Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


V. —ценическое внимание




ЕЕЕЕЕЕЕ19ЕЕг.

”рок происходил в Ђквартире ћалолетковойї, или, иначе говор€, на сцене, в обстановке, при закрытом занавесе.

ћы продолжали работу над этюдами с сумасшедшим и топкой камина.

Ѕлагодар€ подсказам јркади€ Ќиколаевича исполнение оказалось удачным. Ѕыло так при€тно и весело, что мы просили повторить оба этюда сначала.

¬ ожидании € присел у стены отдохнуть-

Ќо тут произошло нечто неожиданное: к моему удивлению, без вс€кой видимой причины, два стула, сто€вшие р€дом со мной. упали. Ќикто их не трогал, а они упали. я подн€л упавшие стуль€ и успел поддержать еще два, которые сильно накренились. ѕри этом мне бросилась в глаза узка€ длинна€ щель в стене. ќна становилась все больше и больше и наконец, на моих глазах, выросла во всю высоту стены. “ут мне стало €сно, отчего упали стуль€: полы сукон, изображавших стену комнаты, расходились и при своем движении т€нули за собой предметы, опрокидыва€ их.  то-то раздвигал занавес.

¬от она, черна€ дыра портала с силуэтами “орцова и –ахманова в полутемноте.

¬месте с раскрыванием занавесаво мне совершилось превращение. — чем сравнить его?

ѕредставьте себе, что € с женой (если бы она у мен€ была) находимс€ в номере гостиницы. ћы разговариваем по душам, раздеваемс€, чтоб ложитьс€ спать, ведем себ€ непринужденно. » вдруг видим, что огромна€ дверь, на которую мы не обращали внимани€,раскрываетс€, и оттуда, из темноты, на нас смотр€т чужие люди Ч наши соседи. —колько их там,Ч неизвестно. ¬о тьме всегда кажетс€, что их много. ћы спешим скорее одетьс€ и причесатьс€, стараемс€ держать себ€ сдержанно, как в гост€х.

“ак и во мне точно вдруг подвинтились все колки, нат€нулись струны, и €, только что чувствовавший себ€ дома, очутилс€ на люд€х в одной рубашке.

”дивительно, как нарушаетс€ интим от черной дыры портала. ѕока мы были в милой гостиной, не чувствовалось, что есть кака€-то главна€ и неглавна€ сторона.  ак ни встанешь, куда ни повернешьс€, Ч все хорошо. ѕри открытой четвертой стене черна€ дыра портала становитс€ главной стороной, к которой приноравливаешьс€. ¬ес врем€ надо думать и пример€тьс€ к этой четвертой стене, откуда смотр€т. Ќе важно, удобно ли тем, с кем общаютс€на сцене, удобно ли самому говор€щему, Ч важно, чтобы было видно и слышно тем, кого нет с нами в комнате, но кто незримо сидит по ту сторону рампы, в темноте.

ј “орцов и –ахманов, которые только что были с нами в гостиной и казались близкими, простыми, теперь, перенесенные в темноту, за портал, стали в нашем представлении совсем другими Ч строгими, требовательными.

“акое же превращение, как со мной. произошло со всеми моими товарищами, участвовавшими в этюде. Ћишь √оворков оставалс€ все тем же как при открытом, так и при закрытом занавесе. Ќужно ли говорить о том, что наша игра стала производитьс€ напоказ и не вышла.

ЂЌет, положительно, до тех пор, пока мы не научимс€ не замечать черную дыру портала, нам не сдвинутьс€ с места в нашей артистической работе!їЧрешил € про себ€.

ћы говорили на эту тему с Ўустовым. Ќо он думает. что если бы нам дали совсем новый этюд, снабженный зажигательными комментари€ми “орцова, это отвлекло бы нас от зрительного зала.

 огда € сказал јркадию Ќиколаевичу о предположении Ўустова, он за€вил:

Ч ’орошо, попробуем. ¬от вам захватывающа€ трагеди€, котора€, надеюсь, заставит вас не думать о зрител€х:

ƒело происходит в этой же квартире ћалолетковой. ќна вышла замужза Ќазванова, который избран казначеем какой-тообщественной организации. ” них очаровательный новорожденный ребенок. ћать ушла купать его. ћуж разбирает бумаги и считает деньги, заметьте Ч общественные бумаги и деньги. «а поздним временем он не успел сдать их в организацию, где он работает. √руда пачек старых, засаленных кредитных бумажек навалена на столе.

ѕеред Ќазвановым стоит младший брат ћалолетковой, кретин, горбун, полуидиот. ќн смотрит, как Ќазванов срывает цветные бумажки Ч бандероли Ч с пачек и бросает их в камин, где они €рко и весело гор€т.  ретину очень нравитс€ это вспыхивающее плам€.

¬се деньги сосчитаны. »х свыше дес€ти тыс€ч.

ѕользу€сь тем. что муж окончил работу, ћалолеткова зовет его полюбоватьс€ ребенком, которого она купает в корыте в соседней комнате. Ќазванов уходит, а кретин, в подражание ему, бросает бумажки в огонь. «а неимением цветных бандеролей он бросает деньги. ќказываетс€, что они гор€т еще веселее, чем цветные бумажки. ¬ увлечении этой игрой, кретин побросал в огонь все деньги, весь общественный капитал, вместе со счетами и оправдательными документами.

Ќазванов возвращаетс€ как раз в тот момент, когда вспыхнула последн€€ пачка. ѕон€в, в чем дело, не помн€ себ€, он бросаетс€ к горбуну и изо всех сил толкает его. “от падает, ударившись виском о решетку камина. ќбезумевший Ќазванов выхватывает уже обгоревшую последнюю пачку и испускает крик отча€ни€. ¬бегает жена и видит распростертого у камина брата. ќна подбегает, пытаетс€ подн€ть его, но не может. «аметив кровь на лице упавшего, ћалолеткова кричит мужу. прос€ его принести воды, но Ќазванов ничего не понимает. ќн в оцепенении. “огда жена сама бросаетс€ за водой, и тотчас же из столовой раздаетс€ ее крик. –адость ее жизни, очаровательный грудной ребенок утонул в корыте.

≈сли эта трагеди€ не отвлечет вас от черной дыры зрительного зала, то, значит, у вас каменные сердца.

Ќовый этюд взволновал нас сноей мелодраматичностью и неожиданностью... но оказалось, что у нас... сердца каменные, и мы не могли его сыграть!

јркадий Ќиколаевич предложил нам, как полагаетс€, начать с Ђесли быї и с предлагаемых обсто€тельств. ћы начали было что-то рассказывать друг другу, но это была не свободна€ игра воображени€, а насильственное выжимание из себ€, придумывание вымыслов, которые, конечно, не могли возбудить нас к творчеству.

ћагнит зрительного зала оказалс€ сильнее трагических ужасов на сцене.

Ч ¬ таком случае,Ч решил “орцов,Ч отделимс€ оп€ть от партера и сыграем эти Ђужасыї за закрытым занавесом.

«анавес задвинули, и наша мила€ гостина€ оп€ть стала уютной. “орцов и –ахманов вернулись из зрительного зала и снова сделались приветливыми и благорасположенными. ћы начали играть. —покойные места этюда нам удались, но когда дело дошло до драмы, мен€ не удовлетворила мо€ игра, хотелось дать гораздо больше, но у мен€ не хватало чувства и темперамента. Ќезаметно дл€ себ€ € свихнулс€ и попал на линию актерского самопоказывани€.

¬печатлени€ “орцова подтвердили мои ощущени€. ќн сказал:

Ч ¬ начале этюда вы действовали правильно, а в конце представл€лись действующими. Ќа самом же деле вы выжимали из себ€ чувства, или, но выражению √амлета, Ђрвали страсть в клочкиї. ѕоэтому жалобы на черную дыру напрасны. Ќе одна она мешает вам правильно жить на сцене, так как и при закрытом занавесе результат оказалс€ тот же-

Ч ≈сли при открытом занавесе мне мешает зрительный зал,Ч призналс€ €,Ч то при закрытом, по правде говор€, мне мешали вы и »ван ѕлатонович.

Ч ¬от так так! Ч уморительно воскликнул “орцов.Ч »ван ѕлатонович! ƒоработались! ”подобились черной дыре! ƒавайте обидимс€ и уйдем! ѕускай их играют одни.

јркадий Ќиколаевич и »ван ѕлатонович вышли трагикомической походкой. «а ними направились и все остальные. ћы очутились одни и попробовали играть этюд без свидетелей, то есть без помехи.

 ак ни странно, но в одиночестве нам стало еще хуже. ћое снимание перешло на партнера. я усиленно следил за ею игрой, критиковал ее, и сам, помимо воли, становилс€ зрителем. ¬ свою очередь и мои партнеры внимательно наблюдали за мной. я ощущал себ€ одновременно и смотр€щим зрителем и играющим напоказ актером. ƒа, наконец, глупо, скучно, а главное бессмысленно играть друг дл€ друга.

Ќо тут € случайно взгл€нул в зеркало, понравилс€ себе, взбодрилс€ и вспомнил домашнюю работу над ќтелло, во врем€ которой приходилось, как и сегодн€, представл€ть дл€ самого себ€, смотр€сь в зеркало. ћне стало при€тно быть Ђсвоим собственным зрителемї. явилась вера в себ€. и потому € согласилс€ на предложение Ўустова позвать “ориова и –ахманова, чтобы показать им результаты нашей работы.

ќказалось, что показывать нечего, так как они уже подсмотрели в щелку двери то, что мы представл€ли в одиночестве.

ѕо их словам, исполнение вышло хуже, чем при открытом занавесе. “огда было плохо, но скромно и сдержанно, а теперь вышло тоже нехорошо, но с апломбом. с разв€зностью.

 огда “орцов подытожил сегодн€шнюю работу, то оказалось, что при открытом занавесе нам мешает зритель, сид€щий там, в темноте, за рампой; при закрытом нам мешали јркадий Ќиколаевич и »ван ѕлатонович, сидевшие тут же, в комнате; в одиночестве нам мешал партнер, который превратилс€ дл€ нас в зрител€; а когда € играл сам дл€ себ€, то и € сам, собственный зритель, мешал себе самому как актеру. »так, куда ни огл€нись, всюду помехой €вл€етс€ зритель. Ќо вместе с тем без него играть скучно.

Ч ’уже, чем маленькие дети! Ч стыдил нас “орцов,

Ч ƒелать нечего,Чрешил он после некоторой паузы, Ч приходитс€ временно отложить этюды и зан€тьс€ объектами внимани€. ќни Ч главные виновники происшедшего, с них и начнем в следующий раз.

 

ЕЕЕЕЕЕЕ19ЕЕг.

—егодн€ в зрительном зале висел плакат:

“¬ќ–„≈— ќ≈ ¬Ќ»ћјЌ»≈.

«анавес, изображавший четвертую стену уютной гостиной, оказалс€ раздвинутым, а стуль€, обычно прислоненные к нему, убранными. Ќаша мила€ комната, лишившись одной стены, ста€ла на виду у всех, соединенна€ с зрительным залом. ќна превратилась в обычную декорацию и потер€ла уютность.

ѕо стенам декорации в разных местах висели электрические провода с лампочками, точно дл€ иллюминации.

Ќас рассадили в р€д. у самой рампы. Ќаступило торжественное молчание.

Ч ” кого это каблук отвалилс€? Ч вдруг спросил унас јркадий Ќиколаевич.

”ченики прин€лись рассматривать свою и чужую обувь и отдались этому делу со всем вниманием.

“орцоз задал новый вопрос:

Ч „то произошло сейчас в зрительном зале? ћы не знали, что ответить.

Ч  ак, вы не заметили моего секретар€, самого суетливого и шумного человека? ќн приходил ко мне с бумагами дл€ подписи.

ќказываетс€, мы его не видели.

Ч ¬от чудо-то! Ч воскликнул “орцов. Ч ак же это могло случитьс€? ƒа еще при открытом занавесе! Ќе вы ли увер€ли, что зрительный зал непобедимо прит€гивает вас к себе?

Ч я был зан€т каблуком,Ч оправдывалс€ €.

Ч  ак!! Чеще больше удивилс€ “орцов. Ч Ќичтожный, маленький каблук оказалс€ сильнее огромной, черной дыры портала! «начит, не так уж трудно отвлечьс€ от нее. —екрет-то, оказываетс€, совсем простой: дл€ того, чтобы отвлечьс€ от зрительного зала. надо увлекатьс€ тем, что на сцене.

Ђј ведь в самом деле, Ч подумал€,Ч стоило мне на минуту заинтересоватьс€ тем, что по эту сторону рампы, и €. помимо воли, перестал думать о том, что наход€тс€ по ту сторонуї.

“ут мне вспомнились рассыпанные на сцене гвозди и разговоры рабочего по поводу их. Ёто было на одной из репетиций нашего показного спектакл€. “огда € так увлекс€ гвозд€ми и разговором о них с рабочим, что забыл о зи€ющей черной дыре.

Ч “еперь, надеюсь, вы пон€ли, Ч резюмировал “орцов, Ч что артисту нужен объект внимани€, но только не в зрительном зале, а на сцене, и чем увлекательнее такой объект, тем сильнее его власть над вниманием артиста.

Ќет ни одной минуты в жизни человека, чтобы внимание его не было привлечено каким-либо объектам.

ѕри этом, чем объект увлекательнее, тем сильнее его власть над вниманием артиста. „тобы отвлечь его от зрительного зала, надо искусно подсунуть интересный объект здесь, на сцене. «наете, как мать отвлекает внимание ребенка игрушкой. ¬от и артисту нужно уметь подсовывать себе такие отвлекающие от зрительного зала игрушки.

Ч ќднако, Ч думал €, Ч зачем же насильно подсовывать, себеобъекты, которых и без того много на сцене?ї

≈ели € Ч субъект, то все, что вне мен€, Ч объекты. ј вне мен€ целый мир... —колько вс€ких объектов! «ачем же их создавать?

Ќо на это “орцов возразил, что так бывает в жизни. “ам, действительно, объекты возникают и привлекают наше внимание сами собой, естественно. “ам мы отлично знаем, на кого и как надо смотреть в каждую минуту нашего существовани€.

Ќо в театре не то, Ч в театре есть зрительный зал, с черной дырой портала, котора€ мешает артисту жить нормально.

я сам, по словам “орцова, лучше всех должен это знать после спектакл€ Ђќтеллої. ј между тем у нас, по нашу сторону рампы, на сцене есть множество объектов куда интереснее черной дыры портала. “олько надо уметь хорошенько пригл€детьс€ к тому, что находитс€ на подмостках; надо с помощью систематических упражнении научитьс€ удерживать внимание на сцене. Ќадо развивать особую гехнику, помогающую вцепл€тьс€ в объект таким образом, чтоб затем уже сам объект, наход€щийс€ на сцене отвлекал нас от того, что вне ее.  ороче говор€, по словам “орцова, нам предстоит учитьс€ смотреть и видеть на сцене.

¬место лекции о том, какие объекты бывают в жизни, а следовательно, и на подмстках, “орцов сказал, что он образно продемонстрирует нам их на самой сцене.

Ч ѕусть световые точки и блики, которые вы сейчас увидите, иллюстрируют разные виды объектов, знакомых нам в жизни, а следовательно, необходимых и в театре.

¬ зрительном зале и на сцене наступила полна€ темнота „ерез несколько секунд перед самым нашим носом, и на столе, вокруг которого мы сидели, вспыхнула небольша€ электрическа€ лампочка, запр€танна€ в коробку. —реди общего мрака светова€ точка оказалась единственной €ркой, заметной приманкой. ќна одна привлекла к себе наше внимание

Ч Ёта свет€ща€с€ во тьме лампочка, Ч объ€сн€л “орцов, Ч иллюстрирует нам близкий объект-точку. ћы пользуемс€ им в те моменты, когда нам нужно собрать внимание, не давать ему рассеиватьс€ и уноситьс€ далеко.

 огда дали свет. “орцов обратилс€ к ученикам:

Ч  онцентраци€ внимани€ на световой точке в темноте дастс€ вам сравнительно легко. “еперь попробуем повторить упражнени€, но только не в темноте. а на свету.

“орцов велел одному из учеников рассмотреть хорошенько спинку кресла, мне Ч бутафорскую подделку эмали на столе, третьему дал безделушку, четвертому Ч карандаш, п€тому Ч веревку, шестому Ч спичку и так далее.

Ўустов стал распутывать неревку, но € остановил его, говор€, что упражнение дано нам не на действие, а лишь на внимание, поэтому мы можем только рассматривать предметы, размышл€ть по поводу них. Ќо ѕаша не соглашалс€ и настаниал на своем. „тобы разрешить спор, пришлось обратитьс€ к “орцову. ќн сказал:

Ч ¬нимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. ƒействие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. “аким образом, внимание, слива€сь с действием и взаимно переплета€сь, создаст крепкую св€зь с объемом.

 огда € стал вновь смотреть, на доску стола с поддельной эмалью, мне захотелось обводить контур рисунка каким-то острием, попавшимс€ мне в руки.

Ёта работа действительно заставл€ла мен€ еще внимательнее рассматривать и вникать в рисунок. ¬ это врем€ ѕаша сосредоточенно распутывал узлы веревки и делал это с увлечением, другие ученики отдались тоже или какому-нибудь действию, или внимательному наблюдению объекта.

Ќаконец “орцов признал:

Ч Ѕлизкий объект-точка даетс€ вам не только в темноте, но и на свету. Ёто хорошо!

«атем он демонстрировал нам сначала в полной темноте, а потом и на свету средний и дальний объект-точку.  ак и в первом примере, с близким объектом-точкой, чтобы удерживать внимание на объекте возможно более продолжительное врем€, мы должны были обосновывать наше смотрение вымыслами своего воображени€.

Ќовые упражнени€ в итогее удались нам легко.

ƒали полный свет.

Ч “еперь осмотрите внимательно окружающий вас мир вещей, выберите среди них один какой-ннбудь средний или дальний объект-точку и сосредоточьте на нем все внимание, Ч предложил нам јркадий Ќиколаевич.

¬округ было так много предметов близких, средних, дальних, что в первую минуту глаза разбежались.

¬место одною объекта-точки мне в глаза лезли дес€тки предметов, которые если бы € хотел каламбурить, то назвал бы не объектом-точкой, а объектом-многоточием. Ќаконец € остановилс€ на какой-то статуэтке, там, далеко, на камине, но долго удержать еев центре моего внимани€ не смог, так как все кругом отвлекало, и скоро статуэтка затер€лась среди сотен другие предметов.

Ёге! Ч воскликнул “орцов. Ч ѕо-видимому, прежде чем создавать средний и дальний объекты-точки на сцене, придетс€ просто научитьс€ смотреть и видеть на сцене'

Ч „ему же тут учитьс€? Ч спросил кто-то.

Ч ј как же? Ёто очень трудно сделать на люд€х. при черной дыре портала. ¬от, например: одна из моих плем€нниц очень любит и покушать, и пошалить, и побегать, и поболтать. ƒо сих пор она обедала у себ€ Ч в детской. “еперь же ее посадили за общий стол, и она разучилась и есть, и болтать, и шалить, Ђѕочему же ты не ешь, не разговариваешь?ї Ч спрашиваю ее.

Ч Ђј вы зачем гл€дите?ї Ч отвечает ребенок.  ак же не приучать ее вновь есть, болтать и шалитьЧна люд€х?

“о же и с вами. ¬ жизни вы умеете и ходить, и сидеть, и говорить, и смотреть, а в театре вы тер€ете эти способности и говорите себе, чувству€ близость толпы: Ђј зачем они гл€д€т?!ї ѕриходитс€ и вас всему учить сначала Ч на подмостках и на люд€х.

«апомните же: все, и даже самые простые, элементарные действи€, которые мы прекрасно знаем в жизни, вывихиваютс€, когда человек выходит на подмостки, перед освещенной рампой и перед тыс€чной толпой. ¬от почему на сцене необходимо заново учитьс€ ходить, двигатьс€, сидеть, лежать. ќб этом € уже говорил вам на первых уроках. —егодн€ же, в св€зи с вопросом о внимании, добавлю к сказанному, что вам необходимо еще учитьс€ на сцене смотреть и видеть,

слушать и слышать.

ЕЕЕЕЕЕЕ19ЕЕг.

Ч Ќаметьте себе какой-нибудь предмет! Ч сказал “орцов, когда ученики расселись на сцене при открытом занавесе. ¬ыберите себе объектом хиот€ бы вот это вис€щее на стене полотенце с €рким, глазастым рисунком.

¬се стали старательно смотреть на полотенце.

Ч Ќет! Ч остановил нас “орцов, Ч Ёто не смотрение, а п€л€ние глаз на объект.

ћы пересали напр€гатьс€, но это не убедило јркади€ Ќиколаевича, что мы видим то, на что были направлены наши глаза.

Ч ¬нимательнее! Ч командовал “орцов. ¬се пот€нулись вперед.

Ч » все-таки мало внимани€ и много механического смотрени€.

ћы нахмурили брови и старались казатьс€ внимательными.

Ч Ѕыть и представл€тьс€ вннмательным Ч не одно и то же. ѕроверьте себ€ сами: что подделка и что подлинное смотрение.

ѕосле долгих прилаживаний мы уселись спокойно, стара€сь не напр€гатьс€ и гл€дели на полотенце.

¬друг јркадий Ќиколаевич расхохоталс€ и обратилс€ ко мне:

Ч ≈сли бы можно было сейчас сн€ть с вас фотографию, вы бы не поверили, что человек способен от старани€ дойти до такого абсурда, до какого вы довели себ€ сейчас. ¬едь ваши глаза, в буквальном смысле, выскочили из орбит. –азве дл€ того, чтоб смотреть, нужно так сильно напр€гатьс€? ћеньше, меньше! √ораздо меньше! —овсем освободить напр€жение! ƒев€носто п€ть процентов Ч долой! ≈ще... еще... «ачем же так т€нутьс€ к объекту, так сильно наклон€тьс€ к нему? ќткиньтесь назад. ћало, мало! ≈ще, еще! √ораздо больше! Ч приставал ко мне јркадии Ќиколаевич.

„ем упорнее он твердил свое Ђеще, ещеї, тем меньше становилось напр€жение, которое мешало мне Ђсмотреть и видетьї. »злишек напр€жени€ огромен, неимоверен, ќ его размерах не имеешь представлени€, когда, весь скрюченный, стоишь перед дырой портала. “орцов прав, говор€ о дев€носта п€ти процентах излишнего напр€жени€ при актерском смотрении на сцене.

Ч  ак просто и как мало нужно, чтобы смотреть и видеть, Ч воскликнул € в полном восторге.ЧЁто чрезвычайно легко по сравнению с тем, что € до сих пор делал!  ак же € сам не догадалс€ о том, что вот так Ч с выпученными глазами и напр€женным телом Ч ничего не видишь, а так Ч без вс€кого напр€жени€ и старани€ Ч можно рассмотреть все до мелочей. Ќо это-то и трудно: ровно ничего не делать на сцене.

Ч Ќу, да! Ч подхватил јркадий Ќиколаевич. Ч ѕотому что все думаетс€ вэти минуты: за что же зрители плат€т деньги, если € ничегоне стараюсь им представить? Ќадо же заслужить свое актерское жалованье, надо же забал€ть зрител€!

 акое при€тно состо€ние сидеть на сцене не напр€женно, спокойно смотреть и видеть. »меть на это право перед раскрытой пастью портала.  огда чувствуешь это право пребывани€ на подмостках, тогда ничего не страшно. я наслаждалс€ сегодн€ на сцене простым, естественным, человеческим смотрением и вспомнил такое же простое сидение јркади€ Ќиколаевича на первом уроке. ¬ жизни это состо€ние мне хорошо известно. и там оно мен€ не радует. я слишком привык к нему. Ќо на сцене € узнал его сегодн€ впервые и искренне благодарю за это “орцова.

Ч ћолодец! Ч крикнул он мне.Ч ¬от это называетс€ смотреть и видеть. ј как часто мы на подмостках смотрим и ничего не видим. „то может быть ужаснее пустого актерского глаза! ќн убедительно свидетельствует о том, что душа исполнител€ роли дремлет или что его внимание где-то там, за пределами театра и изображаемой жизни па сцене, что актер живет чем-то другим, что не относитс€ к роли.

”силенно болтающий €зык и автоматически двигающиес€ руки и ноги не замен€т осмысленного, дающего жизнь всему глаза. Ќедаром глаза называют Ђзеркалом душиї.

√лаз актера, который смотрит и видит, привлекает на себ€ внимание зрителей и тем самым направл€ет их на верный объект, на который им следует смотреть. Ќаоборот, пустой глаз актера уводит внимание зрителей от сцены.

ѕосле этого объ€снени€ јркадий Ќиколаевич сказал:

Ч я показал вам лампочки, олицетвор€ющие близкий, средний и дальний объекты-точки, необходимые каждому зр€чему существу, а следовательно, и каждому сценическому созданию, и самому исполнителю.

ѕоказанное до сих пор лампочки изображали объекты на сцене такими, какими их должен видеть сам артист. “ак должно быть в театре, но так редко бывает.

“еперь € покажу вам, как не должно никогда быть на сцене, но как, к сожалению, там почти всегда бывает у подавл€ющего большинства актеров. я покажу вам те объекты, которыми почти всегда зан€то внимание актеров, когда они сто€т на подмостках.

ѕосле этого вступлени€ вдруг забегали световые зайчики. ќни разбросались по всей сцене, по всему зрительному залу, иллюстриру€ рассе€вшеес€ внимание актера.

ѕотом зайчики исчезли и взамен их на одном из кресел партера загорелась сильна€, стосвечна€ лампа.

Ч „то это? Ч спросил чей-то голос.

Ч —трогий критик, Ч ответил “орцов.Ч ≈му отдаетс€ очень много внимани€ во врем€ публичного выступлени€ актера.

ќп€ть забегали, оп€ть исчезли зайчики, и наконец зажглась нова€ больша€ лампа.

Ч Ёто режиссер.

Ќе успела погаснуть эта лампа, как на сцене едва заметно, тускло замигала совсем маленька€ и слаба€ лампочка.

Ч Ёто бедный партнер. ≈му мало удел€етс€ внимани€, Ч заметил с иронией “орцов.

“ускла€ лампочка скоро погасла, и нас ослепил прожектор с самой авансцены.

Ч Ёто суфлер.

«атем снова забегали повсюду зайчики; они зажигались и гасли. ѕри этом € вспомнил свое состо€ние на показном спектакле Ђќтеллої.

Ч ѕонимаете ли вы теперь, как важно артисту уметь смотреть и видеть на самой сцене,Ч сказал јркадии Ќиколаевич в конце урока. Ч ¬от этому трудному искусству вам и предстоит учитьс€!

ЕЕЕЕЕЕЕ19ЕЕг.

  общему разочарованию, вместо јркади€ Ќиколаевича €вилс€ на урок один »ван ѕлатонович и объ€вил, что по поручению “орцова, он будет заниматьс€ с нами.

“аким образом, сегодн€ был первый урок –ахманова.

 аков он как преподаватель?

 онечно, »ван ѕлатонович совсем другой, чем јркадий Ќиколаевич. Ќо никто из нас не ждал, что он окажетс€ именно таким, каким мы его узнали сегодн€. ¬ жизни, при обожаемом им “орцове, –ахманов тих, скромен и молчалив, но без него Ч энергичен, решителен и строг.

Ч —обрать все внимание! Ќе распускатьс€! Ч командовал он властным, уверенным тоном.Ч ¬от в чем будет заключатьс€ упражнение: € назначаю каждому из вас объект дл€ смотрени€. ¬ы замечаете его форму, линии, цвета, детали, особенности. ¬се это надо успеть сделать, пока € считаю до тридцати. “ридцать!!Чговорю €. ѕосле этого € даю темноту, чтобы вы не видели объекта, и заставл€ю вас говорить о нем. ¬ темноте вы мне описываете все, что запомнила ваша зрительна€ пам€ть. я провер€ю и сравниваю с самим объектом то, что вы рассказали. ƒл€ этого снова дан свет. ¬нимание! я начинаю; ћалолеткова Ч зеркало.

Ч √олубчики! Чзаторопилась она, указыва€ на зеркало, Ч ¬от это?

Ч Ќе надо лишних вопросов. ¬ комнате одно зеркало, другого нет. Ќет другого! јртист должен быть догадлив.

ѕущин Ч картина. √оворков Ч люстра. ¬ель€минова Ч альбом.

Ч ѕлюшевый? Ч переспросила она медовым голосом.

Ч я показал. ƒва раза не повтор€ю. јртист должен хватать на лету. Ќазванов Ч ковер.

Ч »х много.  акой?

Ч ѕри недоразумени€х Ч решайте сами, ќшибайтесь, но не сомневайтесь, не переспрашивайте. јртист нужна находчивость. Ќаходчивость, говорю!

¬ьюнцов Ч ваза. ”мновых Ч окно. ƒымкова Ч подушка. ¬еселовский Ч ро€ль. –аз, два, три, четыре. п€ть...Ч »ван ѕлатонович просчитал не тороп€сь дс тридцати и скомандовал:

Ч “емнота!

 огда наступила темнота, он вызвал мен€ и приказал рассказывать. что € видел.

Ч ¬ы мне назначили ковер. Ч стал € подробно объ€сн€ть ему. Ч я не сразу выбрал который и потому пропустил врем€.

Ч  ороче и по существу, Ч командовал »ван ѕлатонович-Ч ѕо существу!

Ч  овер персидский. ќбщий фон красно-коричневый. Ўирокий бордюр обрамл€ет кра€, Ч описывал € пока –ахманов не крикнул:

Ч —вет! Ќеправильно запомнили, дружок мой! Ќе донесли, просыпались. “емнота! ѕущин!

Ч Ќе уразумел сюжета картины. ѕо слепоте и дальности рассто€ни€. ”видел лишь краску желтую на фоне красном.

Ч —вет! Ч командовал »ван ѕлатонович. Ч Ќи желтого. ни красного тонов на картине нет.

Ч »стинно просыпалс€, не донес, Ч басил ѕущин.

Ч √оворков! Ч вызвал –ахмапов.

Ч «олота€ люстра, понимаете ли, рыночна€. —о стекл€шками.

Ч —вет! Ч командовал »ван ѕлатонович. Ч Ћюстра музейна€, подлинна€, јлександровский ампир. ѕросыпались!

Ч “емнота! Ќазванов, опишите снова ковер.

Ч я не знал, что нужно еще, простите. я не думал, Ч извин€лс€ €, застигнутый врасплох.

Ч ¬ другой раз думайте. »справл€йте ошибки и не сидите ни секунды сложа руки, без дела. «найте все: € буду переспрашивать по два и по четыре раза, пока не добьюсь точного описани€ впечатлений. ѕущин!

Ч ѕросыпалс€. ƒважды просыпалс€.

¬ конце концов –ахманов добилс€ того, что мы изучили указанные нам предметы до мельчайших деталей и описали их. ƒл€ этого пришлось вызывать мен€ п€ть раз. ќписанна€ нервна€ работа в полном темпе длилась с полчаса. ќт нее сильно устали глаза и напр€глось внимание. — такой предельной интенсивностью долго продолжать зан€ти€ нельз€. –ахманов знает это и потому разбивает свой урок на две части Ч по получасу кажда€.

ћы временно прекратили упражнени€ и пошлина урок танцев. ѕосле него был снова класс –ахманова, в котором проделывали то же, что и в первые полчаса, но только счеч сократилс€ до двадцати.

»ван ѕлатонович обещает довести упражнени€ до трех-п€ти секунд.

Ч ¬от как отточим внимание! Ч за€вил он. —ейчас, когда € записываю в дневник сегодн€шний урок »вана ѕлатоновича, во мне рождаетс€ сомнение: нужно ли и стоит ли подробно, стенографически записывать то, что происходит на уроках »вана ѕлатоновича? »ли, может быть, лучше записывать эти упражнени€ в отдельной тетради? ѕусть эти записи создадут указатель практических упражнений, своего рода задачник, или Ђтренинг и муштруї, как называет свои уроки сам »ван ѕлатонович. “акие записки пригод€тс€ мне при ежедневных упражнени€х, а со временем, может быть, и при режиссировании и преподавании...

–ешено.

ќтныне у мен€ будут две тетради; в одной из них (в этой) € буду продолжать вести свой дневник и записывать самую теорию искусства, которую преподает нам “орцов, в другой буду описывать практические упражнени€, производимые нами с –ахмановым. Ёто будет задачник по Ђсистемеї по классу Ђтренинга и муштрыї.

ЕЕЕЕЕЕЕ19ЕЕг.

“орцов продолжал сегодн€ световую иллюстрацию объектов внимани€ на сцене. ќн говорил:

Ч ƒо сих пор мы имели дело с объектами в виде точек. —ейчас же € покажу вам так называемый круг внимани€. ќн представл€ет не одну точку, а целый участок малого размера и заключает много самосто€тельных объектов. √лаз перескакивает с одного на другой, но не переходит границ, очерченных кругом внимани€.

ѕосле вступлени€ “орцова наступила темнота, а через секунду зажглась больша€ лампа, сто€вша€ на столе, возле которого € сидел. јбажур отбрасывал круглый блик света вниз, на мою голову и руки. ќн весело освещал середину стола, уставленного безделушками. ќстальна€ громада сцены и зрительного зала тонула в жутком мраке. “ем уютнее € чувствовал себ€ в световом блике лампы, который как будто всасывал все мое внимание а свой светлый, ограниченный тьмою круг.

Ч ¬от этот блик на столе, Ч сказал нам “орцов. Ч иллюстрирует малый круг внимани€. ¬ы сами или, вернее, ваши головы и руки, попавшие в полосу света, наход€тс€ в его центре. “акой круг подобен малой диафрагме фотографического аппарата, детализирующей мельчайшие части объекта.

“орцов был прав; действительно, все безделушки, сто€вшие на столе в узком кругу спета, сами собой прит€гивали к себе внимание.

—тоит очутитьс€ в световом кругу при полной темноте, и тотчас почувствуешь себ€ изолированным от всех. “ам, в световом кругу, как у себ€ дома, никого не боишьс€ и ничего не стыдишьс€. “ам забываешь о том, что из темноты со всех сторон наблюдает за твоей жизнью много посторонних глаз. ¬ малом световом кругу € чувствую себ€ более дома, чем даже в своей собственной квартире. “ам любопытна€ хоз€йка подсматривает в замочную скважину, тогда как в малом кругу черные стены мрака, окаймл€ющие его, кажутс€ непроницаемыми. ¬ таком узком световом кругу, как при собранном внимании, легко не только рассматривать предметы во всех их тончайших подробност€х, но и жить самыми интимными чувствами, помыслами и выполн€ть сложные действи€; можно решать трудные задачи, разбиратьс€ в тонкост€х собственных чувств и мыслей; можно общатьс€ с другим лицом, чувствовать его, повер€ть свои интимнейшие думы, восстанавливать в пам€ти прошлое, мечтать о будущем.

“орцов пон€л мое состо€ние. ќн подошел к самой рампе и сказал мне с оживлением:

Ч «аметьте скорее: то состо€ние, которое вы испытываете сейчас, называетс€ на нашем €зыке Ђпубличное одиночествої. ќно публично, так как мы все с вами, ќно одиночество, так как вы отделены от нас малым кругом внимани€. Ќа спектакле, на глазах тыс€чной толпы, вы всегда можете замкнутьс€ в одиночество, как улитка в раковину.

“еперь € покажу вам средний круг внимани€.

Ќаступила темнота.

«атем осветилось довольно большое пространство с группой мебели: со столом, стуль€ми и углом ро€л€, с камином, с большим креслом перед ним. я очутилс€ в центре этого круга.

Ѕыло невозможно сразу охватить глазами все пространство. ѕришлось рассматривать его по част€м.  ажда€ вещь внутри круга €вл€лась отдельным, самосто€тельным объектом-точкой. Ѕеда только в том, что при увеличившейс€ световой площади образовались полутона. Ёти полутона попадали за пределы круга, благодар€ чему его стенки сделались менее плотными.  роме того, мое одиночество стало слишком просторным. ≈сли малый круг можно сравнить с холостой квартирой, то средний уподобилс€ бы квартире семейной.  ак в пустом холодном особн€ке из дес€ти комнат неуютно жить одномуЧбобылем, так и мне хотелось вернуть свой милый малый круг внимани€.

Ќо € так чувствовал и рассуждал лишь до тех пор, пока находилс€ один.  огда же ко мне в освещенный круг вошли Ўустов, ѕущин, ћалолеткова, ¬ьонцов и другие, мы едва в нем поместились. ќбразовалась группа, разместивша€с€ на креслах, стуль€х и диване.

Ѕольша€ площадь дает простор дл€ широкого действи€. ¬ большом пространстве удобнее говоритьоб общих, а не и личных, интимных вопросах. Ѕлагодар€ этому в среднем кругу легко создалась жива€, молода€ и гор€ча€ народна€ сцена. ≈е не повторишь по заказу. ѕодобно малому, и средний световой круг, показанный сегодн€ “орцовым, заставил мен€ ощутить самочувствие артиста в момент расширени€ площади внимани€.

 стати, интересна€ подробность: за все врем€ сегодн€шнего урока мне ни разу не пришел в голову мой ненавистный враг на сцене Ч черна€ дыра портала. Ёто удивительно!

Ч ¬от вам и большой круг\ Ч сказал “орцов, когда вс€ гостина€ осветилась €рким светом. ƒругие комнаты пока оставались темными, но внимание уже заблудилось в большом пространстве.

Ч ј вот вам и самый большой круг!. Ч воскликнул јркадий Ќиколаевич, когда все остальные комнаты вдруг осветились полным светом.

я растворилс€ в большом пространстве.

Ч –азмеры самого большого круга завис€т от дальнозоркости смотр€щего, «десь, в комнате, € расширил площадь внимани€ насколько было возможно.Ќо если бы мы были сейчас не в театре, а в степи или в море, то размер круга внимани€ определ€лс€ бы отдаленной линией горизонта. Ќа сцене эту линию дальней перспективы художник пишет на заднике.

“еперь, Ч объ€вил јркадий Ќиколаевич после некоторой паузы, Ч € повторю те же упражнени€, но только не в темноте, а на свету.

—оздайте мне сейчас, при полной рампе и софитах, сначала малый круг внимани€ н публичное одиночество в нем, а потом средний и большой круги.

„тоб помочь ученикам, “орцов показал технические приемы дл€ удержани€ внимани€, расползающегос€ при полном свете.

ƒл€ этого надо ограничивать намечаемую площадь, или круг дл€ зрительного внимани€, лини€ми самих предметов, наход€щихс€ в комнате. ¬от, например, круглый стол, уставленный разными вещами. ѕлощадь его доски €вл€етс€ очерченным малым кругом внимани€ на свету, ј вот на полу довольно большой ковер со сто€щей на нем мебелью Ч это средний круг на свету.

ƒругой, еще больший ковер €сно очерчивает большой круг на свету.

“ам, где пол открыт, “орцов отсчитывает нужное ему количество нарисованных на половике квадратиков паркета. ѕравда, ими труднее зафиксировать линию намеченного круга и удержать внимание в его пределах Ч тем не менее и квадратики помогают.

Ч ј вот вам и вс€ квартира Ч это симый большой круг внимани€ на свету.

ѕо мере расширени€ площади, к моему отча€нию, черна€ дыра портала снова влезла на сцену и овладела моим вниманием. Ѕлагодар€ этому все проделанные раньше упражнени€, обнадежившие было мен€, потер€ли цену. я снова чувствовал себ€ беспомощным.

¬ид€ мое состо€ние, јркадий Ќиколаевич сказал:

Ч я скажу вам еще об одном техническом приеме, помогающем управл€ть вниманием. ¬от в чем он заключаетс€: во ирем€ расширени€ круга на свегу площадь вашего внимани€ увеличиваетс€. ќднако это может продолжатьс€ лишь до того момента, пока вы способны удерживать мысленно очерченную линию круга. Ћишь только намеченные границы начнут колебатьс€ и та€ть, надо скорее суживать круг до пределов, доступных зрительному вниманию.

Ќо как раз в этот момент нередко происходит катастрофа; внимание выскальзывает из вашей власти и раствор€етс€ в пространстве. ѕриходитс€ снова собирать и направл€ть его. ƒл€ этого скорее обращайтесь к помощи объекта-точки, хот€ бы, например, вот к этой лампочке в коробке на столе, котора€ сейчас оп€ть вспыхнула. Ќужды нет, что она теперь не так €рка, как казалась раньше, в темноте, тем не менее это не мешает ей и сейчас привлекать к себе внимание.

“еперь, после того как вы его на минуту укрепили, создавайте сначала малый круг на свету с лампой в его центре. ѕотом наметьте средний круг внимани€ на свету и в нем несколько малых.

ћы проделали все заказанное нам.  огда же площадь внимани€ расширилась до предела, € оп€ть растворилс€ в огромном пространстве сцены.

Ќа круглм столе при полном освещении вновь вспыхнула лампа в коробке.

Ч —мотрите скорей на этот объект-точку! Ч крикнул нам “орцов.

я впилс€ глазами в горевшую среди полного освещени€ лампу и почти не замечал, как вокруг все погрузилось в мрак и как из большого круга образовалс€ средний.

«атем средний круг сузилс€ до малого. ≈ще лучше! ќн Ч мой любимый, и € им владею свободно.

ѕосле этого аркадий Ќиколаевич проделал в темноте уже знакомые нам пережоды от малого круга к большому кругу и обратно Ч от большого к малому, и снова от малого к большому и обратно.

“акие переходы были повторены раз дес€ть и в конце концов сделались нам до некоторой степени привычными.

Ќо вот, после дес€того повторени€, при самом большом круге, когда вс€ сцена €рко осветилась, “орцов крикнул:

Ч »щите средний круг на свету, и пусть ваш взор свободно гул€ет внутри его.

—тойте! –аспустили внимание! —корее хватайтесь оп€ть за спасительную лампу! ќна дл€ этого горит на свету. ¬от так! ќтлично!

“еперь давайте малый круг на свету. Ёто не трудно при гор€щей в его центре лампе.

ѕотом мы вернулись, в обратном пор€дке, к большому кругу на свету, цепл€€сь в опасные минуты за спасительную лампу объект-точку. Ёти переходы на свету были так же проделаны много раз.

Ч ≈сли заблудитесь в большом кругу, Ч приговаривал все врем€ “орцов, Ч скорее цепл€йтесь за объект-точку. ”державшись на ней, создайте себе малый круг, а потом и средний.

Ч “орцов стараетс€ выработать в нас бессознаткльный, механический навык перехода от малогокруга к большому и обратно, не распуска€ при этом внимани€.

я еще не выработал этой привычки, но все-таки пон€л, что прием ухода в публичное одиночество при расшир€ющемс€ круге может превратитьс€ на сцене в естественную потребность.

Ч ¬ы вполне оцените этот прием только тогда, когда очутитесь на громадной площадке концертной эстрады. Ќа ней артист чувствует себ€ беспомощным, точон в пустыне. “ам вы поймете, что дл€ своего спасени€ необходимо владеть в совершенстве средними и малыми кругами внимани€.

¬ страшные мннути паники н растер€нности вы должны помнить, что чем шире н пустыннее большой круг, тем уже и плотнее должны быть внутри него средние и малые круги внимани€, и тем замкнутее публичное одиночество.

ѕосле некоторой паузы “орцов перешел к световой демонстрации новой группы малых и средних кругов внимани€, мы находились в их центре, теперь же мы очутились в темноте, вне светового блика.

¬се лампы потухли, а потом, вдруг, зажглась вис€ча€ лампа в соседней столовой. “ам круглый блик света падал на белую скаткрть обеденного стола.

Ч ¬от вам малый круг внимани€, вне вас лежащий.

ѕотом этот круг увеличилс€ до размеров среднего круга, вне нас лежащего. ќн освещал всю площадь соседней комнаты, потом охватил все другие помещени€, кроме той темной комныты, в которой мы сами находились.

¬от вам и большой круг внимани€, вне вас лежащий.

»з темноты гостинной было удобно ныблюдать за тем, что делалось вокруг нас, вплоть до самых отдаленных точек, доступных нашему зрению. я мог выбирать дл€ своего наблюдени€ и отдельные объекты-точки, и малые, и средние, и большие круги внимани€, вне нас лежащие.

“акие же упражнени€ с кругами всех размеров, вне нас лежащих, были произведены при полном свете. Ќа этот раз и гостинна€, и все другие комнаты были освещены. ћы должны были мысленно намечать, суживать и расшир€ть круги внимани€, вне вас лежащие, как мы это делали раньше, когда сами находились в центре своего круга

ЕЕЕЕЕЕЕ19ЕЕг.

¬ начале сегодн€шнего урока € в порыве восторга воскликнул:

≈сли бы можно было никогда не расставатьс€ с малым кругом на сцене!

Ч » не расставайтесь! ¬аша вол€,Ч ответил “орцов.

Ч ƒа, но не могу; же € всюду носить с собой лампу с абажуром и ходить с ней, как под зонтиком.

Ч Ётого € вам, конечно, не посовечтю. Ќо вы можете носить с собой повсюду малый круг внимани€ не только на сцене, но и в самой жизни.

Ч  ак же так?

Ч ј вот сейчас увидите. »дите на подмостки и живите там, как у себ€ дома: стойте, ходите, пересаживайтесь.

я пошел. Ќаступила полна€ темнота, во врем€ которой вдруг откуда-то по€вилс€ круглый блик света и начал двигатьс€ вместе со мной.

я прошелс€ по комнате, а круг за мной.

“ут произошло непостижимое: € присел к ро€лю и заиграл мелодию из Ђƒемонаї Ч единственную, которую умею играть.

Ётот необыкновенный факт дл€ его должной оценки требует комментари€. ƒело в том, что € никакой музыкант н играю дома потихоньку, когда бываю совссм-совсем один. Ѕеда, если кто-нибудь услышит мое треньканье н войдет во врем€ игры ко мне в комнату. “огда € захлопываю крышку, краснею, словам, веду себ€ как гимназнст, пойманный в курении. Ќо сегодн€ € выступал публично в качестве пианиста, но не испытывал никакого стеснени€, играл без застенки и не без удовольстви€. Ёто неверо€тно! Ёто чудо! „ем это объ€снить?! Ѕыть может, круг внимани€ защищает нас плотнее на подмостках, чем в жизни, и артист чувствует его там сильнее, чем в действительности? »ли у круга внимани€ есть еще какие-то свойства, неизвестные мне? »з всех тайн творчества, в которые нас посв€тили за короткое врем€ пребывани€ в школе, иалый передвижной круг внимани€ представл€етс€ мне наиболее существенной практически важной ценностью. ѕередвижной круг внимани€ и публичное одиночество Ч вот отныне мой оплот против вс€ких скверн на сцене.

„тобы лучше объ€снить значение их, “орцов рассказал нам индусскую сказку. ¬от ее содержание:

ћагараджа выбирал себе министра. ќн возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с большим сосудом, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. ћногие ходили, а по пути их окликали, их пугали, их отвлекали, и они проливали.

ЂЁто не министрыї, Ч говорил магараджа

Ќо вот пошел один. Ќи крики, ни пугани€, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного сосуда.

Ђ—трел€йте!ї Ч крикнул повелитель.

—трел€ли, но это не помогло.

ЂЁто министрї Ч сказал магараджа.

Ђ“ы слышал крики?ї Ч спросил он его.

ЂЌет?ї

Ђ“ы видел, как теб€ пугали?ї

ЂЌет. я смотрел на молокої.

Ђ“ы слышал выстрелы?ї

ЂЌет, повелитель! я смотрел на молокої.

Ч ¬от что называетс€ быть в кругу! ¬от что такое насто€щее внимание и притом не в темноте, а на свету! Ч заключил рассказ “орцов. Ч ѕопробуцте-ка и вы проделайте ваш опыт при полном свете рампы.

  сожалению, оказалось, что мы не можем расчитывать на пост министра при магарадже! Ќа свету мне не удалось создать там публичное одиночество.

“ут на помощь пришел со своей новой выдумкой »ван ѕлатонович. ќн раздал нам тростниковые обручи, наподобие тех, сквозь которые в цирке прыгают наездницы. ќдни из обручей были больше, другие поменьше. ≈сли надеть на себ€ такой обруч, держать его руками так, чтобы самому быть в его центре, очутишьс€ в кругу, причем ос€заемые линии обруча помогают удерживать линию контура круга в €сно зафиксированных границах. –асхажива€ по комнате с таким обручем, видишь и ос€заешь передвижной круг внимани€, который нужно было бы носить с собой мысленно.

 ое-кому, например, ѕущину, выдумка –ахманова помогла. “олст€к сказал:

Ч ќщущаю себ€ ƒиогеномЕ в бочке. ”зковато при моей брюшной окружности, но ради одиночества и искусства претерпеваю.

„то касаетс€ мен€, то € по-своему приспособилс€ к трудной задаче, предъ€вл€емой передвижным кругом.

—вое открытие € сделал сегодн€ на улице.

—транное €вление: среди многочисленных прохожих, проезжающих трамваев и автомобилей мне было легче, чем на сцене, мысленно очертить себ€ линией малого круга внимани€ и ходить с ним по улице.

я это легко проделал на јрбате, в самом людном месте, сказав себе:

Ђ¬от лини€ круга, которую € себе определ€ю: по собственные локти, по край торчащего из-под мышек портфел€, не дальше выбрасываемых вперед ступней собственных ног. ¬от черта, за пределы которой не доглжно распростран€тьс€ вниманиеї.   удивлению, мне удалось удержать его в указанных границах. ќднако такое зан€тие в людном месте оказалось не совсем удобным и грозило дурными последстви€ми: € наступил кому-то на ногу, чуть было не опрокинул лоток со сладост€ми, не поклонилс€ знакомому. Ёто заставило мен€ расширить границы очерченного круга до пределов среднего круга, распростран€ющегос€ довольно далеко за пределы моего тела.

ќн оказалс€ безопаснее, но труднее дл€ внимани€, так как сквозь более широкий круг, точно через проходной двор, поминутно шмыгали люди, шедшие навстречу или обгон€вшие мен€. Ѕез круга в большом пространстве € бы и не взгл€нул на них, но в узки границах, отведенных дл€ наблюдени€, мало интересные мне незнакомцы становились против воли более, чем бы мне хотелось, заметными. ќни прит€гивали к себе мое внимание. ¬едь в небольшом кругу лупы или микроскопа все мелочи лезут в глаза. “о же случилось в моем передвижном кругу. ќбостренное внимание охватывало решительно все, что попадало в область зрени€.

я пробовал делать в расширении и сужении круга внимани€, но этот опыт пришлось прекратить, так как € чуть было не пересчитал все ступеньки лестницы, спускающейс€ в подвальный этаж.

ѕрийд€ на јрбатскую площадь, € вз€л самый большой круг, который способен был охватить взор, и сразу все линии в нем слились и смазались. “ут € услышал отча€нные гудки, ругань шофера и увидел рыло автомобил€, чуть было не переехавшего мен€.

Ђ≈сли заблудишьс€ в большом кругу Ч скорее сжимайс€ в малыйї, Ч вспомнились мне слова “орцова. “ак € и сделал.

Ђ—транно, Ч рассуждал € сам с собой, Ч почему же на огромной јрбатской площади и на людной улице одиночество создаетс€ легче, чем на сцене. Ќе потому ли, что там никому нет дела до мен€, тогда как на сцене все должны смотреть на актера. Ёто неизбежное условие театра. ќн дл€ того и существует, чтобы в нем смотрели на сцену и на публичное одиночество действующего лицаї.

¬ечером того же дн€ случай дал мне еще более назидательный урок. ¬от что произошло: € был на лекции профессора ’., ооздал к началу и торопливо пошел в переполненный народом зал как раз в то врем€, когда лектор тихим голосом устанавливал тезисы и основные положени€ своей лекции.

Ч “ссЕ тише! ƒайте слушать! Ч кричали мне со всех сторон.

ѕочувствовав себ€ центром общего внимани€, € так растер€лс€, что потер€л вс€кую сосредоточенность, как это было тогда, на показном спектакле Ђќтеллої. Ќо тотчас же € машинально сузил круг внимани€ до пределов передвижного малого круга, и внутри его все объекты-точки стали настолько четкие, что можно было искать номер своего кресла. Ёто так мен€ успокоило, что € стал тут же, публично, не тороп€сь, проделывать упражнени€ в сужении и расширении круга внимани€ от большого к малому и обратно Ч от малого к большому. ѕри этом € почувствовал, что мое спокойствие, неторопливость, уверенность в себе импонировали всей толпе, и ее крики прекратились. ƒ€же лектор остановилс€ и сделал передышку. ј мне было при€тно задерживать на себе внимание всех и чувствовать их в своих руках.

—егодн€ € не в теории, а на практике познал, то есть почувствовал пользу передвижного круга внимани€.

ЕЕЕЕЕЕЕ19ЕЕг.

јркадий Ќиколаевич говорил:

Ч ƒо сих пор мы имели дело с вниманием, направленным на объекты наход€щиес€ вне нас самих, причем эти объекты были мертвы, не оживленны, не согреты Ђесли быї, предлагаемыми обсто€тельствами, вымыслом воображени€. Ќам нужны были Ч внимание ради внимани€, объект Ч ради объекта. “еперь предстоит говорить об объектах и о внимании не внешней, реальной, а внутренней, воображаемой жизни.

„то же это за объекты? Ќекоторые думают, что если загл€нуть внутрь души, то там увидишь все ее составные части Ч и ум, и чувство, и самое внимание, и воображение. Ќу-ка, ¬ьюнцов, загл€ните в свою душу, найдите там внимание и воображение.

Ч √де же их мне искать-то?

Ч ѕочему € не вижу »вана ѕлатоновича? √де он? Ч неожиданно спросил јркадий Ќиколаевич.

¬се стали огл€дыватьс€, а потом о чем-то задумались.

Ч √де блуждает ваше внимание? Ц спросил “орцов ¬ьюнцова.

Ч »щет »вана ѕлатоновича по всему театру, и домой к нему забегалоЕ

Ч ј где воображение? Ч спросил “орцов.

Ч “ам же, где и внимание, ищет, Ч решил ¬ьюнцов, очень довольный.

Ч “еперь вспомните вкус свежей икры.

Ч ¬спомнил, Ч ответил €.

Ч √де находитс€ объект вашего внимани€?

Ч —начала мне представилась больша€ тарелка с икрой на закусочном столе.

Ч «начит, объект был мысленно вне вас.

Ч Ќо тот час же видение вызвало вкусовые ощущени€ во рту Ч на €зыке, Ч вспомнил €.

Ч “о есть Ч внутри вас, Ч заметил јркадий Ќиколаевич. Ч “уда и направилось ваше внимание.

Ч Ўустов! ¬спомните запах семги.

Ч ¬спомнил.

Ч √де объект?

Ч ¬начале тоже на тарелке закусочного стола, Ч вспомнил ѕаша.

Ч “о есть Ч вне вас.

Ч ј потом там, во рту, в носу, словом, внутри мен€.

Ч ¬спомните теперь похоронный марш Ўопена. √де объект? Ч провер€л јркадий Ќиколаевич.

Ч —начала вне мен€: на похоронной процессии. Ќо слышу звуки оркестра где-то глубоко в ушах, то есть во мне самом, Ч объ€снил ѕаша.

Ч “уда и направленно внимание?

Ч ƒа.

Ч »так, во внутренней жизни мы сначала создаем зрительные представлени€: о местопребывании »вана ѕлатоновича, или о закусочном столе, или о похоронной процессии, а потом, через эти представлени€ возбуждаем внутренние ощущени€ одного из п€ти чувств и окончательно фиксируем на нем свое внимание. “аким образом, оно подходит к объекту в нашей воображаемой жизни не пр€мым, а косвенным путем, через другой, так сказать, подсобный объект. “ак обстоит дело с п€тью чувствами.

Ч ¬ель€минова! „то вы испытываете при выходе на сцену? Ч спросил “орцов.

Ч Ќе знаю, право, как сказать, Ч заволновалась наша красавица.

Ч ј куда сейчас направленно ваше внимание?

Ч Ќе знаю, правоЕ кажетс€ Ч в артистическую уборнуюЕ за кулисамиЕ нашего театраЕ перед началом спектакл€Е показного.

Ч „то же вы делаете в артистической уборной?

Ч Ќе знаю, как это выразитьЕ волнуюсь за костюм.

Ч ј не за роль  атарины? Ч переспросил јркадий Ќиколаевич.

Ч » за  атарину тоже.

Ч » что же вы чувствуете?

Ч “ороплюсь, все из рук валитьс€Е не поспеваюЕ звонокЕ и вот тут где-то и тут ещеЕ что-то сжимаетс€Е и слабость как у больнойЕ ”х! ƒаже в самом деле голова закружилась.

¬ель€минова откинулась на спинку стула и закрыла глаза своими красивыми руками.

Ч  ак видите, и на этот раз повторилось то же: создались зрительные впечатлени€ закулисной жизни, перед выходом на сцену. ќни вызвали отклик во внутренней жизни, или другими словами, зародили переживание, которое при своем дальнейшем развитии, кто знает, могло бы дойти до подлинного обморочного состо€ни€.

ќбъекты нашего внимани€ щедро разбросаны вокруг нас как в реальной, так и Ч особенно Ч в воображаемой жизни. ѕоследн€€ рисует нам не только действительно существующие, но и фантастические миры,невозможные в действительности. —казка несбыточна в жизни, но она живет в воображении. Ёта область еще несравненно более богата объектами, чем действительность.

—удите же о неисчерпаемости материала дл€ нашего внутреннего внимани€.

Ќо трудность в том, что объекты нашей вооьражаемой жизни неустойчивы и часто неуловимы. ≈сли вещественный, материальный мир, окружающий нас на сцене, требует хорошо тренированного внимани€, то дл€ неустойчивых, воображаемых объектов эти требовани€ к вниманию во много раз возрастают.

Ч  ак же развить в себе устойчивость объекта внутреннего внимани€? Ч спросил €.

Ч —овершенно так же, как вы развивали внимание внешнее. ¬се, что вы знаете о нем, в одинаковой мере относитс€ и к внутренним объектам и к внутреннему вниманию

Ч «начит, и во внутренней и в воображаемой жизни мы можем пользоватьс€ близкими, средннми и дальними объектамн-точками н малыми, средними, большими, неподвижными в переносимых | кругах внимани€? Ч допрашивал € “орцова.

Ч ¬едь вы же чувствуете в себе. «начит, они есть и ими надо поьлзоватьс€.

ѕродолжа€ далее свое сопоставление внешних и внутренний объектов и внешнего и внутреннего внимани€, јркадий Ќиколаевич говорил:

Ч ѕомните, как вы то и дело отвлекались черной дырой портала от того, что происходило на самой сцене?

Ч  онечно помню! Ч воскликнул €.

Ч «найте же, что внутреннее внимание тоже поминутно отвлекаетс€ на сцене от жизни роли воспоминани€ми собственной человеческой жизни артиста. ѕоэтому и в области внутреннего внимани€ происходит посто€нна€ борьба правильного с неправильным, полезного с вредным дл€ роли вниманием.

¬редное внимание отвлекает нас от правильной линии и т€нет по ту сторону рампы, в зрительный зал или за пределы театра.

Ч “аким образом, дл€ развити€ внутреннего внимани€ нужно мысленно проделывать те же упражнени€, которые вы показывали в свое врем€ дл€ внешнего внимани€? Ч хотел € уточнить вопрос.

ƒа, Ч подтвердил јркадий Ќиколаевич, Ч как тогда, так и теперь нужны, во-первых, упражнени€, помогающие на сцене отвлекать свое внимание от того, чего не надо замечать, о чем не надо думать, а во вторых, упражнени€, которые помогают приковывать внутреннее внимание к тому, что нужно роли. “олько при этом условии внимание станет сильным, острым, собранным, устойчивым как внешне, так и внутренне. Ёто требует большой, долгой и систематической работы.

 онечно, в первую очередь в нашем деле важно внутреннее внимание, потому что больша€ часть жизни артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости творческой мечты и вымысла, придуманныхпредлагаемых обсто€тельств.

¬се это невидимо живет в душе артиста и доступно только внутреннему вниманию.

“рудно при рассенвающей обстановке публичного творчества жить перед ты€чной толпой, сосредоточитьс€ всем своим существом на неустойчивом внутреннем объекте, нелегко научитьс€ смотреть на него на сцене глазами своей души. Ќо привычка и работа преодолевают все преп€тстви€.

Ч ќчевидно, дл€ этого есть специальные упражнени€? Ч спросил €.

Ч »х более чем достаточно в процессе школьной и потом сценической работы! ќни, как и самое творчество, требует от внешнего и особенно от внутреннего внимани€ почтн безостановочной де€тельности. ≈слн ученик или артист понимает это и относитс€ сознательно к своему делу Ч дома, в школе и на сцене, если он в достаточной мере дисциплинирован в этом отношении и всегда внутренне собран, то он может быть спокоен: его внимание получит необходимую тренировку на текущей работе даже без специальных упражнений.

Ќо така€ добросовестна€, ежедневна€ работа требует большой силы воли, стойкости и выдержки, а ими далеко не все обладают. ѕоэтому помимо сценической работы можно тренировать внимание и в частной жизнн. — этой целью делайте такие же упражнени€, как и по развитию воо сражени€. ќни одинаково действительны и дл€ внимании.

Ћожась спать и потушив свет, приучите себ€ ежедневно просматривать всю жизнь каждого прошедшего дн€, стара€сь при этом детализировать свои воспоминани€ до последнего предела, то есть: если вы думаете об обеде или об утреннем чае, то старайтесь вспомнить и увидеть не только кушань€, которые вы ели, но и посуду, на которой подавались блюда, и общую ее расстановку на столе. ¬споминайте и мысли, и внутренние чувствовани€, вызванные обеденным разговором, и вкус съеденного. ¬ другие разы вспомннайте не ближайший день, а более отдаленные моменты жнзни.

≈ще детальнее присматривайте мысленно квартнры, комнаты, места, где вам приходилось когда-то жить или гул€ть, причем, вспомина€ отдельные вещи, мысленно пользуйтесь ими. Ёто возвратит вас к когда-то хорошо знакомой последовательности действий и к линии дн€ былой жизни. »х тоже детально провер€йте своим внутренним вниманием.

—тарайтесь как можно €рче вспомнить своих близких, живых или умерших. Ќо во всей этой работе отведена больша€ роль вниманию, которое получает новые поводы дл€ упражнени€.

ЕЕЕЕЕЕЕ19ЕЕг.

—егодн€ јркадий Ќиколаевич продолжал незаконченный урок. ќн говорил:

Ч ¬нимание и объекты, как вы знаете, должны быть в искусстве чрезвычайно стойки. Ќам не нужно поверху скольз€щее внимание. “ворчество требует полной сосредрточенности всего организма Ч целиком.  ак же добитьс€ стойкого объекта и полного к нему внимани€? ¬ы это знаете. ѕоэтому проверим на деле. Ќазванов! »дите на сцену и смотрите там на лампу в коробке на круглом столе.

я пошел на сцену. —коро свет потух за исключением одной лампы, ставшей дл€ мен€ единственным объектом. Ќо через минуту € ее возненавидел. ’отелось швырнуть лампу об пол, до такой степени она казалась мне назойливой.

 огда € сказал об этом јркадию Ќиколаевичу, он мне напомнил:

Ч ¬ы знаете, что не сам объект, не ламна, а привлекательный вымысел воображени€ прит€гивает на сцене внимание к объекту. ¬ымысел перерождает его и с помощью предлогаемых обсто€тельств делает объект привлекательным. ќкружайте же его скорее этими красивыми, волнующими вымыслами вашей фантазии. “огда назойлива€ лампа преобразитс€ и сделаетс€ возбудителем творчества.

Ќаступила длинна€ пауза, во врем€ которой € смотрел на лампу, но ничего не мого придумать дл€ обосновани€ своего смотрени€.

Ќаконец “орцов сжалилс€ надо мной.

Ч я помогу вам. ѕусть эта лампочка €витс€ дл€ вас полураскрытым глазом сп€щего сказочного чудовища. ¬ густом мраке не видно очертаний его гигантского туловища. “ем страшнее оно будет казатьс€ вам. —кажите себе так: Ђ≈сли бы вымысел стал действительностью, что бы € сделал?ї —овершенно так же задумалс€ бы над таким же вопросом какой-нибудь сказочный царевич, прежде чем вступить в поединок с чудовищем, решайте вопрос по простой человеческой логике, с какой стороны целесообразнее нападать на звер€, раз что морда его направленна в вашу сторону, а хвост находитс€ далеко сзади. ѕусть вы плохо составили план наступлени€, пусть сказочный герой сделает это лучше, тем ни менее, что-то вы все-таки придумаете и тем направите ваше внимание, а за ним и мысль на объект. ќт этого проснетс€ и воображение. ќно захватит вас и родит позыв к действию. ј раз вы начали действовать, значит Ч прин€ли объект, поверили в него, св€зали себ€ с ним. «начит, по€вилась цель, и ваше внимание отвлеклось от всего, что вне сцены. Ќо это только начало перерождени€ объекта внимани€.

ѕоставленна€ передо мной задача казалась трудной. Ќо € вспомнил о том, что Ђесли быї не насилует и не выжимает чувства, а требует только ответа по Ђчеловеческой логикеї, как выразилс€ јркадий Ќиколаевич. ѕока надо только решить: с какой стороны целесообразнее напасть на чудовище? ѕосле этого € стал логически и последовательно рассуждать: Ђ„то такое этот свет в темноте? Ч спрашивал € у себ€. Ёто полуоткрытый глаз дремлющего дракона. ≈сли это так, то он пр€мо смотрит на мен€. Ќадо спр€татьс€ от негої. Ќо € бо€лс€ пошевелитьс€.  ак быть? „ем больше и обсто€тельнее € обсуждал поставленный себе вопрос, тем важнее становилс€ дл€ мен€ объект внимани€. ј чем больше € был зан€т им, тем сильнее он гипнотизировал мен€. ¬друг лампочка мигнула, а € вздрогнул. ѕотом она стала гореть сильнее. Ёто слепило и вместе с тем волновало, пугало мен€. я поп€тилс€ назад, так как мне показалось, что чудовище увидело мен€ о пошевельнулось. я сказал об этом јркадию Ќиколаевичу.

Ч Ќаконец-то вам удалось увидеть намеченный объект! ќн перестал существовать в своем первоначальном виде и как бы пропал, а на его место по€вилс€ совсем другой, более сильный, подкрепленный волнительным вымыслом воображени€ (была лампочка Ч стал глаз). “акой преображенный объект создает внутреннюю, ответную, эмоциональную реакцию. “акое внимание не только заинтересовываетс€ объектом: оно вт€гивает в работу весь творческий аппарат артиста и вместе с ним продолжает свою творческую де€тельность.

Ќужно уметь перерождать объект, а за ним и самое внимание из холодного Ч интеллектуального, рассудочного Ч в теплое, согретое, естественное. Ёта терминологи€ прин€та в нашем актерском жаргоне. ¬прочем, название Ђчувственное внимениеї принадлежит не нам, а психологу ». ». Ћапшину, который впервые употребил его в своей книге Ђ’удожественное творчествої9.

¬ заключение скажу вам, что чувственное внимание особенно нужно нам и особенно ценитс€ в творческой работе при создании Ђжизни человеческого духа ролиї,то есть при выполнении основной цели нашего искусства. —удите по этому о значении в нашем творчестве чувственного внимани€.

ѕосле мен€ “орцов вызвал на сцену Ўустова, ¬еселовского, ѕущина и проделал сними аналогичные опыты.

Ќе описываю их, чтобы не повтор€тьс€.

ЕЕЕЕЕЕЕ19ЕЕг.

«аболел д€д€. я опоздал в класс. ¬о врем€ зан€тий мен€ неоднократно вызывали по телефону. ¬ конце концов пришлось уехать до окончани€ урока. ≈сли прибавить к этому волнению рассе€ность, мешавшую вникать в то, что говорил “орцов, станет пон€тно, почему сегодн€ запись урока клочковата, обрывчата.

я вошел в класс во врем€ гарачего спора с ¬еселовским. ѕо-видимому, он сказал, что ему представл€етс€ не лолько трудной, но и невозможной одновременна€ забота о роли, о приемах техгики, о зрител€х (которых не выкинешь из внимани€), а иногда и о нескольких объектах сразу.

Ч —колько же внимани€ нужно дл€ этого? Ч восклицал с отча€ньем ¬еселовский.

Ч ¬от вы считаете себ€ бессильным дл€ такой работы, а жонглер-наездник из цирка отлично справл€етс€ с еще более трудной задачей, риску€ при этом своей жизнью. ¬ самом деле: ногами и корпусом ему надо балансировать на спине галопирующей лошади, глазами следить за равновесием палки, поставленной на лоб, а на ее верхушке больша€ верт€ща€с€ тарелка, и, кроме того, ему нужножонглировать трем€ или четырьм€ м€чами. —колько же у него объектов одновременно! Ќо он еще находит возможным лихо покрикивать на лошадь.

¬се это жонглер может делать потому, что у человека Ч многоплоскостное внимание, и кажда€ плоскость не мешает другой.

“рудно только сначала.   счастью, многое от привычки становитс€ у нас автоматичным. » внимание может мтать таким же.  онечно, если вы до сих пор думали, что актер работает по наитию, лишь бы были способности, вам прийдетс€ изменить свое мнение. —пособности без работы Ч только сырой, невыделанный материал.

„ем кончилс€ спор, € не знаю, так как мен€ вызвали по телефону и мне пришлось сездить к доктору.

ѕо возвращении в театр и класс € застал √оворкова, сто€щего на аванссцене с неестественно выпученными глазами, в то врем€ как јркадий Ќиколаевич в чем-то гар€чо убежжал его.

Ч „то случилось? ќ чем спор€т? Ч спросил € соседа.

Ч √оворков сказал, что Ђнадо не спускать глаз с публикиї,Ч сме€лс€ мой сосед.

Ч ћы выступаем перед толпой! Ч восклицал спорщик.

Ќо јркадий Ќиколаевич протестовал и говорил, что нельз€ смотреть Ђв публикуї.

Ќе буду останавливатьс€ на самом споре, а запишу лишь, при каких услови€х, по мнению “орцова, можно направл€ть глаза в сторону зрительного зала.

ƒопустим, что вы смотрите на воображаемую стену, котора€ должна бы отдел€ть артиста от зрительного зала.  акое опложение должны прин€ть при этом глаза, направленные на какой-то очень близкий объект-точку, наход€щийс€ на воображаемой стене? ќни принужденны косить почти так же сильно, как когда гладишь на кончик собственного носа.

„то же делает актер в подавл€ющем большинстве случаев? —мотр€ на стену, он, по выработанной однажды и навсегда привычке, направл€ет глаза в партер, туда, где кресло режиссера, критика или поклонницы. ѕри этом его зрачки смотр€т не под тем углом зрени€, которого требует наша природа при близком объекте. Ќеужели вы думаете, что сам актер, партнер и зритель не замет€т такой физиологической ошибки? Ќеужели вы надеетесь обмануть такой ненормальностью ваш собственный и наш человеческий опыт?

“еперь € беру другой случай: вам надо по вашей роли смотреть вдаль, на самую отдаленную линию морского горизонта, где виден парус уплывающей лод





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 395 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

1337 - | 1172 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.291 с.