Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«нании, сознании




 

1. ќ значении изучени€ истории.

2. ѕредмет, источники, методологи€ исторической науки.

¬ услови€х современной научно-технической революции усложнение техники, по€вление принципиально новых прогрессивных технологий, протекающих в экстремальных обсто€тельствах, концентраци€ колоссальных энергий в различных сферах - все это требует исключительно высокой профессиональной подготовки специалистов, развити€ их творческих способностей и таланта еще на студенческой скамье. ¬месте с тем сложность всей техносферы нашего времени, взаимозависимость процессов, порождающих огромные информационные потоки, работа операторов на пределе психофизиологических возможностей требуют воспитани€ у специалистов высоких нравственных качеств, гражданского мужества, ответственности и т.п. ќтсутствие таких качеств у специалистов может привести в результате их де€тельности к т€желым последстви€м, катастрофам дл€ человечества, окружающей среды. —овременно звучит предупреждение, сделанное великим античным мыслителем јристотелем: Ђѕрирода дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоватьс€ этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказываетс€ существом самым нечестивым и диким...ї.

ќтсюда следует, что современный специалист должен обладать не только определенными профессиональными знани€ми и навыками, но и богатой общей культурой. ѕоэтому образование, в первую очередь, призвано сформировать личность, а не только узкопрофессиональные качества, которые будут использоватьс€ дл€ удовлетворени€ утилитарных потребностей общественно-государственного механизма.

ќбща€ культура формируетс€ главным образом гуманитарными науками. ¬ажное место среди них занимает отечественна€ истори€. ¬ ходе ее изучени€ у студентов возникает историзм мышлени€, создаютс€ услови€ дл€ воспитани€ живой историей с ее коллизи€ми и судьбами, уроками и опытом. “аким образом, формируетс€ историческое сознание, которое €вл€етс€ элементом общественного сознани€, его составной частью. ѕод историческим сознанием в науке понимаетс€ совокупность представлений, присущих обществу в целом и составл€ющим его социальным группам в отдельности, о своем прошлом и о прошлом всего человечества. »сторическое сознание - это результат познавательной де€тельности, бесконечного процесса накоплени€ исторических знаний.

ћежду пон€ти€ми Ђпознаниеї, Ђзнаниеї и Ђсознаниеї существует тесна€ взаимосв€зь. ѕознание - это беспрерывный процесс постижени€ истины. –езультатом этой познавательной де€тельности, выступают знани€, €вл€ющиес€ более или менее адекватным отражением объективной де€тельности. ¬ свою очередь знани€ формируют различные формы общественного сознани€.

Ќеобходимость исторического познани€ вызвана целым р€дом общественных потребностей. ¬ первую очередь оно приводит к формированию социального самосознани€. Ѕез этого будущие инженеры будут просто неспособными к самосто€тельной социальной де€тельности. Ћишенные исторического опыта своего народа, своей страны, они окажутс€ вне исторической перспективы и будут жить только сегодн€шним днем. “акие специалисты не будут искать путь к техническому и социальному прогрессу. »м это не нужно.

ƒействительно, именно историческое познание обусловливает образцы значимого социального поведени€, дает своеобразный социальный ориентир. ѕоследний в новом дл€ нас плюралистическом обществе, с равными позици€ми его членов, с многообразием подходов, становитс€ приоритетной жизненной потребностью.

ƒруга€ социальна€ функци€ исторического познани€ св€зана с потребностью социального предвидени€. «десь роль истории также незаменима. ћожно напомнить мудрую мысль о том, что истори€ учит даже тех, кто у нее не хочет учитьс€, она их наказывает за невежество. Ќе пон€в корней взаимных симпатий и антипатий, взаимопереплетени€ интересов народов и государств, будущие специалисты не смогут объ€снить, а, следовательно, и рационально перестроить насто€щее.

јктуальность проблемы формировани€ исторического сознани€ современного образованного человека усиливаетс€ еще одним фактором. ¬ услови€х, когда человечество осознало себ€ как глобальную целостность, необходимо направл€ть исторический процесс так, чтобы исключить самоуничтожение людей в войне, экологическую катастрофу и избежать культурного вырождени€. » именно историческое знание может избавить от чувства неизбежности, помочь найти пути предотвращени€ катастрофы, поверить в возможности человека как реальной силы истории.

„то касаетс€ исторического сознани€, то оно не €вл€етс€ величиной раз и навсегда данной, неизменной по своему содержанию. Ќапротив, оно само исторично, измен€€сь, подчас весьма существенно, вместе со сдвигами, происход€щими в обществе. »сторическое сознание обладает сложной структурой. ѕрежде всего следует различать обыденное и научное историческое сознание. ‘ормирование последнего происходит поэтапно. ћожно выделить, по крайней мере три уровн€, на которых происходит встреча человека с историей и которые соответствуют определенным ступен€м исторического сознани€.  ак первую ступень можно обозначить непосредственную встречу с историей, которую никто не может избежать, хот€ и не всегда осознает ее. Ёто элементарна€ форма исторического сознани€, котора€ присуща каждому человеку независимо от его образовани€ и воспитани€ и выражаетс€ в расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминани€х о прошлом, полученных благодар€ соприкосновению с историческими пам€тниками и символами, художественной литературе, кинематографу и театру, радио- и телепередачам, произведени€м музыкального искусства, живописи, а также собственному жизненному опыту. Ќа этом уровне историческое сознание не включает в себ€ систематическое знание об историческом процессе. ќбразующие его исторические представлени€ хаотичны, отрывочны, зачастую субъективны. Ќередко они нос€т характер исторических переживаний, отличающихс€ €ркостью и прочностью.

¬торую ступень исторического сознани€ составл€ют собственно исторические знани€, образующие в своей совокупности известную систему представлений о прошлом. Ёти представлени€ могут основыватьс€ на более или менее полном знании об отдельных важных исторических событи€х.

Ќо только на третьей, высшей ступени исторического сознани€ происходит всестороннее теоретическое осмысление прошлого. »сторический опыт перерабатываетс€ в научное целостное представление о природе и движущих силах развити€ человеческого общества, его основных этапах и закономерност€х. Ћишь в этом случае можно говорить о научном историческом сознании, способном объ€снить человеческое прошлое во всей его сложности и противоречивости, во всех конкретно-исторических про€влени€х общих законов развити€ человечества.

Ќа всех уровн€х историческое сознание базируетс€ на определенном круге исторических знаний, добываемых исторической наукой. Ќа первой его ступени самые общие и расплывчатые представлени€ об отдельных исторических событи€х, почерпнутые из художественных произведений, кинофильмов и других аналогичных источников, основываютс€ на данных исторической науки, представл€€ собой вошедший в сознание широких масс результат ее исследовательских усилий. “ак, пушкинска€ трактовка образа Ѕориса √одунова оказала огромное вли€ние на многие поколени€ читателей, войд€ в историческое сознание русского народа. Ќо не следует при этом забывать, что сам ј.—. ѕушкин в своих оценках √одунова опиралс€ на труды Ќ.ћ.  арамзина.

„ем более высокой €вл€етс€ ступень исторического сознани€, тем более значительной представл€етс€ роль исторической науки в его формировании, причем эта роль не ограничиваетс€ сферой вы€снени€ и истолковани€ исторических фактов. Ќе менее важной задачей исторической науки €вл€етс€ систематизаци€ и попул€ризаци€ этих фактов. ¬ своих существенных результатах и выводах историческа€ наука обращаетс€ к широким массам, целенаправленно вли€€ на формирование их исторического сознани€. Ёто вли€ние может быть пр€мым или опосредованным публицистикой, попул€рной литературой, произведени€ми искусства и т. п. Ќо во всех случа€х именно историкам - от ученых-исследователей до школьных преподавателей принадлежит главна€ роль в формировании исторического сознани€.

¬ особенности велико значение исторической науки в выработке научного исторического сознани€, предполагающего наличие систематического научного знани€ об истории общества в целом. “олько на материале истории возможно установление ведущих тенденций и закономерностей общественного развити€, понимание которых составл€ет фундамент научного исторического сознани€.

»сторические знани€ о материальных и духовных достижени€х народа имеют большое значение дл€ успешного воспитательного процесса.

“олько на основе изучени€ истории студенты смогут овладеть всем опытом развити€ цивилизации, всеми ценност€ми общечеловеческой культуры и одновременно ощутить самобытность своей –одины, проследить, как –осси€ впитывала на прот€жении веков все лучшее, что было создано в мире, и сама обогащала человечество своими достижени€ми. Ёто порождает у студентов причастность ко всему происход€щему на «емле, желание самим творить Ђисторию людейї и свою Ђмалую историюї, создает основу дл€ формировани€ нового мышлени€, ведущим принципом которого €вл€етс€ общепланетарный гуманизм. ¬ то же врем€ растет и крепнет чувство патриотизма, когда молодежь живет болью ќтечества, неравнодушна к его триумфам и поражени€м, испытывает гордость за свои национальные традиции, за принадлежность к своей стране. ќсобенно это важно в насто€щее врем€, когда пон€ти€ - патриотизм, чувство –одины, подверглись девальвации.

Ќеобходимость обращени€ человека к истории - прошлому своего рода, племени, народа - была осознана еще на ранних ступен€х развити€ общества. ¬ былинах, сказани€х, героическом эпосе утверждалс€ культ предков, закрепл€лись традиции знать и чтить прошлое своей общности, следовать ее обыча€м как нормам отношени€ к труду, природе, вещам, к люд€м своей среды и другим народам.

¬ эпоху древних цивилизаций истори€ воспринималась как наставница жизни, дающа€ образцы дл€ социального воспитани€ человека, как пам€ть народа, формирующа€ его этническое сознание. ¬ начале нового времени в общении с прошлым виделс€ способ познани€ мира человека, средство просвещени€, самопознани€ и развити€ личности.

»нтерес к прошлому претерпевал различные стадии, но общеизвестно обращение к исторической пам€ти в суровые и сложные периоды, когда решались судьбы народов: в переходные эпохи, во врем€ войн, на крутых поворотах истории.

Ќасто€щее врем€ характеризуетс€ все возрастающим интересом к нашему прошлому у различных социальных групп, и особенно у студенческой молодежи. ¬ажно этот интерес поддержать и направить в русло формировани€ у молодого человека элементов исторического сознани€ как необходимого компонента культуры мышлени€ всесторонне развитой личности.

 ультура мышлени€ предполагает, прежде всего, большой объем и глубину знани€. »стори€ - это социальна€ пам€ть живущего поколени€. „ем обширнее пам€ть, тем духовно богаче человек и общество в целом, чем глубже проникновение современника в социально-экономический и культурный опыт, накопленный предшествующими поколени€ми, тем определеннее и предприимчивее становитс€ его де€тельность.

ќдним словом, изучение истории способствует нравственному развитию личности, формированию гражданственности, сохранению и упрочнению общечеловеческих ценностных ориентации, помогает развитию самосто€тельного творческого мышлени€, мотивов, навыков и умений действовать на благо общества. –азмышл€€ о практической значимости исторических знаний, исторического мышлени€, выдающийс€ русский историк ¬.ќ.  лючевский писал: Ђќпредел€€ задачи и направлени€ своей де€тельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданиномї.

 

»сторическа€ наука о развитии человеческого общества имеет, как и люба€ друга€ наука, свой предмет исследовани€. »зучение де€тельности людей, процесса развити€ человечества, накоплени€ знаний о человеческом обществе, характера истолковани€ тех или иных €влений относитс€ к области исторической науки. »стори€ - не просто наука о прошлом. Ёто наука о поступательном движени€ человеческого общества, как единого, разностороннего и противоречивого процесса.

ƒл€ познани€ прошлого служит целый комплекс исторических наук. —реди них: всеобща€ истори€ и истори€ отдельных стран и народов, истори€ государства и права, военна€ истори€, истори€ науки, техники, культуры, искусства, €зыка, археологи€, этнографи€, политологи€, хронологи€. ќни, в свою очередь, опираютс€ на данные целого р€да вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих частные и общие вопросы методики и техники исторических исследований. —реди них: источниковедение (общие приемы и методы изучени€ исторических источников), палеографи€ (истори€ письма), геральдика (гербы), сфрагистика (печати), нумизматика (монеты, медали, ордена), топонимика (изучение названий географических пунктов) и др.

ќсобое значение дл€ исторического исследовани€ имеют источники. »х, как правило, подраздел€ют на несколько типов: письменные, вещественные, этнографические, лингвистические, устные, фотокинодокументы, фонодокументы. ѕри этом задача состоит не в простом извлечении фактов из источников и не в иллюстрации отдельными примерами общих закономерностей общественного развити€. ¬ажно на основе анализа и обобщени€ фактов выделить из многообразных единичных €влений общую закономерность: раскрыть формы ее про€влени€ и механизм действи€ в конкретных услови€х исторической действительности, не оставл€€ без внимани€ и вли€ние случайных €влений.

—ледует иметь в виду, что успех исторического исследовани€ в значительной мере зависит от использовани€ не какого-либо одного вида источника, а совокупности источников, дающих взаимно дополн€ющую друг друга информацию.

¬ажно также помнить, что исторический источник представл€ет собой пам€тник прошлого, отражающий врем€ и услови€ своего создани€. » потому он может быть правильно пон€т и истолкован только с учетом жизненных интересов и представлений его создателей.

ѕо традиции самым авторитетным и надежным из письменных источников считаетс€ архивный. Ќо и он часто имеет большой налет субъективизма. ѕоэтому требуетс€ критическое отношение к источнику, его перепроверка путем сопоставлени€ разных документов, относ€щихс€ к общему сюжету. Ќо критическое отношение к письменным источникам не должно переходить в Ђгиперкритикуї.  ритерием истинности, объективности в данном случае выступает общественно-историческа€ практика.

Ќа основании тщательного изучени€ источников учеными-историками создаетс€ научна€ литература, в которой раскрываетс€ научна€ картина исторического пути, пройденного человечеством. “аким образом формируетс€ историографи€ - отрасль исторической науки, изучающа€ ее историю (накопление исторических знаний, борьбу в истолковании исторических €влений, смену методологических направлений в исторической науке), а также представл€юща€ собой совокупность исследований, посв€щенных определенной эпохе или теме.

”ченые разрабатывают детализированные концепции отечественной и всемирной истории, исследуют широкий круг закономерностей, раскрывающих действительное содержание исторического процесса и указывающих на его ведущие тенденции. ¬ результате этой работы заложены определенные научные основы исторического сознани€. ’от€ справедливости ради следует отметить, что не всегда нашим ученым в силу известных причин удавалось избежать в своих трудах идеологической ангажированности и апологетики. ¬ насто€щее врем€ предпринимаютс€ попытки все это преодолеть и обеспечить стремление к созданию объективных работ по истории.

ќднако задачи исторической науки этим не исчерпываютс€. ‘ормирование исторического сознани€ предполагает не только выработку исторических знаний, но и их распространение в массах, чтобы знани€ стали досто€нием людей, вошли в историческое сознание общества.

”спешное изучение истории и ее научно-достоверна€ реконструкци€ завис€т от методологии исследовани€. ѕод методологией понимаетс€ учение о методах научного поиска, о приемах и операци€х по накоплению и освоению знаний о способах построени€ и обосновани€ системы знаний об историческом прошлом.

Ѕезусловно, что достоверные исторические знани€ можно получить руководству€сь принципами историзма, объективности, альтернативности, использу€ методы периодизации, проблемно-хронологический, статистический, сравнительно-исторический, синхронный и т.д.

ѕри этом важно учесть и еще одну характерную черту формирующегос€ в наши дни подхода к историческому прошлому. ¬ течение многих дес€тилетий развитие человеческого общества рассматривалось нами как исторически последовательна€ смена типов производственных отношений и соответствующих им общественно-экономических формаций: первобытно Ц общинной Ц рабовладельческой Ц феодальной Ц капиталистической Ц коммунистической.

—овременные знани€ свидетельствуют, что формационный подход, который, бесспорно, позвол€ет пон€ть важнейшие закономерности развити€ общества, не может дать исчерпывающих знаний об обществе и его истории, так как не охватывает всех сторон его жизни и взаимосв€зей с предшествующими этапами развити€. “ак, теоретически рабовладельческий строй представл€ет собой следующую ступень послеродового, а в реальной же истории он с этим строем сосуществовал вплоть до своей гибели, которую и принесли ему народы и племена, находившиес€ на более примитивной стадии. ќсобенно €рко демонстрирует научную недостаточность формационной концепции российский пример. Ќе только советский период, но и все развитие –оссии укладывалось в схему п€ти формаций лишь с большими допусками и отклонени€ми. ¬ насто€щее врем€ тоже нельз€ однозначно характеризовать все страны мира. Ѕолее того, нар€ду с усилением интегральных процессов, нарастает и многообразие, мозаичность социальной действительности.

ѕоэтому вр€д ли стоит настаивать на формационном подходе, как абсолютном, к рассмотрению истории. ќн дает чрезвычайно простую общую схему исторического развити€. » главное - не позвол€ет проследить исторический процесс формировани€ основного субъекта истории Ц человека.

¬ св€зи с этим в последнее врем€ наметилась тенденци€ к использованию в исторических исследовани€х так называемого Ђцивилизационногої подхода. ќн дополн€ет изучение движени€ социальных слоев и классов вы€снением развити€ человека, его сущности, общих черт, передающихс€ из поколени€ в поколение, его общечеловеческих потребностей, интересов и их движущей силы в историческом процессе. ¬ основе цивилизационного подхода лежит иде€ уникальности социальных €влений, своеобразие пути, пройденного отдельными народами. — этой точки зрени€, исторический процесс предстает в виде смены целого р€да цивилизаций, существовавших в различное врем€ в разных регионах планеты и одновременно существующих в насто€щее врем€. √лавное же, что дает этот подход, это преодоление обезличенности истории, растворенности индивида в массе, познание человека в истории.

»так, цивилизационный подход к историческому процессу предполагает учет и изучение, в первую очередь, того своеобразного, самобытного, что есть в истории народа, или целого региона. ¬месте с тем данный подход, доведенный до крайнего своего выражени€, может привести к полному отрицанию общих черт в развитии народов, элементов повтор€емости в историческом процессе. “ак, русский историк Ќ.я. ƒанилевский писал, что не существует всемирной истории, а есть лишь истори€ данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер.

Ёта теори€ расчлен€ет всемирную историю во времени и в пространстве на изолированные и противопоставл€емые друг другу культурные общности. ќна выгл€дит сейчас на исходе нашего столети€, когда резко усилилось взаимодействие и взаимовли€ние различных стран и народов, исторически ограниченной. ¬р€д ли она в достаточной мере отражает и реальности прошлых этапов развити€.

”читыва€, что ни формационный, ни цивилизационный подходы не €вл€ютс€ идеальными, целесообразно пока что встать на путь их разумного сочетани€.

¬ целом же, современна€ методологи€ истории должна основыватьс€ на достижени€х общечеловеческой мысли, впитыва€ в себ€ все лучшее, что дали мыслители прошлого и насто€щего всех направлений и школ.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 526 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1612 - | 1463 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.