Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–абота актера




над собой

„асть 1

–абота над собой

¬ творческом процессе

ѕереживани€

 

 

ѕосв€щаю свой труд

моей лучшей ученице,

любимой артистке и неизменно

преданной помошнице во всех

театральных моих искани€х

ћарии ѕетровне Ћилиной

ѕ–≈ƒ»—Ћќ¬»≈

 

 

ћной задуман большой, многотомный труд и мастерстве актера (так называема€ Ђсистема —таниславскогої).

»зданна€ уже книга Ђћо€ жизнь в искусствеї представл€ет собой первый том, €вл€ющийс€ вступлением к этому труду.

Ќасто€ща€ книга, о Ђработе над собойї в творческом процессе Ђпереживани€ї, €вл€етс€ вторым томом.

¬ ближайшее врем€ € приступаю к составлению третьего тома, в котором будет говоритьс€ о Ђработе над собойї в творческом процессе Ђвоплощени€ї.

„етвертый том € посв€щу Ђработе над рольюї.

ќдновременно с этой книгой € должен был бы выпустить ей в помощь своего рода задачник с целым р€дом рекомендуемых упражнений (Ђ“ренинг и муштраї).

я этого не делаю сейчас, чтоб не отвлекатьс€ от основной линии моего большого труда, которую € считаю более существенной и спешной.

Ћишь только главные основы Ђсистемыї будут переданы Ч € приступлю к составлению подсобного задачника.

 ак эта книга, так и все последующие не имеют претензии на научность. »х цель исключительно практическа€. ќни пытаютс€ передать то, чему мен€ научил долгий опыт актера, режнссера и педагога.


“ерминологи€, которой € пользуюсь в этой книге, не ьыдумана мною, а вз€та из практики, от самих учеников и начинающих артистов. ќни на самой работе определили свои творческие ощущени€ в словесных наименовани€х. »х терминологи€ ценна тем, что она близка и пон€тна начинающим.

Ќе пытайтесь искать в ней научных корней. ” нас свой театральный лексикон, свой актерский жаргон, который вырабатывала сама жизнь. ѕравда, мы пользуемс€ также и научными словами, например Ђподсознаниеї. Ђинтуици€ї, но они употребл€ютс€ нами не в философском, а в самом простом, общежитейском смысле. Ќе наша вина, что область сценического творчества в пренебрежении у науки, что она осталась неисследованной и что нам не дали необходимых слов дл€ практического дела. ѕришлось выходить из положени€ своими, так сказать домашними, средствами.

ќдна из главных задач, преследуемых Ђсистемойї, заключаетс€ в естественном возбуждении творчества органической природы с ее подсознанием,

ќб этом говоритс€ в последнем, XVI отделе книги.   этой ее части следует отнестись с исключительным вниманием, так как в ней Ч суть творчества и всей Ђсистемыї.

ќб искусстве надо говорить и писать просто, пон€тно. ћудреные слова пугают ученика. ќни возбуждают мозг, а не сердце. ќт этого в момент творчества человеческий интеллект давит артистическую эмоцию с ее подсознанием, которым отведена значительна€ роль в нашем направлении искусства.

Ќо говорить и писать Ђпростої о сложном творческом процессе трудно. —лова слишком конкретны н грубы дл€ передачи неуловимых, подсознательных ощущений.

Ёти услови€ вынудили мен€ искать дл€ этой книги особой формы, помогающей читателю чувствовать то, о чем говоритс€ в печатных словах. я пытаюсь достигнуть этого с помощью образных примеров, описаний школьной работы учеников над упражнени€ми и этюдами.

≈сли мой прием удастс€, то печатные слова книги оживут от чувствований самих читателей. “огда мне будет возможно объ€снить им сущность творческой работы и основы психотехники.

ƒраматическое училище, о котором € говорю в книге люди, которые в ней действуют, не существуют в действительности.

–абота над так называемой Ђсистемой —таниславскогої начата давно. ¬ первое врем€ € записывал свои заметки не дл€ печати, а дл€ себ€ самого, в помощь поискам, которые производились в области нашего искусства и его психотехники- Ќужные мне дл€ иллюстрации люди, выражени€, примеры, естественно, брались из тогдашней, далекой, довоенной эпохи (1907Ч1914 гг.).

“ак незаметно, из года в год, накапливалс€ большой материал по Ђсистемеї. “еперь из этого материала создана книга.

Ѕыло бы долго и трудно мен€ть ее действующих лиц. ≈ще труднее сочетать примеры, отдельные выражени€, вз€тые из прошлого, с бытом и характерами новых, советских людей. ѕришлось бы мен€ть примеры и искать другие выражени€. Ёто еще дольше и затруднительнее.

Ќо то, о чем € пишу в своей книге, относитс€ не к отдельной эпохе и ее люд€м, а к органической природе всех людей артистического склада, всех национальностей и всех эпох.

„астое повторение одни€ и тех же мыслей, которые считаю важными, допускаетс€ умышленно.

ƒл€ прост€т мне читатели эту назойливость.

¬ заключение считаю своим при€тным долгом поблагодарить тех лиц, которые в той или другой мере помогли мне в работе над этой книгой своими советами. указани€ми, материалами и пр.

¬ книге Ђћо€ жизнь в искусствеї € говорил о той роли, какую сыграли в моей артистической жизни мои первые учител€: √. Ќ. н ј. ‘. ‘едотоны, Ќ. ћ. ћедведева, ‘. ѕ.  омиссаржевский, впервые научившие мен€ подходить к искусству, а также и мои товарищи по ћ’“, во главе с ¬л. »в. Ќемировичем-ƒанченко, в общей работе научившие мен€ пчень многому и чрезвычайно важному. я всегда, и особенно теперь, при выпуске этой книги, думал и думаю о них с сердечной признательностью.

ѕереход€ к тем лицам, которые помогали мне в проведении в жизнь так называемой Ђсистемыї, в создании и выпуске этой книги, € прежде всего обращаюсь к моим неизменным спутникам и верным помощникам в моей сценической де€тельности. — ними € начинал свою артистическую работу в ранней молодости, с ними € продолжаю служить своему делу и теперь, в старости. я говорю о заслуженной артистка –еспублики 3. —. —околовой и заслуженном артисте –еспублики ¬. —. јлексееве. которые помогали мне проводить в жизнь так называемую Ђсистемуї.

— большой благодарностью и любовью € храню пам€ть о моем покойном друге Ћ. ». —улержнцком. ќн первый признал мои начальные опыты по Ђсистемеї, он помогал мне разрабатывать ее на первых порах и проводить в жизнь, он ободр€л мен€ в минуты сомнени€ и упадка энергии.

Ѕольшую помощь оказал мне при проведении в жизнь Ђсистемыї и при создании этой книги режиссер и преподаватель ќперного театра моего имени Ќ. ¬. ƒемидов. ќн давал мне ценные указани€, материалы, примеры: он высказывал мне свои суждени€ о книге и вскрывал допущенные мною ошибки. «а эту помощь мне при€тно теперь высказать ему свою искреннюю благодарность.

—ердечно благодарен за помощь по проведению Ђсистемыї в жизнь, за указани€ и критику при просмотре рукописи этой книги заслуженному артисту –еспублики, артисту ћ’“ ћ. Ќ.  едрову.

ѕриношу также мою искреннюю признательности заслуженному артисту –еспублики, артисту ћ’“ Ќ. ј. ѕодгорному, который давал мне указани€ при проверке рукописи книги.

¬ыражаю самую глубокую благодарность ≈. Ќ. —еминовской, вз€вшей на себ€ большой труд по редактированию этой книги и выполнившей свою важную работу с превосходным знанием дела и талантом.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 319 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

1258 - | 1287 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.