Несмотря на то что прямая ответственность за заботу о ребенке в нашем об-ве ложится на родителей, об-во в целом, хотя бы косвенно, тж несет эту ответственность. Соц. меры по снижению числа случаев нежелательной беременности, числа семей, живущих за чертой бедности, и числа родителей-одиночек, вероятно, сократят и число случаев О. з. д. Ранние признаки О. з. д., такие как отказ матери смотреть на новорожденного, разговаривать с ним и брать его на руки, или отсутствие прибавления в весе у младенца, должны стать сигналом для друзей, дедушек и бабушек, соц. работников и психологов к тому, чтобы оказать родителю помощь в уходе за младенцем или взять заботу о младенце на себя, пока родитель не станет более чутким. В настоящее время исследователям известно о серьезных последствиях и ранних признаках О. з. д., но необходимы дальнейшие исслед., чтобы точно знать, как и когда следует проводить вмешательство.
См. также Связь и привязанность, Жестокое обращение с ребенком, Развитие в раннем детстве, Маразм
К. С. Бергер
Отчимы и мачехи (stepparents)
Количество разводов и повторных браков неуклонно возрастает. Приблизительно 10—15% семей в США представлены семьями, в к-рых один из родителей яв-ся неродным. Обзор литературы по таким семьям дает разнородные результаты. Нек-рые исследователи не нашли различий между смешанными и интактными семьями, тогда как другие обнаруживают значимые различия, свидетельствующие о том, что смешанные семьи испытывают больше трудностей и проблем.
На фоне большого объема информ., полученной за последние годы в отношении разводов, попытки понять психол. климат смешанных семей выглядят довольно скромными. Одно из недавних исслед. представляет собой первую попытку наблюдения соц. взаимодействий в смешанных семьях. Большинство имеющихся данных показывают, что в сравнении с интактными семьями наиболее компетентной родительской парой являются биолог. мать и отчим, воспитывающие ребенка мужского пола. Более глубокий анализ семей в исследуемой выборке указал на наличие большего конфликта между супругами в интактных семьях с мальчиками, чем в упоминавшихся смешанных семьях. Эти результаты отчетливо свидетельствуют о том, что методы родительского воспитания в новых семьях необязательно уступают таковым в интактных семьях.
Практически отсутствуют сравнительные данные по семьям с отчимами и мачехами и семьям с разведенными матерями или отцами, в одиночку воспитывающими детей. По-видимому, матери-одиночки испытывают наибольшие трудности с воспитанием сыновей, а нек-рые данные позволяют предположить, что отцы-одиночки могут оказываться более компетентными в воспитании сыновей, чем дочерей.
См. также Развод, Отношения «родитель—ребенок»
Дж. Сэнтрок
Отчуждение (политическое) (alienation (political))
Политическое отчуждение (П. о.), или недовольство, по существу представляет собой чувство неудовлетворенности, разочарования и безразличия в отношении политических лидеров, политики правительства и самой политической системы.
Чувства политической неудовлетворенности включают, по меньшей мере, пять компонентов: бессилие («Мнение подобных мне людей никак не влияет на то, что делает правительство»); недовольство («По большей части, это правительство обслуживает интересы небольших организованных групп, таких как бизнес или промышленность, и не слишком-то заботится о нуждах таких людей, как я»); недоверие («Большинство гос. и местных политиков — политические проститутки»); отстранение («Когда я думаю о правительстве в Вашингтоне, я не воспринимаю его так, как если бы оно было моим правительством»); безнадежность) («Будущее этой страны мне видится мрачным»).
3 обобщения эмпирических данных представляются релевантными такой концептуализации политической неудовлетворенности. Во-первых, эти пять компонентов неудовлетворенности оказываются в высшей степени взаимосвязанными: высокий уровень неудовлетворенности по одному из них коррелирует с высокими уровнями четырех др. Во-вторых, в основе этих пяти компонентов, по-видимому, лежат два аттитюдных измерения: политическое бессилие и отстранение образуют личное измерение неудовлетворенности, а политическое недовольство, недоверие и безнадежность составляют системное измерение неудовлетворенности. В-третьих, исслед. атрибуции ответственности за политическую неудовлетворенность показывают, что люди чаще характеризуют существующее состояние политической системы неумышленным поведением частных лиц («Граждане не располагают достоверной информ. в отношении политики и положения дел в об-ве, поскольку правительство постоянно им лжет»), чем умышленным поведением гос. чиновников («Политики не соответствуют занимаемым ими должностям»).
Обнаружена довольно устойчивая связь чувства политической неудовлетворенности с двумя демографическими факторами: социоэкономическим статусом и расовой принадлежностью. В частности, П. о. в большей степени характерно для низших слоев об-ва и рабочего класса по сравнению со средними и высшими слоями, а черное население испытывает большее П. о. по сравнению с белым населением.
Теории
Для объяснения чувств П. о. было предложено по меньшей мере семь теорий. Согласно теории сложной организации, политическая неудовлетворенность возникает, когда люди не могут или не хотят участвовать в политических делах об-ва, крупных формальных орг-ций или своих общин. 2 осн. причины П. о. в об-ве — дефицит первичных взаимоотношений и невозможность включаться в добровольные объединения и принимать участие в их делах. Наличие этих двух явлений будет приводить к чувствам П. о. Теория массового общества — осн. версия объяснения П. о. — исходит из предположения, что совр. об-во оказывается сложным и непонятным, не предлагает четко сформулированных достижимых целей, состоит из людей с различными ценностями, представляет мало возможностей для удовлетворения личных запросов и не предлагает чувства личного контроля. Эти характеристики об-ва и ведут к П. о.
Для сравнения: теория неблагоприятных соц. условий утверждает, что не фактическое соц. положение порождает политическую неудовлетворенность людей; скорее, неудовлетворенность является следствием восприятия людьми, занимающими определенные соц. позиции, своих отношений с др. людьми и др. соц. организмами. Эта теория поддерживается данными о существовании связи социоэкономического статуса (уровня образования, дохода и профессии) с политической неудовлетворенностью, причем такие чувства чаще встречаются у лиц с более низким уровнем формального образования, более низкими доходами и у квалифицированных работников физ. труда.
Теория личной несостоятельности постулирует 3 предпосылки П. о.: а) индивидуум должен занимать соц. положение, к-рое ограничивает его свободу действий; б) эти ограниченные возможности должны препятствовать достижению жизненно важных для него целей; в) индивидуум должен воспринимать себя неудачником в своих попытках достичь этих целей. В этом случае сама по себе неудача в достижении личных жизненных целей не порождает П. о.; чтобы оно возникло, такая неудача должна быть социально обусловлена и признана таковой самим индивидуумом.
Теория соц. изоляции утверждает, что чувства политической неудовлетворенности связаны с изоляцией от данной политической системы или с недостаточным слиянием с ней. Этот дефицит слияния (или ассимиляции) относится к любым соц. связям с любым соц. объектом, не обязательно с самим об-вом, и может быть когнитивным или поведенческим по своей природе. Кроме того, соц. изоляция может быть вынужденной или добровольной, неосознанной или осознанной. В этом случае неудовлетворенность можно было бы предсказать, исходя из отсутствия интереса к политике, политической апатии, слабой поддержки проводимой политики, политического невежества и провала голосования.
В отличие от этих социологических теорий политического отчуждения, модель соц. депривации постулирует, что личные чувства соц. депривации приводят к низкой самооценке, к рая, в свою очередь, имеет следствием высокие уровни П. о. 2 ключевых элемента в этой теории — связь между воспринимаемой соц. депривацией и низкой самооценкой и связь между низкой самооценкой и ощущаемым П. о. — не получили поддержки в обследованиях белых и черных американских подростков.
Напротив, объяснение политической неудовлетворенности с позиций социально-политической реальности неоднократно подтверждалось в эмпирических исслед. Эта теория устанавливает прямую связь между восприятием функционирования социально-политической системы и чувствами политической неудовлетворенности, причем критические оценки работы этой системы напрямую связаны с переживанием неудовлетворенности. Хотя модель социально-политической реальности получает сильную эмпирическую поддержку, она в то же время обладает существенным недостатком, так как не предоставляет к.-л. объяснений связи между критическим отношением индивидуума к функционированию системы и его чувствами политической неудовлетворенности.
Такое объяснение предлагается теорией неудовлетворенности системой, согласно к-рой в возникновение П. о. вносят вклад 3 причинных фактора. Во-первых, должно иметь место критическое восприятие социально-политической реальности, т. е. экономической и расовой дискриминации. Во-вторых, должна возникнуть политически иррациональная, перфекционистская реакция на действия социально-политической системы, носящая обычно моралистический, ригидный, преувеличенный характер. В-третьих, должно тж возникнуть психол. реактивное сопротивление, или восприятие угрозы, исходящей от социально-политической системы. Это воспринимаемая угроза и/или реальная потеря свободы будут переживаться особенно остро, если индивидуум характеризуется высокой чувствительностью к такого рода угрозе или потере или если он рассматривает себя в одном ряду с др., кто уже подвергся ранее такой угрозе или потере свободы.
Все эти 3 предпосылки формируют специфическую причинную последовательность. Так, критическое восприятие социально-политической реальности не только вносит непосредственный вклад в чувство отчуждения по отношению к социально-политической системе, но также приводит к иррациональным политическим представлениям и психол. реактивному сопротивлению. В свою очередь, иррациональные политические представления благоприятствуют высоким уровням психол. реактивного сопротивления и генерируют П. о. Наконец, чувство психол. сопротивления тж вносит свой вклад в П. о.