В России политические партии возникли только на рубеже Х1Х-ХХ веков. Их прообразами были кружки 20-х, 30-х гг. ХIХ века (тайные общества декабристов, кружки Станкевича, Петрашевского и др.). Самобытность становления многопартийности в России состояла в том, что в начале сформировались социал-демократические, а затем непролетарские партии. К октябрю 1917 года в России, по некоторым источникам, существовало более 75 политических партий, 15 из которых имели общенациональный характер. Наиболее многочисленными и влиятельными среди них были: партия социал-революционеров (эсеров), насчитывающая более 500 тыс. членов; Российская социал-демократическая партия (большевики), насчитывающая 350 тыс. членов; Российская социал-демократическая партия (меньшевики), насчитывающая 193 тыс. членов; Конституционно-демократическая партия народной свободы (кадеты), насчитывающая 70 тыс., и др. С 12 декабря 1917 года по 15 марта 1918 года функционировало коалиционное правительство.
После мятежа левых эсеров в июле 1918 года в стране утвердилась однопартийность. Конституции 1936, 1977 годов и принятые в соответствии с ними конституции союзных и автономных республик закрепили руководящую в государстве и обществе роль Коммунистической партии. Хотя в законодательстве того времени отсутствовали прямые запреты на создание иных партий, они реально не могли появиться в силу сложившейся политики административно-командной системы, исходившей из целесообразности однопартийности. В результате этого процесса КПСС постепенно перестала быть в собственном смысле партией, все более вбирая в себя функции государства. На долгие годы в стране установился режим партогосударственной системы.
За все время существования СССР не был принят специальный закон о политических партиях. В 30-х годах в нашей стране действовало Положение о добровольных обществах и союзах. 9 октября 1990 года был принят Закон СССР об общественных объединениях, распространявшийся и на политические партии. Этот закон лишь создал необходимую правовую основу для выхода на политическую арену уже существовавших организаций партийного типа и создания новых. Процесс формирования многопартийности в обществе, которое не знакомо с опытом демократического развития, не мог быть простым и безболезненным.
В августе 1991 года КПСС как часть административно-командной системы оказалась неспособной к внутреннему реформированию и сошла с политической сцены, расколовшись на несколько мелких политических групп. Путь к многопартийности в нашей стране, как это не парадоксально, прошел через запрет политической партии актами исполнительной власти. Партия, многие десятилетия являвшаяся правящей, вынуждена была в российском суде в 1992 году доказывать правомерность своего существования.
В становлении многопартийности в России выделяют несколько этапов. Первый этап нередко называют "неформальной волной" (1986-весна 1988 г.). Окончание этого этапа характеризовалось становлением массовых политических движений, итогом полуторагодовой деятельности которых явилось фактическое признание их существования официальными властями. Полная легализация "неформалов" произошла осенью 1988 года. "Всенародная" дискуссия газеты "Правда" по поводу статьи Н. Андреевой "Не могу поступиться принципами", призывы М.С. Горбачева к созданию "широкого общественного движения в поддержку реформ", критические публикации в СМИ стали индикаторами новых веяний в политике. На втором этапе "неформалы" наиболее удачно использовали официальную кампанию по подготовке наказов Х1Х Всесоюзной партконференции, а также подготовку и проведение выборов народных депутатов СССР. Появление первых "партий" относят к этому периоду. В конце 1990 – первой половине 1991 года сложились первые партии: Социал-демократическая партия РФ (СДПР), Республиканская партия РФ (РПРФ), Партия свободного труда (ПСТ), Либерально-демократическая партия Советского Союза, Российское христианско-демократическое движение (РХДД), Демократический союз, Крестьянская партия РФ и др. В период подготовки к выборам Президента РФ сформировались лидеры этих партий, возникли первые фракции в Верховном Совете РФ, которые воспроизвели практически партийное ядро этих организаций.
С августа 1991 года по настоящее время политологи выделяют современный этап становления многопартийности в России. До конца 1993 года выборы и формирование органов власти происходили не на многопартийной основе. После принятия Конституции РФ в 1993 году, статья 13-я которой закрепила многопартийность, партии получили возможность влиять на государственную жизнь через своих представителей. Свидетельством этого стали прошедшие в декабре 1993 года выборы в Государственную Думу первого созыва, половина состава депутатов которой избиралась по партийным спискам избирательных объединений. А на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва, прошедших 17-го декабря 1995 года, партийная принадлежность кандидатов как в общефедеральных, так и в одномандатных округах играла решающую роль. Так, на выборах 1993 года примерно две трети одномандатников были из независимых кандидатов, то в 1995 году – только 78 из 225, т.е. одна треть. Преимущество имели политические партии, уже обладавшие местами в парламенте. Реже наблюдались случаи, когда избиратель голосовал за партийный список один, а за одномандатника другой партии. "Перелив" голосов был в основном между близкими партиями. И этот результат в условиях, когда партии через парламент не могли практически формировать правительство и контролировать его курс. Политологи уже писали о развитии в России признаков партийных систем Запада.
Но выборы 1999 года не оправдали этих ожиданий. Их результатом явился рост числа независимых депутатов, что свидетельствовало о слабом росте популярности партий. Такие, для нас состоявшие в чем-то, партии как КПРФ, ЛДПР, "Яблоко", СПС оказались потесненными административно-номенклатурными образованиями как "Единство", набравшее 37% и "ОВР". Впервые административный ресурс Государственной Думы оказался сильнее политического. Ведь только после выборов "Единство" провело съезд и оформилось в "общественно-политическое движение" (на деле "партию власти"), матрицей которого стали структуры МЧС, наряду с другими силовыми структурами, и элита региональной власти с ее наработанными связями. Наряду с традиционными способами образования политических партий, Россия обогатила мировой политический опыт скоростным (практически за два месяца) строительством виртуальных структур, для которого характерно сочетание трех элементов: наличие популярного или имеющего на это шансы, улавливаемые политтехнологами, лидера (в данном случае В.В. Путин); изощренных избирательных технологий; использование последних с обязательным учетом общественных настроений широких слоев общества, заинтересованных в предполагаемых преобразованиях.
В стране насчитывается 186 общероссийских объединений партийного типа. Процесс создания партий, формирования движений продолжается. Чтобы из этого многообразия выделилось несколько партий, действительно представляющие определенные классы и слои общества с четкими программными установками, направленными на защиту и выражение воли тех, кто составляет их социальную базу, должно пройти время. Тогда можно будет вести речь о многопартийной системе. В этих условиях закон «О политических партиях» станет важным моментом на пути к многопартийной системе в России.