Одной из непосредственных задач УСП является необходимость быстрого и полного раскрытия и расследования преступлений. Уголовная ответственность – лишь тогда эффективное средство предупреждения преступлений, когда момент ее реализации максимально приближен к моменту совершения преступления.
Невозможно окончить предварительное расследование и провести судебное разбирательство в тех случаях, когда обвиняемый отсутствует или не может принять участие в процессе по иным причинам. На процессуальное разрешение таких ситуаций и направлен институт приостановления производства по уголовному делу, частным проявлением которого является приостановление предварительного расследования.
Приостановление предварительного расследования не означает его окончания. Поскольку задачи предварительного расследования не выполнены, уголовное дело не может быть направлено в суд либо прекращено. Однако возникновение неблагоприятных для интересов УСП обстоятельств, связанных с невозможностью участия в процессе подозреваемого (обвиняемого), делает нерациональным задействование всей системы процессуальных гарантий, включая процессуальные сроки, вплоть до устранения негативных обстоятельств.
Приостановление предварительного расследования – перерыв в расследовании – вынужденное действие, которое свидетельствует о невозможности выполнения задач УСП в полной мере. Вместе с тем правовая регламентация деятельности в таких ситуациях, безусловно, несет положительную нагрузку.
Во-первых, само наличие уголовно-процессуального института приостановления предварительного расследования представляет собой важную процессуальную гарантию обеспечения прав и законных интересов личности. Очевидная необходимость снижения активности процессуальной деятельности должна быть реализована лишь в рамках строго установленной процессуальной формы, при наличии прямо предусмотренных оснований и условий, отличаться единообразием деятельности и фиксации ее хода и результатов. Так, кроме указанных в ст. 208 УПК РФ оснований приостановления предварительного расследования, на практике могут возникнуть и иные препятствия к продолжению процессуальной деятельности (невозможность участия в процессе потерпевших, длительность производства экспертизы и т. д.). Однако законодатель не позволяет приостанавливать расследование в этих случаях, чем не только создает гарантии обеспечения прав личности, но и стимулирует к окончанию расследования, т. е. решению задачи выявления виновных, всестороннего и полного раскрытия и расследования преступлений.
Во-вторых, институт приостановления предварительного расследования служит экономии процессуальных сил и средств. Очевидна нецелесообразность затраты значительного количества времени на возбуждение ходатайств о продлении срока предварительного следствия при отсутствии необходимости производства следственных действий.
В-третьих, исключая возможность производства следственных действий, приостановление предварительного расследования тем самым ограничивает возможность необоснованного применения процессуального принуждения к лицам, задействованным в УСП. Иначе говоря, институт приостановления предварительного расследования служит охране прав и законных интересов личности.
Таким образом, приостановление предварительного расследования – это отраженное в соответствующем постановлении решение должностного лица, осуществляющего производство по уголовному делу, влекущее временный перерыв в производстве расследования, продолжающийся с момента вынесения постановления о приостановлении предварительного расследования до возобновления производства по делу, возможный только при наличии указанных в законе оснований и условий, характеризующийся приостановлением течения срока предварительного расследования и изменением методов работы следователя (дознавателя).