Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


IV. ¬оображение




 

ЕЕЕЕЕЕЕ19ЕЕг.

—егодн€, по нездоровью “орцова, урок был назначен в его квартире. јркадий Ќиколаевич уютно рассадил нас в своем кабинете.

Ч ¬ы знаете теперь,Чговорил он,Ччто наша сценическа€ работа начинаетс€ с введени€ в пьесу и в роль, магического Ђесли быї, которое €вл€етс€ рычагом, перевод€щим артиста из повседневной действительности в, плоскосгь воображени€. ѕьеса, рольЧэто вымысел автора, это р€д магических и других Ђесли быї, Ђпредлагаемых обсто€тельствї, придуманных им. ѕодлинной Ђбылиї, реальной действительности на сцене не бывает, реальна€ действительность не искусство. ѕоследнему, по самой его природе, нужен художественный вымысел, каковым в первую очередь и €вл€етс€ произведение автора. «адача артиста и его творческой техники заключаетс€ и том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль. ¬ этом процессе огромную роль играет наше воображение. ѕоэтому стоит подольше остановитьс€ на нем и пригл€детьс€ к его функции в творчестве.

“орцов указал иа стены, увешанные эскизами всевозможных декораций.

Ч ¬се это картины моею любимого молодого художника, уже умершего. Ёто был большой чудак: он делал эскизы дл€ ненаписанных еще пьес. ¬от, например, эскиз дл€ последнего акта несуществующей пьесы „ехова, которую јнтон ѕавловнч задумал незадолго до своей смерти: затерта€ во льдах экспедици€, жуткий и суровый север. Ѕольшой пароход, стиснутый плывучими глыбами «акоптелые трубы зловеще чернеют на белом фоне. “рескучий мороз. Ћед€ной ветер вздымает снежные вихри —трем€сь вверх, они принимают очертани€ женщины в саване. ј тут фигуры мужа и любовника его жены, прижавшиес€ друг к другу. ќба ушли от жизни и отправились в экспедицию, чтобы забыть свою сердечную драму.

 то поверит, что эскиз написан человеком, никогда не выезжавшим за пределы ћосквы и ее окрестностей! ќн создал пол€рный пейзаж, пользу€сь своими наблюдени€ми нашей зимней природы, тем, что знал по рассказам, по описани€м в художественной литературе и в научных книгах, по фотографическим снимкам. »з всего собранного материала создалась картина. ¬ этой работе на долю воображени€ выпала главна€ роль.

“орцов подвел нас к другой стене, на которой была развешана сери€ пейзажей. ¬ернее, это было повторение одного и того же мотива: какого-то дачного места, но видоизмененного вс€кий раз воображением художника. ќдин и тот же р€д красивых домиков и сосновом бору Ч в разные времена года и суток, в солнцепек, в бурю. ƒальшеЧтот же пейзаж, но с вырубленным лесом, с выкопанными на его месте прудами и с новыми насаждени€ми деревьев различных пород. ’удожника забавл€ло по-своему расправл€тьс€ с природой и с жизнью людей. ќн в своих эскизах строил и ломал дома, города, перепланировал местность, срывал горы.

Ч —мотрите, как красиво! ћосковский  ремль на берегу мор€! Ч воскликнул кто-то.

Ч ¬се это тоже создало воображение художника.

Ч ј вот эскизы дл€ несуществующих пьес из Ђмежпланетной жизниї,Чсказал “орцов, подвод€ нас к новой серии рисунков и акварелей.Ч ¬от здесь изображена станци€ дл€ каких-то аппаратов, поддерживающих сообщение между планетами. ¬идите: огромный металлический €щик с большими балконами и фигурами каких-то красивых, странных существ. Ёто вокзал. ќн висит в пространстве. ¬ окнах его видны люди Ч пассажиры с земли... Ћини€ таких же вокзалов, уход€щих вверх и вниз, видна в беспредельном пространстве: они поддерживаютс€ а равновесии взаимным прит€жением огромных магнитов. Ќа горизонте несколько солнц или лун. —вет их создает фантастические эффекты, неведомые на земле. „тоб написать такую картину, нужно обладать не просто воображением, а хорошей фантазией.

Ч  ака€ же между ними разница?Чспросил кто-то.

Ч ¬оображение создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантази€ Ч то, чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было и не будет.

ј может, и будет!  ак знать?  огда народна€ фантази€ создавала сказочный ковер-самолет, кому могло прийти в голову, что люди будут парить в воздухе на аэропланах? ‘антази€ все знает и все может. ‘антази€, как и воображение, необходима художнику.

Ч ј артисту? Ч спросил Ўустов.

Ч ј дл€ чего, по-вашему, артисту нужно воображение? Ч задал встречный вопрос јркадий Ќиколаевич.

Ч  ак дл€ чего? „тобы создавать магическое Ђесли быї, Ђпредлагаемые обсто€тельстваї, Ч ответил Ўустов.

Ч »х без нас уже создал автор. ≈го пьесаЧвымысел.

Ўустов молчал.

Ч ¬се ли, что артистам нужно знать о пьесе, дает им драматург? Ч спросил “орцов. Ч ћожно ли на ста страницах полностью раскрыть жизнь всех действующих лиц? »ли же многое остаетс€ недосказанным? “ак, например: всегда ли и достаточно ли подробно говорит автор о том что было до начала пьесы? √оворит ли он исчерпывающе о том, что будет по окончании ее, о том, что делаетс€ за кулисами, откуда приходит действующее лицо, куда оно уходит? ƒраматург скуп на такого рода комментарии. ¬ его тексте значитс€ лишь: Ђ“е же и ѕетровї или: Ђѕетров уходитї. Ќо мы не можем приходить из неведомого пространства и уходить в него, не задумыва€сь о цел€х таких передвижений. “акому действию Ђвообщеї нельз€ поверить. ћы знаем и другие ремаркн драматурга: Ђвсталї, Ђходит в волненииї, Ђсмеетс€ї, Ђумираетї. Ќам даютс€ лаконические характеристики роли, вроде: Ђћолодой человек при€тной наружности. ћного куритї.

Ќо разве этого достаточно, дл€ того чтобы создать весь внешний образ, манеры, походку, привычки? ј текст и слова роли? Ќеужели их нужно только вызубрить и говорить наизусть?

ј все ремарки поэта, а требовани€ режиссера, а его мизансцены и вс€ постановка? Ќеужели достаточно только запомнить их и потом формально выполн€тьна подмостках?

–азве все это рисует характер действующего лица, определ€ет все оттенки его мыслей, чувств, побуждений и поступков?

Ќет, все это должно быть дополнено, углублено самим артистом. “олько тогда все данное нам поэтом и другими творцами спектакл€ оживет и расшевелит разные уголки души твор€щего на сцене и смотр€щего в зрительном зале. “олько тогда сам артист сможет зажить всей полнотой внутренней жизни изображаемого лица и действовать так, как повелевает нам автор, режиссер и наше собственное живое чувство.

¬о всем этой работе нашим ближайшим помощником €вл€етс€ воображение, с его магическим Ђесли быї и Ђпредлагаемыми обсто€тельствамиї. ќно не только досказывает то, чего не досказали автор, режиссер и другие, но оно оживл€ет работу всех вообще создателей спектакл€, творчество которых доходит до зрителей прежде всего через успех самих артистов.

ѕонимаете ли вы теперь, как Ђважно актеру обладать сильным и €рким воображением: оно необходимо ему в каждый момент его художественной работы и жизни на сцене, как при изучении, так и при вое произведении ролиї.

¬ процессе творчества воображение €вл€етс€ передовым, котоый ведет за собой самого артиста.

”рок был прерван неожиданным визитом известного трагика ”ЕЕ.., гастролирующего сейчас в ћоскве. «наменитость рассказывала о своих успехах, а јркадий Ќиколаевич переводил рассказ на русский €зык. ѕосле того как интересный гость уехал, а “орцов проводил его и вернулс€ к нам, он сказал, улыба€сь:

Ч  онечно, трагик привирает, но, как вы видите, он увлекающийс€ человек и искренне верит тому, что сочин€ет. ћы, артисты, так привыкли на сцене дополн€ть факты подробност€ми собственного воображени€, что эти привычки перенос€тс€ нами со сцены в жизнь. «десь они, конечно, лишние, но в театре необходимы.

¬ы думаете, легко сочин€ть так, чтобы вас слушали с затаенным дыханием? Ёто тоже творчество, которое создаетс€ магическими Ђесли быї, Ђпредлагаемыми обсто€тельствамиї и хорошо развитым воображением.

ѕро гениев, пожалуй, не скажешь, что они лгут. “акие люди смотр€т на действительность другими глазами, чем мы. ќни иначе, чем мы, смертные, вид€т жизнь. ћожно ли осуждать их за то, что воображение подставл€ет к их глазам то розовые, то голубые, то серые, то черные стекла? » хорошо ли будет дл€ искусства, если эти люди снимут очки н начнут смотреть как на действительность, так и на художесгвенный вымысел ничем не заслоненными глазами, трезво, вид€ только то, что дает повседневность?

ѕризнаюсьвам, что и € нередко лгу, когда мне приходнтс€ как артисту или режиссеруиметь дело с ролью или с пьесой, которые мен€ недостаточно увлекают. ¬ этих случа€х € ув€даю, и мои творческие способности парализуютс€. Ќужна подстежка. “огда € начинаю всех увер€ть, что увлечен работой, новой пьесой, и расхваливаю ее. ƒл€ этого приходитс€ придумывать то, чего в ней нет. Ёта необходимость подталкивает воображение. Ќаедине € не стал бы этого делать, но при других волей-неволей приходитс€ как можно лучше оправдывать свою ложь, и давать авансы. ј после нередко пользуешьс€ своими же собственными вымыслами как материалом дл€ роли и дл€ постановки и вносишь их в пьесу.

Ч ≈сли воображение играет дл€ артистов такую важную роль, то что же делать тем, у кого его нет? Ч робко спросил Ўустов.

Ч Ќадо развивать его или уходить со сцены. »наче вы попадете в руки режиссеров, которые заменит недостающее вам воображение своим. Ёто значило бы дл€ вас отказатьс€ от собственного творчества, сделатьс€ пешкой на сцене. Ќе лучше ли развить собственное воображение?

Ч Ёто. должно быть, очень трудно! Ч вздохнул €.

Ч —мотр€ по тому, какое воображение! ≈сть воображение с инициативой, которое работает самосто€тельно. ќно разовьетс€ без особых усилий и будет работать настойчнно, неустанно, на€ву и во сне. ≈сть воображение, которое лишено инициативы, но зато легко схватывает то, что ему подсказывают, и затем продолжает самосто€тельно развивать подсказанное. — таким воображением тоже сравнительно легко иметь дело. ≈сли же воображение схватывает, но не развивает подсказанного, тогда работа становитс€ труднее. Ќо есть люди, которые и сами не твор€т и не схватывают того, что им дали ≈сли актер воспринимает из показанного лишь внешнюю, формальную сторону Ч это признак отсутстви€ воображени€, без которою нельз€ быть артистом.

— инициативой или без инициативы? —хватывает и развивает или не схватынает? ¬от вопросы, которые не дают мне поко€.  огда после вечернего ча€ водворилась тишина, € заперс€ в своей комнате, сел поудобнее на диван, обложилс€ подушками, закрыл глаза и, несмотр€ на усталость, начал мечтать. Ќо с первого же момента мое внимание отвлекли световые круги, блики разных цветов, которые по€вл€лись и ползли в полной темноте перед закрытыми глазами.

я потушил лампу, предполага€, что она вызывает эти €влени€.

Ђќ чем же мечтать?ї Ч придумывал €. Ќо воображение не дремало. ќно рисовало мне верхушки деревьев большого соснового леса, которые размеренно и плавно покачивались от тихого ветра.

Ёто было при€тно.

ѕочудилс€ запах свежего воздуха.

ќткуда-тоЕ в тишинуЕ пробрались звуки тикающих часов.

ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.

ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.

ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.

я задремал.

ЂЌу, конечно! Ч решил €, встрепенувшись.Ч Ќельз€ же мечтать без инициативы. ѕолечу на аэроплане! Ќад верхушками леса. ¬от € пролетаю над ними, над пол€ми, реками, городами, селами... над... верхушками деревьев... ќни медленно-медленно качаютс€... ѕахнет свежим воздухом и сосной... “икают часы...

ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.

ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.

 то это храпит? Ќеужели € сам?! «аснул?.. ƒолго ли?..ї

¬ столовой мели... передвигали мебель... „ерез занавески пробивалс€ утренний свет.

„асы пробили восемь. »нициати...ва... а..... а..

ЕЕЕЕЕЕЕ19ЕЕг.

ћое смущение от неудачи домашнего мечтани€ было так велико, что € не выдержал и все рассказал јркадию Ќиколаевичу на сегодн€шнем уроке, происходившем в малолетковской гостиной.

Ч ¬аш опыт не удалс€ потому, что вы допустили р€д ошибок, Ч сказал он мне в ответ на мое сообщение. Ч ѕерва€ из них была в том, что вы насиловали свое воображение, вместо того чтоб увлекать его. ¬тора€ ошибка в том, что вы мечтали Ђбез рул€ и без ветрилї, как и куда толкнет случай. ѕодобно тому как нельз€ действовать лишь дл€ того, чтоб что-нибудь делать (действоватьЧради самого действи€), так точно нельз€ и мечтать ради самого мечтани€. ¬ работе вашего воображени€ не было смысла, интересного задани€, необходимого при творчестве. “реть€ ваша ошибка в том что ваши мечтани€ были не действенны, не активны. ћежду тем активность воображаемой жизни имеет дл€ актера совершенно исключительное по важности значение. ¬оображение его должно толкать, вызывать сначала внутреннее, а потом и внешнее действие.

Ч я действовал, потому что мысленно летал над лесами с бешеной скоростью.

Ч –азве когда вы лежите в курьерском поезде, который тоже мчитс€ с бешеной скоростью, вы действуете? Ч спросил “орцов. Ч ѕаровоз, машинист Ч вот кто работает, а пассажир пассивен. ƒругое дело, если бы во врем€ хода поезда у вас был захватывающий деловой разговор, спор или вы составл€ли бы доклад, Ч тогда можно было бы говорить о работе и о действии. “о же и в вашем полете на аэроплане. –аботал пилот, а вы бездействовали. ¬от если бы вы сами управл€ли машиной или если бы вы делали фотографические снимки местности, можно было бы говорить об активности. Ќам нужно активное, а не пассивное воображение.

Ч  ак же вызвать эту активность? Ч допытывалс€ Ўустов.

Ч я расскажу вам любимую игру моей шестилетней плем€нницы. Ёта игра называетс€ Ђ абы да если быї и заключаетс€ в следующем: Ђ„то ты делаешь?їЧспросила мен€ девочка. Ђѕью чайї.Чотвечаю €, Ђј если б это был не чай. а касторка, как бы ты пилї ћне приходитс€ вспоминать вкус лекарства. ¬ тех случа€х, когда мне это удаетс€ и € морщусь, ребенок заливаетс€ хохотом на всю комнату. ѕотом задаетс€ новый вопрос. Ђ√де ты сидишь?ї Ч ЂЌа стулеї,Ч отвечаю €. Ђј если бы ты сидел на гор€чей плите, что бы ты делал?ї ѕриходитс€ мысленно сажать себ€ на гор€чую плиту и с неверо€тными усили€ми спасатьс€ от ожогов.  огда это удаетс€, девочке становитс€ жалко мен€. ќна машет ручками и кричит: ЂЌе хочу играть!ї » если будешь продолжать игру, то дело кончитс€ слезами. ¬от и вы придумайте себе дл€ упражнени€ такую игру, котора€ вызывала бы активные действи€.

Ч ћне кажетс€, что это примитивный, грубый прием, Ч заметил €.Ч ћне бы хотелось найти более утонченный.

Ч Ќе торопитесь! ”спеете! ј пока довольствуйтесь простыми и самыми элементарными мечтани€ми. Ќе торопитесь уноситьс€ слишком высоко, а поживите с нами здесь, на земле, среди того, что вас окружает в действительности. ѕусть эта мебель, предметы, которые вы чувствуете и видите, участвуют в вашей работе. ¬от, например, этюд с сумасшедшим. ¬ нем вымысел воображени€ был введен в реальную жизнь, нас тогда окружавшую. ¬ самом деле: комната, в которой мы находились, мебель, которой мы забаррикадировали дверь,Чсловом, весь мир вещей осталс€ нетронутым. ¬веден был лишь вымысел о несуществующем на самом деле сумасшедшем. ¬ остальном же этюд опиралс€ на нечто реальное, а не висел в воздухе.

ѕопробуем сделать аналогичный опыт. ћы сейчас и классе на уроке. Ёто подлинна€ действительность. ѕусть комната, ее обстановка, урок, все ученики и их преподаватель остаютс€ в том виде и состо€нии, в котором мы теперь находимс€. — помощью Ђесли быї € перевожу себ€ в плоскость несуществующей, мнимой жизни н дл€ этого пока мен€ю только врем€ и говорю себе: Ђ“еперь не три часа дн€, а три часа ночиї. ќправдайте своим воображением такой зат€нувшийс€ урок. Ёто нетрудно. ƒопустите, что завтра у вас экзамен, а многое еще не доделано, вот мы и задержались в театре. ќтсюда новые обсто€тельства и заботы: домашние ваши беспоко€тс€, так как ввиду отсутстви€ телефона нельз€ было их уведомить о зат€жке работы. ќдин из учеников пропустил вечеринку, на которую его пригласили, другой живет очень далеко от театра и не знает, как без трамва€ добратьс€ домой, и так далее. ћного еще мыслей, чувствований и настроений рождает введенный вымысел. ¬се это вли€ет на общее состо€ние, которое даст тон всему, что будет происходить дальше. Ёто одна из подготовительных ступеней дл€ переживаний. ¬ результате с помощью этих вымыслов мы создаем почву, предлагаемые обсто€тельства дл€ этюда, который можно было бы развить и назвать ЂЌочной урокї.

ѕопробуем сделать еще один опыт: введем в действительность, то есть в эту комнату, в происход€щий сейчас урок, новое Ђесли быї. ѕусть врем€ суток останетс€ то же Ч три часа дн€, но пусть изменитс€ врем€ года, и будет не зима, не мороз в п€тнадцать градусов а весна с чудесным воздухом и теплом. ¬идите, уже ваше настроение изменилось, вы уже улыбаетесь при одной мысли о том, что вам предстоит после урока прогулка за город! –ешите же, что вы предпримете, оправдайте все это вымыслом. и получитс€ новое упражнение дл€ развити€ вашего воображени€. я даю вам еще одно Ђесли быї: врем€ суток, года, эта комната, наша школа, урок остаютс€, но все переноситс€ из ћосквы в  рым, то есть мен€етс€ место действи€за пределами этой комнаты. “ам, где ƒмитровка,Ч море, в котором вы будете купатьс€ после урока. —прашиваетс€, как мы очутились на юге? ќправдайте это предлагаемыми обсто€тельствами, каким хотите вымыслом воображени€. ћожет быть, мы поехали на гастроли в  рым и там не прерывали наших систематических школьных зан€тий? ќправдайте разные моменты этой мнимой жизни соответственно с введенными Ђесли быї, и вы получите новый р€д поводовдл€ упражнений воображени€.

¬вожу еще новое Ђесли быї и перевожу себ€ и вас на  райний —евер в то врем€ года, когда там круглые сутки день.  ак оправдать такое переселение? ’от€ бы тем, что мы приехали туда на киносъемку. ќна требует от актера большой жизненности и простоты, так как вс€ка€ фальшь портит ленту. Ќе все из вас сумеют обходитьс€ без наигрыша, а потому мне, режиссеру, приходитьс€ позаботитьс€ о школьных зан€ти€х с вами. ѕрин€в каждый из вымыслов при помощи Ђесли быї и поверив им, спросите себ€: Ђ„то бы € стал делать при данных услови€х?ї –азреша€ вопрос, вы тем самым возбудите работу воображени€.

ј теперь, в новом упражнении, мы сделаем все предлагаемые обсто€тельстваї вымышленными. »з реальной жизни, нас теперь окружающей, оставим только эту комнату, и то сильно преображенную нашим воображением. ƒопустим, что все мы Ч члены научной экспедиции н отправл€емс€ в далекий путь на самолете. ¬о врем€ перелета над непроходимыми дебр€ми происходит катастрофа: мотор перестает работать, и аэроплан принужден опуститьс€ в горной долине. Ќадо чинить машину. Ёта работа задержит экспедицию на долгое врем€. ’орошо еще, что есть запасы продовольстви€, однако они не слишком обильны. Ќадо добывать себе пропитание охотой.  роме того. надо устроить какое-нибудь жилище, организовать варку пищи, охрану на случай нападени€ туземцев или зверей. “ак, мысленно, складываетс€ жизнь, полна€ тревог и опасностей.  аждый из моментов ее требует необходимых, целесообразных действий, которые логически и последонательно намечаютс€ в нашем воображении. Ќадо поверить в их необходимость. ¬ противном случае мечтани€ потер€ют смысл и привлекательность.

ќднако творчество артиста не в одной внутренней работе воображени€, но и во внешнем воплощении своих творческих мечтаний. ѕревратите же мечту в действительность, сыграйте мне эпизод из жизни членов научной экспедиции.

Ч √де? «десь? ¬ обстановке малолетковской гостиной? Ч недоумевали мы.

Ч √де же иначе? Ќе заказывать же нам специальную декорацию! “ем более, что у нас есть на этот случай свой художник. ќн в одну секунду, бесплатно исполн€ет вс€кие требовани€. ≈му ничего не стоит мгновенно превратить гостиную, коридор, залу во что нам заблагорассудитс€. Ётот художникЧнаше собственное воображение. ƒайте ему заказ. –ешите, что бы вы стали делать после спуска аэроплана, если бы эта квартира была горной долиной, а этот стол Ч большим камнем. лампа с абажуром Ч тропическим растением, люстрасо стеклышками Ч веткой с плодами, камин Ч заброшенным горном.

Ч ј коридор чем будет? Ч заинтересовалс€ ¬ьюнцов.

Ч ”щельем.

Ч ¬о!Е Ч радовалс€ экспансивный юноша-Ч ј столова€?

Ч ѕещерой, в которой, по-видимому, жили какие-то первобытные люди.

Ч ј зал?

Ч Ёто открыта€ площадка с широким горизонтом и чудным видом. —мотрите, светлые стены комнаты дают иллюзию воздуха. ¬последствии с этой площадки можно будет подн€тьс€ на аэроплане.

Ч ј зрительный зал? Ч не унималс€ ¬ьюнцов.

Ч Ѕездонна€ пропасть. ќттуда, так же, как и со стороны террасы, с мор€, нельз€ ждать нападени€ зверей и туземцев. ѕоэтому охрану надо ставить там, около дверей коридора, изображающего ущелье.

Ч ј что представл€ет собой сама€ гостина€?

Ч ≈е нужно отвести дл€ починки аэроплана.

Ч √де же сам аэроплан?

Ч ¬от он, Ч указал “орцов на диван.Ч —амое сиденье Ч место дл€ пассажиров; оконные драпировки Ч крыль€. –асправьте их пошире. —тол Ч мотор. ѕрежде всего надо осмотреть двигатель. ѕоломка в нем значительна. “ем временем другие члены экспедиции пусть располагаютс€ на ночлег.¬от оде€ла.

Ч √де?

Ч —катерти.

Ч ¬от консервы и бочонок с вином.Ч јркадий Ќиколаевич указал на толстые книги, лежащие на этажерке, и на большую вазу дл€ цветов. Ч ќсмотрите комнату повнимательнее, и вы отыщете много предметов, необходимых в вашем новом быту.

–абота закипела, искоро мы начали в уютной гостиной суровую жизнь задержавшейс€ в горах экспедиции. ћы ориентировались в ней, приспособились.

Ќельз€ сказать, что € поверил в превращение,Ч нет, € просто не замечал того, чего не надо было видеть. Ќам некогда было замечать. ћы были зан€ты делом. Ќеправда вымысла заслон€лась правдой нашего чувствовани€, физического действи€ и веры в них.

ѕосле того как мы довольно удачно сыграли заданный экспромт, јркадий Ќиколаевич сказал:

Ч ¬ этом этюде мир воображени€ еще сильнее вошел в реальную действительность: вымысел о катастрофе в горной местности втиснулс€ в гостиную. Ёто один из бесчисленных примеров того, как с помощью воображени€ можно внутренне перерождать дл€ себ€ мир вешей. ≈го не надо отталкивать. Ќапротив, его следует включать в создаваемую воображением жизнь.

“акой процесс посто€нно имеет место на наших интимных репетици€х. ¬ самом деле, мы составл€ем из венских стульев все, что может придумать воображение автора и режиссера: дома, площади, корабли, леса. ѕри этом мы не верим в подлинность того, что венские стуль€ Ч это дерево или скала, но мы верим подлинности своего отношени€ к подставным предметам, если бы они были деревом или скалой.

ЕЕЕЕЕЕЕ19ЕЕг.

”рок началс€ с маленького введени€. јркадии Ќиколаевич говорил:

Ч ƒо сих пор наши упражнени€ по развитию воображени€ в большей или меньшей части соприкасались то с окружающим нас миром вещей (комната, камин, дверь), то с подлинным жизненным действием (наш урок). “еперь € вывожу работу из мира вещей, окружающих нас, в область воображени€. ¬ ней мы будем так же актиано действовать, но лишь мысленно. ќтрешимс€ же от данного места, от времени, перенесемс€ в другую обстановку, хорошо нам известную, и будем действовать так, как нам подскажет вымысел воображени€. –ешите, куда бы вы хотели мысленно перенестись. Ч обратилс€ ко мне јркадий Ќиколаевич. √де и когда будет происходить действие?

Ч ¬ моей комнате, вечером,Чза€вил €.

Ч ќтлично, Ч одобрил јркадий Ќиколаевич. Ч Ќе знаю, как вам, но мне было бы необходимо дл€ того, чтобы почувствовать себ€ в воображаемой квартире, сначала мысленно подн€тьс€ по лестнице, позвонить у входной двери, словом Ч совершить р€д последовательных логических действий. ѕодумайте о ручке двери, которую надо нажать. ¬спомните, как она повертываетс€, как дверь отвор€етс€ и как вы входите в свою комнату. „то вы видите перед собой?

Ч ѕр€мо Ч шкаф, умывальникЕ

Ч ј налево?

Ч ƒиван, стол...

Ч ѕопробуйте пройтись по комнате и пожить в ней. ќтчего вы поморщились?

Ч я нашел на столе письмо, вспомнил, что € еще на него не ответил, и мне стало стыдно.

Ч ’орошо. ѕо-видимому, вы теперь уже можете сказать: Ђя есмь в своей комнатеї.

Ч „то значит: Ђя есмьї? Ч спрашивали ученики.

Ч Ђя есмьї на нашем €зыке говорит о том, что € Ђоставил себ€ в центр вымышленных условий, что € чувствую себ€ наход€щимс€ среди них, что € существую в самой гуще воображаемой жизни, в мире воображаемых вещей и начинаю действовать от своего собственного имени, за свой страх и совесть. “еперь скажите мне, что вы хотите делать?

Ч Ёто зависит от того, который теперь час.

Ч Ћогично. ”словимс€, что теперь одиннадцать часов вечера.

Ч Ёто то врем€, когда в квартире наступает тишина,Ч заметил €.

Ч „то же вам захочетс€ делать в этой тишине? Ч подталкивал мен€ “орцов.

Ч ”бедитьс€ втом, что € не комик, а трагик.

Ч ∆аль, что вы хотите так непроизводительно тратить врем€.  ак же вы будете убеждать себ€?

Ч Ѕуду играть сам дл€ себ€ какую-нибудь трагическую роль,Ч открывал € свои тайные мечты.

Ч  акую же? ќтелло?

Ч ќ, нет. Ќад ќтелло больше невозможно работать в моей комнате. “ам каждый уголок толкает на повторение того, что уже много раз делалось раньше.

Ч “ак что же вы будете играть?

я не отвечал, так как сам еще не решил вопроса.

Ч „то вы делаете сейчас?

Ч я осматриваю комнату. Ќе подскажет ли мне какой-нибудь предмет интересную тему дл€ творчества... ¬от, например, € вспомнил, что за шкафом есть мрачный угол. “о есть он сам по себе не мрачный, а кажетс€ таким при вечернем освещении. “ам вместо вешалки торчит крюк, словно предлага€ свои услуги, чтобы повеситьс€. “ак вот, если бы € в самом деле захотел покончить с собой, что бы € сейчас стал делать?

Ч „то же именно?

Ч  онечно, прежде всего пришлось бы искать веревку или кушак, поэтому € перебираю вещи на своих полках, в €щиках...

Ч Ќашли?

Ч ƒа... Ќо оказываетс€, крюк прибит слишком низко. ћои ноги касаютс€ пола.

Ч Ёто неудобно. »щите другой крюк.

Ч ƒругого нет.

Ч ≈сли так, то не лучше ли вам остатьс€ жить!

Ч Ќе знаю, спуталс€, и воображение исс€кло,Ч призналс€ €.

Ч ѕотому что сам вымысел нелогичен. ¬ природе все последовательно и логично (за отдельными исключени€ми), и вымысел воображени€ должен быть таким же. Ќемудрено, что ваше воображение отказалось проводить линию без вс€кой логической посылки Ч к глупому заключению.

“ем не менее только что проделанный вами опыт мечтаний о самоубийстве выполнил то, что от него ждали: он нагл€дно демонстрировал вам новый вид мечтани€. ѕри этой работе воображени€ артист отрешаетс€ от окружающего его реального мира (в данном случаеЧ от этой комнаты) и мысленно переноситс€ в воображаемый (тоесть в вашу квартиру). ¬ этой воображаемой обстановке все вам знакомо, так как материал дл€ мечтани€ был вз€т из вашего же ежедневного жизненного обихода. Ёто облегчило поиски вашей пам€ти.Ќо как быть, когда при мечтании имеешь дело с незнакомой жизнью? Ёто условие создает новый вид работы воображени€.

„тоб пон€ть ее, отрешитесь снова от окружающей вас сейчас действительности и мысленно перенеситесь в другие, незнакомые, не существующие сейчас, но могущие существовать в реальной жизни услови€. Ќапример: едва ли кто-нибудь из здесь сид€щих совершал кругосветное путешествие. Ќо это возможно как в действительности, так и в воображении. Ёти мечтани€ нужно выполн€ть не Ђкак-нибудьї, не Ђвообщеї, не Ђприблизительної (вс€кое Ђкак-нибудьї, Ђвообщеї, Ђприблизительної недопустимы в искусстве), а вовсехподробност€х, из которых складываетс€ вс€кое большое предпри€тие.

¬о врем€ дороги вам предстоит иметь дело с самыми разнообразными услови€ми, с бытом, обыча€ми чуждых стран и народностей. ≈два ли вы найдете в своей пам€ти весь необходимый материал. ѕоэтому придетс€ его черпать из книг, картин, снимков и иных источников, дающих знание или воспроизвод€щих впечатлени€ других людей. »з этих сведений вы вы€сните, где именно вам придетс€ мысленно побывать, в какое врем€ года, мес€ца; где вам предстоит мысленно плыть на пароходе и где, в каких городах придетс€ делать остановки. “ам же вы получите сведени€ об услови€х и обыча€х тех или иных стран, городов и прочее. ќстальное, чего недостает дл€ мысленного создани€ кругосветного путешестви€, пусть творит воображение. ¬се эти важные данные сделают работу более обоснованной, а не беспочвенной, какой всегда бывают мечтани€ Ђвообщеї, привод€щие актера к наигрышу и ремеслу. ѕосле этой большой предварительной работы можно уже составл€ть маршрут и пускатьс€ в дорогу. Ќе забудьте только все врем€ быть в контакте с логикой и последовательностью. Ёто поможет вам приблизить зыбкую, неустойчивую мечту к незыблемой и устойчивой действительности.

ѕереход€ к новому виду мечтани€, € имею в виду то обсто€тельство, что воображению дано от природы больше возможностей, чем самой реальной действительности. ¬ самом деле, воображение рисует то, что в реальной жизни неосуществимо.“ак, например: в мечте мы можем переноситьс€ на другие планеты и похищать там сказочных красавиц; мы можем сражатьс€ и побеждать несуществующих чудовищ; мы можем спускатьс€на дно морское и брать себе в жены вод€ную царицу. ѕопробуйте все это проделать в действительности. ≈два ли нам удастс€ найти в готовом виде материал дл€ таких мечтаний. Ќаука, литература, живопись, рассказы дают нам лишь намеки, толчки, точки отправлени€ дл€ этих мысленных экскурсий в область несбыточного. ѕоэтому в таких мечтани€х главна€ творческа€ работа падает на нашу фантазию. ¬ этом случае нам еще нужнее те средства, которые приближают сказочное к действительности. Ћогике и последовательности, как € уже говорил, принадлежит в этой работе одно из главных мест. ќни помогают приближать невозможное к веро€тному. ѕоэтому при создании сказочного и фантастического будьте логичны и последовательны.

“еперь, Ч продолжал јркадий Ќиколаевич после недолгого раздумь€, Ч € хочу объ€снить вам, что теми же этюдами, которые вы уже проделали, можно пользоватьс€ в разных комбинаци€х и вариаци€х. “ак, например, вы можете сказать себе: Ђƒай-ка € посмотрю, как мои товарищи-ученики, во главе с јркадием Ќиколаевичем и »ваном ѕлатоновичем, ведут свои школьные зан€ти€ в  рыму или на  райнем —евере. ƒай-ка € погл€жу, как они совершают свою экспедицию на аэропланеї. ѕри этом вы отойдете мысленно в сторону и будете смотреть, как ваши товарищи жар€тс€ на голице  рыма или мерзнут на севере, как они чин€т поломанный ауроплан в горной долине или готов€тс€ к защите от нападени€ зверей. ¬ этом случае вы €вл€етесь простым зрителем того, что рисует вам ваше воображение, и не играете никакой роли в этой воображаемой жизни.

Ќо вот вам захотелось самому прин€ть участие € воображаемой экспедиции или в уроках, перенесенных на южный берет  рыма. Ђ ак-то € выгл€жу во всех этих положени€х?ї Ч говорите вы себе и снова отходите в сторону и видите своих товарищей-учеников и себ€ самого среди них на уроке в  рыму или в экспедиции. Ќа этот раз вы тоже €вл€етесь пассивным зрителем.

¬ конце концов вам надоело смотреть на себ€ и захотелось действовать, дл€этого вы переносите в свою мечту себ€ и сами начинаете учитьс€ в  рыму или на севере, а потом чините аэроплан или сторожите лагерь. “еперь в качестве действующего лица в воображаемой жизни вы уже не можете видеть себ€ самого, а видите то, что вас окружает, и внутренне отзываетесь на все совершающеес€ вокруг как подлинный участник этой жизни. ¬ этот момент ваших действенных мечтаний в вас создаетс€ то состо€ние, которое мы называем Ђ€ есмьї.

ЕЕЕЕЕЕЕ19ЕЕг.

Ч ѕрислушайтесь к себе и скажите: что происходит в вас, когда вы, как на последнем уроке, думаете о школьных зан€ти€х в  рыму? Ч спросил јркадий Ќиколаевич Ўустова в начале сегодн€шнего урока.

Ч „то же во мне происходит? Ч задумалс€ ѕаша. Ч ћне почему-то представл€етс€ маленький, плохонький номер в гостинице, открытое окно на море, теснота, много учеников в комнате и кто-то из них про делывает упражнени€ дл€ развити€ воображени€.

Ч ј что происходит внутри вас. Ч обратилс€ јркадий Ќиколаевич к ƒымковой,Ч при мысли о той же компании учеников, перенесенных воображением на далекий север?

Ч ћне представл€ютс€ лед€ные горы, костер, палатка, мы все в меховой одеждеЕ

Ч “аким образом, Ч вывел заключение “орцов. Ч стоит мне назначить тему дл€ мечтани€, как вы уже начинаете видеть так называемым внутренним взоров соответствующие зрительные образы. ќни называютс€ на нашем актерском жаргоне видени€ми внутреннего зрени€.

 сли судить по собственному ощущению, то воображать, фантазировать, мечтать означает прежде всего смотреть, видеть внутренним зрением то, о чем думаешь.

ј что происходило у вас внутри, когда вы мысленно собирались повеситьс€ в темном углу вашей комнаты? Ч обратилс€ јркадий Ќиколаевич ко мне.

Ч  огда € мысленно увидел знакомую обстановку,. во мне виош, возникли хорошо известные сомнени€, которые € привык перерабатывать в себе в своем одиночестве. ѕочувствовав в душе ноющую тоску и жела€ избавитьс€ от грызущих душу сомнений, €, от нетерпени€ и слабости характера, мысленно искал выхода в самоубийстве, Ч объ€сн€л € с некоторым волнением.

Ч “аким образом, Ч формулировал јркадий Ќиколаевич, Ч стоило вам увидеть внутренним взором знакомую обстановку, почувствовать ее настроение, и тотчас же в вас ожили знакомые мысли, св€занные с местом действи€. ќт мыслей родились чувство и переживани€, а за ними и внутренние позывы к действию.

ј что вы видите внутренним взором, когда вспоминаете об этюде с сумасшедшим? Ч обратилс€ ко всем ученикам јркадий Ќиколаевич.

Ч я вижу малолетковскую квартиру, много молодежи, в зале Ч танцы, в столовой Ч ужин. —ветло, тепло, весело! ј там, на лестнице, у парадной двери Ч огромный, изможденный человек с растрепанной бородой, в больничных туфл€х, в халате, проз€бший и голодный, Ч говорил Ўустов.

Ч –азве вы видите только начало этюда? Ч спросив јркадии Ќиколаевич замолчавшего Ўустова.

Ч Ќет, мне представл€етс€ еще и шкаф. который мы несли, чтоб забаррикадировать дверь. ѕомню еще, как € мысленно разговаривал по телефону с больницей, из которой бежал сумасшедший.

Ч ј еще что вы видите?

Ч ѕо правде говор€ Чбольше ничего.

Ч Ќехорошо! ѕотому что с таким маленьким, клочковатым запасом материала видений не создашь непрерывной их вереницы дл€ всего этюда.  ак же быть?

Ч Ќадо выдумывать, досочин€ть то, чего не хватает, Ч предложил ѕаша.

Ч ƒа, именно, досочин€ть! “ак нужно всегда поступать в тех случа€х, когда автор, режиссер и другие творцы спектакл€ не досказали всего, что необходимо знать твор€щему артисту.

Ќам нужна, во-первых, непрерывна€ лини€ Ђпредлагаемых обсто€тельствї, среди которых проходит жизнь этюда, а во-вторых, повтор€ю, нам нужна непрерывна€ вереница видений, св€занных с этими предлагаемыми обсто€тельствами.  ороче говор€, нам нужна непрерывна€ лини€ не простых, а иллюстрированных предлагаемых обсто€тельств. ѕоэтому запомните хорошенько, однажды и навсегда; в каждый момент вашего пребывани€ на подмостках, в каждый момент внешнего или внутреннего развити€ пьесы и ее действи€ артист должен видеть или то, что происходит вне его, на сцене (то есть внешние предлагаемые обсто€тельства. созданные режиссером, художником и другими творцами спектакл€), или же то, что происходит внутри, в воображении самого артиста, то есть ти видени€, которые иллюстрируют предлагаемые обсто€тельства жизни роли. »з всех этих моментов образуетс€ то вне, то внутри нас непрерывна€ бесконечна€ вереница внутренних и внешних моментов видений, своего рода кинолента. ѕока длитс€ творчество, она безостановочно т€нетс€, отража€ на экране нашего внутреннего зрени€ иллюстрированные предлагаемые обсто€тельства роли, среди которых живет на сцене, на свой собственный страх и совесть, артист, исполнитель роли.

Ёти видени€ создадут внутри вас соответствующее настроение. ќно окажет воздействие на вашу душу и вызовет соответствующее переживание.

ѕерманентный просмотр киноленты внутренних видений, с одной стороны, удержит вас в пределах жизни пьесы, а с другой Ч будет посто€нно и верно направл€ть ваше творчество.

 стати, но поводу внутренних видений. ѕравильно ли говорить, что мы ощущаем их внутри себ€? ћы обладаем способностью видеть то, чего на самом деле нет, что мы себе лишь представл€ем. Ќе трудно проверить эту нашу способность. ¬от люстра. ќна находитс€ вне мен€. ќна есть, она существует в материальном мире. я смотрю и чувствую, что выпускаю на нее, если так можно выразитьс€, Ђщупальцы моих глазї. Ќо вот € отвел глаза от люстры, закрыл их и хочу вновь увидеть ее Ч мысленно, Ђпо воспоминаниюї. ƒл€ этого необходимо, так сказать, вт€нуть в себ€ назад Ђщупальцы своих глазї и потом изнутри направить их не на реальный предмет, а на какой-то мнимый Ђэкран нашего внутреннего зрени€ї, как мы называем его на своем актерском жаргоне.

√де же находитс€ этот экран, или, вернее, где € его ощущаю Ч внутри или вне себ€? ѕо моему самочувствию, он где-то вне мен€. в пустом пространстве передо мною. —ама кинолента точно проходит у мен€ внутри, а ее отражение € вижу вне себ€.

„тобы быть до конца пон€тым, скажу о том же другими словами, в другой форме. ќбразы наших видений возникают внутри нас, в нашем воображении, в пам€ти и затем уже как бы мысленно переставл€ютс€ во вне нас, дл€ нашего просмотра. Ќо мы смотрим на эти воображаемые объекты изнутри, так сказать, не наружными, а внутренними глазами (зрением).

“о же самое происходит и а области слуха: мы слышим воображаемые звуки не наружными ушами, а внутренним слухом, но источники этих звуков, в большинстве случаев, мы ощущаем не внутри, а вне себ€.

—кажу то же, но переверну фразу: воображаемые объекты и образы рисуютс€ нам хот€ и вне нас, но все же они предварительно возникают внутри нас, в нашем воображении и пам€ти. ѕроверим все это на примере.

Ч Ќазванов! Ч обратилс€ ко мне јркадий Ќиколаевич.Ч ѕомните вы мою лекцию в городе ЕЕ? ¬идите лн вы сейчас эстраду, на которой мы оба сидели? „увствуете ли вы сейчас эти зрительные образы внутри или вне нас?

Ч я чувствую их вне себ€, как и тогда в действительности, Ч отвечал € без раздумь€.

Ч ј какими глазами вы смотрите сейчас на воображаемую эстраду Ч внутренними или внешними?

Ч ¬нутренними.

Ч “олько с такими оговорками и по€снени€ми можно прин€ть термин Ђвнутреннее зрениеї.

Ч —оздать видени€ на все моменты большой пьесы Ёто страшно сложно и трудно! Ч испугалс€ €.

Ч Ђ—ложно и трудної? Ч ¬ наказание за эти слова потрудитесь рассказать мне всю вашу жизнь, с того мо мента, как вы себ€ помните,Ч неожиданно предложил мне јркадии Ќиколаевич.

я начал.

Ч ћой отец говаривал: Ђƒетство вспоминаетс€ целым дес€тилетием, юностьЧпо годам, зрелостьЧпо мес€цам, а старость Ч по недел€мї.

¬от и € так же ощущаю свое прошлое. ѕри этом многое из того, что запечатлелось, видитс€ во всех мельчайших подробност€х, например первые моменты с которых начинаютс€ воспоминани€ моей жизни, Ч качели в саду. ќни пугали мен€. “ак же четко вижу € многие эпизоды из жизни детской, в комнате матери, н€ни, на дворе, на улице. Ќовый этап Ч отрочество Ц запечатлелс€ во мне с особой четкостью, потому что он совпал с поступлением в школу. — этого момента видени€ иллюстрируют мне более короткие, но и более многочисленные куски жизни. “так большие этапы и отдельные эпизоды уход€т в прошлое Ч от насто€щего Ч длинной-длинной вереницей.

Ч » вы ее видите?

Ч „то вижу?

Ч Ќенрерывную вереницу, создающуюс€ из этапов и эпизодов, т€нущихс€ через все ваше прошлое.

Ч ¬ижу, хот€ и с перерывами.Ч призналс€ €.

Ч ¬ы слышали! Ч воскликнул победоносно јркадий Ќиколаевич.Ч ¬ несколько минут Ќазванов создал киноленту всей своей жизни и не может сделать того же в жизни роли дл€ каких-нибудь трех часов, потребных дл€ее передачи на спектакле'

Ч ƒа разве € вспомнил всю жизнь? Ќесколькоеемоментов!

Ч ¬ы прожили всю жизнь, и от нее остались воспоминани€ наиболее важных моментов. ѕроживите всю жизнь роли, и пусть от нее тоже останутс€ наиболее существенные, этапные моменты. ѕочему же вы считаете эту работу такой трудной?

Ч ƒа потому, что подлинна€ жизнь сама, естественным путем, создает киноленту видений, а в воображаемой жизни роли надо это делать самому артисту, и это очень трудно и сложно'

Ч ¬ы сами скоро убедитесь в том. что эта работа не так сложна в действительности. ¬от если бы € предложил вам провести непрерывную линию не из видений внутреннего зрени€, а из ваших душевных чувствований и переживаний, то така€ работа оказалась бы не только Ђсложнойї и Ђтруднойї, но и невыполнимой.

Ч ѕочему? Ч не понимали ученики.

Ч ƒа потому, что наши чувствовани€ и переживани€ неуловимы, капризны, изменчивы и не поддаютс€ закреплению, или, как мы говорим на нашем актерском жаргоне, Ђфиксированию, или фиксажуї. «рение сговорчивее. ≈го образы свободнее и крепче запечатлеваютс€ в нашей зрительной пам€ти и вновь воскресают н нашем представлении.

 роме того, зрительные образы нашей мечты, несмотр€ на свою призрачность, все-таки реальнее, более ощутимы, более Ђматериальныї (если так можно выражатьс€ о мечте), чем представлени€ о чувствовани€х, не€сно подсказываемых нам нашей эмоциональной пам€тью.

ѕусть же более доступные и сговорчивые зрительные видени€ помогают нам воскрешать и закрепл€ть менее доступные. менее устойчивые душевные чувствовани€.

ѕусть кинолента видений посто€нно поддерживает в нас соответствующие настроени€, аналогичные с пьесой. ѕусть они, окутыва€ нас, вызывают соответствующие переживани€, позывы, стремлени€ и самые действи€.

¬от дл€ чего нам необходимы в каждой роли не простые, а иллюстрированные предлагаемые обсто€тельства Ч заключил јркадий Ќиколаевич.

Ч «начит, Ч хотел € договоритьс€ до конца, Ч если € создам внутри себ€ киноленту видений дл€ всех моментов жизни ќтелло и буду пропускать эту ленту на экране моего внутреннего зрени€...

Ч » если, Ч подхватил јркадий Ќиколаевич, созданна€ вами иллюстраци€ верно отражает предлагаемые обсто€тельства и магическое Ђесли быї пьесы, если последние вызывают в вас настроени€ и чувствовани€, аналогичные с таковыми же самой роли, то вы, веро€тно, каждый раз будете заражатьс€ от ваших видений и правильно переживать чувствовани€ ќтелло при каждом внутреннем просмотре киноленты.

Ч  огда эта лента сделана, то пропускатьее не трудно.¬есь вопрос в том, как ее создавать! Чне сдавалс€ €.

Ч ќб этом Ч а следующий раз,Ч сказал јркадий Ќиколаевич, встава€ и уход€ из класса.

ЕЕЕЕЕЕЕ19ЕЕг.

Ч ƒавайте мечтать и создавать киноленты!Чпредложил јркадий Ќиколаевич.

Ч ќ чем же мы будем мечтать? Ч спрашивали ученики.

Ч я умышленно выбираю бездейственную тему, потому что действенна€ сама по себе может возбудить активность, без предварительной помощи процесса мечтани€. Ќаоборот, малодейственна€ тема нуждаетс€ в усиленной предварительной работе воображени€ ¬ данный момент мен€ интересует не сама активность, а подготовка к ней. ¬от почему € беру наименее действенную тему и предлагаю вам пожить жизнью дерева глубоко вросшего корн€ми в землю.

Ч ќтлично! я Ч дерево, столетний дуб! Ч решил Ўустов. Ч ¬прочем, хот€ € это и сказал, но мне не веритс€, что это может быть.

Ч ¬ таком случае, скажите себе так: € Ч это €, но если бы € был дубом, если бы вокруг н внутри мен€ сложились такие-то и такие-то обсто€тельства, то что бы € стал делать?Чпомогал ему “орцов.

Ч ќднако.Чусомнилс€Ўустов,Ч как же можно действовать в бездействии, неподвижно сто€ на одном месте?

Ч ƒа, конечно, вы не можете передвигатьс€ с одного места на другое, ходить. Ќо кроме этого существуют другие действи€. „тоб вызвать их, прежде всего вам надо решить, где вы находитесь? ¬ лесу, среди лугов, на горной вершине? „то вас больше взволнует, то и выбирайте.

Ўустову мерещилось, что он дуб, растущий на горной пол€не, где-то около јльп. Ќалево, вдали, выситс€ замок.  ругом Ч широчайший простор. ƒалеко серебр€тс€ снеговые цепи, а ближе Ч бесконечные холмы, которые кажутс€ сверху окаменелыми морскими волнами. “ам и с€м разбросаны деревушки.

Ч “еперь расскажите мне, что вы видите вблизи?

Ч я вижу на самом себе густую шапку листвы, котора€ сильно шумит при колыхании сучьев.

Ч ≈ще бы! ” вас там, наверху, часто бывает сильный ветер.

Ч я вижу на своих сучь€х гнезда каких-то птиц.

Ч Ёто хорошо при вашем одиночестве.

Ч Ќет, хорошего тут мало. — этими птицами трудно ужитьс€. ќни шум€т крыль€ми, точат клювы об мой ствол и иногда скандал€т и дерутс€. Ёто раздражает... –€дом со мной течет ручей Ч мой лучший друг и собеседник. ќн спасает мен€ от засухи, Ч фантазирует дальше Ўустов.

“орцов заставил его дорисовать каждую деталь в этой воображаемой им жизни.

«атем јркадий Ќиколаевич обратилс€ к ѕущину, который, не прибега€ к усиленной помощи воображени€, выбрал самое обыденное, хорошо знакомое, что легко оживает в воспоминании. ¬оображение у него мало развито. ќн представл€л себе дачу с садом в ѕетровском парке.

Ч „то вы видите? Ч спрашивал его јркадий Ќиколаевич.

Ч ѕетровский парк.

Ч ¬сего ѕетровского парка сразу не охватишь. ¬ыберите какое-нибудь определенное место дл€ своей дачи... Ќу, что вы перед собой видите?

Ч «абор с решеткой.

Ч  акой?

Ч ѕущин молчал.

Ч »з какого материала сделан этот забор?

Ч »з материала?Е»з гнутого железа.

Ч — каким рисунком? Ќабросайте мне его.

ѕущин долго водил пальцем но столу, причем видно было, что он впервые придумывал то, о чем говорил.

Ч Ќе понимаю! Ќарисуйте €снее. Ч выжимал “орцов до конца его зрительную пам€ть.

Ч Ќу, хорошо... ƒопустим, что вы это видите... “еперь скажите мне, чго находитс€ за забором?

Ч ѕроезжа€ дорога.

Ч  то же по ней ходит и ездит?

Ч ƒачники.

Ч ј еще?

Ч »звозчикн.

Ч ј еще?

Ч Ћомовые.

Ч ј еще кто проезжает по шоссе?

Ч ¬ерховые.

Ч ћожет быть, велосипеды?

Ч ¬от, вот! велосипеды, автомобили...

ясно было, что ѕущин даже не пыталс€ тревожить свое воображение.  ака€ же польза от такого пассивного мечтани€, раз что за ученика работает учитель?

я высказал свое недоумение “орцову.

Ч ¬ моем методе расшевеливать воображение есть несколько моментов, которые следует отметить. Ч отвечал он. Ч  огда воображение ученика бездействует, € задаю ему простой вопрос. Ќельз€ же не ответить на него, раз что к вам обращаютс€. » ученик отвечает,Ч иногда наобум, чтобы отв€зались. “акого ответа € не принимаю, доказываю его несосто€тельность. „тобы дать более удовлетворительный ответ, ученику приходитс€ либо тотчас же расшевелить свое воображение, заставить себ€ увидеть внутренним зрением то, о чем его спрашивают, либо подойти к вопросу от ума, от р€да последовательных суждений. –абота воображени€ очень часто подготовл€етс€ и направл€етс€ такого рода сознательной, умственной де€тельностью. Ќо вот наконец ученик что-то увидел в своей пам€ти или воображении; ѕеред ним встали определенные зрительные образы. —оздали короткий момет мечтани€. ѕосле этого, с помощью нового вопроса, € повтор€ю тот же процесс. “огда складываетс€ второй короткий момент прозрени€, потом третий. “ак € поддерживаю и продлеваю его мечтание, вызыва€ целую серию оживающих моментов, которые в совокупности дают картину воображаемой жизни. ѕусть она пока неинтересна. ’орошо уже, что она соткана нз внутренних видений самого ученика. ѕробудив раз воображение, он может увидеть то же и два, и три, и много раз. ќт повторени€ картина все больше врезываетс€ в пам€ть, н ученик сживаетс€ с ней. ќднако бывает ленивое воображение, которое не всегда отзываетс€ даже на самые простые вопросы. “огда преподавателю ничего не остаетс€, как. задав вопрос, самому подсказать ответ на него. ≈сли предложенное учителем удовлетвор€ет ученика, он, принима€ чужие зрительные образы, начинает Ч по-своему Ч что-то видеть. ¬ противном случае ученик направл€ет подсказанное по собственному вкусу, что также заставл€ет его смотреть и видеть внутренним зрением. ¬ результате и на этот раз создаетс€ какое-то подобие воображаемой жизни, сотканное частично из материала самого мечтающего... ¬ижу, что вас мало удовлетвор€ет этот результат. “ем не менее и такое вымученное мечтание что-то приносит.

Ч „то же именно?

Ч ’от€ бы то, что до мечтани€ вовсе не было образных представлени€ дл€ создаваемой жизни. Ѕыло что-то смутное, расплывчатое. ј после такой работы кое-что живое намечаетс€ и определ€етс€. —оздаетс€ та почва, в которую учитель и режиссер могут бросать новые семена. Ёто та невидима€ загрунтовка, по которой можно писать картину.  роме того, при моем способе сам ученик перенимает у учител€ прием подстегивани€ своего воображени€, научаетс€ будоражить его вопросами, которые подсказывает ему теперь работу его собственного ума. ќбразуетс€ привычка сознательно боротьс€ с пассивностью, в€лостью своего воображени€. ј это уже много.

ЕЕЕЕЕЕЕ19ЕЕг.

» сегодн€ јркадий Ќиколаевич продолжал упражнени€ но развитию воображени€.

Ч Ќа последнем уроке, Ч говорил он Ўустову, Ч вы рассказали мне, кто вы, где вы находитесь в вашей мечте и что видите вокруг себ€... —кажите же мне теперь, что вы слышите вашим внутренним слухом в воображаемой жизни старого дуба?

—перва Ўустов ничего не слышал. “орцов напомнил ему о возне птиц, свивших себе гнезда на сучь€х дуба и прибавил:

Ч Ќу, а кругом, на своей горной пол€не, что вы слышите?

“еперь Ўустов слышал бле€ние овец, мычанне коров, звон колокольчиков, звук пастушьих рожков, разговор женщин, отдыхающих под дубом от т€желой полевой работы.

Ч —кажите мне теперь, когда происходит все, что вы видите и слышите в своем воображении? ¬ какую историческую уноху? ¬ каком веке?

Ўустов выбрал эпоху феодализма.

Ч ’орошо. ≈сли так, то вы в качестве старого дуба услышите еще какие-нибудь звуки, характерные дл€ того времени?

Ўустов, помолчав, сказал, что он слышит песни странствующего певца, миннезингера, направл€ющегос€ на праздник в соседний замок: здесь, под дубом, у ручь€, он отдыхает, умываетс€, переодеваетс€ в парадную одежду и готовитс€ к выступлению. «десь он настраивает свою арфу и в последний раз репетирует новую песню о весне, о любви, о сердечной тоске. ј ночью луб подслушивает любовное объ€снение придворного к замужней дамой, их долгие поцелуи. ѕотом раздаютс€ бешеные ругательства двух закл€тых врагов, сопернн ков, л€зг оружи€, последний вскрик раненого. ј к рассвету слышатс€ тревожные голоса людей, разыскивающих тело погибшего, потом, когда они нашли его, общий гомон и отдельные резкие выкрики наполн€ют воздух “ело поднимают Ч слышны т€желые, мерные шаги унос€щих его.

Ќе успели мы передохнуть, как јркадий Ќиколаевич задал Ўустову новый вопрос:

Ч ѕочему?

Ч „то почему? Ч недоумевали мы.

Ч ѕочему Ўустов Ч дуб? ѕочему он растет в средние века на горе?

“орцов придает этому вопросу большое значение. ќтвеча€ на него, можно, по его словам, выбрать из своего воображени€ прошлое той жизни, котора€ созд€ лась уже а мечте.

Ч ѕочему вы одиноко растете на этой пол€не?

Ўустов придумал следующее предположение относительно прошлого старого дуба.  огда-то вс€ возвышенность была покрыта густым лесом.Ќо барон, владелец того замка, который виднеетс€ невдалеке, по ту сторону долины, должен был посто€нно опасатьс€ набега со стороны воинственного феодала-соседа. Ћес скрывал от глаз передвижение его войска и мог служить врагу засадой. ѕоэтому его свели. ќставили только могущественный дуб, потому что как раз подле него, в его тени, пробивалс€ из-под земли ключ. ≈сли бы ключ пересох, не стало бы и того ручь€, который служит дл€ водопо€ стад барона.

Ќовый вопрос Ч дл€ чего, предложенный “орцовым, оп€ть привел нас в тупик.

Ч я понимаю ваше затруднение, так как в данном случае речь идет о дереве. Ќо вообще говор€, этот вопрос Ч дл€ чего? Ч имеет очень большое значение: он заставл€ет нас у€сн€ть цель наших стремлений, а эта цель намечает будущее и толкает к активности, к действию. ƒерево, конечно, не может ставить перед собой целей, но и оно может иметь какое-то назначение, подобие де€тельности, служить чему-то.

Ўустов придумал такой ответ: дуб €вл€етс€ самым высоким пунктом в данной местности. ѕоэтому он может служить прекрасной вышкой дл€ наблюдени€ за врагом-соседом. ¬ этом смысле за деревом числ€тс€ в прошлом большие заслуги. Ќе удивительно поэтому, что оно пользуетс€ исключительным почетом у обитателей замка и ближних деревень. ¬ его честь каждую весну устраиваетс€ особый праздник. —ам феодал-барон €вл€етс€ на этот праздник и выпивает до дна огромную чашу вина. ƒуб убирают цветами, поют песни и танцуют вокруг него.

Ч “еперь,Ч сказал “орцов,Ч когда предлагаемые обсто€тельства наметились и постепенно ожили в нашем воображении, сравним то, что было при начале нашей работы, с тем, что стало сенчас. ѕрежде, когда мы знали только, что вы находитесь на горной пол€не, ваше внутреннее видение было обще, затуманено, как непро€вленна€ пленка фотографии. “еперь, с помощью проделанной работы, оно в значительной степени про€снилось. ¬ам стало пон€тно, когда, где, почему, дл€ чего вы находитесь. ¬ы уже различаете контуры какой-то новой, неведомой вам доселе жизни. ѕочувствовалась почва под ногами. ¬ы мысленно зажили.Ќо этого мало. Ќа сцене нужно действие. Ќеобходимо вызвать его через задачу и стремление к ней. ƒл€ этого нужны новые Ђпредлагаемые обсто€тельстваї Ч с магическим Ђесли быї, новые волнующие вымыслы воображени€.

Ќо Ўустов не находил их.

Ч —просите себ€ и ответьте на вопрос искренне: какое событие, кака€ воображаема€ катастрофа могла бы вывести вас из состо€ни€ равнодуши€, взволновать, испугать, обрадовать? ѕочувствуйте себ€ на горной пол€не, создайте Ђ€ есмьї и только после этого отвечайте Ч советовал ему јркадий Ќиколаевич.

Ўустов старалс€ исполнить то, что ему указывали, но ничего не мог придумать.

Ч ≈сли так, постараемс€ подойти к разрешению задачи косвенными пут€ми. Ќо дл€ этого ответьте прежде, на что вы больше всего чувствительны в жизни? „то вас чаще всего волнует, пугает, радует? —прашиваю вас безотносительно к самой теме мечтани€. ѕон€в вашу органическую природную склонность, не трудно будет подвести к ней уже созданный вымысел. »так, назовите одну из органических, наиболее типичных дл€ вашей природы черт, свойств, интересов8.

Ч ћен€ очень волнует вс€ка€ борьба. ¬ас удивл€ет это несоответствие с моим смирным видом? Ч сказал после некоторого раздумь€ Ўустов.

Ч ¬от что! ¬ таком случае: непри€тельский набег! ¬ойско враждебного герцога, направл€€сь к владени€м вашего феодала, уже поднимаетс€ на гору, где вы стоите. Ѕлест€т копь€ на солнце, движутс€ метательные и стенобитные машины. Ќепри€тель знает, что на вашу верхушку часто взбираютс€ дозорные, чтобы следить за ним. ¬ас сруб€т и сожгут! Ч пугал јркадий Ќиколаевич.

Ч »м это не удастс€! Ч живо отозвалс€ Ўустов.Ч ћен€ не выдадут. янужен. Ќаши не дремлют. ќни уже бегут сюда, а всадники скачут. ƒозорные ежеминутно посылают к ним гонцов...

Ч —ейчас здесь развернетс€ бой. ¬ вас и ваших дозорных полетит туча стрел из арбалетов, некоторые из них обернуты гор€щей паклей и обмазаны смолойЕ ƒержитесь и решите, пока еще не поздно, что вы стали бы делать при данных обсто€тельствах, если бы все это происходило в реальной жизни?

¬идно было, что Ўустов внутренне металс€ в поисках выхода из введенного “орцовым Ђесли быї.

Ч „то может сделать дерево дл€ своего спасени€, когда оно корн€ми вросло в землю и не способно сдвинутьс€ с места? Ч воскликнул он с досадой на безвыходность положени€.

Ч — мен€ довольно вашего волнени€. Ч одобрил “орцов. Ч «адача неразрешима€, ине наша вина, что вам дали дл€ мечтани€ тему, лишенную действи€.

Ч «ачем же вы ее дали? Ч недоумевали мы.

Ч ѕусть это докажет вам, что даже при бездейственной теме вымысел воображени€ способен произвести внутренний сдвиг, заволновать и вызвать живой внутренний позыв к действию. Ќо главным образом все наши упражнени€ по мечтанию должны были показать нам,как создастс€ материал и сами внутренние видени€ роли, ее кинолента ичто эта работа совсем не так трудна и сложна, как это представл€лось вам.

ЕЕЕЕЕЕЕ19ЕЕг.

Ќа сегодн€шнем уроке јркадий Ќиколаевич успел лишь объ€снить нам, что воображение необходимо артисту не только дл€ того, чтобы создавать, но и дл€ того, чтоб обновл€ть уже созданное и истрепанное. Ёто делаетс€ с помощью введени€ нового вымысла или отдельных частностей, освежающих его.

Ч ¬ы лучше поймете это на практическом примере. ¬озьмем хот€ бы этюд, который вы, не успев доделать, уже затрепали. я говорю об этюде с сумасшедшим. ќсвежите его целиком или частично новым вымыслом.

Ќо ни у кого из нас новый вымысел не возникал.

Ч ѕослушайте,Ч сказал “орцов, Ч откуда вы вз€ли, что сто€щий за дверью человек Ч буйный сумасшедший? ћалолеткова вам сказала? ƒа, она отворила дверь на лестницу и увидела бывшего жильца этой квартиры. √оворили, что его увезли в психиатрическую больницу в припадке буйного помешательства... Ќо пока вы тут баррикадировали двери. √оворков побежал к телефону, чтобы снестись с больницей, и ему ответили, что сумасшестви€ и не было, а дело идет о простом припадке белой гор€чки, так как жилец сильно пил. Ќо теперь он здоров, выписалс€ из больницы и вернулс€ домой. ¬прочем, кто знает, может быть, справка не верна, может быть, доктора ошибаютс€.

„то бы вы стали делать, если бы все произошло так в действшольности?

Ч ћалолеткова должна выйти к нему и спросить, зачем он пришел. Ч сказал ¬еселовский.

Ч —трасть кака€! √олубчики мои, не могу. не могу! Ѕоюсь, боюсь! Ч воскликнула ћалолеткова с испуганным лицом.

Ч ѕущин пойдет с вами. ќн мужчина здоровый, Ч ободрил ее “орцов. Ч –аз, два, три, начинайте! Ч скомандовал он, обраща€сь ко всем нам. Ч ѕрицельтесь к новым обсто€тельствам, прислушайтесь к позывам Ч и действуйте.

ћы разыграли этюд с подъемом, с подлинным волнением, получили одобрение “орцова и присутствовавшего на уроке –ахманова. Ќовый вариант вымысла подействовал на нас освежающе.

 онец урока “орцов посв€тил итогам нашей работы по развитию творческого воображени€. Ќапомнив отдельные этапы этой работы, он заключил речь так:

Ч ¬с€кий вымысел воображени€ должен быть точно обоснован и крепко установлен. ¬опросы: кто, когда, где, почему, дл€ чего, как, которые мы ставим себе, чтоб расшевелить воображение, помогают нам создавать все более и более определенную картину самой, призрачной жизни. Ѕывают, конечно, случаи, когда она образуетс€ сама, без помощи нашей сознательной умственной де€тельности, без навод€щих вопросов, аЧинтуитивно. Ќо вы сами могли убедитьс€, что рассчитывать на активность воображени€, предоставленного самому себе, нельз€ даже в тех случа€х, когда вам дана определенна€ тема дл€ мечтаний. ћечтать же Ђвообщеї, без определенной и твердо поставленной темы, бесплодно.

ќднако, когда подход€т к созданию вымысла при помощи рассудка, очень часто, в ответ на вопросы, в нашем сознании возникают бледные представлени€ мысленно создаваемой жизни. Ќо этого недостаточно дл€ сценического творчества, которое требует, чтоб в человеке-артисте забурлила, в св€зи с вымыслом, его органическа€ жизнь, чтоб вс€ его природа отдалась роли Ч не только психически, но и физически.  ак же быть? ѕоставьте новый, хорошо известный вам теперь вопрос:

Ђ„то бы € стал делать, если б созданный мною вымысел стал действительностью?ї ¬ы уже знаете по опыту, что благодар€ свойству нашей артистической природы на этот вопрос вас пот€нет ответить действием. ѕоследнее €вл€етс€ хорошим возбудителем, подталкивающим воображение. ѕусть это действие пока даже не реализируетс€, а остаетс€ до поры до времени неразрешенным позывом. ¬ажно, что этот позыв вызван и ощущаетс€ нами не только психически, но и физически. Ёто ощущение закрепл€ет вымысел.

¬ажно сознать, что бестелесное, лишенное плотной материи мечтание обладает способностью рефлекторно вызывать подлинные действи€ нашей плоти и материи Ч тела. Ёта способность играет большую роль в нашег психотехнике.

ѕрислушайтесь внимательно к тому, что € сейчас скажу: каждое наше движение на сцене, каждое слово должно быть результатом верной жизни воображени€.

≈сли вы сказали слово или проделали что-либо на сцене механически, не зна€, кто вы, откуда пришли, зачем, что вам нужно, куда пойдете отсюда и что там будете делать,Ч вы действовали без воображени€. » этот кусочек вашего пребывани€ на сцене, мал он или велик, не был дл€ вас правдой Ч вы действовали как заведенна€ машина, как автомат.

≈ели € вас спрошу сейчас о самой простой вещи:

Ђ’олодно сегодн€ или нет?ї Ч вы, прежде чем ответить Ђхолодної, или Ђтеплої, или Ђне заметилї, мысленно побываете па улице, вспомните, как вы шли или ехали, проверите свои ощущени€, вспомните, как кутались и поднимали воротники встречные прохожие, как хрустел под ногами снег, и только тогда скажете это одно нужное вам слово.

ѕри этом все эти картины, может быть, промелькнут перед вами мгновенно, и со стороны будет казатьс€, что вы ответили почти не дума€, но картины были, ощущени€ ваши были, проверка их тоже была, и только в результате этой сложной работы вашего воображени€ вы и ответили.

“аким образом, ни один этюд, ни один шаг на сцене не должен производитьс€ механически, без внутреннего обосновани€, то есть без участи€ работы воображени€.

≈сли вы будете строго придерживатьс€ этого правила, все ваши школьные упражнени€, к какому бы отделу нашей программы они ни относились, будут развивать и укрепл€ть ваше воображение.

Ќаоборот, все сделанное вами на сцене с холодной душой (Ђхолодным способомї) будет губить вас, так как привьет нам привычку действовать автоматически, без воображени€ Ч механически.

ј творческа€ работа над ролью и над превращением словесного произведени€ драматурга в сценическую быль вс€, от начала до конца, протекает при участии воображени€.

„то может согреть, взволновать нас внутренне, как не овладевший нами вымысел воображени€! „тоб отвечать на все требовани€, предъ€вл€емые к нему, необходимо, чтобы оно было подвижно, активно, отзывчиво и достаточно развито.

ѕоэтому обращайте чрезвычайное внимание на развитие вашего воображени€. –азвивайте его вс€чески: и теми упражнени€ми, с которыми вы познакомились, то есть занимайтесь воображением как таковым, и развивайте его косвенно: вз€в за правило не делать ничего на сцене механически, формально.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 456 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1957 - | 1579 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.25 с.