действительность, т.е. конкретную действительность ее повседневного существования, но в то же время определяется и самооценкой. Содержание же и


направленность самооценки и самоопределения личности обу­словливает ее последующее индивидуальное поведение, вследст­вие чего индивидуальная самооценка и самоопределение составля­ет следующий, девятый по счету компонент социального контроля.

Разумеется, охарактеризованные компоненты действуют не разрозненно друг от друга и не в линеарном порядке, строго сле­дуя друг за другом, а в различных сочетаниях и взаимодействиях, составляя в своей совокупности многогранную систему социаль­ного контроля. Но в этой системе наряду с перечисленными ком­понентами действуют социальные нормы (требования, предписа­ния, образцы, пожелания, запреты и ожидания соответствующего поведения), а также различные способы социального контроля — неформальный и формальный контроль, поощрение, осуждение, удержание (устрашение), предотвращение, сдерживание, наказа­ние - и его средства - санкции, с помощью которых общество кор­ректирует поведение своих членов.

Санкции социального контроля подразделяются на формаль­ные, официально предписанные обществом или организацией (по­вышение или понижение должностного статуса, награда, наказа­ние и т.п.), и неформальные (одобрение, негодование и др.). Они также делятся на позитивные, посредством которых общество или группа стимулирует индивида за соответствующее принятым нор­мам поведение (общественное признание заслуг, премирование, присвоение почетного звания и т.п.) и негативные (общественное порицание, штраф, осуждение, изоляция и др.), применяемые к лицам, нарушающим действующие в обществе (группе) нормы.

Различие между неформальными и формальными способами социального контроля лучше всего показать на жизненном приме­ре. Когда вы приглашаете друзей на обед или ужин, у вас сущест­вует убеждение, что они будут пользоваться столовыми прибора­ми, не станут хватать пищу руками, а употребят ножи, вилки или ложки, станут пользоваться салфетками, а не вытирать губы и подбородок скатертью, не позволят себе бросаться тарелками. Вы можете быть также уверены, что, покидая вашу квартиру, гости не прихватят с собой пылесос или стереоантенну. Ваши друзья или знакомые не поступят так, потому что они находятся под воздей­ствием неформального контроля, воплощенного в общепринятых нормах поведения, в обычаях и традициях, в общественном мне­нии.


Но бывают поступки совсем иного рода, когда в случае на­рушения общепринятой нормы приходится обращаться к офици­альным органам, специально созданным для осуществления опре­деленных, формально утвержденных санкций в процессе функ­ционирования социального контроля. Если ваш гость станет хва­тать пищу руками и вытирать их затем скатертью, вы сделаете вывод, что он недостаточно воспитан или изрядно выпил крепких напитков, и никаких санкций официальных органов по отношению к нему не потребуется. Но если он, придя в возбужденное состоя­ние, набросится с кулаками на вашу соседку или прихватит, уходя домой, ваш магнитофон, стоящий у дверей подъезда чужой вело­сипед или угонит стоящую рядом автомашину, не принадлежащую ему, вы или ваши соседи будут вынуждены обратиться в милицию для принятия по отношению к нему определенных, формально предписанных ей санкций - задержание, наложение штрафа, пре­дание суду и т.п. Во втором случае мы имеем дело с формальным социальным контролем. Деятельность формального контроля ос­новывается на трех принципах. Во-первых, они призваны преду­преждать отклонение от нормы, устраняя возможность его совер­шения. Во-вторых, они обязаны удерживать людей от нарушения норм (девиации) угрозой наказания, дабы никому не повадно было совершать отклонения от этих норм. В-третьих, они должны приме­нять определенные санкции (штраф, задержание и т.п.) в случае на­рушения индивидом или группой действующих в обществе норм.

Что представляет собой предотвращение как специфический способ социального контроля? В нашем обществе принято запи­рать автомашину или оставлять ее на охраняемой автостоянке, да­бы предотвратить ее похищение; у нас и во многих других странах запрещена свободная продажа некоторых видов лекарств, чтобы предупредить злоупотребление наркотическими средствами. Раз­вивая теорию предотвращения девиации, американские социологи Л. Колен и М. Фелсон доказали, что для совершения преступления требуется не только мотив, но и подходящие мишени (собствен­ность, жертва), а также отсутствие их эффективной охраны. Мера­ми, предотвращающими преступность, являются усиление охраны жилищ и автостоянок, установка сигнальных систем и т.п.

Своеобразным способом социального контроля является удержание (устрашение), сдерживающее нарушение той или иной социальной нормы страхом наказания. Например, один из законов Хаммурапи, написанных около 3700 лет назад гласил, что если че-


ловек выбьет другому глаз, то он поплатится за это своим глазом, если сын ударит отца, ему отрубят руку. Такой подход неодно­кратно воспроизводится и в Ветхом Завете. В книге Второзакония утверждается: «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, нога за но­гу». Однако провозглашение определенного наказания за наруше­ние нормы даже в древности не означало просто месть преступни­ку или его родственникам. Наоборот, оно чаще всего подразумева­ло создание безопасности для жизни и собственности путем уменьшения вероятности совершения преступления. Этот способ социального контроля называется удержанием, т.е. использовани­ем возможности наказания для сдерживания от совершения пре­ступлений и других девиантиых поступков. Великий философ ан­тичности Платон 2300 лет назад провозгласил" «Наказание дает мудрость: оно вылечивает безнравственное гь». Он объяснил, что это происходит не для того, чтобы «отплатить за прошлое», а для того, чтобы человек, которого наказали, и тот, который видел его наказанным, «сдерживался от совершения наказания в будущем».

Развивая такие подходы на основе обобщения современного материала, американский социолог Дж. Гиббс сформулировал тео­рию сдерживания согласно которой не только строгость наказа­ния, но также его быстрота и обязательность играет важную роль. Эта теория гласит: чем скорее, надежнее и строже будет наказание за преступление, тем ниже станут темпы роста преступности. Од­нако теория сдерживания (устрашения) в последние годы, особен­но в связи с обострением проблемы прав человека, вызывает серь­езные споры, находя как сторонников, так и противников, в том числе относительно применимости смертной казни. Острота и большой общественный резонанс этой проблемы привели к тому, что в Беларуси в 1996 г. она, наряду с другими важными социаль­ными вопросами, была вынесена на всенародный референдум. В результате референдума выяснилось, что большинство взрослого населения республики выступает за сохранение смертной казни, видя в этом сильнодействующее средство сдерживания роста осо­бо тяжелых преступлений.

Важной составной частью многосторонней системы соци­ального контроля наряду с социальными нормами, обычаями, тра­дициями, способами осуществления контрольных функций явля­ются методы социального контроля. Выдающийся американский социолог Т. Парсонс проанализировал три метода социального контроля. Они таковы:



 


призванные осуществлять правосудие. К ним относятся уголовное право, милиция (полиция), суды, прокуратура, тюрьмы.

Уголовное право (как социальный институт) представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих уголов­ную ответственность, способы и меру применения наказаний за совершение преступления. В соответствии с требованиями уго­ловного права, лицо, совершившее преступление, подвергается аресту, а на следующем этапе осуществления социального контро­ля предстает перед судом, и, наконец, в зависимости от рассмотре­ния дела в суде, может оказаться в тюрьме или подвергнуться дру­гому виду наказания.

В системе социального контроля важное место принадлежит социальному институту, призванному стоять на страже правопо­рядка — милиции (полиции) Она первая из факторов социального контроля сталкивается с реальным или подозреваемым нарушите­лем норм права. Милиционер может оштрафовать человека, нару­шившего правила уличного движения, может отпустить подозре­ваемого, сделать ему предупреждение, может доставить в участок для определения алкоголя в крови и т.п. Поскольку милиционер обладает определенной властью, он чаще всего в случаях разбира­тельства при различных происшествиях сталкивается с неприяз­ненным, враждебным к себе отношением. С другой стороны, на него давит начальство, предъявляя определенные, и, как ему чаще всего кажется, завышенные требования. В результате у него скла­дывается особое отношение к окружающим. В этом отношении судья или прокурор и даже начальник райотдела милиции, окон­чившие юридический факультет или академию милиции, прояв­ляют большее уважение и такт к реальному или потенциальному правонарушителю, чем рядовой милиционер. В результате возни­кает противоречие: граждане ждут от милиции более активной борьбы с преступностью и защиты своих законным прав, а мили­ция скорее и охотнее реагирует на мелкие правонарушения, кото­рые легче блокировать, ничем особо не рискуя. К тому же следует учесть, что милиция по давней традиции больше ориентирована на карательные функции, чем на обеспечение прав и свобод граждан.

Что же касается преступности, особенно организованной, то милиция чаще всего реагирует тогда, когда преступление стано­вится очевидным. В этом и заключается основная причина того, что очень многие преступления остаются неизвестными для мили­ции, а потому и нераскрытыми. В США, например, считается, что


попасть в полицию за кражу со взломом составляет 10 к 1. Вероят­но, такое же соотношение существует и в Беларуси. Ведь известно, что на протяжении 1995 г. в республике оказалось нераскрытыми свыше 10 тыс. преступлений, что говорит о слабой эффективности работы правоохранительных органов, прежде всего милиции.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 385 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2217 - | 2173 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.