Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ѕлагодарный мертвец




Ќаконец, вс€кий мертвец, которому оказана услуга, может выполн€ть ту же функцию. ¬ абхазской сказке, например, рассказываетс€, как герой попадает на похороны: "ѕокойника несли уже на кладбище. » вот он видит, что некоторые волокли покойника веревкой за шею, другие же из сопровождавших и шедших за ним длинными хворостинами били покойника".  упеческий сын узнает, что покойник умер, не заплатив долгов. √ерой расплачиваетс€ с кредиторами (јбхазские сказки 151). Ёто, однако, несомненно более поздн€€ рационализованна€ трактовка мотива. ¬ русских сказках герой просто хоронит мертвеца и завоевывает себе в нем помощника. Ётот мотив исследован в работе Ћильеблада (Liljeblad).   сожалению, однако, выводы этой работы неправильны уже потому, что "сказок о благодарных мертвецах" не

существует. Ћильеблад объедин€ет несколько типов и пытаетс€ изучить этот материал как нечто цельное. ќшибка получилась потому, что автор исходит из ложной предпосылки, что каждый сказочный мотив первоначально прикреплен к какой-нибудь одной сказке. Ќа самом же деле огромное большинство мотивов равного морфологического значени€ взаимно заменимы. “ак взаимно заменимы и все дарители. Ћильеблад нашел всего 8 русских "сказок о благодарных мертвецах". Ќа самом деле благодарный мертвец встречаетс€ значительно чаще и в самых разнообразных сказках. Ќи один из приведенных ниже случаев не приведен Ћильебладом, хот€ € привожу лишь незначительную часть фактического материала.   тому же Ћильеблад ограничиваетс€ сопоставлением только текстов и в проблему благодарных мертвецов не входит вообще.

¬ одном из вариантов сказки о молодильных €блоках €га советует герою: "ѕоди же ты, »ван-царевич! ¬от здесь есть село, около села есть гора, на этой горе вал€етс€ богатырь заместо собаки; возьми ты, спросись у попов: можно ли похоронить этого богатыр€? ≈сть у богатыр€ конь за двенадцатью дверьми железными, за двенадцатью замками медными". »ван-царевич действительно хоронит богатыр€ и устраивает ему роскошные поминки. "» гласит ему мертвый богатырь: благодарю теб€, млад »ван-царевич, что похоронил мен€ в честности, и дарю тебе своего кон€" (јф. 176). ≈сть сказки, когда могильщики спор€т и ругаютс€, не хот€т хоронить мертвого. √ерой платит им, и они хорон€т мертвеца. Ётот мертвец потом становитс€ помощником геро€ (—м. 86). ¬ одном из вариантов "—ивки-Ѕурки" вместо отца выступают три богатыр€. Ёти богатыри Ч предшественники »вана. ќни не допрыгнули до окна царевны, и с них были сн€ты головы. »ван хоронит их и получает от них трех коней: медного, серебр€ного и золотого (9).

23. ћертва€ голова.

  этому же разр€ду относитс€ случай, когда герой хоронит мертвую богатырскую голову. "Ўел и запнулс€ за мертвую богатырскую голову. ¬з€л да и толкнул ее ногой. “а и говорит: "Ќе толкай мен€, »ван “уртыгин! Ћучше схорони в песок"". »ван действительно хоронит голову в песке, и та указывает ему, где вз€ть волшебные €годы, которые по ходу действи€ ему нужны (—ад. 2). Ётот случай, может быть, бросает некоторый свет на мертвую голову, которую встречает –услан. ¬ народных сказках она не торчит из земли, а лежит. "Ћежит га-лава, ну он к ней слес и сел на нее и говорит: " ака€ же эта га-лава лежит?"". ћежду головой и –усланом зав€зываетс€ любопытный диалог: ""√алова, щто мне теб€, аживить?" Ч ј ана ему и говорит: "≈сли € буду памирать ап€ть, то мен€ не аживай, а если € буду вещна жыть, то мен€ ажыви"" (—м. 220). ”слуга захоронени€ здесь заменена услугой оживлени€. “о же в вогуль-

ской сказке („ернецов 87).

¬ сказке о ≈руслане Ћазаревиче голова всегда лежит. Ёто Ч голова мертвеца. ќднако в лубочных картинах голова торчит из земли. “рудно сказать, какое представление первичное.  ак указывает ¬азер (Waser), на античных геммах часто можно встретить изображение бородатых голов, как вырастающих из земли. Ёти головы вещают, так как над ними обычно изображена склоненна€ слушающа€ фигура, а рот головы несколько приоткрыт. јвтор сравнивает их с √оргоной, с крылатыми головами серафимов и херувимов и другими материалами и приходит к заключению, что они символизируют душу умершего, что веро€тно, но все же не доказано. ¬ сказке голова есть непохороненный мертвец. ¬озможно, что представление о голове, высовывающейс€ из земли, есть представление о беспокойном мертвеце, который высовываетс€, чтобы встать или чтобы найти кого-нибудь, кто бы его похоронил. ѕохороненный и благородный мертвец затем становитс€ дарителем, дарующим меч, кон€, волшебные €годы и т. д., или советником, указывающим ему путь, или сам становитс€ помощником. “акова же голова ћимира в "Ёдде". ¬аны убили ћимира и послали богам его голову. Ќо ќдин чарами сохранил эту голову от разрушени€ и придал ей способность говорить. — тех пор он не раз советовалс€ с нею (Ёдда 106). Ётот случай перекидывает мост к обычаю сохранени€ головы или черепа. „ереп разрисовывалс€, украшалс€, и его сохран€ли в доме. Ётот череп или эта голова, конечно, представл€ла собой умершего. »ме€ власть над его головой, имели власть над всем его существом. Ётот умерший был вынужден помогать живым.

Ётим объ€сн€етс€, что некоторые народы, например, да€ки, специально охот€тс€ за головами, потому что, как говорит Ѕургер, "они думают, что души людей, головами которых они обладают, должны защищать их в жизни и быть им послушными на том свете" (Burger 39). Ќо такое насильственное принуждение к службе вскоре уступает место иным формам принуждени€. ћертвеца можно заставить служить себе, совершив все те действи€, которые ему, как мертвецу, нужны. Ћюбопытный случай мы имеем в меланезийском сказании, где слились в один образ €га, мертвец и голова. «десь герой бежит, видит маленькую хатку и входит. ¬ хатке он видит два трупа. ќн берет черепа, моет их и производит над ними другие действи€. „ерепа советуют ему идти в определенном направлении, т. е., подобно €ге, указывают путь (Frobenius 18986, 208). ¬ такой же роли человеческа€ голова известна и в русской сказке (’уд. 13). 24. «аключение. ћы установили в сказке наличие определенной категории персонажей, которых мы назвали дарител€ми. —реди дарителей можно установить особую группу дарителей Ч

мертвецов. Ёти персонажи Ч €га, умершие родители, мертвец и голова. ¬се они функционально родственны друг другу. Ќо они не только морфологические эквиваленты, они св€заны между собой исторически. яга уже предстала как хоз€йка стихий, властительница над силами, нужными человеку. «а этими силами, воплощенными в предметах, спускаютс€ в область тьмы. Ёти представлени€ обставлены обр€дами и от них же идет сюжет.

«десь мы имеем древнейший слой. ѕередача волшебного средства €гой, как мы видели, внешне ничем не мотивируетс€. ¬ обр€де оно составл€ет цель: ради него, ради его приобретени€ совершаетс€ весь обр€д. ¬ дальнейшем сохран€етс€ сама€ функци€, сохран€ютс€ некоторые сопровождающие его обсто€тельства, но мен€етс€ дар€щий персонаж, привнос€тс€ соответствующие этим изменени€м мотивировки. ћы видели, что €га св€зана с миром мертвых. — по€влением земледели€ и мужской преемственности рода, с по€влением собственности и преемственности на нее по€вл€етс€ мужчина-предок. —оздаетс€ культ предков. “ак по€вл€етс€ отец-даритель, отец-предок, зародыши которого можно проследить уже и раньше.

’арактер помощи может мен€тьс€ с историческим развитием народов. ” веддов к нему обращаютс€ при охоте (Seligmann 131). ” земледельческих народов предки даруют плодородие: они в земле, и оттуда воссылают земные плоды (Dieterich 1925). ќни помогают на войне, вмешива€сь в битву (Rohde 195-196). Ќаконец, там, где развилс€ заупокойный культ, они помогают после смерти.  ак указывает –оде (184), этот культ умерших держитс€ особенно долго потому, что умершие Ч это близкие, дорогие боги, к которым легче обращатьс€, чем к официальным всемогущим божествам. »х культ Ч узок и практичен. “ак нам становитс€ пон€тным, почему индеец, которому нужно наловить рыбы, ложитс€ на могилу своей матери, спит и поститс€ там несколько дней, совершенно так же, как «олушка в своей беде идет на могилу матери и, по одним вариантам, орошает ее слезами, а по другим Ч поливает ее водой, т. е. совершает возли€ние.

–азумеетс€, мы не можем здесь входить в €вление культа предков по существу, мы можем только указать на св€зь между этим культом и сказкой. — по€влением предка в культе он в дальнейшем переходит в сюжет, а акт культа мотивирует помощь. ќтец, дар€щий —ивку-Ѕурку, по существу также есть благодарный мертвец, но характер услуги, оказываемой ему, из сказки не€сен Ч он €сен из сравнительных не сказочных материалов. яга Ч даритель-испытатель, ее странно было бы назвать благодарной, хот€ случаи, когда герой оказывает ей услугу, и могут быть отысканы и указаны. ќтец, дар€щий —ивку, все еще представл€етс€ как испытатель, награда даетс€ за выдержанное испытание, а не

за услугу. ”слуга здесь уже содержитс€ дл€ историка, дл€ исследовател€, но не дл€ слушател€. Ётим этот мотив выдает себ€ за очень древний, хот€ и более поздний сравнительно с €гой.

— падением культа предков отпадает отец, остаетс€ мертвец как таковой. —овершенно отпадает испытание, на передний план выдвигаетс€ услуга. “ак создаетс€ образ "благодарного мертвеца", который, точно так же, как и отец и €га, дарит кон€ или иное волшебное средство. Ётот случай Ч наиболее поздний из всей этой группы.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 342 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1845 - | 1489 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.