Удерживая грудную клетку в максимально “раскрытом” состоянии, медленно опускаем таз на пол. Затылок, плечи, локти, седалищные кости и ступни - на полу; шея, лопатки, середина спины, поясница, крестец и копчик пола не касаются. Мышцы спины напряжены до предела.
► Движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох.
84. “ЖЕЛЕЗНЫЙ МОСТ” С ОПОРОЙ НА ПЛЕЧИ (СС-84).
Выпрямляем ноги, выпрямляем руки, сжимаем кисти в кулаки. Жестким толчком выгибаем все тело вверх напряженной дугой, опирающейся на плечи и пятки. Ноги в коленях не сгибаются.
► Движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох - дыхание металлической собаки - выдох-вдох.
85-86-87-88-89. РАССЛАБЛЕНИЕ ЛЕЖА НА СПИНЕ - ЗАМКНУТЫЙ ПЛЕЧЕВОЙ МОСТ - ЗАМКНУТЫЙ ПЛЕЧЕВОЙ ПОЛУМОСТ - “ЖЕЛЕЗНЫЙ МОСТ” С ОПОРОЙ НА ЗАТЫЛОК - РАССЛАБЛЕНИЕ ЛЕЖА НА СПИНЕ (СС-85, СС-86, СС-87, СС-88, СС-89).
Опускаемся в позу расслабления на спине (СС-85).
Сгибаем ноги и ставим ступни возле таза. Захватываем себя руками за лодыжки. Поднимаем таз и живот, подставив плечи под спину (СС-86).
Опускаем таз на пол, выгнув торс вверх (СС-87).
Выпрямляем ноги. Расслабив шею, кладем под нее кисти - одну на другую ладонями вверх. Жестким толчком выгибаем все тело вверх жесткой дугой, опирающейся на пятки и затылок. Разведенные в стороны локти не поддерживают собственно “железный мост”, а лишь помогают сохранять равновесие - вес тела почти полностью сосредоточен на затылке и пятках (СС-88). Затем расслабляемся (СС-89).
► Расслабление на спине: движение - выдох, фиксация - свободное дыхание; замкнутый плечевой мост: движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох; замкнутый плечевой полумост: движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох; “железный мост” с опорой на затылок: движение - выдох, фиксация - вдох-выдох-вдох - дыхание металлической собаки - выдох-вдох; выход в позу расслабления лежа на спине - выдох, расслабление лежа на спине - свободное дыхание.
На этом заканчивается вторая мини-последовательность старт-сета.
ТРЕТЬЯ МИНИ-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАРТ-СЕТА
ПЕРЕКАТ ЧЕРЕЗ ГОЛОВУ (ЧАКРАСАНА) - РАССЛАБЛЕНИЕ НА ПЯТКАХ (ДАРНИКАСАНА) (СС-90, СС-91).
Плавным движением поднимаем прямые ноги вверх и опускаем их на пол за головой.
Ставим руки ладонями на пол возле головы. Отталкиваясь руками, перекатываемся через голову и опускаем таз на пятки.
Во время переката следим за тем, чтобы голова не опрокидывалась на бок. Шея должна перемещаться в строго вертикальной плоскости, точка касания головы и пола движется вдоль серединной линии поверхности черепа. Такая симметричность переката достигается за счет сильного толчка руками в момент перехода через точку самого неустойчивого равновесия.
► Дыхание - произвольное.
ПОЛУСТОЙКА НА ГОЛОВЕ (АРДХА-ШИРШАСАНА) - ПРЯМОЙ УГОЛ В СТОЙКЕ НА ГОЛОВЕ (ВИПАРИТА-ДАНЬДАСАНА) - ПРОСТАЯ СТОЙКА НА ГОЛОВЕ С УГЛОВОЙ ПОДДЕРЖКОЙ (САЛАМБА-ШИРШАСАНА) (СС-92, СС-93, СС-94).
Стойка на голове относится к разряду самых важных ключевых асан хатха-йоги. В Йоге Восьми Кругов она является ХА-вариантом третьей из семи точек исходного равновесия (точки обращенного потока) - пятым узлом магического кристалла Движения Силы.
Существует несколько базовых вариантов стойки на голове. В старт-сете нулевого цикла ОМНИО-ТТ используется один - “самый классический”: простая стойка на голове с угловой поддержкой.
Простая стойка на голове с угловой поддержкой, в свою очередь, выполняется в четырех вариантах: с опорой на макушку, с опорой на точку “родничка”, с опорой на точку перехода “лоб - волосистая часть головы” и в так называемом “безопорном варианте с шейной подвеской”.
Безопорный вариант с шейной подвеской - это уже, фактически, не столько стойка на голове, сколько изрядно смягченный вариант стойки на предплечьях. Голова и шея в такой стойке полностью разгружены, однако распределение нагрузки, приходящейся на руки, в отличие от собственно стойки на предплечьях таково, что позволяет выполнить это упражнение даже не слишком хорошо тренированным практикующим. Такой вариант стойки на голове используется в основном в тех случаях, когда практикующему из-за травм или по каким-либо другим причинам полностью противопоказана статическая сдавливающая нагрузка на шею.
Стойка с опорой на точку “родничка” - достаточно опасная в психоэнергетическом отношении техника, пользоваться которой вообще не рекомендуется. Иногда Мастера сознательно применяют такую стойку для длительных медитативных экскурсов в сферы бытия, лежащие “по ту сторону объективной реальности” - с целью “прорыва” в некоторые особые состояния сознания. При этом они, разумеется, полностью принимают на себя ответственность за возможные последствия таких действий. Опасность стойки с опорой на точку “родничка” - в том, что она зачастую приводит к жестким искажениям индивидуальной психики за счет взрывного неконтролируемого рассеяния энергии и обусловленного им истощения наиболее “тонких” составляющих энергетической структуры.
Стойка с опорой на макушку является самой безопасной как в чисто “физкультурном”, так и в психоэнергетическом отношении. Однако она не дает такой концентрации индивидуальной воли и проистекающего из нее накопления личной силы, как стойка с опорой на точку перехода “лоб - волосистая часть головы”.
Стойка с опорой на точку перехода “лоб - волосистая часть головы” обладает всеми “психоэнергетическими достоинствами” стойки с опорой на “родничок” и в то же время лишена предательского свойства последней искажать психику. Поэтому именно вариант стойки на голове с опорой на точку перехода “лоб - волосистая часть головы” принят в качестве базовой техники в Йоге Восьми Кругов.
На этапе освоения сначала учатся стоять на макушке, а когда равновесие в стойке на голове делается достаточно уверенным, переходят к стойке на точке лобного перехода.
Работая над переводом книги Шри Свами Шивананды “Йога-терапия”, я позволил себе изменить все приведенные в ней описания техники выполнения асан. Вместо коротких приблизительных рекомендаций, имевшихся в оригинальном тексте, книга, изданная “СОФИЕЙ” в 1994 году, содержит исключительно подробные полные развернутые объяснения.
Поэтому я не вижу смысла детально останавливаться здесь на технологии освоения и технике выполнения стойки на голове с опорой на точку лобного перехода, а отсылаю читателя к вышеупомянутой работе и к книге господина Б. К. С. Айенгара “Йога-дипика”, в которой имеется самое полное и точное изложение техники выполнения стойки на голове с опорой на макушку.
Тот, кого интересует информация о психоэнергетическом эффекте выполнения стойки на голове, пусть обратится к “Гхеранда-Самхите” и к замечательной работе Дхирендры Брахмачари “Йогасана-виджняна”.
Из позы расслабления на пятках поднимаемся на четвереньки. Складываем кисти в замок. Упираемся наружными ребрами ладоней и локтями в пол. Расстояние между локтями - НЕ БОЛЕЕ ШИРИНЫ ПЛЕЧ. Если локти расходятся слишком широко, с удержанием равновесия в стойке на голове неизбежно возникают существенные затруднения.
Руки полностью выпрямлены в лучезапястных суставах - предплечья и ладони образуют угол, вершиной которого являются сложенные в замок пальцы.
Ставим голову на пол, как бы “вписывая” ее в угол, образованный предплечьями. В зависимости от того, какой вариант стойки мы намерены практиковать, голова касается пола соответствующей точкой.
Медленно выпрямляем ноги, поднимая туловище в вертикальное положение (СС-92).
Наклоняем туловище назад до тех пор, пока центр тяжести не сместится настолько, что пальцы прямых ног начнут отрываться от пола. Поворачиваем таз в вертикальное положение, как можно выше поднимая седалищные кости и еще больше выпрямляя позвоночник. Прямые ноги поднимаются в горизонтальное положение (СС-93).
Разгибая тело в тазобедренных суставах, поднимаем прямые ноги вверх и свободно вытягиваемся в вертикальной стойке на голове (СС-94).
► Дыхание: все движения выполняются с выдохом; в фазах фиксации дыхание свободное полное, в стойке на голове можно выполнить несколько циклов дыхания металлической собаки.
Нормальное время удержания фазы фиксации стойки на голове - от одной до десяти минут. Некоторые практикуют ее в течение пятнадцати-двадцати минут, а в отдельных случаях - до одного-полутора часов. Практика стойки на голове в течение более чем двадцати минут относится к разряду специальных техник и должна совмещаться с определенными дыхательными и созерцательными упражнениями, иначе она грозит обернуться полной потерей контроля над состоянием “тонких” составляющих энергетического тела. Происходит нечто, напоминающее замыкание над жизненным пространством индивида некоего “личного психического потолка”, который препятствует прорыву восприятия в высшие слои осознания. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к серьезным психическим сдвигам, обусловленным подавляющим волю преобладанием в вибрационной матрице энергетического тела “грубых” элементов “дочеловеческой” животной, вернее, скотской или даже звериной природы. В результате человек рискует превратиться в “сознательного зомби” и оказаться в безраздельной власти самых гнусных и отвратительных сил из всего, что присутствует в поле перманентной войны, каковым является в настоящее время ноосфера этой планеты. В нулевом цикле специальные упражнения, предназначенные для “устранения личного психического потолка”, отсутствуют, поэтому стоять на голове дольше чем пятнадцать-двадцать минут кряду я настоятельно не рекомендую.