Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел четвертый социальные процессы 8 страница




Социальные движения существенно отличаются и от соци­альных организаций. Если социальные организации в большинстве своем являются формальными образованиями с отчетливо выра­женным официальным членством и фиксированными уставами, нормами и правилами взаимодействия, жестко закрепленными со­циальными статусами и ролями, то социальные движения не обла­дают такими признаками, - для них характерны спонтанность, не­устойчивость культурных образцов и норм, отсутствие жестко за­крепляемых за отдельными людьми социальных статусов и ролей.

Для социологического изучения социальных движений весьма существенное значение приобретает их типологизация. Следует подчеркнуть, что типологизация этих процессов является довольно сложной процедурой, поскольку одно движение может стать лишь промежуточным этапом для развития другого. Одни из них отчетливо политизированы, другие решительно декларируют свою неполитическую направленность; одни носят экстремистский характер, демонстрируют приверженность к крайним взглядам и


действиям, другие проповедуют взвешенность, умеренность во взглядах и действиях Поэтому в процессе их гипологизации пра­вомерно выделять наиболее общие и существенные признаки дви­жений, их своеобразные «идеальные типы», инварианты, имеющие множество вариативных проявлений.

Одним из распространенных типов рассматриваемого соци­ального процесса являются общие социальные движения К их числу относят обычно рабочее, молодежное, женское движение и движение в защиту мира. Основное содержание деятельности в та­ких движениях составляю! попытки добиться всеобъемлющих из­менений человеческих ценностей. Характерные особенности об­щих социальных движений можно свести к следующему.

Во-первых, они проявляются в стремлении множества людей развить какую-то новую точку зрения на свое положение в обще­стве и на свои права, точку зрения, основанную на желаниях и на­деждах. Следовательно, их становление и развитие связано с воз­никновением новых интересов и предположений, новых представ­лений людей о самих себе и (или) с формированием неудовлетво­ренности там, где прежде этого не было. Именно таким образом складывались рабочее, а затем женское движение.

Во-вторых, становление общих социальных движений про­текает как процесс нащупывания каких-то новых ценностей и на­правлений деятельности в форме некоординированных или слабо координированных попыток. У этих движений, по справедливому замечанию Г. Блумера, «есть только какое-то общее направление, в котором они продвигаются медленно, спотыкаясь, но настойчи­во. Эти движения неорганизованны, не имеют ни устойчивого ру­ководства, ни признанного членского состава; им свойственна низкая степень управления и контроля» (2; 194).

В-третьих, такие движения направляют свою деятельность на самые различные сферы общественной жизни (женское, напри­мер, вторгается и в сферу образования или культуры, и в область промышленности, и в сферу быта, семьи, досуга, и в сферу поли­тики и т.п., причем в каждой из них стремится к таким переменам, которые бы повышали социальный статус женщины.

В-четвертых, общие социальные движения развиваются пре­имущественно неформально и зачастую неофициально. Средства­ми их развития становятся прежде всего беседы, дискуссии, чтение соответствующей литературы и следование определенным образ­цам поведения. Поэтому имеющиеся в их деятельности достиже-


ния сосредоточены в большей мере в области индивидуального опыта, чем в хорошо?амегной со стороны и согласованной дея­тельности организованных групп. Чаще всего они оказываются достаточно расплывчатыми, не имеющими общего оформления конгломератами индивидуальных линий и способов поведения, основанных на индивидуальных (реже - групповых) предпочтени­ях, симпатиях и антипатиях, решениях и действиях.

Наряду с общими в современном обществе имеют широкое распространение специфические социальные движения Нередко они возникают на гех социальных основах, которые присущи об­щим социальным движениям, но придают им более конкретное воплощение в своих целях и действиях. Их вполне правомерно рассматривать как кристаллизацию значительной части неудовле­творенности, надежд и стремлений, пробужденных общим соци­альным движением со средоточением этой мотивации на какой-либо специфической цели. Так, например, на общей платформе рабочего движения возникают и развиваются такие различные по целям и средствам борьбы специфические социальные движения, как коммунистическое, социал-демократическое, христианско-де-мократическое.

Главная отличительная особенность специфического соци­ального движения - наличие у него четко определенной цели, ко­торую оно стремится достигнуть своими активными действиями С этим связана и вторая его особенность - наличие организацион­ного оформления (скажем, членство в политической партии, суще­ствование ее программы и устава и т.п.), определенной, нередко четко иерархизированной и разветвленной структуры. В процессе своего развития оно формирует определенное, только ему прису­щее мировоззрение и связанные с ним идеологические установки и системы ценностей, определенные наборы социальных ожиданий и ориентации, правил поведения. Все это вместе взятое составляет третью его отличительную черту.

Четвертая особенность специфического социального движе­ния заключается в том, что внутри его складывается определенное разделение труда, а входящие в его состав индивиды обладают оп­ределенными социальными статусами, часть из них входит в со­став признанного и принятого всеми участниками руководства данным движением. Пятая особенность специфических социаль­ных движений проявляется в наличии у них определенной страте­гии социальной деятельности и тактики ее осуществления приме-


нительно к изменяющимся обстоятельствам, в проведении агита­ции и пропаганды, ориентированных на привлечение новых инди­видов и групп в состав движения, расширение ареалов его дея­тельности, увеличение авторитета и степени влияния на развитие социальных процессов.

Приведенные особенности показывают, что достаточно раз­вившееся и оформившееся специфическое социальное движение, постепенно обрастая системой упорядоченных статусов и ролей, устоявшихся норм и правил поведения, формализованной струк­турой, фактически достигает стадии социальной организации, а в случае успешного решения поставленных задач— становится со­циальным институтом, как это случилось, например, с развитием коммунистического движения в Царской России, а затем и в Со­ветском Союзе.

Политические движения В тех случаях, когда массовые действия направлены на завоевание, укрепление или ниспровер­жение политической власти, существующего политического ре­жима, государственных органов или выражаются в требованиях, обращенных к государству и другим властным органам, специфи­ческие социальные движения приобретают характер движений по­литических. Чрезвычайное многообразие политических движений, вызывающих их причин, а также вовлекаемых в них социальных групп, слоев, классов лишает понятие «политические движения» аналитической строгости. Этот тип движений может классифици­роваться, исходя из состава основной массы участников (крестьян­ские, пролетарские, феминисткие и др.); мотивации (религиозные, социокультурные); целей (движения сопротивления, национально-освободительные и др.); особенностей субъективно принятой или объективно сложившейся стратегии (революционные, реформист­ские и др.); тактики действий (экстремистские, легалистские, гра­жданского неповиновения и т.п.).

Конкретные политические движения могут иметь страновой характер, т.е. охватывать значительные массы населения в одной стране. Таковыми являлись английский чартизм - политическое движение пролетариата в 1830-1850 гг., цели и требования которо­го были выражены в так называемой «Народной хартии» (1838 г.), или аболиционизм - развернувшееся в конце XVIII - начале XIX вв. в США массовое движение за отмену рабства негров; пу-жадизм в середине 50-х годов XX века во Франции и движение диссидентов в 70-80-е годы в бывшем Советском Союзе.


Политические движения могут распространяться и в не­скольких, и многих странах, приобретая тем самым международ­ный характер, каким было, например, анархистское движение во второй половине XIX - начала XX вв. Широко известно движение Сопротивления - развернувшееся во время Второй мировой войны в ряде стран Европы и Азии массовое национально-освободи­тельное антифашистское движение против германских, итальян­ских, японских оккупантов, их союзников и их местных пособни­ков. В этом движении участвовали рабочие, крестьяне, интелли­генция, патриотически настроенная мелкая и средняя буржуазия. Их общей целью было изгнание захватчиков и проведение в по­слевоенное время демократических преобразований.

Отчетливо выраженный политический характер имеет Бело­русский народный фронт, возникший в 1988 г. В его программных документах провозглашается, что Белорусский народный фронт-это «широкое общественно-политическое движение граждан, пар­тий, организаций, которые выступают за демократические идеалы, за сильное независимое государство Беларусь, за социальную ры­ночную экономику, за национально-культурное возрождение на­шего народа». На базе этого движения в мае 1993 г. создана поли­тическая партия БНФ. Таким образом, политическое движение на определенном этапе своего развития может выделить из своего со­става политическую партию. С другой стороны, некоторые партии используют образ широкого политического движения как более популярный и предпочитают называть себя движениями, напри­мер, Народное республиканское движение во Франции, Итальян­ское социальное движение.

Политические движения способны приобретать некоторую преемственность и универсальность в той мере, в какой они про­должают и развивают определенные политические традиции (на­циональные, как это происходит в БНФ, либо cbohciвенные цело­му культурному региону, как это воплощается в деятельности Бе­лорусского Христианско-демократического союза, выступающего за объединение массовых действий на общехристианской плат­форме для решения насущных политических проблем, наподобие того, как сходные движения общехристианской направленности развиваются в ряде стран Восточной, Центральной и Западной Ев­ропы).

Таким образом, цели, ценности, программы действий поли­тических движений возникают, как правило, не на пустом месте, а


в той или иной степени соотносятся с существующими в данное стране или регионе политическими традициями. Это связано с тем] что политические движения возникают в определенных нацио-1 нальных или региональных политических культурах в ответ на но-] вые социальные и политические проблемы, возникающие на опре-1 деленных этапах развития общества. Так рождаются сначала либеч ральные, консервативные, фашистские и иные движения, а на бо-| лее поздних этапах общественного развития (скажем, в современ­ных социально-политических условиях) появляются неолибе­ральные, неоконсервативные, неофашистские движения В усло­виях кризисного развития тех или иных стран, порождающего массовое недовольство существующей экономической, социально-политической, культурной ситуацией, появляются и пользуются определенной популярностью различного рода популистские дви­жения, характеризующиеся широким декларированием обещаний, далеко не всегда выполняемых при существующих экономически^ и политических условиях.

В русле структурно-функционального социологическогс подхода политические движения чаще всего рассматриваются с| точки зрения их функциональности по отношению к существую-] щей политической системе, причем широко используются кон-| тент-анализ документов, анализ статистических данных, массовые опросы, интервьюирование и другие социологические методы.

Экспрессивные движения — более или менее массовые дви­жения людей, которые более или менее отчетливо понимают не­привлекательность и порочность существующей социальной дей­ствительности, но стремятся модифицировать, изменить не ее, а: свое отношение к ней. Посредством мечтаний, видений, ритуалов, иных, чем господствующие в обществе, норм и образцов культуры (субкультуры), других форм эмоциональной экспрессии, - они находят долгожданное эмоциональное облегчение, что делает их жизнь приемлемой и терпимой. Именно такой характер имели мистерии (массовые ритуальные и театрализированные, в том чис­ле религиозно окрашенные, действия людей в Древнем Египте, Греции и Риме, в Персии и Индии). Участники таких мистерий со­вершали сложные ритуалы, массовые танцы и песнопения, слуша­ли прорицателей и магов, создавали и распространяли мистиче­ские учения, чтобы отделиться и отдалиться от несовершенной и порочной, с их точки зрения, жизни общества.


В современных условиях экспрессивные движения наиболее распространены и ярко выражены в молодежной среде. Разнооб­разными проявлениями таких процессов являются движения хип­пи, рокеров, люберов, митьков и др. молодежных групп, которые стремятся создать собственную субкультуру и дистанцироваться от чуждого, нелюбимого и презираемого ими общества с его, со­гласно их взглядам, античеловечной и репрессивной культурой.

Революционные движения - массовые действия, направлен­ные на глубокое и полное изменение существующей социальной действительности, структуры, функций и содержания деятельно­сти большинства или многих социальных институтов - государст­ва, суда, системы образования и др. Таким образом, революцион­ные движения стремятся разрушить существующую социальную систему, свергнуть существующий социальный порядок и струк­туры власти и установить новый социальный порядок, новую сис­тему власти, коренным образом отличающиеся от прежних. Чаще всего революционные движения успешно развиваются там, где со­циальные реформы затруднены или блокируются в такой степени, что единственным способом искоренения пороков существующей социально-политической системы становится ее революционное, чаще всего насильственное ниспровержение. Именно данной осо­бенностью обусловлено слабое развитие коммунистических дви­жений в таких социально благополучных и традиционно демокра­тических странах, широко проводящих различные реформы, как Швеция, Швейцария, Бельгия, Голландия, но сильное развитие их в таких странах, где социальные реформы неэффективны, где ши­роко распространены социально-политические конфликты, где сильны традиции революционных движений - во Франции, Ита­лии, России, других странах, возникших в постсоветском социаль­но-политическом пространстве.

Реформистские движения - массовые политические дейст­вия, ориентированные не на революционные ниспровержения су­ществующих социально-политических порядков, а на изменение и совершенствование существующей системы посредством прове­дения различных реформ. Для возникновения реформистских дви­жений необходимо наличие ряда специфических условий. Среди них самое важное значение имеют:

- участники этих движений должны позитивно относиться к существующим в данной системе социально-политическим по­рядкам;


- они должны располагать институциональными (т.е. дек
пускаемыми государством, правящей партией, действующим в!
обществе законодательством и др.) возможностями высказывать
свои мнения и осуществлять активные действия в поддержку на­
мечаемых реформ;

- граждане данной страны должны обладать широким на­
бором политических прав и иметь возможность свободно и безбо­
лезненно подвергать критике функционирующие в обществе соци­
альные институты, требовать реформирования содержания и форм •
их деятельности.

Такие движения не могут развиваться в условиях господства тоталитарного политического режима, при котором попытка лю­бых социальных изменений расценивается как угроза существую-: щей системе власти. Как правило, к числу реформистских отно-, сятся социал-демократические движения в Германии, Швеции, Франции, других странах Западной Европы, а также возникшие в последние годы (после развала СССР) подобного рода движения в Беларуси, России, других странах СНГ.

Оппозиционные движения — более или менее массовые дей­ствия, в которых участвуют люди, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения в обществе протекают слишком быстро либо, напротив, слишком медленно и непоследовательно. Подоб­ного рода движения возникают, как правило, за революционными или реформистскими движениями и представляют из себя оппози­цию по отношению к ним. Так, проведение реформ в постсовет­ских Беларуси, России, других странах СНГ привело к возникно­вению множества оппозиционных движений (движение потреби­телей, движение обманутых вкладчиков и др.), которые включают людей, не находящих достойного, по их мнению, места в рефор­мируемом обществе или утративших права, привилегии или иму­щество в процессе проведения таких реформ.

Экологические движения - массовые действия, направлен­ные на трактовку обусловленности человеческой деятельности не только экономическими, социальными и культурными, но и эколо­гическими факторами, роль которых неуклонно возрастает в усло­виях обостряющегося «экологического дефицита», истощения природных ресурсов, вызванного усиливающимся антропогенным, прежде всего, техногенным воздействием на окружающую при­родную среду, чреватым непредсказуемыми экстремальными си­туациями и катастрофами. Сторонники этих движений убеждены,


что тенденции развития общества «не могут быть полностью по­няты вне экологической перспективы». Они бросили вызов «обще­ству потребления», противопоставляя стремлению «иметь боль­ше» желание лучшего «качества жизни». Их девиз: пусть будет меньше денег, меньше потребительских ценностей, но зато больше возможностей для самореализации личности. В этих движениях проявляются две антагонистические тенденции: с одной стороны, антиинституциональный протест против государственных реше­ний, оборачивающихся ущербом для природной среды, а с дру­гой — растущая институциализация и формализация, приводящая к формированию партий «зеленых» на базе данных движений во многих странах, в том числе и в Беларуси. Белорусская партия зе­леных ставит, в частности, своей целью решение экологических проблем политическими методами, считает необходимым разра­ботку проектов законов и нормативных актов, направленных на охрану окружающей среды, формирование у жителей республики экологического мировоззрения, воспитание экологической культу­ры, осуществление общественного контроля за соблюдением при­родоохранительного законодательства. Движения зеленых в ФРГ, США, в других странах, в том числе и в странах СНГ, выступают за формирование новой духовной ориентации, направленной на преодоление разрыва между человеческой культурой и природой, обусловленного техногенной цивилизацией, на гармонизацию че­ловека с окружающей его природой.

Экологические движения с самого периода своего зарожде­ния (более полувека назад) не были однородными ни по составу участников, ни по политическим ориентациям. Как в странах За­падной Европы и Америки, так и в странах СНГ в них входили и экополитики, и экопатриоты, и экотехнократы - сторонники тес­ного сотрудничества с государственными властями, и экоанархи-сты - противники властных структур, и экоконсервационисты, и экоальтернативисты. При всем их различии в оттенках взглядов и практических действий все-таки превалируют две тенденции. Пер­вая из них- природоохранная - выражена отчетливо в деятельно­сти тех экологических групп и организаций, лидеры которых не­охотно вовлекаются в политику, избегают участия в политических акциях. Вторая все более отчетливо выражается в деятельности и ориентациях тех объединений, включая и партии «зеленых», кото­рые ориентированы на борьбу за власть, а поэтому все более от-' четливо политизируются. Однако обе эти тенденции не перекры-


вают общих целей и интересов движения, которое в целом про-, должает понимать разнообразную экологическую деятельность, в том числе и экополитику, прежде всего как охрану природы, сбе­режение и воспроизводство природных ресурсов. Несмотря на внутреннюю дифференциацию, мировоззренческие и идеологиче­ские принципы экологических движений, их различные модифи­кации построены на рациональных основаниях, на вере в науку, в силу человеческого разума, на общности восприятия экологиче­ской ситуации как катастрофической, на надеждах гармоничного единения человека с природой.

Молодежные движения — массовые действия, в которые включены молодые люди, выступающие за создание для них усло­вий достойной жизни, автономии, свободы выбора профессии, места жительства, образа и стиля жизни. В развитии молодежных движений отчетливо выделяются два существенно различных эта­па. Лидеры молодежных, в основном студенческих, движений 60-х годов выдвигали грандиозные крупномасштабные планы коренно­го изменения общества посредством ниспровержения его устоев и структур. Так, массовые студенческие выступления весной 1968 г. во Франции проходили под лозунгом «трех М» (идеи Маркса, Мао Цзэдуна и Маркузе - лидера леворадикалистской тенденции в со­циологии и политике) и реализовались преимущественно в формах политического протеста против существующего строя. Лейтмоти­вом этих массовых молодежных выступлений были революцион­ные идеи, оптимизм и надежда на лучшее будущее.

Совершенно иную политическую окраску приобретает боль­шинство молодежных движений 80-90-х годов О каком-либо фун- | даментальном изменении общественного строя речь уже не идет, ныне главная цель молодежных инициатив — лозунг «оставьте нас в покое». Все чаще возникают требования о создании специальных молодежных центров, где бы молодые люди могли жить своей собственной жизнью: тусоваться, дискутировать, танцевать, рисо­вать, прослушивать музыкальные записи и т.п. Решающее ключе­вое слово в требованиях сторонников этих движений - автономия, а в многочисленных надписях в публичных местах почти по всей Европе довольно часто встречается буква «А», ко­торая как раз и обозначает автономию. Буква «А» означает также итальянское amore (любовь) и выражает потребность молодых лю­дей жить в своих общинах, которые им представляются более гу-


манными, чем холодный, жесткий, порой жестокий внешний соци­альный мир.

Требования автономии и самоуправления в молодежных центрах, как правило, не разделяются широкой общественностью и государственными структурами, которые не соглашаются, чтобы деятельность этих центров регламентировалась другими нормами и требованиями, чем господствующие в обществе. Особенно остро встает проблема законности молодежных выступлений, когда юноши и девушки захватывают пустующие здания, чтобы превра­тить их в свои центры, оправдывая свои действия общей недоста­чей жилья и аморальностью спекуляций в сфере строительства.

В добавление к требованиям автономии и самоуправления для молодежных центров современные молодежные движения в большинстве случаев активно поддерживают требования об охра­не окружающей среды, о приостановке строительства атомных электростанций. Состав современных молодежных движений крайне разнороден и простирается от пестрого конгломерата лево­радикальных групп и противников строительства атомных элек­тростанций, сторонников защиты мира, поборников экологическо­го равновесия вплоть до участников контрэкономических, альтер­нативных информационных и культурных проектов («молодежных субкультур»), участников различных психо- и сексэкспериментов.

Феминистские (женские) движения представляют собой массовые действия за уравнение женщин в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства. Начало возникнове­ния этих движений восходит к эпохе буржуазных революций во Франции, Англии и США. Для первого этапа развития феминист­ских движений, возникшего в XVIII в. и переживающего пик сво­его подъема в конце XIX в., характерна весьма узкая трактовка со­циального равенства женщин, понимаемого только в качестве пра­вового равенства, что нашло яркое воплощение в суфражистском (от англ. suffrage - избирательное право) движении во второй по­ловине XIX - начале XX вв. в Великобритании, США и ряде дру­гих стран.

Новый этап феминистских движений начинается в конце 60 -х - начале 70-х годов XX века под новым названием неофеминиз­ма, который широко распространен ныне в странах Западной Ев­ропы (Германии, Франции, Италии и др.) и в США. В пределах этих движений существуют три основных направления.


Консервативное направление в феминистских движениях опирается на фрейдистские концепции, которые преувеличивают материнскую функцию женщины и отрицают наличие какой-либо | дискриминации женщин со стороны государства. Сторонники это-1 го направления обусловливают социальное положение женщины ее биологической сущностью и утверждают, что ее основная зада­ча - рождение и воспитание детей, а участие в производственной и общественно-политической жизни не должно входить в круг ее интересов и жизнедеятельности.

Иные позиции отстаивают сторонники либерально-рефор­мистского течения в феминистских движениях. Они исходят из предположения, что добиться социального равенства женщин с мужчинами вполне возможно в рамках существующего общест­венного строя посредством проведения социально-экономических, правовых и политических реформ. Отмечая большую социальную значимость и важность материнства и детства, высокую ценность семьи, они, вместе с тем, выступают за массовое вовлечение жен­щин в профессиональную, социокультурную и политическую дея­тельность. Формирование подобных ориентации обусловлено раз­рушением патриархальной семьи, изменением традиционной роли женщины в семье и обществе, распространением партнерских ценностных представлений. Причем стремление к созданию ори­ентированных на современные потребности форм жизнедеятель­ности проявляется, как правило, в группах более молодых жен­щин, имеющих высокий уровень общеобразовательной и профес­сиональной подготовки. Содержание, формы и методы деятельно­сти женских организаций и общностей данного направления опре­деляются их реформистским характером и направлены на оказание давления на законодательные и исполнительные органы государ­ства, на местное самоуправление.

Наиболее резкие и жесткие требования к властным структу­рам предъявляют поборники радикального направления в фемини­стских движениях, которые стали развиваться в конце 60-х гг. XX века. Они критикуют либералов за умеренные реформистские по­зиции, предлагают более радикальные меры во имя достижения равноправного положения женщин с мужчинами. Их теоретиче­ские представления и программы действий базируются на призна­нии антагонизма полов. Поскольку власть, считают они, сосредо­точена по-прежнему в руках мужчин, современное общество, ос­нованное на разделении и противопоставлении людей по половым


признакам, является патриархальным и должно быть радикально перестроено. Только осуществление женской революции, направ­ленной на преодоление всевластия мужчин, считают поборники радикального направления в современном феминизме, способно привести к желанному равноправию и свободе женщин, их под­линному, полноценному культурному и социальному развитию.

Национально-освободительные движения - массовые дейст­вия, направленные на ниспровержение иностранного господства и завоевание национальной независимости, на реализацию нацио­нально-этническими общностями права на самоопределение, на создание независимого национального государства. Такие дви­жения широко развернулись в странах Европы и Америки в XVI-XIX вв.

Новым этапом национально-освободительных движений стала борьба против германского и итальянского фашизма, япон­ского милитаризма в Европе и в Азии в годы Второй мировой вой­ны. Широкое развитие национально-освободительные движения приобрели после Второй мировой войны, когда под их напором рушились колониальные империи Англии, Франции и других вы­сокоразвитых стран.

Своеобразной модификацией национально-освободительных движений стала деятельность народных фронтов в период развала Советского Союза в странах Прибалтики и Закавказья. В Беларуси в этом направлении действует движение Белорусского Народного Фронта, которое в своих программных документах декларирует приверженность «традиции национально-освободительной и де­мократической борьбы своих предшественников», призывает к формированию «национально-возрожденческого сознания».

Несколько иные позиции отстаивает созданная в 1994 г. Бе­лорусская национальная партия, которая провозглашает «национа­лизм в качестве лучшего духовного качества личности» и считает, что Беларусь должен населять только один народ - белорусский, а проживающие на территории республики русские, поляки, укра­инцы и люди других национальностей не имеют своих этнических территорий и потому не составляют отдельных народов, а пред­ставляют собой только соответствующие этнические группы своих этносов.

В современной России возникло национал-патриотическое движение, поборники которого утверждают, что в условиях слабой государственной власти, хозяйственного хаоса и роста преступно-


сти «ярко выраженная доминанта русского национализма оказыва­ется особо привлекательной», что в период формирования новой российской государственности «национализм превращается в важ­нейший фактор политической стабильности».

Широко распространены в обществе религиозные социаль­ные движения. Некоторые из них существуют на протяжении дли­тельного исторического периода, другие возникли сравнительно недавно, третьи зарождаются буквально на наших глазах. Две по-* следних категории получили в мировой социологии наименование! новых религиозных движений. Одним из самых распространенных! среди них является Международное товарищество Сознания* Кришны, проповедующее один из вариантов старейшей монотеи- ] стической религии мира- вишнаизма (или индуизма) и возникшее ■ в 1965 году в Соединенных Штатах Америки. Главными целями 1 своей деятельности кришнаистские организации, действующие во j многих странах мира, в том числе и в Беларуси, ставят углубление духовных знаний, формирование братства душ, общим отцом ко­торых является Кришна, отыскание абсолютной истины в старей­ших святых текстах мира - Ведах, создание альтернативных об­разцов поведения по отношению к хаотическому и потребитель-; скому сообществу, господствующему сегодня в мире, а также по­читание Бога Кришны и распространение знаний о нем среди всех '' тех, кто стремится к таким знаниям. Сторонники этого религиоз-; ного движения пропагандируют вегетарианство, создали более чем в 60 странах вегетарианские бесплатные столовые для нуждаю­щихся; они не употребляют мясо, рыбу, лук, чеснок, алкоголь, наркотики, табак, кофе, какао, чай; выступают против сексуальных контактов, которые не имеют целью продолжение рода в рамках семьи.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 338 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2514 - | 2363 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.