Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Цивилизационный подход к типологии государств




 

В рамках цивилизационного подхода критерием типологии признается принадлежность того или иного государства к определенной цивилизации. В науке нет единого подхода к данному понятию. Сам феномен цивилизации трактуется правоведами неоднозначно, что является слабой стороной цивилизационной типологии.

В обобщенном плане можно сказать, что цивилизация – это социокультурная общность, формируемая на основе определенных ценностей, отличающаяся особыми общими чертами в социально-политической организации, экономике, культуре.

Как видно, цивилизационная типология в отличие от формационной представлена разными вариантами. Одним из первых выдвинул идею локальных цивилизаций русский историк Н.Я. Данилевский (1822–1885). В сочинении “Россия и Европа” (1869) автор выдвинул теорию обособленности “культурно-исторических типов” и, выделил 11 цивилизаций, развивающихся подобно биологическим организмам. Немецкий философ, историк О. Шпенглер (1836–1880) в книге “Закат Европы” (т. 1–2, 1918–1922), используя аналогичный подход, выделил 8 цивилизаций.

В настоящее время для обоснования цивилизационного подхода используется учение о цивилизациях английского историка (а точнее, философа истории) Арнольда Тойнби (1889–1975). Имеется в виду его двенадцатитомный труд “Постижение истории”, вышедший в свет в 1934–1961 гг.[20]

А. Тойнби под цивилизацией понимал “относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культуры, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов”. Тойнби считал, что развитие цивилизации возможно только при наличии в обществе творческого меньшинства, способного отвечать на «вызовы истории». Цивилизация, утратившая подобный слой людей обречена на деградацию и гибель. Он выделил в мировой истории более двух десятков цивилизаций. По Тойнби, весь исторический процесс предстает перед нами рядом сменяющих друг друга или параллельно движущихся цивилизаций (шумерская, египетская, китайская, индусская, западная и т.д.). Таким образом, автор провел своеобразную типологию общества. Каждая цивилизация, по утверждению Тойнби, отличается своей спецификой, имеет свои социальные и политические ценности, свои государственно-правовые формы. Вместе с тем автор не ставил перед собой отдельной задачи производить на этой основе типологию государства.

Заметим, в отечественной юридической литературе преобладает мнение о том, что на основании названного подхода не представляется возможным обосновать некую целостную типологию государства и права, построенную на едином, общем для всех цивилизаций критерии. Основной аргумент здесь следующий: при цивилизационном подходе тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. Соответственно, основное внимание уделяется анализу общества и в меньшей степени – анализу государства, правовых систем. Действительно, если выделить тип государства применительно к каждой конкретной цивилизации, то соответствующей классификации, типологии не получится из-за отсутствия необходимого достаточно четкого критерия[21].

Цивилизационный подход к типологии государства на данный момент находится на стадии становления. По-видимому, в этой связи в учебной литературе более или менее определенного деления государства на типы по этому критерию не проводится. В основном называются лишь принципы такого подхода.

Представляет интерес мнение известного ученого-историка О.И. Чистякова, который, касаясь данного вопроса, писал: “Прежняя схема – рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое государство и право – заменяется другими категориями, строго говоря, исключающими всякую периодизацию. Наиболее модным стал так называемый цивилизационный принцип. При нем общества и государства характеризуются по внешним признакам культуры, порой трудноуловимым. Вместе с тем большинство авторов использует маленькую хитрость: они подменяют прежние формации новыми “цивилизациями”. Рабовладельческое общество становится античным, феодальное – средневековым, буржуазное - “современным” и т.д. Очевидно, что такое новшество мало что дает науке”[22].

Представляет интерес суждение о том, что «особенности той или иной цивилизации, безусловно, оказывают влияние на политический строй, государство и право. Однако до сих пор пока не удалось на этой теоретической основе построить более или менее приемлемую типологию государства»[23].

В этом смысле обоснованно отмечаются достоинства и недостатки цивилизационного подхода к типологии государств.

Достоинства данной типологии:

– выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;

– обращено внимание на то, что на тип государства оказывают влияние система национальных, природно-климатических, культурных и других условий;

– отмечена значимость человека, личности, его ценностных ориентаций, целей в развитии общества, государственности.

Слабые стороны:

– недооцениваются социально-экономические факторы;

– большое количество идеально-духовных факторов, выделенных в качестве признаков цивилизаций, по сути дела используются в целях типологии общества, а не государства.

Сказанное не означает того, что необходимо утверждать исключительно один подход и отрицать другой. На это справедливо обращается внимание в литературе, особо отмечается то, что не следует цивилизационный подход противопоставлять формационному. Соответственно говорится об их взаимной дополняемости, обосновывается следующий вывод: оптимальным при типологизации государства является использование позитивных сторон формационного и цивилизационного подходов[24].

Рассмотренные разновидности классификаций государств имеют научное, познавательное значение, позволяют выделить важные особенности государств в рамках общепризнанных их типов.

 

Контрольные вопросы по теме

1. Раскройте особенности типологии в системе методов научного познания.

2. Что означает типология государств?

3. В чем суть формационного подхода к типологии государств?

4. Что понимается под цивилизационным подходом к типологии государств?

5. Назовите иные критерии типологии государств.

6. Уточните современный взгляд на проблему совершенствования подходов к типологии государств.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 601 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.