Выше мы уже рассмотрели несколько техник установления раппорта. Однако в жизни у нас часто возникает ситуация, когда раппорт нужно установить практически мгновенно – например, времени на неторопливое и кропотливое выстраивание контакта с собеседником у вас просто нет, либо это просто не нужно.
Например, чтобы узнать у прохожего дорогу к библиотеке или попросить у портье ключ от вашего номера, вам вполне достаточно мгновенного и непродолжительного раппорта.
В этом параграфе мы рассмотрим несколько приемов, которые позволят вам установить раппорт в течение нескольких секунд.
Эти же техники можно использовать в тех случаях, когда на уровне ведения или согласования «клиент» внезапно разрывает раппорт – это случается довольно часто, причем поводом для разрыва могут послужить как ваши собственные действия, так и какие-нибудь внешние обстоятельства (телефонный звонок, гудок автомобиля, официант в ресторане и т. д.). Не стоит этого опасаться, просто перед тем, как продолжить разговор, сделайте паузу и снова установите раппорт.
Итак, техники сопровождения позволяют установить раппорт с любым человеком, а при определенном навыке – и с большим количеством людей.
Что такое «сопровождение»?
Почему уровень установления и поддержания раппорта называется сопровождением? В первую очередь потому, что они неразрывно связаны: без хорошего соответствия друг другу не будет ни раппорта, ни сопровождения. Недаром сопровождением часто определяется даже уровень профессионализма:
вњ“ Певец поет, а музыканты играют – аккомпанируют. Аккопанемент – это и есть сопровождение. Или наоборот – музыка играет, а певец голосом сопровождает музыкантов. В каком случае получается хорошая песня? Только если музыканты и певец максимально соответствуют друг другу. Если соответствия нет или просто недостаточно, песня окажется плохой, как бы хороши по отдельности ни были слова, мелодия, музыканты и певец. А для того чтобы была гармония, певец и музыканты должны быть в раппорте. (Кстати, этим объясняется, почему считается дурным тоном петь под фонограмму – душевное состояние певца и музыкантов в каждый момент разное, поэтому, сколь бы хороша ни была фонограмма, идеально «попасть» в нее практически невозможно, а это означает, что раппорт артиста даже с самыми лояльными зрителями не сможет быть полным.)
вњ“ Сопровождением называется и работа телохранителей. Они провожают свой «объект» куда бы он ни пошел. Если между «объектом» и телохранителем не установлен раппорт, сопровождение будет бессмысленным: «объект» не будет выполнять самых простых действий, гарантирующих ему безопасность, а телохранитель не будет чувствовать, где в каждое мгновение находится «объект», что он делает и что собирается сделать в следующий момент. Любое, даже самое примитивное нападение приведет к гибели либо «объекта», либо телохранителя, либо и того и другого – работа телохранителя не выполнена.
вњ“ Работа выездного секретаря также называется сопровождением. Босс встречается с разными людьми, посещает выставки, дает деловые обеды – при нем постоянно находится секретарь. Если это хороший секретарь, то он сможет записать все указания босса, в нужный момент как фокусник выдернет из своего портфеля нужный документ или справку, при необходимости отвлечет на себя внимание собеседника босса, по ситуации смягчит резкость или добавит твердости словам босса и т. д. Это очень важная и очень сложная работа. Без хорошего и устойчивого раппорта с боссом работа секретаря окажется простой фикцией.
То же самое можно сказать и о других профессиях, связанных с общением с людьми – продавец, политик, воспитатель, учитель, докладчик, руководитель, менеджер по персоналу, промоутер, милиционер, дорожный инспектор, врач – без умения мгновенно устанавливать раппорт все эти специалисты будут непрофессиональны и вряд ли смогут удержаться на своей должности.
Итак, сопровождение – это выполнение действий по установлению и удержанию раппорта. Существует две группы техник, позволяющих достичь этой цели:
вњ“ отражение;
вњ“ подстройка.
В каждую группу входит множество приемов. Почему их много? Да просто потому, что в разных ситуациях одни техники срабатывают, а другие – нет. Чем большим количеством техник вы владеете, тем легче вам будет выбрать оптимальную при общении с разными людьми.