Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќгненна€ природа кон€




Ќаблюдение над мастью показывает, что конь иногда представл€етс€ рыжим, а на иконах, изображающих √еорги€ на коне в борьбе со змеем, Ч красным Ќет необходимости повтор€ть здесь детали, касающиес€ огненной природы кон€: из ноздрей сыплютс€ искры, из ушей валит огонь и дым и т. д. Ќам необходимо объ€снить это €вление.

ѕочему и как образ кон€ сливаетс€ с представлением об огне? ≈сть ли материалы, могущие показать, как эта св€зь произошла?

ћы знаем, что основна€ функци€ кон€ Ч посредничество между двум€ царствами. ќн уносит геро€ в тридес€тое царство. ¬ веровани€х он часто уносит умершего в страну мертвых.

“очно таким же посредником был и огонь. ¬ мифах јмерики, јфрики, ќкеании и —ибири герой без вс€кой помощи животных, только при помощи огн€ отправл€етс€ на небо. ѕриведем несколько примеров. ” €кутов: "ѕотом выкопал €му в семь печатных сажень; развел тут огонь, исщепав семь больших деревьев. ¬злетел на верхнее место белым молодым €стребом" (’уд€ков 1890, 97). »так, чтобы подн€тьс€ на небо, герой возжигает большой огонь и подымаетс€ на небо. —амое интересное то, что он при этом превращаетс€ в птицу. Ёто показывает, что старые зооморфные образы еще не забыты, что здесь стара€ традици€ превращени€ в животное встретилась с новым фактором

Ч фактором огн€. Ќо не первичен ли здесь огонь? "Ћюди... много позднее стали видеть в сожжении трупов отправку на небо",

Ч говорит ƒ.  . «еленин («еленин 1936, 257). √ерой микронезийского мифа пытаетс€ попасть на небо к своему отцу. ќн пытаетс€ взлететь, но это ему не удаетс€. "Ќо он не отказалс€ от своего намерени€, возжег большой огонь и при помощи дыма подн€лс€ во второй раз к небу, где он, наконец, достиг объ€тий своего отца" (Frobenius 18986, 116). ¬прочем нет необходимости долго останавливатьс€ на этом €влении. Ќа нем основано как сжигание трупов, так и сожжение жертв. »так, нар€ду с животными огонь некогда представл€лс€ посредником между двум€ мирами.  огда по€вл€етс€ лошадь, роль огн€ переноситс€ на лошадь. ѕримером этого служит не только сказка. ѕримером

этого служит религи€. «десь в качестве исторической ступени к сказке можно указать на два €влени€: на соединение культа огн€ с культом лошади, классический пример которого дает »нди€, и на ту роль, которую огонь и лошадь играют в шаманизме.  лассической страной, где издавна водились кони и откуда они, веро€тно, распространились по всему миру, была »нди€. » действительно, в ведической религии мы видим наиболее полное развитие кон€-огн€ в лице бога јгни. ¬от как ќльденберг описывает церемонию возжигани€ св€щенного кон€: "—тарший жрец приказывает одному из подчиненных жрецов: "ѕриведи кон€".  онь стоит около того места, на котором должно происходить трение огн€, так, чтобы он взирал на процесс трени€... Ќет никакого сомнени€, что конь есть не что иное, как воплощение јгни" (Oldenberg 77). «десь конь взирает на трение, но в ведических гимнах он добываетс€ из огнива: "јгни, которого новорожденным произвели путем трени€ две палочки" (–игведа). јгни не только по очень многим детал€м, но и по существу, по своей основной функции совпадает с конем. ќн Ч бог-посредник ("вестник") между двум€ мирами, в огне отвод€щий умерших в поднебесье. –елиги€ ¬ед Ч стадиально очень позднее €вление. "–игведа" Ч жречески-богословское произведение, которое, однако, несомненно косвенно отражает народные представлени€.

«десь нелишне будет указать, что и сказочный конь, совершенно как ведический огненный конь јгни, добываетс€ из огнива. Ќо –игведа сохранила древнюю форму огнива Ч две палочки, сказка замен€ет ее огнивом новой формации Ч кремнем и кресалом.

—овпадение между ведическим јгни и русским сказочным конем настолько полное, что сопоставление их могло бы составить предмет особой работы. ќвс€нико- уликовский в своей работе о культе огн€ в эпоху ¬ед собрал несколько сот эпитетов бога-огн€ јгни (ќвс€нико- уликовский 1887). » хот€ изучение эпитетов, оторванных от того объекта, к которому они прилагаютс€, может привести к ложным заключени€м, но все же такие эпитеты, как "имеющий светлую спину", "с пламенеющей пастью", "с пламенеющей головой", "знак которого есть дым", "с золотыми волосами", "с золотыми зубами", "с золотой бородой" и др. в приложении к богу огню-коню слишком близки к сказке, чтобы быть случайными. ќни основаны на тех же представлени€х, что и сказка.

ћы здесь не будем разрабатывать эту св€зь, это завело бы нас слишком далеко. Ќам достаточно указать, что огненный конь, посредник между двум€ мирами, имеетс€ в религии скотоводческого народа, создавшего государственность. »зучение јгни позвол€ет объ€снить природу кон€. ќна получилась из сли€ни€ представлений о коне и об огне как посредниках между двум€ мирами. »з трех основ кон€ Ч птицы, лошади и огн€ Ч огонь

есть наиболее поздний элемент, птица Ч наиболее древний.

”же говорилось о том, что эту роль посредника между двум€ мирами может играть не только божество (это уже знак поздней культуры, какой и €вл€етс€ культура ведической религии), но и шаман. Ўаман также действует при помощи огн€. Ўтернберг описывает камлание, виденное им самим. "≈сли бес больного упорно не хочет уходить, то шаман призывает особого духа, который обращаетс€ в огненный шар и забираетс€ в брюхо шамана, а оттуда во все самые отдаленные части его тела, так что шаман во врем€ сеанса выпускает огонь изо рта, из носа, из любой части тела" (Ўтернберг 1936, 46). Ётот случай показывает, что выпускание огн€ из рта, глаз, ушей и т. д. вовсе не есть нечто, свойственное только сказке.

“акое же представление, по Ќансену, имеетс€ у эскимосов. "ѕризнаком шаманов €вл€етс€ то, что они выдыхают огонь" (Nansen 252). ¬прочем это обычно делает только черный шаман. Ќансен сопоставл€ет его с огнедышащим дь€волом средних веков и полагает, что представление об огнедышащем шамане сложилось под европейским вли€нием, тогда как дело обстоит как раз наоборот. ќгнедышащий дь€вол есть последнее отражение представлени€ об огнедышащем посреднике между царством живых в мертвых. “акое же представление имеетс€ у племени йоруба в јфрике. √ерой мифа, Ўанго, получает мощное волшебное средство от своего отца. ќн его съедает. Ћюди собираютс€ на совет. ¬се по очереди говор€т.  огда очередь доходит до геро€, "из его рта стал удар€ть огонь. ¬се ужаснулись. “огда Ўанго пон€л, что он, как бог, не подчинен никому, топнул ногой и вознесс€" (Frobenius 18986, 235). ћы здесь имеем прообраз позднейших огненных вознесений, вплоть до огненной колесницы пророка »льи (Holland). Ќо конь обнаруживает св€зь с шаманством не только с этой стороны, не только как огнедышащее существо. Ўаман часто имеет кон€ в качестве помощника или вообще имеет св€зь с ним.

ѕопов так описывает камлание у €кутов (ѕопов 130). "Ўаман входит и с помощью своего помощника надевает костюм. ≈му ƒают пучок белых конских волос, часть из которых он бросает в огонь Ч это служит угощением и располагает к нему духов, которые очень люб€т дым жженого волоса". Ќужно прибавить, что шаман сидит на белой кобыльей шкуре. ќднако, что за странный вкус у духов, что они "люб€т запах жженого волоса", и почему это "служит угощением и располагает к шаману духов-помощников?" —казка показывает совершенно €сно, что сожжение волос есть магическое средство привлечени€ духа, и, любит или не любит он этот запах, он вынужден будет €витьс€. ƒостаточно "припалить" три волоса, чтобы вызвать кон€. Ёто и делает шаман.

¬ данном случае к нему €вл€ютс€ не кони, а духи, относительно облика которых ничего не говоритс€. Ќо мы знаем, что в числе помощников шамана имеютс€ и лошади. "¬ сказани€х бур€т некоторые умершие шаманы считаютс€ обладател€ми белого, пегого или черного кон€, на каком они разъезжают при жизни и на котором теперь посещают окрестности своего улуса" («еленин 1936, 299).   онгону, называемому "покровительница телеутов", минусинский шаман обращаетс€ со словами: "Ќа сине-сивом коне ты приехал сюда в полдень из гор  узнецка". ¬ €кутском мифе дь€вол действует так: "“ут дь€вол перевернул свой бубен, сел на него, три раза ударил его своей палкой, и бубен этот превратилс€ в кобылу с трем€ ногами. —евши на нее, он поехал пр€мо на восток" (’уд€ков 1890, 142).

11.  онь и звезды.

«десь нужно указать еще на одну особенность облика кон€. ” него "по бокам часты звезды, во лбу €сный мес€ц". Ћегко представить себе, что конь, как посредник между небом и землей, мог быть наделен признаками неба. ¬ "–игведе" небо сравниваетс€ с конем, украшенным жемчугами: "ѕодобно темной лошади, украшенной жемчугами, "pitar" украсили небо звездами" (–игведа XI, 8, 11).   этому месту Ћюдвиг замечает, что конь здесь вз€т как символ неба. — этим можно сопоставить, что јгни иногда тоже отождествл€етс€ с Ћуной (–иведа II, 2, 2). " ак бы вестником с неба освещаешь ты людские роды во все ночи".

ќднако очень возможно, что конь как ночное небо есть вторичное образование от кон€ дневного, от кон€ солнца. ≈сли в образе кон€-луны есть что-то нат€нутое, искусственное (и встречаетс€ он редко), то колесница бога солнца √елиоса, колесница »ндры или солнечна€ ладь€ бога –а полны торжества и красоты. ќднако в сказку они не попали. ќни умерли вместе с верой. “олько слабые отголоски можно найти в образах чисто аксессуарного пор€дка, вроде, например, той кобылицы, на которой баба-€га "каждый день вокруг света облетает" (јф. 159) или трех всадников в сказке о ¬асилисе. —олнце отразилось в сказке не в своей динамике. —олнце отразилось в сказке как царство и как дворец, о чем речь еще впереди. ¬ этой св€зи интересно отметить то, что образ дыхани€ огнем в египетской религии приписываетс€ именно солнцу, и что и сказочный конь и с этой стороны, может быть, отражает солнце. "ќ ты Ч (–а, бог солнца, или просто солнце), сущий в своем €йце, си€ющий из своего круга, ты подымаешьс€ на своем горизонте и си€ешь подобно золоту над небом... ты пускаешь струи огн€ из своего рта" ( нига мертвых, XVII).

12.  онь и вода.

ƒруга€ особенность кон€ Ч это его св€зь с водой. Ёту св€зь с водой он также раздел€ет со своими европейскими и азиатскими собрать€ми Ч с индийским јгни и с грече-

ским ѕегасом. ѕравда, этот морской конь несколько необычен в сказке, встречаетс€ сравнительно реже и не всегда €вл€етс€ помощником геро€. ќн по€вл€етс€ по ночам и портит сенокос, съедает и топчет сено, и брать€ отправл€ютс€ его подкарауливать. "¬от в самую полуночь подн€лась погода, всколыхалось море и выходит из морской глубины чудна€ кобылица, подбежала к первому стогу и прин€лась пожирать сено" (јф. 105). Ќо и конь-помощник иногда имеет отношение к воде. ¬стречный старик говорит герою: "” твоего батюшки есть тридцать лошадей Ч все, как одна; поди домой, прикажи конюхам напоить их из син€ мор€; котора€ лошадь наперед выдвинетс€, забредет в воду по самую шею, и как станет пить Ч на синем море начнут волны подыматьс€, из берега в берег колыхатьс€, Ч ту и бери!" (157).

ѕо сравнению с хтонической и замогильной природой кон€ его водна€ природа Ч €вление вторичное и более позднее. ћальтен доказал это дл€ √реции, ќльденберг Ч дл€ »ндии. ѕодобно сказочному коню, греческий ѕегас имеет некоторое отношение к воде. ”даром копыта он открывает новый ключ на √еликоне Ч ключ √иппокрены. «десь €сна первоначальна€ хтоническа€ природа кон€. Ѕеллерофонт ловит его уздечкой, данной ему јфиной, когда он пьет из пейренского ключа на јкрокоринфе. ≈ще резче эту св€зь с водой обнаруживают божественные кони ѕосейдона, морского бога. »х он иногда дарит тому, кто обращаетс€, к нему с благочестивой молитвой. “акую упр€жку он подарил, например, ѕелопсу, который при помощи этих коней отвоевывает себе невесту у Ёнома€, обогнав его на ристалище.  он€ с золотой двусторонней гривой, выход€щего из мор€, наблюдают и аргонавты.

ѕо исследованию ћальтена, ѕосейдон не всегда был морским богом Ч он некогда был богом суши. ќн первоначально Ч хтонический бог, "дающий произрастать благодати в семени и источнике" (Malten 1914, 179). ”же тогда он был св€зан с конем. "Ћишь через жителей побережий, а вернее Ч благодар€ колонизации через море Ч властитель пресных вод стал властителем вод морских" (179). — превращением его в морского бога и кони его стали морскими кон€ми (179, 181, 185). » действительно:

образ кон€, выход€щего из воды, не может быть первичным, он должен был получитьс€ исторически, и процесс этот дл€ √реции прослежен. Ќечто подобное произошло в »ндии. ќ божественном коне јгни сообщаетс€, что он apam napat Ч дит€ вод. ќльденберг предполагает, что apam napat некогда был особым вод€ным существом, которое слилось с јгни. ќн, "имеющий морское вод€ное оде€ние" (–игведа, V, 65, 2). "»з вод ты, чистый, возникаешь" (II, 1), "≈му способствуют воды в озерах" (III, 1, 3) и т. д.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 359 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

1391 - | 1196 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.