Восприятие школьником произведения живописи, подкрепленное рассказом учителя или текстом, связанным с содержанием картины, значительно обостряет эмоции детей, помогает более глубоко понять содержание картины и средства выражения замысла художника. Поэтому опытные учителя-словесники при подготовке к сочинению по картине используют текст-образец, интуитивно понимая, что картина в сочетании с текстовым материалом гораздо эффективнее воздействует на умственную деятельность и эмоциональную сферу учащихся, а значит, и на их речь.
Хороший текст – образец, представляющий собой модель высказывания определенного жанра, экономит время, сберегает силы, помогает учащимся осознать особенности содержания, композиции и речевого оформления высказывания с учетом коммуникативной задачи.
Как показывают наблюдения, чаще всего в качестве образца для сочинения по картине учителя используют отрывки из художественных произведений, стихотворения, близкие содержанию картины, или сами составляют тексты по картине. Однако в первом случае часто возникает несоответствие текста изображенному художником, что порождает преграды на пути постижения смысла картины; во втором случае работе мешает обычно невысокое качество текстов, которые вдобавок не всегда правильны с точки зрения искусствоведения.
Поэтому естественно возникает мысль в качестве образца при подготовке к сочинению по картине использовать искусствоведческий текст. Под искусствоведческим текстом мы понимаем текст, написанный художником, искусствоведом, педагогом, преподавателем по изобразительному искусству, в котором непосредственно описываются содержание той или иной картины и средства выражения замысла художника.
Вместе с тем мы отдаем себе отчет в том, что не любой искусствоведческий текст пригоден для использования на уроках русского языка. Ведь искусствоведческая литература довольно обширна и адресована разным читателям: узкому кругу специалистов в области искусства, массовому читателю, детям. Для работы на уроках русского языка целесообразно выбирать тексты, ориентированные на детей и массового читателя. Они доступны пониманию учащихся, поскольку не содержат сложной специальной информации. Нежелательно использовать на уроках родного (русского) языка тексты, предназначенные для иностранцев, так как они адаптированы, как правило, за счет упрощения синтаксических конструкций, лексических значений прилагательных, причастий, наречий, т. е. слов, необходимых для понимания оттенков описания.
При подборе искусствоведческого текста к рассматриваемой на уроке картине необходимо учитывать следующие требования: доступность, информативность; художественная и эстетическая ценность; содержательность и смысловая цельность, композиционная завершенность; жанр и стиль текста с учетом поставленной коммуникативной задачи; объем текста (в соответствии с возрастными возможностями учащихся и условиями урока).
Искусствоведческие тексты могут быть объединены в группу текстов с общим содержательным планом, типовым значением, жанром и стилем речи. Такая общность этих текстов позволяет на их основе обучать учащихся созданию собственных речевых произведений (сочинений) определенного жанра и стиля. Имея представление об особенностях построения и языкового оформления текста-образца, представляющего собой, например, описание с элементами повествования в научно-популярном стиле изложения, учащиеся смогут создать собственное высказывание, предварительно осознав структуру, жанр и стиль данного образца.
Помочь школьникам должен предварительный смысловой и типологический анализ текста-образца, в процессе которого учащиеся определяют тему и основную мысль текста, его структуру, опорные слова, выделяют абзацы и фрагменты, относящиеся к разным типам речи (описание, повествование, рассуждение), определяют способы связи между абзацами и предложениями, а также стиль речи.
В качестве примера приведем уроки, проведенные в пятых классах средней общеобразовательной школы № 1012 Солнцевского района г. Москвы учительницей русского языка и литературы О.А. Васильевой.
Урок 1.
Тема: подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
Цели урока:
1) познакомить учащихся с речеведческими понятиями (текст, абзац, средства связи) на основе искусствоведческого текста с целью использования его при подготовке к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень»;
2) активизировать лексику по теме «Осень»;
3) ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: пейзаж, пейзажист, мазки, живопись, живописец, колорит.
Оборудование урока: репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»; искусствоведческий текст из книги В.Б. Розенвассера «Беседы по искусству» (-М., 1983).
Рассказ учителя о художнике и его картине.
Исаак Ильич Левитан (1860–1900) был выдающимся художником-пейзажистом конца XIX века.
Судьба его была нелёгкой. Выходец из бедной еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И.И. Левитана буквально с самого детства. Уже в тринадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В.Г. Перова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова. У А.К. Саврасова он учился видеть поэзию и красоту русской природы; В.Д. Поленов оказал большое воздействие на И.И. Левитана как колорист, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы в таких картинах И.И. Левитана, как «Первая зелень», «Березовая роща».
Картина И.И. Левитана «Золотая осень» (1895) создает образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющий родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать «энциклопедией русской осени», которую он неоднократно изображал в своих более ранних этюдах и картинах. (По В.Б. Розенвассеру).
Беседа по картине.
– Что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник?
– Почему картина называется «Золотая осень»?
– Какие краски (тона) выбрал И.И. Левитан, чтобы показать «золото осени»?
– О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине? Что вы будете описывать?
Учитель предлагает учащимся записать слова, на которые можно опираться при работе над сочинением:
небо, река, поле, березы, роща, деревья, деревушка, пригорок, трава.
– Все эти слова – опорные, это объекты для описания, то, что уже нам дано самой картиной. А что мы можем сказать «нового» об этом «данном»?
На доске делается запись:
«Данное». | «Новое». |
Небо | голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками. |
Река | неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением. |
Деревья | желтые, золотые, разноцветные, как свечки, красивые. |
Трава | сухая, желтая, как ковер, бурая. |
Поле | зеленое, свежее, как бархатный мягкий коврик. |
Деревушка | маленькая, дальняя. |
– С чего бы вы начали сочинение по картине? («С того, что И.И. Левитан изобразил красивую пору – осень».)
– Что бы вы написали после вступления? («Я стал бы подробно описывать деревья, реку, небо».)
– Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении? («Я обязательно написала бы о том, какая осень красивая пора года, как И.И. Левитан хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась».)
– А теперь посмотрите, как описал эту картину автор книги «Беседы об искусстве» В.Б. Розенвассер. Но вся беда в том, что мне попали в руки только отдельные листы с отпечатанным текстом. И я теперь не знаю, один это текст или разные, какой лист первый и какой последний. Давайте попробуем вместе разобраться в этом. Прочитайте отрывки.
Учитель раздает учащимся отпечатанные листы с текстом:
«Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов».
«Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими – деревня. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и кажется, что ее густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки красок он положил не вдоль движения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась, и только дальше, становясь светлее, она начала медленное движение. Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину пейзажа, тем менее густыми и более легкими становятся мазки».
«Всматриваясь в картину И.И. Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи». (205 слов.)
После прочтения текста учитель спрашивает:
– Соответствует ли содержание текста картине?
– Являются ли отрывки одним текстом? (Да, являются, потому что во всех них говорится о картине И.И. Левитана «Золотая осень».)
– Действительно, все отрывки связаны между собой одной мыслью. Какой? («Основная мысль этого текста – это мысль о красоте русской осенней природы».)
– Правильно. Вы доказали, что все отрывки – один текст, их объединяет одна мысль. А как бы вы расположили эти отрывки? Какой из них будет первым (вторым, третьим)? («В начале текста я бы поставил отрывок «Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж...» В этом отрывке как бы описывается картина полностью, в общем»; «За первым отрывком я бы поместила подробное описание пейзажа и то, как написана картина. Эта часть самая большая, и в ней как бы объясняется то, о чем говорится в первом отрывке»; «Отрывок «Всматриваясь в картину...» я бы поставил последним, потому что в нем говорится о красоте природы, как будто делается вывод из всего, что сказали раньше».)
– Итак, мы восстановили с вами полностью текст. Обратите внимание, что каждый отрывок начинается с красной строки. Почему? Как вы считаете? («Наверное, потому, что каждый отрывок описывает картину по-разному. В каждом из них как будто есть своя мысль. Например, в первом отрывке мы сразу видим картину. А во втором мы будто смотрим на пейзаж вместе с автором текста и медленно передвигаем взгляд по картине».)
– Правильно. Предложения, объединенные одной мыслью (подтемой) и имеющие четкие границы, образуют абзацы. А связаны ли абзацы между собой? Если связаны, то как? («Да, абзацы связаны между собой. В первом абзаце автор говорит о реке. А второй абзац он начинает с того, что описывает то, что находится слева и справа от реки. Во втором абзаце часто повторяются слова посмотрите, присмотритесь, а в третьем абзаце как бы делается вывод: всматриваясь в картину И.И. Левитана...».)
– Вы хорошо заметили, что здесь абзацы связаны между собой однокоренными словами. Существуют и другие виды связи, но об этом мы узнаем позже.
– Понравился ли вам этот текст? («Мне текст очень понравился. Автор хорошо и подробно описал картину «Золотая осень»; «После чтения этого текста я лучше поняла картину Левитана».)
– Что нового о картине И. Левитана вы узнали из текста? («Я узнала, как художник писал картину, как он накладывал краски, чтобы показать движение воды и лучше изобразить золотую листву берез».)
– Как описывает автор реку, деревья, поле, небо? Какие слова он употребляет? Дополните опорные слова, которые мы записали раньше, новыми, из текста:
Река спокойно несущая свои воды, густо-синяя вода; медленно движется; вода как бы вздыбилась, поднялась; становясь светлее, она начала медленное движение.
Деревья отдельные, осенние, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы, как бы расступаются, золотая листва берез.
Поле изумрудно-зеленая полоса озими, бескрайние поля.
Трава побуревшая, осенняя.
Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками.
– Как видите, автор текста нашел новые, выразительные и точные слова для описания картины. Постарайтесь и вы в своем сочинении использовать богатые возможности русского языка.
Словарно-стилистическая работа.
– Объясните с помощью словаря значение следующих искусствоведческих терминов:
живопись («Вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления с помощью красок»),
пейзаж («Картина, изображающая природу»),
мазки краски – мазок («Прием написания картины масляными красками. Мазок кладется один раз. Могут накладываться в разных направлениях. Различают легкие и густые мазки»),
колорит («Соотношение красок в картине по тону»).
– Найдите в тексте предложение со словом мазки.
– Образуйте от имен существительных пейзаж, живопись слова, обозначающие лицо. (Пейзажист, живописец.)
– Найдите в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета. Объясните их значение с помощью картины. (Изумрудно-зеленая полоса озими, густо-синяя вода, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы.)
Задание на дом: напишите сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» или по любой другой картине на тему «Осень», придерживаясь законов построения текста. Вспомните, какими языковыми средствами можно раскрыть основную мысль, какие средства связи между абзацами использовать.
В соответствии с действующей программой общеобразовательной школы, учащиеся V класса знакомятся с разговорным, научным и художественным стилями речи. Однако с научным стилем, например, в чистом виде учащиеся практически не встречаются, а имеют дело в основном с так называемым научно-популярным стилем: объяснение учителя, текст учебника, тексты научно-познавательных книг.
Поэтому на уроках развития речи целесообразно ввести понятие научно-популярного стиля – как разновидности научного.
Урок 2.
Тема: стиль сочинения – описания по картине.
Цели урока:
1) познакомить учащихся с особенностями научного и научно-популярного стилей речи на основе сравнения их;
2) показать, как автор текста может проявить свою позицию, отношение к картине (на примере искусствоведческого текста);
3) активизировать лексику по теме «Весна».
Оборудование урока: репродукция картины И.И. Левитана «Март»; искусствоведческий текст, рассчитанный на широкий круг читателей (из книги «И.И. Левитан». – М., 1965); текст, адресованный узкому кругу специалистов (из книги «И.И. Левитан». –М.; Л., 1937).
Рассказ учителя о художнике и беседа по картине.
В 1895 году И.И. Левитан написал картину «Март», в чем-то возвращавшую художника к живой непосредственности восприятия природы, характерной для некоторых ранних его произведений. Известно, что «Март» был написан с натуры под Москвой в Горке – имении Турчаниновых, друзей художника.
– Скажите, ребята, если бы вы не знали, как называется картина, смогли бы вы определить время года, изображенное на полотне?
– О чем бы вы рассказали, на что особенно обратили бы внимание, если бы вашим слушателем был человек, который никогда не видел эту картину?
Во время беседы учитель раздает всем учащимся по два отпечатанных текста.
I текст.
Вот передо мною «Март» Левитана. Поражаюсь этой светоносной ослепительностью мартовского солнца. Я всегда как зачарованный стою перед этим «чудом». До предела доведена ослепительность белого света мартовского утра. И это выражено в игре света на корке «осевшего» снега, в контрасте глубокой синевы тени от деревьев, на сверкающем снеге, в темно-зеленой, почти черной тени ветвей сосен на фоне освещенного леса третьего плана картины.
А главное – в особом свете марта, предвестника весны, когда снег уже мешается с землею... и уже на синем небе четко рисуются ветви деревьев со скворешниками, поджидающими перелетных гостей. Всякий раз, когда мне удается в марте быть на природе или же сидеть в городе на бульваре в солнечное мартовское утро, то в мыслях мелькает шуточный парадокс: «Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана!» И всякий раз, когда выезжаешь в Подмосковье и бродишь по полям, лесам, по руслу речушек в любое время года и дня, опять и опять вспоминаешь Левитана. (Б.В. Иогансон).
II текст.
Картины, исполненные И.И. Левитаном в 1859–1897 годах, к числу которых относятся «Март», «Золотая осень» и «Весна. Большая вода», своим мажорным строем образуют отчетливый контраст грустным настроениям некоторых произведений предшествующих лет. В них на смену сдержанной тональности пришла звучная, радостная цветность.
Впоследствии не раз высказывалось мнение, что начиная с «Марта», импрессионистские приемы становятся неотъемлемой частью левитановской техники. Левитан видит, что в тени освещенного солнцем предмета кроются цвета, дополнительные к его цвету. Но Левитан не возводит это реальное наблюдение в цветовую схему, не противопоставляет с назойливым постоянством «очищенные» оранжевые и голубые цвета; он видит, что в реальности это взаимодействие значительно сложнее и что оно находится также в непосредственной внутренней зависимости от цвета, постоянно присущего данному предмету и не зависящего от временных условий освещения. (И.И. Гинзбург).
– Представьте себе, что вы – главный редактор одного из детских журналов. Вам принесли для публикации две статьи – два искусствоведческих текста о картине И.И. Левитана «Март». Эти статьи перед вами. Прочитайте их. Ваша задача – выбрать для своего журнала один из текстов и объяснить автору другого текста, почему его статья не подходит.
Вот что ответили пятиклассники:
«Я бы выбрал текст Б. Иогансона. Второй текст – непонятный и сложный. В нем много неясного, много неизвестных слов. Он состоит из очень сложных предложений и в общем он какой-то «сухой», скучный, неинтересный. Этот текст не поймут дети и, мне кажется, даже взрослые.
А текст Б. Иогансона – очень приятный и простой. Мы как будто вместе с ним смотрим на картину и видим то же самое, и чувствуем то же самое. Здесь все слова и предложения понятные и знакомые. Сразу видно, что Иогансону эта картина очень понравилась. Этот текст с удовольствием прочитают и дети, и взрослые».
«Во втором тексте много слов, понятных только художникам, например цветность, тональность, цветовая схема и др., много непонятных слов: мажорный, реальность, импрессионистский и т. д. В тексте много больших и сложных предложений. Последнее предложение состоит из 50 слов!»
– Вы четко увидели разницу между двумя текстами. Казалось бы, авторы этих текстов говорят об одном и том же – картине «Март» И.И. Левитана, но делают это по-разному. А все зависит от того, в какой ситуации будет использован этот текст.
И. Гинзбург пишет для художников, искусствоведов, т. е. для людей, хорошо разбирающихся в живописи. Поэтому автору легче говорить на том языке, на котором общаются ученые, специалисты, следовательно, стиль его статьи – научный, задача автора – сообщить новое, научить.
А Б. Иогансон написал текст для того, чтобы разъяснить нам, всем зрителям, тайны картины, познакомить с ней, сделать ее доступной и любимой. Поэтому и слова, и предложения, которыми воспользовался Б. Иогансон, просты и понятны всем. А чтобы стать к нам поближе, автор ведет рассказ от первого лица, как будто разговаривает с нами.
Стиль такого текста называется научно-популярным.
Научно-популярным стилем написаны почти все ваши учебники, литература по внеклассному чтению по разным предметам, научно-познавательные книги. Этот стиль можно узнать по тому, что в нем есть что-то новое, научное, но все это написано понятно и просто.
Во многих текстах ярко проявляется авторское отношение к написанному. Обратите внимание, как Б. Иогансон показывает свое отношение к художнику и его картине. Какие слова он употребляет?
– Правильно, авторское отношение может быть выражено эмоционально-оценочной лексикой (поражаюсь, зачарованный), а также прямо – в предложениях и отрывках текста («Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана!»). Передача собственных впечатлений автора, проявление его творческой индивидуальности является одним из признаков научно-популярного стиля речи. Такой стиль характерен также для речи экскурсовода музея или картинной галереи – ведь он должен привлечь внимание зрителя к достоинствам картины художника.
Словарно-стилистическая работа.
Объясните при помощи текста и картины значение слов: фон, контраст, парадокс.
– Найдите в первом тексте слова с пространственным значением (обстоятельства места), характерные для описания пейзажной картины. (Передо мной, перед этим чудом, в игре света, на корке, на снеге, на фоне, третьего плана картины, на небе, на бульваре, в Подмосковье, по полям, по руслу.)
– Какие языковые средства в первом тексте свидетельствуют об элементах использования художественного стиля речи? (Использование образно-выразительных средств: поджидающие скворешники – олицетворение, глубокая синева – эпитет, как зачарованный – сравнение, поражаюсь этой ослепительности – гипербола.)
Задание на дом: напишите свой вариант статьи в детский журнал о картине И.И. Левитана «Март» (или любой другой), расскажите в ней о своих впечатлениях от пейзажа.
Русский язык в школе. -1991. -№6. -С.15-21.
О.А. Волкова