(‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, также) сказала:
Когда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) видел тучу или (замечал, что поднимается) ветер, (он испытывал беспокойство, что) было заметно по его лицу, (и однажды я) сказала: «О посланник Аллаха, когда люди видят тучи, они радуются, надеясь, что они принесут с собой дождь, а по твоему лицу я вижу, что (появление туч) тебя не радует». (В ответ мне) он сказал: «О ‘Аиша, а как я могу быть уверенным в том, что (эти тучи) не несут с собой наказание (Аллаха)? Ведь люди уже подвергались наказанию ветром2, а до этого они увидели (надвигающееся на них) наказание3 и сказали: “Это – туча, которая принесёт нам дождь!” »
1 Имеется в виду надгортанник.
2 Имеется в виду народ ‘ад, уничтоженный страшным ураганом за неподчинение направленному к ним Аллахом пророку Худу, мир ему.
3 Речь идёт о туче.
Глава 1257: Слова Всевышнего: «И может ли случиться так, что … станете вы порывать родственные связи?» (“Мухаммад”, 22).
1696 (4830, 4831). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«После того как Аллах создал (всё) сотворённое, (со своего места) поднялись (родственные связи и взялись за пояс Милостивого)1, Который спросил: “В чём дело?” Они сказали: “Это — место того, кто прибегает к Твоей защите от разрыва”. (Тогда Аллах) спросил: “Удовольствуетесь ли вы тем, что Я награжу того, кто станет вас поддерживать, и порву с тем2, кто станет порывать вас?” Они ответили: “Да, о Господь мой!” — (и Аллах) сказал: “Да будет так!”»
(Передав это,) Абу Хурайра сказал:
«Прочтите, если желаете (, айат, в котором сказано): “И может ли случиться так, что если власть будет принадлежать вам, то станете вы распространять нечестие по земле3 и порывать родственные связи?” »
В другой версии (этого хадиса, также передаваемой со слов Абу Хурайры), да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Прочтите, если желаете, (айат, в котором сказано): “И может ли случиться так…”».
1 Имеется в виду обращение с мольбой о помощи и защите.
2 То есть лишу его Своей милости.
3 В данном случае имеются в виду сражения верующих друг с другом.
Глава 1258: Слова Всевышнего: «И скажет (ад): “Будет ли добавка?”» (“Каф”, 30).
1697 (4848). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«(Людей) станут бросать в огонь, который будет говорить: “Нет ли добавки?” — до тех пор, пока (Аллах) не наступит (на него) Своей ногой, и тогда он скажет: “Довольно, довольно!”»
1698 (4850). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Некогда) рай и ад стали препираться друг с другом, и ад сказал: “Меня выбрали (как место) для высокомерных и несправедливых”, что же касается рая, то он спросил: “А почему же в меня не войдёт никто, кроме слабых и незаметных?” И тогда Всеблагой и Всевышний Аллах сказал раю: “Ты — милость Моя, которую Я стану оказывать, кому пожелаю из рабов Моих”, аду же Он сказал: “А ты — не что иное, как (средство) Моего наказания, которому Я стану подвергать, кого пожелаю из рабов Моих”. И будут наполнены (рай и ад до краёв); что касается ада, то не наполнится он, пока (Аллах) не наступит (на него) Своей ногой, и тогда он скажет: “Довольно, довольно, довольно!” — и будет он полон, а края его сойдутся, и при этом Всемогущий и Великий Аллах не обидит никого из Своих созданий. Что же касается рая, то, поистине, Всемогущий и Великий Аллах создаст (новое) творение (, чтобы заполнить его)».
Глава 1259: Слова Всевышнего: «Клянусь горой1, клянусь начертанным Писанием2…» (“Гора”, 1 — 2).
1 Имеется в виду гора Синай, где Аллах говорил с пророком Мусой, мир ему.
2 Здесь подразумевается либо Хранимая Скрижаль, либо Коран.
1699 (4854). Сообщается, что Джубайр бин Мут‘им, да будет доволен им Аллах, сказал:
Однажды) я услышал, как во время закатной молитвы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читает (суру) “Гора”, и когда он дошёл до тех айатов (, в которых говорится): “Или созданы они без ничего1? Или сами они творцы2? Или они создали небеса и землю? Нет у них уверенности!3 Или у них сокровищницы Господа твоего, или они управляют?”4 — сердце моё было готово улететь5».
1 То есть без участия Творца.
2 То есть или сами они создали себя?
3 Имеется в виду, что у них нет твёрдой веры в то, что это создано Аллахом.
4 “Гора”, 35 — 37.
5 Смысл и логика этих айатов так повлияли на Джубайра, да будет доволен им Аллах, что под их воздействием он принял ислам.
Глава 1260: Слова Всевышнего: «Видели ли вы аль-Лат, и аль-‘Уззу?1» (“Звезда”, 19).
1 Имена богинь, которым поклонялись арабы в доисламские времена. Что касается имени аль-Лат, то, по одним данным, это имя женского рода от имени Аллах, по другим же, так звали человека, который растирал (йалутту) савик* для паломников.
* См. примечание к хадису № 894.
1700 (4860). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Если, давая клятву, кто-нибудь (по забывчивости) произнесёт слова “Клянусь аль-Лат и аль-‘Уззой”, пусть скажет: “Нет бога, кроме Аллаха”, тот же, кто предложит своему товарищу: “Давай-ка я сыграю с тобой1”, пусть подаст милостыню2».
1 Имеются в виду азартные игры.
2 Это значит, что человек, сделавший своему товарищу подобное предложение, в качестве искупления за свой грех должен подать милостыню.
Глава 1261: Слова Всевышнего: «…но Час этот1, который является назначенным им сроком, окажется ещё ужаснее и горше!» (“Луна”, 46).
1 Имеется в виду День воскресения.
1701 (4876). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Когда я была маленькой девочкой и играла (в детские игры), Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке был ниспослан (айат, в котором сказано): “…но Час этот, который является назначенным им сроком, окажется ещё ужаснее и горше!” »
Глава 1262: Слова Всевышнего: «А помимо этих двух есть ещё два сада1…» (“Милостивый”, 62).
1 Речь идёт о райских садах.
1702 (4878). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Кайса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Два сада, сосуды и всё прочее в которых (сделано) из серебра, и два сада, сосуды и всё прочее в которых (сделано) из золота. И ничто, кроме накидки величия, что будет покрывать собой лик Господа, не помешает людям, которые окажутся в райском саду /‘адн/, взирать на Него».
Глава 1263: Слова Всевышнего “гурии, сокрытые в шатрах” (“Милостивый”, 72).
1703 (4879, 4880). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Кайса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Поистине, есть в раю шатёр (, сделанный) из полой жемчужины, ширина которого равна шестидесяти милям. В каждом из его углов находятся (женщины), которые не видят тех, что находятся в других углах, и которых будут посещать верующие1. И есть два сада, сосуды и всё прочее в которых (сделано) из серебра, и два (других) сада, сосуды и всё прочее в которых (сделано) из того-то, и ничто, кроме накидки величия, что будет покрывать собой лик Господа, не помешает людям, которые окажутся в райском саду, взирать на Него».
1 Имеется в виду, что каждый верующий будет приходить к своим жёнам.
Глава 1264: Слова Всевышнего: «О те, кто уверовал! Не берите врага Моего и врага вашего в покровители» (“Испытуемая”, 1).
1704 (4890). Сообщается, что ‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал:
Отправляя меня, а также аз-Зубайра и аль-Микдада, да будет доволен Аллах ими обоими, (с поручением)1, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поезжайте в Раудат Хах2. Там находится женщина в паланкине, у которой будет письмо: отберите его у неё!» После этого мы двинулись в путь и гнали лошадей во весь опор, пока не достигли Раудат (Хах), где (действительно) обнаружили в паланкине женщину, которой велели: «Доставай письмо!» Она сказала: «Нет у меня никакого письма!» Тогда мы сказали: «Доставай письмо, а иначе мы обязательно разденем тебя!» — и она вытащила его из своих волос. После этого мы доставили его пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и оказалось, что в нём (написано следующее): «От Хатиба Ибн Абу Бальта‘а…» (В этом письме Хатиб) извещал находившихся в Мекке людей из числа многобожников о некоторых делах пророка, да благословит его Аллах и приветствует.3 (Ознакомившись с содержанием письма,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Что же это, о Хатиб?!» (В ответ ему Хатиб) сказал: «Не спеши (осуждать) меня, о посланник Аллаха! (Дело в том, что) я был одним из курайшитов, но к числу их не относился4. У мухаджиров, которые находятся с тобой, есть в Мекке родственники, и они защитят их семьи и имущество5, а поскольку у меня среди (курайшитов) родственников нет, я и захотел сделать для них что-то, чтобы защитить своих близких, и я не делал этого ни от неверия, ни потому, что решил отступиться от своей религии!» (Выслушав его,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он действительно сказал вам правду», что же касается ‘Умара, то он воскликнул: “О посланник Аллаха, позволь мне отрубить ему голову!” (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поистине, он участвовал (в битве при) Бадре, а откуда тебе знать, может быть, Всемогущий и Великий Аллах посмотрел на участников (этого сражения) и сказал: “Делайте, что хотите, Я уже простил вам!”?»
Передатчик этого хадиса сказал: