Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсвобождение мышц 3 страница




»гра€ любую роль, нельз€ выходить на сцену, не зна€ прелюдии своего геро€. Ќапример, вы играете роль јни из Ђ¬ишневого садаї ј. „ехова.  ак вы сможете правдиво произносить слова из первого акта: Ђ...мо€ комната, мои окна... я дома... я не спала всю дорогу, томило мен€ беспо≠койство...ї и дальше ее рассказ о жизни матери в ѕариже, о дороге домой и т. д., если у вас не будет конкретной прелюдии, конкретных видений прошлого из жизни јни.

¬от, например, прелюди€ роли ¬ари из спектакл€ Ђ¬ишневый садї ј. „ехова к началу первого акта, котора€ была мною составлена при работе над этой ролью с ћ. ѕ. Ћилиной.

1. —ад€сь в экипаж, чтобы ехать на станцию встречать маму, отдаю последние распор€жени€ ƒун€ше (проветрить јнилу и мамину комнаты, приготовить кофе и т. д.).

2. ѕодгон€ю кучера, тороплю его, бо€сь опоздать к при≠ходу поезда (хот€ и выехали заранее).

3. ¬ижу станцию, почти на ходу расстегиваю полость пролетки и выскакиваю.

4. ¬бегаю в станцию. »щу глазами дежурного, подбе≠гаю и спрашиваю у него, не пришел ли поезд (хот€ и знаю, что нет еще 12 часов, но лучше проверить...).

5. »ду на платформу одна и жду там (остальные остаютс€ внутри станции).

6. —лышу отдаленный гудок. —мотрю на дверь станции:

идут ли сюда остальные... ¬сматриваюсь вдаль на при≠ближающийс€ поезд. Ќаконец, все пришли. ¬се мое внима≠ние обращено на поезд. ѕосылаю ѕищика на другой конец платформы. —мотрю в окна прибывшего поезда. ѕоезд останавливаетс€. —лежу за выход€щими пассажирами, их нет... оказываетс€, что это не тот поезд.

7. Ѕегу к начальнику станции, чтобы узнать, в чем де≠ло? ¬едь уже врем€ нашему поезду, а его все нет.

8. ∆ду. Ќачальник говорит по селектору. ѕрислуши≠ваюсь, стараюсь не пропустить ни одного слова. ”знаю, что заграничный поезд опаздывает на 2 часа.

9. »ду к своим. ќни сид€т все в буфете вокзала. —ооб≠щаю им об опоздании поезда.

10. —ижу в буфете вокзала, но ча€ не пью, слушаю разговор √аева и ѕищика. “о и дело выбегаю на платформу и прислушиваюсь к каждому грохоту и свистку.

11. —лышу гудок... ѕоднимаю всех. –асстанавливаю их по всей платформе, слежу за приближающимс€ поездом.

12. ѕодходит поезд к платформе. —мотрю на все мель≠кающие передо мной окна вагона. ”знаю... вот они, в окне вижу родные лица.

13. Ѕегу по ходу поезда за тем окном. ѕоезд останав≠ливаетс€. Ѕросаюсь к ним, жду своей очереди, чтобы по≠здороватьс€, рассматрива€, какой стала Ћюбовь јндреевна, мо€ мама. «дороваюсь, пыта€сь скрыть свое волнение.

14. —лежу, как вынос€т вещи и укладывают.

15. ѕомогаю сесть в экипаж Ћюбови јндреевне и јне;

укутываю их потеплее.

16. —ама сажусь в кол€ску с Ўарлоттой, ѕищиком и яшей. Ќа колени себе ставлю картонку со шл€пами.

17. ¬сю дорогу думаю о маме. —оображаю, как все по≠лучше устроить, чтобы маме в нашем доме было удобно. »зредка перекидываюсь словами с Ўарлоттой, ѕищиком. ќгл€дываюсь все врем€ на экипаж, в котором едет мама.

18. ѕодъехали. ¬ыхожу быстро из кол€ски. ”знаю у ƒун€ши Ч все ли в пор€дке. ѕосылаю ее за старухами, чтобы встретить с хлебом-солью.

19. ѕомогаю маме выйти из экипажа.

20. ƒаю распор€жени€ о переносе вещей, поручив это все ≈пиходову и яше, а сама присоедин€юсь к маме и иду со всеми вместе в комнаты.

¬от так конкретно, подробно, действенно, исход€ из предлагаемых обсто€тельств пьесы и характера действу≠ющего лица, надо составл€ть прошлое и прелюдию. ќна должна помочь войти в атмосферу последующей сцены.

–аздел IV. »зменение предлагаемых обсто€тельств мен€ет наше отношение к предмету, мен€ет действие с этим предметом

”пражнени€. 1. ƒействуйте с предметом Ђкреслої:

а) покупаете обыкновенное кресло,

б) выбираете кресло дл€ больной матери,

в) осматриваете в музее кресло ј. —. ѕушкина. 2. ƒействуйте с предметом Ђручкаї:

а) сво€ ручка,

б) ручка, купленна€ другу в подарок,

в) ручка на письменном столе  . —. —таниславского. 3. ƒействуйте с предметом Ђро€льї:

а) свой ро€ль у себ€ в комнате,

б) ро€ль в клубе,

в) ро€ль, на котором играл ѕ. ». „айковский. ѕодбор упражнений педагог делает с учетом того, что≠бы ученики пон€ли, как перемена предлагаемых обсто€≠тельств мен€ет наше отношение к предмету и действие с ним. ƒл€ этого после каждого упражнени€ надо уточнить изменение линии действий в зависимости от изменени€ предлагаемых обсто€тельств.

¬о всей работе по данному элементу нашим ближай≠шим помощником €вл€етс€ воображение.

‘јЌ“ј«»я ≈—“№  ј„≈≠—“¬ќ ¬≈Ћ»„ј…Ў≈… ÷≈ЌЌќ—“»...

¬. я. Ћ≈Ќ»Ќ

√лава III

¬ќќЅ–ј∆≈Ќ»≈

¬оображение вообще, а творческое воображение в част≠ности играет важную роль во всех област€х человеческой де€тельности.

“ворческа€ де€тельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображени€ (он находитс€ в жизни, созданной фантазией, художественным вымыслом). ѕьеса, роль, говорил  . —. —таниславский, это вымысел автора, это р€д магических и других Ђесли быї, Ђпредлага≠емых обсто€тельствї, придуманных им... ќни-то и перено≠с€т, как на крыль€х, артиста из реальной действительнос≠ти наших дней в плоскость воображени€. » далее он ука≠зывает, что задача артиста и его творческой техники за≠ключаетс€ в том, чтобы превращать вымысел пьесы в ху≠дожественную сценическую быль. ^ јвтор любой пьесы очень многое не досказывает. ќн ма≠ло говорит, что было с действующим лицом до начала пье≠сы. ќчень мало, а то и совсем не уточн€ет, что делало действующее лицо между актами. –емарки же автор дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т. д.). ¬се это надо до≠полн€ть артисту вымыслом, воображением. ѕоэтому, чем больше развиты фантази€ и воображение у артиста, утвер≠ждал —таниславский, тем шире в творчестве артист и тем глубже его творчество.

 ак надо понимать Ђфантазиюї и Ђвоображениеї в сце≠ническом искусстве?

‘антази€ Ч это мысленные представлени€, перенос€щие нас в исключительные обсто€тельства и услови€, которых мы не знали, не переживали и не видели, которых у нас не было и нет в действительности. ¬оображение воскрешает то, что было пережито, или видено нами, знакомо нам. ¬оображение может создать и новое представление, но из обычного, реального жизнен≠ного €влени€.  ак видите, воображение имеет два свойства.

1. ¬оспроизводить образы, пережитые раньше в дей≠ствительности,

2.  омбинировать части и все пережитое в разное вре≠м€, сочета€ эти образы в новом пор€дке, группиру€ их в новое целое.

¬от почему способность фантазии и воображени€ у ар≠тиста должна быть сильной и €ркой.

»зучение элемента Ђвоображениеї ведетс€ по следую≠щим этапам:

ѕервый этап Ч развитие воображени€ и фантазии в реальной и воображаемой плоскост€х.

¬торой этап Ч видени€ внутреннего зрени€ (кинолента видений).

“ретий этапЧ воображение как помощник дл€ обнов≠лени€ уже созданного, но заносившегос€.

ѕервый этап

–ј«¬»“»≈ ¬ќќЅ–ј∆≈Ќ»я » ‘јЌ“ј«»» ¬ –≈јЋ№Ќќ… » ¬ќќЅ–ј∆ј≈ћќ… ѕЋќ— ќ—“я’

јртист должен развивать воображение. Ќе насиловать воображение, а увлекать его своим замыслом, зрительным р€дом видений. ¬оображение должно быть: во-первых Ч активным, то есть должно активно толкать актера на внут≠реннее и внешнее действие, а дл€ этого надо найти, нари≠совать себе воображением такие услови€, такие взаимоот≠ношени€, которые заинтересовали бы артиста и толкнули бы его к активному творчеству; во-вторыхЧдолжно быть логичным и последовательным; в-третьих Ч нужна €сность цели, интересное задание, чтобы не мечтать ради самого мечтани€ Ч Ђбез рул€ и без ветрилї.

– а з д е л I. –азвитие воображени€ в мире окружающих нас вещей (в реальной плоскости)

¬ведем в подлинную действительность вымысел при по≠мощи Ђесли быї, переведем себ€ в плоскость воображае≠мой, мнимой жизни.

”пражнени€.

1. —мена места: урок, педагог, ученики Ч подлинна€ действительность, вымысел Ч урон проходит не в обычной классной комнате института, а в фойе ћ’ј“а.

ѕедагог (обращаетс€ к одному из учеников). Ќачи≠найте фантазировать.  ак случилось, что урок наш прохо≠дит в фойе ћ’ј“а?

”ченик. ќбычно каждое лето театры уезжают на гастроли. ¬ этом году ћ’ј“ выехал на гастроли еще в начале лета, а в его здание, также на гастроли, прибыл —а≠ратовский театр. –ежиссер этого театра пригласил нас участвовать в массовых сценах III действи€ спектакл€ Ђ¬ишневый садї ј. „ехова. –аспределены были роли.  аждому из нас дали подумать о характеристике действую≠щего лица и написать ее. Ќаметить свою линию действи€. Ќарисовать эскиз костюма. —роки подготовки были крайне сжатые. —обравшись в фойе ћ’ј“а, мы стали работать по вашему заданию, чтобы успеть в тот же день обсудить все это с вами и со всеми участниками массовки.

ѕедагог дает оценку, заключение по данному вымыслу и предлагает ученикам действовать.  аждый ученик сам должен нафантазировать, кого он будет изображать, а по≠том, согласовав с педагогом, рассказывать об этом всей группе.

2. ”рок, педагог, ученики Ч подлинна€ действитель≠ность; вымысел Ч смена места. ”рок проходит в салопе черноморского теплохода Ђ–осси€ї или в клубе северного поселка оленеводов.

3.  омната, педагог, ученик, урок Ч подлинна€ действительность; вымысел Ч смена времени суток. ”рок проис≠ходит не днем, не вечером, а ночью.

ѕедагог (обраща€сь к одному из учеников). ѕочему вы задержались так поздно?

¬от примерно как построил свой вымысел ученик на одном из уроков студии:

Ч «автра у нас экзамен за первый семестр. —даем упражнени€ по элементам актерской техники. ”пражнени€ по элементу Ђвоображениеї у некоторых не получаютс€. “о нарушаетс€ логика, то вместо подлинного действи€ по≠€вл€етс€ механическое... ¬от мы и решили задержатьс€, попросив вас остатьс€ с нами еще часа на 3Ч4.

ѕедагог. ј как же дома, ведь ваши родные будут вол≠новатьс€?

 аждый ученик начинает думать, взвешивать и прики≠дывать Ч как же быть?  ак известить родных и т. д.

ѕедагог (наблюда€ за учениками и выслушива€ их предложени€, замечает). ¬от вы уже и начали действовать в созданных предлагаемых обсто€тельствах.

4. ”рок, педагог, ученики, комната Ч подлинна€ дей≠ствительность; вымыселЧсмена времени годаЧлето, зи≠ма, весна, осень.

 аждый раз педагог должен требовать от учеников конкретно намечать предлагаемые обсто€тельства. ¬ хо≠де урока помогать им постановкой того или иного вопроса:

почему? где? когда? как? зачем? Ёто всегда будоражит и активизирует их воображение.

ƒалее педагог объ€сн€ет ученикам процесс мысленного

переноса воображени€ из окружающей действительности в мир вещей и обсто€тельств, не существующих сейчас, но могущих существовать.

ѕедагог. “еперь все предлагаемые обсто€тельства сделаем вымышленными. »з реальной обстановки оставим только комнату, да и ту переобразим нашим чудесным художником Ч воображением. ѕереродим дл€ себ€ весь мир вещей с помощью внутреннего видени€. Ђ“акой процессЧ≠говорит  . —. —таниславский,Ч посто€нно имеет место на наших интимных репетици€хї (выгородка делаетс€ из стульев, столов, вещи надел€ютс€ иными свойствами и т. п.). Ђѕри этом мы не верим в подлинность того, что вен≠ские стуль€ это дерево и скала, но мы верим подлинности своего отношени€ к подставным предметам, если бы они были деревом или скалойї.

Ч “ак вот вообразите,Ч обращаетс€ педагог к учени≠кам,Ч что эта комната представл€ет собой лес. — чего надо начать? —начала вы должны нафантазировать предлага≠емые обсто€тельства, прелюдию.

ѕриведем один из примеров практических зан€тий по данному заданию.

ќдин из учеников фантазирует предлагаемые обсто€≠тельства, прелюдию:

Ч ѕосле окончани€ учебного года мы решили совер≠шить загородную прогулку с ночевкой. Ѕыло дано поруче≠ние принести чайник, кружки, ведра, оде€ла, палатки, во≠лейбольный м€ч и рюкзаки с продуктами питани€.

ѕрервав ученика, педагог рекомендует ему сейчас же распределить между учениками все перечисленные им по≠ручени€. ќн это выполн€ет. «атем педагог обращатс€ к другому ученику, предложив ему продолжить начатый рас≠сказ, и он развивает мысль об этой поездке:

Ч ¬ назначенный день и час мы собрались на  урс≠ком вокзале и поехали поездом до станции Ѕутово. “ам очень красиво, хороший лес, есть река...

ѕедагог оп€ть прерывает рассказ и предлагает продол≠жить его третьему ученику. » так, вызыва€ то одного, то другого ученика, педагог заставл€ет выполн€ть упражне≠ние всю группу.

ѕосле того как ученики создадут прелюдию и предлагаемые обсто€тельства, педагог предлагает им преобразить вещи: например, стуль€ Ч это будут деревь€, люстра Ч луна и т. д. ”ченики приступают к выполнению задани€:

из столов, €щиков, портфелей, книг, окон, дверей и др. они своим воображением создают ручей, костер, пригорок, вед≠ра, чайник, палатку и т. п.

”бедившись, что ученики пон€ли этот процесс мыслен≠ного переноса воображени€, педагог предлагает им дей≠ствовать, но перед этим рекомендует каждому поставить перед собой вопрос: если бы € был в лесу на этой прогулке, что бы € стал там делать? ”ченики составл€ют себе каждый свою линию действий, а педагог, проверив их, предлагает выполнить намеченное.

„асть учеников надо оставить в качестве зрителей. ѕо окончании упражнени€ необходимо устраивать обсужде≠ни€. —начала надо предложить высказыватьс€ ученикам, а потом педагог подводит итог, указыва€ на ошибки в упраж≠нении и в критике выступающих. “акое обсуждение при≠учает студентов правильно разбиратьс€ в сделанном, развивает чувство логики, правды и самокритики.

”пражнени€ (на офантазирование предметов, гла≠голов).

1. ¬ упражнени€х на офантазирование предмета необхо≠димо следить, чтобы данный предмет был главным, чтобы на нем был построен весь сюжет.

Ќапример, педагог, вызвав ученицу, дает ей задание сфантазировать предмет Ч кольцо (из практики зан€тий). ”ченица, рассказав предлагаемые обсто€тельства и прелю≠дию, начинает действовать.

ќна пришла к реке с тазом, наполненным бельем. ѕо≠ставила таз у мостков. —н€ла тапочки. ѕодобрала подол плать€. ¬стала на колени, предварительно обмыв доски мостка. «атем, подостлав тр€пку, выложила белье и нача≠ла его полоскать. „ерез некоторое врем€ девушка посмотрела на правую руку, как-то встрепенулась и стала быстро перебирать белье.

ѕедагог (прервав действие). ѕочему вы вдруг нача≠ли перебирать все белье?

”ченица. ј у мен€ было кольцо на пальце, а теперь его нет...

ѕедагог. ј почему же, прежде чем начать искать, вы не оценили, где оно?  уда оно могло деватьс€? ѕодумайте.

”ченица (рассужда€). √де ж оно может быть? Ќадо вспомнить. ƒома? Ќет. я его не снимала, да еще дорогой к реке € его видела... «начит... потер€ла? Ќо когда и где? ќно, по-моему, блеснуло, когда € выкладывала белье из таза на мостки... может быть, оно в белье? ѕедагог. ƒействуйте дальше. » студентка вновь стала перебирать белье, встр€хива€ каждую вещь.  ольца в нем не оказалось. ƒевушка оста≠новилась, подумала... ѕоискала на мостках, на берегу у мостика Ч нет кольца. ќп€ть задумалась. ѕотом тихо по≠дошла к воде и стала вгл€дыватьс€, рассматривать дно ре≠ки, наклонив низко голову к воде. ”лыбнулась. ѕотом огл€≠нулась по сторонам и пр€мо в платье, слегка подобрав его, стала осторожно входить в воду. —делала несколько шагов, остановилась, посто€ла немного и, наклон€сь, оп€ть при≠стально посмотрела в воду. «атем, зажмурив глаза, она погрузилась в воду. «ахватив горсть песка и тины, она под≠н€лась из воды и, раскрыв горсть, посмотрела.  ольца нет. “огда она проделала вновь то же самое Ч и кольцо забле≠стело в ее руке. ƒевушка улыбнулась. ¬ылезла на мостки. ќтжала на себе мокрое платье. —обрала и уложила в таз белье, надела тапочки и пошла домой.

ѕедагог. —кажите, пожалуйста, о чем вы думали пе≠ред тем, как начали искать кольцо на мостках, на берегу. ”ченица. я подумала Ч а может быть, кольца уже не было на пальце, когда € выкладывала белье на мостик? ѕоищу-ка кругом. Ќачала искать на мостике, около него, в траве, где снимала тапочки. Ќе нашла. “огда мелькну≠ла мысль Ч а не соскользнуло ли оно с пальца, когда € по≠лоскала белье? Ќагнулась к воде и увидела, что между камн€ми, в песке, что-то блеснуло. ќно! Ч подумала €. Ќа≠до было влезть в воду. ’отела сн€ть платье, огл€нулась по сторонам Ч кругом люди. “огда € решила войти в воду одета€. Ќа мне же легкий сарафан, быстро высохнет Ч вон как печет солнышко.

ѕедагог. ј почему, сделав несколько шагов в воду, вы остановились и некоторое врем€ посто€ли?

”ченица. я выжидала, чтобы вода успокоилась, ј когда вода вновь стала прозрачной, € посмотрела на дно, отыскива€ кольцо.

ѕедагог. —пасибо. “еперь вы пон€ли, что прежде чем начать новые действи€ нужна оценка сделанного, увиденного, оценка, рождающа€ мысли, а мысли в свою очередь вызывают новые действи€.

ћожно рекомендовать р€д заданий на подобные уп≠ражнени€, сфантазировать предметы: зеркало, часы, гал≠стук, букет цветов, носовой платок, лотерейный билет, зонт, ключи и т. п.

2. ќфантазирование двух или трех предметов. Ёти предметы должны быть логически св€заны между собою и войти в ткань единого сюжета.

“ак, например, было дано задание: сфантазировать предметы Ч косынка, папиросы и деньги. Ќа одном из за≠н€тий это упражнение учеником было решено так

”ченик. ћы живем вдвоем с сестрой. я только что начал работать на заводе. —егодн€ у мен€ день первой по≠лучки. «ашел в магазин и купил подарок сестре Ч шелко≠вую косынку, а себе хорошие папиросы. Ёто мои предла≠гаемые обсто€тельства и прелюди€.

» далее ученик перешел к действию. ¬ошел в комнату. «акурил папиросу. ƒостал из кармана полученные деньги. ќтсчитал себе 5 рублей и спр€тал их в карман, а осталь≠ные положил на середину стола, на видное место. «атем достал из кармана пиджака сверток, развернул его Ч ко≠сынка. ¬ынул изо рта гор€щую папиросу, положил ее ос≠торожно на край пепельницы, сто€вшей на столе. ¬з€л в руки косынку, стал ею любоватьс€. Ќакинул на плечи. ѕодошел к зеркалу посмотреть, как она выгл€дит. ”слы≠шал звонок в передней. ќценил. Ѕыстро бросил косынку, на стол и побежал открывать дверь.

Ќет, это не сестра. ¬ернулс€ назад в комнату. ќстано≠вилс€ у двери. ѕринюхалс€. ѕахнет паленым. „то бы это могло быть? Ѕросилс€ к столу, схватил косынку. ќна ле≠жала на папиросе. ќсмотрел косынку Ч больша€ дырка в самом углу. «адумалс€. ƒосадно. ѕосмотрел на часы. Ѕы≠стро спр€тал косынку и пачку денег в €щик. ƒостал из бокового кармана только что отложенные 5 рублей, пере≠считал вновь и побежал в магазин. Ќа этом заканчиваютс€ его действи€ по офантазированию предметов.

 огда же было выполнено упражнение, ученик обра≠тилс€ к педагогу с вопросом.

Ч ¬от вы говорили, что действи€ рождают мысли, а мысли в свою очередь рождают новые действи€. ј у мен€ мысли были и во врем€ действи€. Ќапример, когда € бе≠жал открывать дверь, в это врем€ € думал: Ђќна... —ейчас подарю свою косынку... ¬от она обрадуетс€...ї »ли, когда € вошел в комнату и почувствовал запах паленого, € по≠думал: ЂЌеужели горит косынка, кака€ досада...ї

ѕедагог. ѕравильно, так и должно быть. ∆ивой че≠ловек непрерывно мыслит. ќн мыслит или вслух или про себ€. ѕоследнее на нашем актерском €зыке называетс€ внутренним монологом. »м мы пользуемс€ в то врем€, когда произносит текст партнер, или во врем€ пауз. ќн должен быть таким же действенным, как и мысли, высказанные вслух. Ќар€ду с непрерывной линией действий должна быть непрерывна€ лини€ мыслей.

¬от сери€ заданий на офантазирование нескольких предметов: часы Ч игла; шпилька Ч газета; телефон Ч портфель; папиросы Ч газетаЧкочерга; носовой платок Ч палка; письменный стол Ч книга Ч перчатка; портфель -Ч цветы Ч нож.

3. ќфантазировать и логически св€зать два действи€:

искать Ч уничтожить;

подслушать Ч читать;

искать Ч заметать следы;

рассматривать Ч рвать;

считать Ч старатьс€ согретьс€;

4. ќфантазировать предмет и глагол:

собиратьс€ Ч телефон;

ждать -Ч кукла;

уничтожать Ч цветы;

одеватьс€ Ч свеча.

¬от один из вариантов разработки этого упражнени€.

”ченица. —ельска€ местность. я Ч детский врач. “олько что окончила часы приема больных в медпункте. —егодн€ вечером € иду в ƒом культуры на спектакль. Ёто предлагаемые обсто€тельства и прелюди€.

«атем ученица начинает действовать. ќкончилс€ рабо≠чий день. ќна убирает оо стола учетные карточки больных. —нимает халат. ѕриводит себ€ в пор€док. Ќадевает дру≠гие туфли. ѕерекладывает из большой сумки в маленькую, театральную Ч бинокль, билеты, платок. «атем большую сумку убирает в шкаф. —мотрит на часы. Ѕыстро надевает пальто, тушит свет и идет к выходу. ¬друг раздаетс€ те≠лефонный звонок... ќна останавливаетс€, немного колеб≠летс€ Ч брать трубку или нет? ѕотом решительно подходит к телефону, снимает трубку и говорит: ЂЋечебный пункт?Ч ƒаї. «ажигает настольную лампу... Ђјдрес... (записывает.)

“ак... —ейчас иду к вамї. ƒостает из шкафа врачебный че≠модан, укладывает инструменты и медикаменты, надевает халат, переобуваетс€, тушит свет и быстро уходит. ѕедагог. „то вам сказали по телефону? ”ченица. «вонила женщина. ќна сказала, что ее ре≠бенок упал с лестницы, очень сильно разбилс€, и просила срочно помочь.

ѕедагог. ј что за адрес вы записали, покажите. (—ту≠дентка показывает текст записи.) ѕравильно, молодец, что записала конкретный адрес, а не просто черточки, как это иногда делают.

5. ќфантазировалие и логическое оправдание предмета, действи€, слова:

а) газета Ч пр€тать Ч вот беда-то. ѕо данному заданию одна ученица составила следую≠щую фабулу.

я живу с мамой, она у мен€ стара€ и больна€. ќчень т€жело переживает смерть своих сверстников. ћысль о смерти пугает ее. я читаю утром газету, только что при≠несенную почтальоном. ћама на кухне пьет чай. » вдруг на последней странице газеты € читаю некролог о смерти нашего знакомого, маминого друга детства. Ђ¬от беда-то!ї Ќачинаю думать, как бы уберечь маму от этого печального извести€. ћама не должна читать этого некролога, а то оп€ть у нее будет сердечный приступ. –ешаю оторвать ку≠сок газеты с текстом некролога. –азложила газету и на≠чинаю рвать... —лышу шаги мамы, идущей сюда в комнату. Ѕыстро складываю газету и пр€чу ее к себе в портфель.

÷елесообразно также провести практические зан€ти€ по самосто€тельной разработке заданий и исполнению упражнений. ¬от примерные варианты:

1) книга Ч выбрасывать Ч Ђтак лучшеї;

2) записка Ч лечь Ч Ђ¬от глупость-то!ї;

3) облигаци€ Ч искать Ч Ђвот так-так!ї;

4) зеркало Ч подсматривать Ч Ђну и потеха!ї  ак только задани€ будут розданы, педагог должен предложить ученикам подумать о конкретных предлагае≠мых обсто€тельствах и начинать поочередно действовать.

ќчень важна сама методика проведени€ практических зан€тий. ѕосле каждого упражнени€ педагог должен за≠ставить учеников детально разобрать сделанное. ќни долж≠ны научитьс€ точно определ€ть, какие звень€ были пропу≠щены в этой цепочке действий, ибо каждое пропущенное звено нарушает логику и правду целого.

–аздел II. –азвитие воображени€ и фантазии в воображаемой плоскости

ƒо сих пор все наши упражнени€ по развитию вообра≠жени€ проходили в реальной плоскости, соприкаса€сь с миром вещей, нас окружающих (комната, дверь, стол и т. д.). “еперь мы пере€есем нашу работу в область вооб≠ражени€ и в ней будем действовать также активно и логич≠но, как и в реальной плоскости, но лишь мысленно. ”пражнени€.

1. ¬з€ть материал дл€ мечтани€ из ежедневного жиз≠ненного обихода. ¬от пример, как следует вести данное уп≠ражнение:

ѕедагог (обраща€сь к одному из учеников). √де и когда будет происходить действие?

”ченик. ¬ лесу днем (в комнате, в музее и т. д.). ѕедагог. –асскажите подробнее,' что это за лес? (”ченик рассказывает подробности о лесе). ѕедагог. ѕочему вы здесь, в лесу? ќтветив на этот вопрос, вы создадите прошлое Ч прелюдию.

”ченик. ћы, группа учеников, сговорились поехать сегодн€ в лес за грибами. ѕриехали мы сюда часа три назад. ’одили по лесу сначала все вместе, но постепенно, увлекшись поисками грибов, стали разбредатьс€ в разные стороны. ”ходили все дальше и дальше друг от друга, аука≠лись, чтобы не потер€тьс€. Ќо вскоре аукатьс€ надоело. Ѕыло много грибов, каждому хотелось набрать побольше.

ѕедагог. «начит, это цель ваших стремлений, то есть дл€ чего вы здесь. “еперь же, когда вами созданы прелю≠ди€, предлагаемые обсто€тельства, намечена цель, совер≠шайте р€д последовательных, логических действий, мысленно или рассказывайте о них; но не в манере литератур≠ного чтени€, а действу€, сид€ на месте.

2. ѕеренеситесь мысленно в незнакомые, но существу≠ющие сейчас дл€ вас, но могущие существовать в реальной жизни услови€: полет в космос, кругосветное путешествие, поездка в «апол€рье, поездка в јфрику и т. д.

„тобы это было выполнено не Ђвообщеї, не Ђприбли≠зительної, а во всех подробност€х, логично и последова≠тельно, придетс€ нам черпать материал из книг, кинокар≠тин, фотокадров, из рассказов людей, испытавших все это в жизни. ј остальное, чего недостает дл€ мысленного вос≠создани€ картины путешестви€, пусть творит воображение.

3. ѕеренеситесь в область несбыточного, сказочного:

а) в поисках девицы-красавицы попадаете в царство царевны ћорковки, в царство царевны —осульки, в царство  аще€;

б) спускайтесь на дно морское к ћорскому царю и т. д. ¬ этих мечтани€х главна€ творческа€ работа падает на нашу фантазию, так как литература, живопись дают нам лишь намеки на все это.

 . —. —таниславский указывал, что если вы сумели по≠ставить себ€ в центр вымышленных условий, если вы чув≠ствуете себ€ наход€щимс€ среди них, если существуете в самой гуще воображаемой жизни, в мире воображаемых вещей и начинаете действовать от своего собственного имени Ч то это называетс€ на нашем актерском €зыке Ђ€ семьї. Ќадо напоминать ученикам, что во всех данных упражнени€х логике и последовательности действи€ при≠надлежит одно из главных мест.

”пражнени€ (на групповой рассказ).

ѕедагог. ѕусть один из учеников даст дл€ начала темы рассказа, например:

Ч ѕожар в колхозе;

Ч —пасение тонущего ребенка;

Ч ѕриезд на целину и т. д.

ќдин из учеников начинает рассказ, говорит одну фра≠зу, высказывает одну мысль. «атем продолжает второй уче≠ник, за ним третий и так далее. Ёто упражнение тренирует не только воображение, но и внимание. ѕедагог должен требовать, чтобы в рассказе не нарушалась лини€ поведе≠ни€ действующих лиц, чтобы была логика и последователь≠ность, чтобы не упускали конечной цели рассказа.

¬торой этап

¬»ƒ≈Ќ»я ¬Ќ”“–≈ЌЌ≈√ќ «–≈Ќ»я -  »ЌќЋ≈Ќ“ј ¬»ƒ≈Ќ»…

Ђ—тоило вам увидеть внутренним взором,Ч говорил  . —. —таниславский,Ч знакомую обстановку, почувство≠вать ее настроение, и тотчас же в вас ожили знакомые мысли, св€занные с местом действи€, от мыслей родилось чувство и переживание, а за ними и внутренние позывы к действию. Ќам нужна непрерывна€ лини€ не простых, а Ђиллюстрированных предлагаемых обсто€тельствї. ћне вспоминаютс€ и слова ћ. Ќ.  едрова, сказанные им на зан€ти€х в студии, что видени€ €вл€ютс€ тем основным моментом, который зажигает актера и заставл€ет €ркость этих видений передавать другому.

”пражнени€ (продолжать те же упражнени€, что и на мечтание в воображаемой плоскости).

 ак показывает практика педагогической работы, та≠кие упражнени€ следует проводить, став€ вопросы в са≠мом процессе работы воображени€. ¬от как это проходит на уроке.

”ченик рассказывает о том, что он находитс€ ночью на реке, ловит рыбу.

ѕедагог (прерыва€ ученика). —кажите, пожалуйста, что представл€етс€ вам, когда вы думаете и рассказываете о рыбалке?

”ченик. ћне представл€етс€ больша€, широка€ ре≠ка. ќколо берега камыши, лунна€ дорожка на поверхнос≠ти реки...

ѕедагог (обраща€сь к другому ученику). ј вам что представл€лось, когда вы нам рассказывали о лесе? ¬спом≠ните снова эту картину.

”ченик начинает подробно описывать лес.

ѕедагог.  ак видите, воображать, фантазироватьЧ≠это означает прежде всего видеть внутренним зрением то, о чем думаешь. ќчень правильно заметил  . —. —таниславский, что стоит ему дать ученикам тему дл€ мечтани€, как они уже начинают видеть Ч так называемым внутрен≠ним взором Ч соответствующие зрительные образы. ¬от они-то и называютс€, на нашем актерском €зыке, видени€≠ми внутреннего зрени€.

”пражнени€ (на развитие остроты Ђвнутреннего зрени€ї Ч создание киноленты).

1. »ндивидуальные упражнени€. ѕедагог дает каж≠дому ученику определенную тему:

Ч ¬ы Ч пастух.

Ч ¬ы Ч водолаз.

Ч ¬ы Ч индюк.

Ч ¬ы Ч волк.

Ч ¬ы Ч сторожева€ башн€ на крепостном валу. «атем ученикам предлагаетс€ начать действенно

фантазировать, помога€ себе вопросами: где € нахожусь? что ви≠жу вокруг? что слышу? когда это происходит? почему € здесь? дл€ чего? Ќадо напомнить слова  . —. —танислав≠ского, что образы наших видений возникают внутри нас, в нашем воображении, в пам€ти и затем уже как бы мыслен≠но переставл€ютс€ вовне нас, дл€ нашего просмотра.

Ќа практических зан€ти€х педагог должен заботитьс€ о быстрой смен€емости впечатлений, об их эффективности, об их здоровой дозировке, обеспечивающей творческое настроение всей группы.

 огда ученик затрудн€етс€ выполнить упражнение, когда воображение его бездействует, задавайте ему вопро≠сы сами, расшевелите его воображение, заставьте его ви≠деть то, о чем он говорит.

ƒавайте побольше бездейственных тем, так как мало≠действенна€ тема (например, Ђ¬ы Ч сторожева€ башн€ї) нуждаетс€ в усиленной предварительной работе вообра≠жени€. “ребуйте и здесь живого, действенного рассказа, заставьте ученика жить в предлагаемых обсто€тельствах. ѕроведение подобных уроков требует больших поисков и методики. ѕорой приходитс€ находить дорогу к оживле≠нию воображени€ учеников и косвенными пут€ми, как это делал  . —. —таниславский на зан€ти€х со студентами. ¬ эпизоде Ђќ многолетнем дубеї ( . —. —таниславский. Ђ–абота актера над собойї) описываетс€ такой прием:





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 393 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

1383 - | 1264 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.084 с.