Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬опрос 3. –азвитие социальной психологии на «ападе




¬ нашей стране и за рубежом считают родоначальниками соци≠ально-психологических идей древнегреческих философов, что не вполне соответствует истине, поскольку при этом забывают о школе древнекитайских ученых, котора€ возникла раньше Ч в VIIЧV вв. до н.э.

“ак, по мнению —уньцзы (конец VI Ч начало V в. до н.э.), самой главной социальной ценностью людей должна быть четка€ направленность их общественной жизни (пути).

—огласно точке зрени€ другого древнекитай≠ского мыслител€, ”цзы (IV в. до н.э.), особые требовани€ должны предъ€вл€тьс€ и к правителю. ƒревнекитайские философы оставили после себ€ очень много за≠мечаний относительно того, как правильно оценивать настроени€ людских масс, что надо делать дл€ эффективного управлени€ ими, как строить и регулировать взаимоотношени€ в обществе и т. д.

¬последствии древнегреческие ученые (√ераклит, √иппократ, ѕлатон, јристотель, ƒемокрит и др.) более подробно описывали не≠которые социально-психологические характеристики личности, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведени€ людей, вы€вл€ли мотивы объединени€ их в группы и т. д.  итайские и греческие ученые положили, таким обра≠зом, начало зарождению социально-психологической мысли, котора€ до середины XV в. развивалась в результате анализа социально-психологической сущности человека, осмыслени€ множества наблюдений за социальным поведением личности, вы€влени€ ин≠дивидуальных характеров людей и их предназначени€ в обществе.

ѕозднее италь€нский общественный де€тель, философ и историк Ќикколо ћакиавелли (1469Ч1527) в двух основных произведени€х, Ђ–азмышлени€ о первой декаде “ита Ћиви€ї (1520) и Ђ√осударьї (1532), уже более четко очерчивает концепцию анализа форм управ≠лени€ людьми. ¬ Ђ√осудареї основное внимание удел€етс€ анализу процесса завоевани€ и удержани€ власти в различных государствах.

ћакиавелли полагал, что когда-то воспетые его предшественни≠ками возвышенные чувства Ч любовь, дружба, преданность, благо≠родство, благодарность Ч могут продаватьс€ и покупатьс€, как лю≠бые другие вещи. „еловек, особенно правитель, должен отдавать себе отчет в этом, а также помнить, что люди цен€т имущество, деньги, богатство и уважают прежде всего силу, котора€ внушает им страх.

“акой же точки зрени€ на природу социально-пси≠хологических качеств людей придерживалс€ и английский философ “. √оббс (1588Ч1679), полагавший, что люди в силу своей натуры про≠€вл€ют главным образом стремление к враждебности по отношению друг к другу и Ђборьба всех против всехї €вл€етс€ естественной дл€ жизни в обществе. — течением времени идеи √оббса подверглись даль≠нейшей переработке.

‘ранцузский просветитель Ў. ћонтескье (1689Ч1755), рассмат≠рива€ социальную и политическую реальность как нечто целое, ввел в научный оборот пон€ти€ Ђсоциальна€ системаї и Ђсоциальна€ структураї, сопроводив их конкретными социально-психологичес≠кими характеристиками.  роме того, он впервые обосновал необхо≠димость отказа от априорного мышлени€ в пользу наблюдени€ за значимыми €влени€ми и фактами социальной действительности.

Ѕурное развитие философии, возникновение на ее основе социо≠логии, становление психологии как самосто€тельной науки в целом привели в начале XIX в. к необходимости изучени€ массовидных социально-психологических €влений, общества в целом.

 . —ен-—имон (1760-1825) разработал, в свою очередь, Ђсоци≠альную физиологиюї. Ў. ‘урье (1772-1837) и ѕ. ѕрудон (1809- 1865) рекомендовали вскрывать все новые противоречи€, лежащие в основе социальной гармонии, Ђпринципов прит€жени€ї людей в обществе.

 . ћаркс (1818Ч1883), соединив диалектическую немецкую фи≠лософию истории ‘. √егел€, английскую политическую экономию ј. —мита и французский утопический социализм —ен-—имона и ‘урье, написал Ђ апиталї, в котором предложил научное объ€сне≠ние социальной действительности и различных феноменов, ее со≠ставл€ющих.

‘. Ёнгельс (1820Ч1895) по≠казал на практике, как необходимо делать закономерные выводы в области социальной и политической психологии.

¬ этот же период €зыкознание начало исследовать такие соци≠ально-психологические проблемы, как €зыковое общение и взаимо≠действие народов, св€зь €зыка с различными компонентами нацио≠нальной психологии. ƒругие науки Ч антропологи€, этнографи€ и археологи€ Ч также обратились к изучению социально-психоло≠гических феноменов. јнглийский антрополог Ё. “ейлор завершил работы о первобытной культуре. јмериканский этнограф и архео≠лог Ћ. ћорган исследовал социальную жизнь и быт индейцев. ‘ран≠цузский социолог Ћ. Ћеви-Ѕрюль изучил особенности мышлени€ первобытного человека.

ќсновател€ми первой теории Ч психологии народов Ч стали ћ. Ћацарус (1824-1903), X. Ўтейнталь (1823-1899) и ¬. ¬ундт (1832-1920).

»ми была сформулирована иде€ о том, что народ, или Ђдух целогої, €вл€етс€ движущей силой истории, а его де€тельность находит выражение в €зыке, мифах, обыча€х, нравах, религии и искус≠стве. ѕоэтому, считали они, основной задачей психологии народов, котора€, по их мнению, должна быть составной частью психоло≠гической науки, €вл€етс€ изучение духа народа и открытие законов, по которым протекает его общественна€ де€тельность. »ндивид рас≠сматривалс€ ими как элемент духовной психической субстанции, объедин€ющей людей в обществе, а св€зь индивида с социумом как определ€емую исторически.

¬тора€ теори€ получила название психологии масс. ≈е основате≠л€ми были √. “ард (1843-1930), —. —игиле (1868-1913) и √. Ћебон (1841-1930).

√. “ард, в частности, объ€сн€л аффективные моменты взаимоот≠ношений и поведени€ людей в группах их стремлением к подража≠нию. ¬ то же врем€ он подчеркивал, что дл€ понимани€ всех форм коллективного поведени€ необходимо изучать прежде всего психи≠ку индивида.

—. —игиле обратил внимание ис≠следователей на утрату индивидами в массе своих интеллектуаль≠ных характеристик, чувства личной ответственности и способности к рациональному поведению.

√. Ћебон сформулировал следующие основные положени€, которые в даль≠нейшем послужили основой дл€ понимани€ поведени€ людей в больших социальных общност€х: люди, оказавшись частичками массы, почти никогда не поступают разумно и наход€тс€ как бы в интеллектуальных Ђоковахї; деиндивидуализаци€ людей в группе ведет к по€влению возможности коллективных действий, св€зываю≠щих их участников воедино; группова€ сплоченность есть следст≠вие контрол€ группы над ее членами; толпой могут управл€ть лишь попул€рные руководители; расовый (национальный) фактор играет большую роль в общественной и политической жизни индивидов; в результате индустриальной революции, роста больших городов и развити€ средств массовой коммуникации социальна€ жизнь стано≠витс€ все более и более похожей на поведение толпы; революцион≠ное поведение есть результат главным образом массовой истерии.

ќснователем третьей теории Ч инстинктов социального поведе≠ни€ Ч был английский социальный психолог ”. ћакдаугалл (1871Ч 1938), считавший, что движущими силами, которым подчин€етс€ поведение человека, €вл€ютс€ инстинкты, названные впоследствии склонност€ми, стремлени€ми. ѕо его мнению, они представл€ют собой психофизиологические образовани€ (наследственно опреде≠ленные каналы дл€ разр€дки нервной энергии человека) и состо€т из: афферентной (рецептивной) части, ответственной за воспри€тие воздействий окружающей действительности; центральной части, благодар€ которой люди испытывают специфическое эмоцио≠нальное возбуждение при воспри€тии внешних воздействий; и эфферентной (двигательной) части, котора€ обусловливает харак≠тер наших реакций на вли€ние внешней среды. ћакдаугалл опи≠сал около дес€тка таких инстинктов, обраща€сь впоследствии к ним снова и снова, часто измен€€ их названи€ и объедин€€ в пары по происхождению Ч инстинкты борьбы и гнева, инстинкты бегства и чувства самосохранени€; инстинкты приобретени€ и чувства соб≠ственности; стадный инстинкт и чувство групповой принадлежно≠сти и др.

¬ конце XIX Ч начале XX в. значительно возрос интерес к соци≠ально-психологическим знани€м как таковым во многих странах (√ермании, ‘ранции, јнглии, »талии, —Ўј и –оссии). Ќачинает≠с€ активна€ разработка методологических и теоретических основ социальной психологии как самосто€тельной научной отрасли знаний.

Ѕихевиоризм ориентировал исследователей на изучение не собственно общественного сознани€ людей, а различных форм их поведени€, понимаемых как совокупность реакций организма человека на стимулы внешней среды. ¬ 30-е гг. XX в. ему на смену пришла необихевиористска€ теори€ (Ђсм€гченныйї бихевиоризм), св€≠занна€ в первую очередь с именами американских психологов Ё. “олмена и  . ’алла, которые включили в формулу ЂS Ч Rї промежуточные переменные (навык, потенциал возбу≠ждени€ и торможени€ Ч  . ’алл; намерение, ожидание, знание Ч Ё. “олмен). ѕредприн€та€ затем сначала Ѕ. —киннером, а потом ј. Ѕандурой попытка применить но≠вую концепцию Ђоперантного обусловливани€ї дл€ объ€снени€ и формировани€ социального поведени€ привела к созданию теории социального бихевиоризма.

√ешталътпсихологи€ и когнитивизм в противовес бихевиориз≠му старались объ€снить социальное поведение с помощью описани€ процесса познани€ человека. ¬ ходе этого познани€ его впечатлени€ о мире трансформируютс€ в систему образов, на основе которых скла≠дываютс€ различные идеи, убеждени€, ожидани€ и установки, опре≠дел€ющие в конечном итоге его действи€ и поступки. ѕредставители этого направлени€ —. јш,  . Ћевин, “. Ќьюком, ‘. ’айдер, Ћ. ‘ес-тингер и другие внесли серьезный вклад в социальную психологию.

»нтеракционизм сводил социально-психологические €влени€ и процессы к межличностному взаимодействию, усматрива€ в нем ис≠точник объ€снени€ сущности, происхождени€ и динамики этих фено≠менов. ≈го главные положени€ выражались в следующем: становле≠ние личности происходит в ситуаци€х общени€ и взаимодействи€ людей друг с другом, которые должны пониматьс€ как системы вза≠имно ориентированных акций и реакций, развернутых во времени; со≠сто€ние общества, общественные отношени€ и личность €вл€ютс€ не чем иным, как продуктом коммуникации между людьми, результатом их приспособлени€ друг к другу.

—оциально-психологическими исследовани€ми в свое врем€ за≠нималс€ и 3. ‘рейд (1856Ч1939), который поначалу скептически относилс€ к социальной психологии, однако изменил свое отноше≠ние к ней под воздействием работ √. Ћебона. ќн пришел к выводу, что, изуча€ с позиций психоанализа общественную жизнь и поли≠тическую де€тельность, необходимо воспринимать личность более реалистично, как целостный организм, многие действи€, поступки, поведение которого обусловлены социальными причинами, зна€ ко≠торые можно составить ее социально-психологический (психоана≠литический) портрет.

¬ 20Ч30-е гг. XX в. началось изучение социально-психологичес≠ких феноменов и их роли в общественной жизни людей, их взаимо≠действии и взаимоотношени€х:

-  . ёнг (пон€ти€ социального архетипа и коллективного бессознательного);

- Ћ. ‘естингер (социальный когнитивный диссонанс) и другие.

  середине дватцатого столети€ в западной социальной психологии сформировалась самосто€тельна€ отрасль знаний Ч этнопсихоло≠ги€, котора€ выступала в качестве междисциплинарной науки, включала в себ€ элементы психологии, психиатрии, социологии, антропологии и этнографии, что наложило отпечаток на способы анализа и интерпретации эмпирических данных.

¬ последние годы этнопсихологические исследовани€ на «ападе прин€ли форму кросскультурного изучени€ представителей раз≠личных национальных общностей в процессе их общени€, взаимо≠действи€ и взаимоотношений.

  концу 70-х гг. из социальной психологии выделилась поли≠тическа€ психологи€. ¬ 1978 г. было создано ћеждународное обще≠ство политической психологии. ќдновременно начинает выходить и его журнал Ђѕолитическа€ психологи€ї.

√лавенствующим направлением в зарубежной социаль≠ной психологии всегда было изучение малой группы.

¬ течение двух последних дес€тилетий можно наблюдать активное развитие социально-психологической науки не только в —Ўј и р€де стран «ападной ≈вропы, но и во всем мире.

¬ Ћатинской јмерике социальна€ психологи€ широко представ≠лена на  убе, в јргентине, ћексике, ѕеру, ѕанаме, „или. ќснов≠ными направлени€ми ее исследований €вл€етс€ изучение: роли и значени€ социально-психологических €влений и процессов в поли≠тической жизни конкретных государств; самоидентификации, со≠циализации и поведени€ латиноамериканцев в составе конкретных социальных общностей с их особой психологией, традици€ми, миро≠созерцанием; социально-психологических механизмов вовлечени€ личности в общественную и экономическую де€тельность.

Ќа Ѕлижнем, —реднем ¬остоке и в јфрике социальна€ психо≠логи€ развита слабо. »сключение составл€ют лишь такие государ≠ства, как ≈гипет, »зраиль, ћозамбик, —ири€, “анзани€ и ёј–.

ƒостаточно хорошо развита социальна€ психологи€ в ёго-¬осточной јзии и на ƒальнем ¬остоке. ¬месте с тем эта наука сильно представлена лишь в японии, »ндии,  итае, ¬ьетнаме и “аиланде.

¬ японии социальной психологии стали удел€ть внимание после второй мировой войны, под вли€нием интереса западных психологов к традици€м, культуре, национальному характеру и жизни населени€, месту и роли этой страны в отношени€х с другими государствами.

—оциальна€ психологи€ в  итае в XX в. в основном ориентиро≠валась на изучение проблем, св€занных с соотношением идеоло≠гических и психологических факторов в общественном сознании населени€, разрабатывала эффективные приемы и способы комму≠никативного и информационного воздействи€ на все его категории, а также исследовала характер взаимоотношений и взаимодействи€ между его представител€ми.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 557 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1454 - | 1372 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.