Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬осточные слав€не в VI Ц хIII вв




 

1. ѕроисхождение и ранн€€ истори€ восточных слав€н.

2. ќбразование и основные этапы развити€ ƒревнерусского государства.

3. Ѕорьба жителей русских земель с иностранными захватчиками в первой половине XIII в.

 

—лав€не, как многие другие современные народы Ц германские, романские, иранские, индийские Ц относ€тс€ к древнему индоевропейскому €зыковому сообществу. ќднако вопрос о том, кто такие слав€не и откуда они пришли, в современной науке остаетс€ дискуссионным. —уществует масса гипотез не только об исторической прародине собственно слав€нского этноса, но и о прародине индоевропейцев в целом. Ёти гипотезы охватывают географическое пространство от ÷ентральной ≈вропы до ÷ентральной јзии и от 12 до 3 тыс. лет до н.э.

¬осточные слав€не возникли в результате сли€ни€ праслав€н, носителей слав€нской речи, с различными другими этносами ¬осточной ≈вропы. јналогично происходил процесс образовани€ западных и южных слав€н. “олько в этом случае имело место смешение праслов€нского элемента с народами, насел€вшими «ападную ≈вропу и Ѕалканы.

—читаетс€, что праслав€не отделились от родственных им балтов в середине I тыс. до н. э. и первоначально их ареал расселени€ был весьма невелик. ѕервое упоминание о праслав€нах под именем венедов встречаетс€ в трудах “ацита и ѕлини€ —таршего. ќднако сведени€ эти весьма смутные и неточные. ƒело в том, римские авторы не могли определить к кому относ€тс€ венеды Ц к сарматам или германцам. ’от€ отмечали, что по быту и нраву венеды ближе всего к германским племенам. »сход€ из трудов “ацита, предки слав€н занимали в ту пору территорию современной ёго-¬осточной ѕольши, ёго-«ападной Ѕелоруссии и —еверо-«ападной ”краины.  о II веку н. э. слав€не заселили ѕрикарпатье и часть побережь€ Ѕалтийского мор€. ¬еро€тно расширение этнической территории слав€н продолжалось и в III-IV вв.

 

 

¬осточна€ ≈вропа в III-IV вв.

 

IV-VII века нашей эры получили название эпоха Ђ¬еликого переселени€ народовї.  очевые племена гуннов, аваров, аланов двинулись с ¬остока в ≈вропу. »з —кандинавии в ѕричерноморье проникают германские племена готов. √уннское нашествие привело к значительным перемещени€м населени€ степной и лесостепной полосы. ≈сть основани€ утверждать, что Ђ¬еликое переселение народовї дало значительный стимул к расширению территории занимаемой слав€нами. ≈два ли не главными врагами гуннов были германские и иранские племена, которых завоеватели оттесн€ли на запад. ’от€ слав€не, скорее всего, не были союзниками гуннов, они использовали сложившуюс€ ситуацию в свою пользу. ¬ V веке продолжаетс€ движение слав€нских племЄн на запад, где они оттесн€ю германцев за реку Ёльба. — конца V века начинаетс€ слав€нска€ колонизаци€ Ѕалкан, где они довольно быстро ассимилировали местное население: иллирийцев, далматов и фракийцев. јналогичное движение слав€н происходило и на восток, в области современной ”краины и ¬еликороссии. ¬ лесостепной полосе после гуннского нашестви€ местное население значительно уменьшилось, а в лесной оно никогда и не было многочисленным.

 

 

—лав€нские археологические культуры V-VI вв.

 

¬изантийские писатели VI века дел€т слав€н на две группы. «ападную часть слав€н они называли склавины или склавии.  роме того, византийцы упоминают антов, которых они считают особой группой слав€н. ¬озможно, от склавинов произошли современные западные слав€нские народы, а от антов Ц восточные. ¬изантийские авторы выдел€ли антов как храбрейших из слав€н. ќни обитали на территории от ƒнестра до ƒнепра. јнты и склавины, как правило, враждовали друг с другом. Ётим умело пользовались византийцы, ещЄ больше сталкива€ своих северных соседей.   сожалению, конкретные сведени€ об антах практически отсутствуют. ’ронологические рамки существовани€ јнтского союза приход€тс€ приблизительно на 30-е годы VI века Ц первые годы VII века. ¬ дальнейшем он был сокрушЄн аварами, которых подговорила это сделать ¬изантийска€ импери€.

 роме јнтского союза источники позвол€ют предположить существование в VI-VII вв. ещЄ одного политического объединений восточных слав€н в ѕрикарпатье под названием ¬алианна.   сожалению, все ранние извести€ о слав€нах во многом не €сны и не поддаютс€ точной географической и хронологической идентификации. Ѕолее достоверную информацию предоставл€ют русские летописи, дополненные византийскими, арабскими и другими иностранными источниками. ќднако летописные извести€ были записаны не ранее XI века, когда пам€ть о первоначальных слав€нских объединени€х начала стиратьс€.

ѕроисхождение термина Ђслав€неї до сих пор не объ€снено. ¬озможно, он св€зан со Ђсловомї, и так наши предки могли называть себ€ в отличие от народов, речь которых они не понимали (немцы). “ем не менее, термин Ђслав€неї по€вилс€ не сразу и не вдруг стал общеупотребительным. Ќе исключено, что древнейшее название было всЄ-таки венеды. Ќо так могла себ€ называть только часть предков слав€н, тогда как другие могли носить иные наименовани€. » только позднее (VI-VII вв.) утвердилось общее название слав€не (словене).

¬осточные слав€не постепенно осваивали зан€тые густыми лесами пространства современного центра –оссии. ƒревнейшим его населением были финно-угорские (чудь, весь, емь, эсты, мордва, черемисы, пермь, печора, €мь) и литовско-балтийские (пруссы, гол€ды, судены, корсы, €тв€ги, литва, жмудь, латыши) племена. –азрозненные в политическом отношении и в большинстве своем находившиес€ на более низшей стадии социально-экономического развити€, эти племена подчин€лись культурному вли€нию слав€н, ассимилировались с ними; уступали без значительной борьбы часть своей территории, уход€ на север, северо-восток, запад и северо-запад. »з-за взаимной ассимил€ции слав€нского, угро-финского и балтийского населени€ все эти племена и народы можно, по мнению некоторых антропологов, считать предками современных русских, украинцев и белорусов.

ќднако взаимоотношени€ восточных слав€н далеко не со всеми сосед€ми были столь же мирными, как с угро-финами и балтами. Ќа восточных и южных окраинах своей территории слав€не посто€нно испытывали натиск кочевых племен. “ак, уже в ходе упоминавшегос€ Ђ¬еликого переселени€ народовї слав€не участвовали в готско-гуннской войне V в. н.э.; после поражени€ гуннов слав€не на краткий срок вновь по€вились на исторической арене, как самосто€тельный этнос, но в VI в.н.э. на них обрушилась нова€ волна кочевников Ц авары. ќни заставл€ли слав€н платить дань јварскому каганату и даже использовали слав€нских женщин как ездовой скот.

¬нутренн€€ слабость јварского каганата привела к его быстрому краху: уже в 90-х гг. VIII в. н.э. авары были окончательно разгромлены франками  арла ¬еликого и в дальнейшем ассимилировались народами «ападного ѕричерноморь€ и ѕодунавь€ (¬ €зыке восточных слав€н осталось лишь выражение: Ђизгибоша, аки обреї, т.е. Ђпогибли как аварыї).

¬ VII-IX вв. н.э. слав€не столкнулись с новыми народами Ц болгарами, уграми (мадь€рами), хазарами. ¬ ѕриазовье болгары создали государственное объединение Ђ¬елика€ Ѕолгари€ї, а хазары в ѕрикаспии - ’азарский каганат. ¬скоре последовало присоединение Ђ¬еликой Ѕолгарииї к ’азарскому каганату. ѕосле этого часть болгар отошла на северо-восток, образовав впоследствии в ѕоволжье государство Ђ¬олжско- амска€ Ѕолгари€ї, активно торговавшее с восточными слав€нами в X-XI вв., а также врем€ от времени становившеес€ объектом военных походов первых русских кн€зей.

 

 

—лав€не и их соседи в VII-VIII вв.

 

ƒруга€ часть болгар перебралась на Ѕалканы и покорила семь слав€нских племен. Ёти болгары быстро ассимилировались со слав€нским населением и создали новое государство Ц ƒунайскую Ѕолгарию, - ставшее позднее территорией столкновени€ интересов ¬изантийской империи и ƒревнерусского государства. –асцвет культуры, просвещени€ в ƒунайской Ѕолгарии в IX Ц начале XI вв. оказал большое вли€ние на культурное развитие соседних государств и народов, в том числе восточных слав€н.

’азары же в VIII в. после опустошительного похода арабов отступают из ѕредкавказь€ в волжские, донские, донецкие степи, активно осваива€ новые пространства. ¬ первой половине IX в. многие народы и государства ёго-¬осточной ≈вропы, в том числе р€д слав€нских племенных союзов (пол€не, север€не, в€тичи) наход€тс€ в даннической зависимости от каганата и €вл€ютс€ его вассалами. Ќо уже в 862 г. вар€жские вит€зи јскольд и ƒир освободили пол€н от хазарской дани и сами стали править в их земле. ѕозднее кн€зь ќлег отн€л у хазар уже два даннических слав€нских удела Ц север€нский (884 г.) и радимичский (885 г.), а два военных похода —в€тослава (964 и 965 гг.) привели к тому, что это государство исчезло с лица земли.

ќпустевшие в период упадка ’азарии днепро-донские степи были заселены венграми (мадь€рами). ќднако здесь эти угро-финские скотоводы пробыли сравнительно недолго, откочевав в ÷ентральную ≈вропу. ¬ X в. их сменили печенеги, неоднократно совершавшие сокрушительные набеги на русские земли и окончательно разгромленные ярославом ћудрым в 1036 г.

ќтношени€ слав€н (а позднее ƒревнерусского государства) с кочевниками все же не стоит сводить только к военным столкновени€м. —уществуют данные о торговле –уси со —тепью (в том числе в X-XIII вв. с печенегами и половцами); об участии некоторых постепенно ассимилировавшихс€ со слав€нами и Ђоседавшихї кочевых племен в защите границ  иевского государства.

Ќаиболее могущественным южным соседом восточных слав€н и ƒревней –уси была ¬изантийской импери€, на территорию которой слав€не уже с VI в. н.э. совершали набеги, что, в свою очередь, способствовало обогащению племенной верхушки слав€н и ускорению распада у них первобытнообщинного стро€.

— севера, из —кандинавии, на земли восточных слав€н в VIII-IX вв. проникают норманны (вар€ги). ќни предпринимают попытки захвата территорий слав€н, основывают своеобразные Ђфакторииї - центры торгово-ремесленного обмена (пример Ц —тара€ Ћадога); позднее Ц нанимаютс€ на службу к русским кн€зь€м. Ќорманнский элемент (так же, как и греческий, тюркский, кавказский, уже упоминавшийс€ угро-финский и балтский) сыграл немалую роль в формировании древнерусской народности, материальной и духовной культуры.

√лавным зан€тием восточных слав€н €вл€лось земледелие в сочетанием со скотоводством и различными промыслами. „ем севернее обитали слав€не, тем большее значение приобретали промыслы. “ем более, что во внешней торговле большую роль играл экспорт пушнины, которой были так богаты слав€нские земли.

 

 

—. ¬. »ванов Ђ“орг в стране восточных слав€нї

ѕроцесс социально-экономического развити€ у восточных слав€н протекал неравномерно. ќчень быстро развивались племена, жившие на —реднем ƒнепре и в ѕриднестровье. «десь были весьма благопри€тные дл€ земледели€ услови€, кроме того, слав€не унаследовали многовековой сельскохоз€йственный опыт жившего здесь иранского и фракийского населени€. ¬ этих районах с давних пор развивалось пашенное земледелие, и часть полученного продукта вывозилась на рынки ѕричерноморь€. ќ стабильности этих торговых отношений говор€т многочисленные клады римских и византийских монет. ¬ то же врем€ на остальной территории ¬осточной ≈вропы еще долго господствовало подсечное земледелие. ¬ первый год деревь€ подрубали. Ќа второй год высохшие деревь€ сжигали и, использу€ золу как удобрение, се€ли зерно. “ри-четыре года участок давал неплохой урожай, потом земл€ истощалась и приходилось переходить на новое место. “акой вид земледели€ требовал большого объема работ, а значит, коллективной организации труда и общинной собственности. “аким образом, подсечное земледелие консервировало первобытные отношени€ в виде патриархальных семейных общин.

  IX веку по€вление новых земледельческих технологий и орудий труда делают повсеместно доступным ведение самосто€тельного хоз€йства каждой малой семье в отдельности. Ќа смену патриархальной семейной общине приходит территориальна€ сельска€ община, состо€ща€ из малых семей.

—лав€не VI-IX вв. н.э. возделывали рожь, пшеницу, просо, гречиху; разводили крупный и мелкий рогатый скот, птицу; в качестве подсобных промыслов занимались охотой, рыбной ловлей и бортничеством (сбор мЄда диких пчЄл).

¬ажным изменением в жизни слав€н в VII-IX вв. €вилось отделение ремесла от сельского хоз€йства. ѕервоначально у древних слав€н ремесло носило домашний характер - каждый общинник обеспечивал себ€ в меру своих способностей. «атем ремесленники стали заниматьс€ только определенным промыслом, готовили продукты своего труда дл€ всей общины. ѕоселени€ ремесленников со временем превращались в места производства и обмена товаров, политико-административные, культурные, религиозные центры, т.е. в города. Ќередко города располагались на месте старых племенных св€тилищ или оборонительных сооружений. “ак возникли Ћадога, –остов,  иев, —уздаль, ѕере€славль, ѕсков, Ќовгород, Ѕелоозеро, ѕолоцк, „ернигов, Ћюбеч, —моленск.

¬ города на торг съезжалось окрестное население, приезжали купцы из других городов –уси и даже других стран. “орговали в основном хлебом, мехами, солью, воском, полотнами, мЄдом, скотом и рабами. √лавными пут€ми сообщени€ были реки, по которым и располагались города. ¬ качестве средств обращени€ на –уси использовались меховые деньги (куны, резаны, векши и др.), а также восточные, византийские и западноевропейские серебр€ные монеты. — конца ’ в. на –уси стали чеканить свою золотую и серебр€ную монету, котора€ затем уступила место золотым слиткам Ц гривнам. —елени€ слав€н укрепл€лись обычно валами и рвами. ƒома были небольшие (25-30 кв.м.), наземного и полуземл€ночного типа. ќтапливались дома печами без дымохода, сложенными из камней и глины.

ќбщественный строй слав€н этого периода характеризуетс€ как Ђвоенна€ демократи€ї. ” слав€н шло имущественное и социальное расслоение, племенна€ знать (старейшины, вожди) накапливала материальные ценности. —уществовало у слав€н и патриархальное рабство. ќни брали пленных дл€ того, чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. ≈сли этого сделать не удавалось, то пленники отпускались на волю или оставались среди слав€н на положении свободных.

—огласно известной летописи Ђѕовесть временных летї написанной в XII веке монахом Ќестором, у восточных слав€н в VIIIЦIX вв. нар€ду с интенсивным распадом родоплеменных отношений шЄл процесс создани€ крупных племенных групп (союзов); причЄм у каждого из союзов было своЄ Ђкн€жениеї. Ёти союзы, представл€вшие собой довольно стабильные политические объединени€ и сложные этнические общности, размещались следующим образом: в верховь€х ƒнепра, ¬олги и «ападной ƒвины обитали многочисленные кривичи, рассел€вшиес€ на север и северо-восток. „асть кривичей, заселивших берега реки ѕолоты, назывались полочанами. ” реки ¬олхов и озера »льмень жили словене; в ѕолесье, между ѕрип€тью и Ѕерезиной Ц дреговичи, между —ожем и »путью Ц радимичи. ѕо рекам ƒесне, —ейму, —уле т€нулись земли север€н; в верховь€х ќки, рассел€€сь всЄ дальше вниз по течению, жили в€тичи, по берегам —реднего ƒнепра обитали пол€не. ѕо рекам ”ж и “етерев лежали земли древл€н; на ¬олыни жили дулебы (волын€не), по склонам  арпатских гор Ц хорваты, а от низовьев ƒнепра до усть€ ƒуна€ прот€нулись земли уличей и тиверцев. ѕлеменные союзы состо€ли из нескольких племЄн, а те, в свою очередь, из нескольких поселений (от 3 до 15). ¬ысшим органом власти в VIЦVIII вв. было народное собрание (вече), решавшее все важные вопросы.

 

 

Ђ«бручский идолї

 

—лав€не VI Ц IX вв. были €зычниками, обожествл€вшими сначала силы природы; позднее поклон€вшимис€ –оду Ц древнему землевладельческому божеству Ц и рожаницам Ц богин€м благополучи€ и плодороди€. ¬ последний перед прин€тием христианства период оформл€етс€ уже целый пантеон €зыческих божеств (ярило Ц бог солнца; —трибог Ц бог воздушной стихии; ¬елес или ¬олос Ц покровитель скота, а также музыки и песен; ћокошь Ц покровительница женщин, домашнего очага и хоз€йства и др.) во главе с богом грома и молнии ѕеруном, превратившимс€ в кн€жеско-дружинного бога войны. —лав€не поклон€лись также колодцам, камн€м и озЄрам, рощам и отдельным деревь€м. —в€щенным деревом у них был дуб; св€щенным животным Ц кабан, конь, медведь, козЄл, зме€, кукушка, ворон. Ѕогам приносили жертвы, иногда человеческие, в специально отведЄнных местах Ц требищах. ¬ роли первосв€щенников часто выступали кн€зь€, но были и особые жрецы Ц волхвы и кудесники, которые молились и совершали различные обр€ды на требищах, а также в капищах (€зыческих храмах). Ќа основе €зычества у слав€н сложилось богатое устное народное творчество Ц песни, заклинани€ и заговоры, былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки.

“аким образом, на рубеже VIIIЦIX вв. у восточных слав€н заканчиваетс€ переходный период от первобытнообщинного стро€ к раннему феодализму.   концу IX в. восточные слав€не уже сто€ли на пороге возникновени€ государственности. ¬опрос заключалс€ в том, каким будет это государство, какое плем€ станет центром восточнослав€нского мира и начнЄт подчин€ть других. Ѕыло возможно возникновение на территории ¬осточной ≈вропы нескольких государств (как у западных и южных слав€н).

 

ѕроцесс образовани€ государства €вл€етс€ достаточно длительным.  ак правило, оно образуетс€ в результате общественного разделени€ труда, по€влени€ частной собственности и расслоени€ первобытного общества на классы. ¬ указанный период все эти процессы происход€т и у восточных слав€н. ќднако интерпретаци€ конкретной истории образовани€ государства на –уси €вл€етс€ дискуссионной.

¬ середине XVIII века немецкие учЄные √.«. Ѕайер, √.‘. ћиллер, работавшие в –оссии, предложили так называемую Ђнорманнскую теориюї. »спользу€ буквальное прочтение древнейшей русской летописи Ц Ђѕовести временных летї монаха Ќестора о призвании ильменскими слав€нами вар€гов на –усь, немецкие учЄные сделали вывод о неполноценности русского народа, не способного самосто€тельно образовать государственность. — критикой данной теории впервые выступил ћ.¬. Ћомоносов. ќтечественные историки, как дореволюционного, так и советского периода, единодушны в непри€тии подобной трактовки Ђнорманнской теорииї.

 

 

¬. ћ. ¬аснецов Ђ¬ар€гиї

 

—овременные исследователи считают, что государство как продукт внутреннего развити€ не может быть привнесено извне. Ёто процесс длительный и сложный. —ам факт присутстви€ вар€гов-наЄмников на службе у слав€нских кн€зей не вызывает сомнени€. ћежду —кандинавией и –усью достаточно давно существовали прочные св€зи. ¬ то же врем€, нет оснований утверждать, что вар€ги оказывали заметное вли€ние на экономические и социально-политические институты слав€н. ƒоказано, что у слав€н все предпосылки дл€ возникновени€ государства по€вились задолго до приглашени€ скандинавов. ≈сли –юрик действительно был вар€гом, то его призвание следует рассматривать не как создание слав€нского государства, а как зарождение новой кн€жеской династии.

¬ IX в. в земл€х восточнослав€нских племЄн наблюдаетс€ существование двух крупных политических центров:

1) Ќовгород, в котором правил вар€г –юрик (862-879 гг.);

2) иев, кн€жеский престол которого занимали вар€ги јскольд и ƒир.

ѕосле смерти –юрика, в Ќовгороде с 879 года стал править его сподвижник кн€зь ќлег. ќн совершил в 882 году поход на  иев, захватил его и объединил два крупных политических центра восточных слав€н. ѕоэтому 882 год считаетс€ годом основани€ ƒревнерусского государства.

—толицей ƒревнерусского государства стал город  иев, т.к. он занимал выгодное географическое положение, через него проходил крупный торговый путь Ђ»з вар€г в грекиї. ѕо названию столицы историки стали именовать ƒревнерусское государство  иевской –усью.

Ќа момент образовани€  иевска€ –усь прот€нулась узкой полосой по ƒнепру, и процесс покорени€ всех восточнослав€нских племен зат€нулс€ еще на столети€. Ќачало этому процессу положил кн€зь ќлег (879Ц912 гг.), который вооруженным путем расшир€л границы  иевской –уси.    иеву были присоединены древл€не, север€не и радимичи. ¬ 907 и в 911 годах он совершил успешный поход на  онстантинополь. ¬ результате в 911 году был заключЄн выгодный дл€ –уси договор с ¬изантией.

ѕосле смерти кн€з€ ќлега на престол взошел плем€нник –юрика Ц »горь (912 Ц 945 гг.). ¬о врем€ правлени€ кн€з€ »гор€ были совершены два неудачных похода на ¬изантию в 941 и в 944 годах. ќни аннулировали преимущества торгового договора 911 года. √лавным меропри€тием киевского кн€з€ в то врем€ был сбор дани с подвластных ему племен. ќн называлс€ полюдьем и длилс€ с но€бр€ по апрель. –азмер дани не €вл€лс€ фиксированным. ¬ 945 году великий кн€зь »горь второй раз вернулс€ в землю древл€н за данью и был убит возмущЄнными общинниками.

ѕодавив восстание, жена »гор€, кн€гин€ ќльга (945 Ц 957) установила определенный размер дани (урок), выделила официальных лиц дл€ сбора дани (данщики) и определила места дл€ сбора дани (погосты). “аким образом, был сделан серьЄзный шаг в сторону упрочнени€ государства. ќльга стала первой представительницей прав€щей династии, прин€вшей христианство, но она не решилась распространить его на всю страну.

—ын ќльги великий кн€зь —в€тослав »горевич (957 Ц 972 гг.) достаточно спорна€ фигура. ќдни историки считают его талантливым полководцем и государственным де€телем, другие Ц кн€зем авантюристом, которого не интересовало ничего кроме войны.

—в€тослав присоединил земли в€тичей, нанЄс поражение ¬олжской Ѕулгарии, покорил мордовские племена и разгромил ’азарский каганат. ќн воевал на —еверном  авказе, јзовском побережье, овладел “мутараканью на “аманском полуострове. —в€тослав включилс€ сначала в болгарско-византийский конфликт, а затем начал войну с  онстантинополем за Ѕалканский полуостров. ќднако дл€ борьбы с могущественной ¬изантией у  иевской –уси не хватило сил. —в€тослав потерпел поражение и вынужден был вернутьс€ на –усь. ѕо дороге в  иев в 972 году он попал в засаду на днепровских порогах и был убит печенегами.

ѕосле смерти —в€тослава началась междоусобна€ борьба между его сыновь€ми. ¬ конце Ц концов, победу одержал ¬ладимир —в€тославич (980 Ц 1015 гг.), посаженный отцом в далЄкий Ќовгород. ќсобое значение дл€ развити€ ƒревнерусского государства, а в дальнейшем и –оссии, имело прин€тие в это врем€ христианства, в качестве государственной религии.

¬ начале, в цел€х укреплени€ великокн€жеской власти ¬ладимир —в€тославич пытаетс€ сделать €зычество государственной религией. ќднако €зыческа€ религи€ не очень подходила дл€ этой цели.  роме того, почти все граничащие с –усью государства уже исповедовали монотеизм. »з-за этого  иев часто не рассматривалс€ сосед€ми в качестве равноправного партнЄра, русские купцы притесн€лись, а короли и императоры спокойно нарушали кл€твы данные кн€зю Ц €зычнику. ѕоэтому, ¬ладимир —в€тославич, разочаровавшись в €зычестве, решает обратитьс€ к одной из мировых религий.

¬ конечном итоге ¬ладимиру пришлось выбирать между исламом и христианством, и он выбирает именно христианство, причЄм в его восточном варианте. Ќа выбор повли€л р€д факторов объективного характера. «ападное христианство не подходило киевскому кн€зю тем, что власть римского папы была очень велика и €вл€ла собой угрозу светскому правлению. »слам, по летописи, не понравилс€ ¬ладимиру запретом на употребление вина. —читаетс€, что общение кн€з€ с дружиной происходило на трапезе и тризне, где традиционно употребл€ли вино. Ќарушение данного обыча€ могло привести к непониманию между дружиной и кн€зем. ѕо всей видимости, наличие такого крупного соседа, как ¬изанти€, давние устойчивые св€зи с ней, веротерпимость православи€ к другим конфесси€м, наличие христианской общины в  иеве, тот факт, что велика€ кн€гин€ ќльга была христианкой - всЄ это повли€ло на окончательный выбор кн€з€ ¬ладимира —в€тославовича.

ќфициальна€ дата прин€ти€ христианства в  иевской –уси €вл€етс€ 988 год, когда кн€зь крестилс€ сам и крестил жителей  иева. ѕрин€тие ¬ладимиром христианства непосредственно св€зано с драматическими событи€ми, происходившими в то врем€ в ¬изантии. ƒело в том, что в 987 году главнокомандующий восточной византийской армией ¬арда ‘ока провозгласил себ€ императором и захватил  онстантинополь. »мператор ¬асилий II оказалс€ на грани катастрофы и обратилс€ за военной помощью к киевскому кн€зю. ¬ладимир выдвинул р€д требований. ¬о-первых, –усь желает прин€ть православие. ƒл€ этого необходимо создать особую русскую епархию, подчин€ющуюс€ константинопольскому патриарху. ¬изанти€ об€зуетс€ создать такую епархию и предоставить всЄ дл€ еЄ де€тельности (св€щенников, церковных мастеров и т.д.). ¬о-вторых, ¬ладимир берЄт в жЄны сестру ¬асили€ II Ц јнну. ¬изантийский император вынужден был прин€ть такие услови€.

 

ƒревнерусское государство в X-XI вв.

 

–усска€ арми€ прибыла в ¬изантию и нанесла р€д поражений восставшим. “рон ¬асили€ II был спасЄн, однако император не торопилс€ выполн€ть свои обещани€. „тобы напомнить о них, ¬ладимир захватил ¬изантийскую колонию ’ерсонес в  рыму. ѕосле этого ¬асилий II немедленно прислал јнну дл€ свадьбы и делегацию св€щенников дл€ крещени€.

ѕрин€тие христианства ƒревней –усью стало значительным шагом в развитии восточнослав€нской цивилизации. —ледствием его стали существенные изменени€ в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии –уси. ¬ведение новой религии помогло объединению страны. ’ристианство сыграло огромную роль в становлении русской национальной культуры и еЄ распространению среди населени€.

 

 

ярослав ћудрый. –еконструкци€ выполнена академиком

ћ. ћ. √ерасимовым

 

ѕосле смерти ¬ладимира —в€тославовича, после жестокой междоусобной борьбы в 1019 г. великим киевским кн€зем стал ярослав (ок. 978-1054), впоследствии названный ћудрым. ѕри нем  иевска€ –усь достигла пика своего могущества. Ѕыла обеспечена безопасность от набегов печенегов. ¬ годы его кн€жени€ в  иеве возводитс€ грандиозный 13-купольный —офийский собор, который имел €рко выраженную ступенчато-пирамидальную композицию, чем отличалс€ от византийской архитектурной традиции, основан ѕечерский монастырь.

Ўироко проводились обучение грамоте, переписка и перевод книг с греческого на русский €зык, в —офийском соборе было устроено книгохранилище. — именем ярослава св€зывают составление первого письменного свода законов Ђ–усской ѕравдыї. ѕри нем впервые в 1051 году киевским митрополитом становитс€ не византийский, а русский государственный де€тель и писатель »лларион.

ќ широком международном признании –усского государства периода ярослава ћудрого и его потомков свидетельствуют также широкие династические св€зи между киевским и европейскими прав€щими домами. “ак, сам ярослав был женат на шведской принцессе, дочь јнна была замужем за французским королем, дочь ≈лизавета Ц за венгерским королем, треть€ дочь јнастаси€ была женой норвежского корол€. ≈го сын ¬севолод стал з€тем византийского императора  онстантина ћономаха. ѕоэтому внук ¬ладимир получает прозвище ћономах. —естра ярослава вышла замуж за польского корол€, внучка Ц за германского императора. ѕеред смертью ярослав, призыва€ сыновей жить мирно, делит государство между п€тью сыновь€ми в надежде на то, что теперь управл€ть государством будет не один человек, а весь кн€жеский род. ќднако это не помогло сохранить мир в стране.

—оюз ярославичей, сыновей ярослава ћудрого, в ходе кн€жеских междоусобиц и народных волнений распадаетс€. ѕо инициативе кн€з€ ¬ладимира ћономаха (1053-1125) на Ћюбечском съезде в 1097 году была даже признана полна€ самосто€тельность местных феодальных центров: Ђ... каждый содержит вотчину своюї. — этого времени русска€ земл€ перестала быть совокупным владением целого рода. ¬ладени€ каждой вотчины становились наследственной собственностью.

¬ладимир ћономах пыталс€ сохранить и укрепить международный авторитет –уси. ѕри нем издаетс€ Ђ”став ¬ладимира ћономахаї, улучшивший правовое положение купечества, упор€дочивший взимание процентов ростовщиками, регламентировавший запись в холопство и институт закупничества. ¬ период его правлени€ была составлена начальна€ русска€ летопись Ђѕовесть временных летї. —ын ¬ладимира ћономаха Ц ћстислав (1076-1132) еще некоторое врем€ смог удерживать единство русских земель. Ќо после его смерти страна окончательно распалась на полтора дес€тка кн€жеств-государств. ¬о второй половине XII в. –усь превращаетс€ в своеобразную федерацию кн€жеств во главе с великим кн€зем  иевским, власть которого все более ослабевала.

¬ результате в русских земл€х наступает период феодальной раздробленности. Ёто особый этап в развитии средневековой государственности. ≈го переживали все без исключени€ страны «ападной и ¬осточной ≈вропы. Ќа –уси феодальна€ раздробленность была вызвана следующими причинами:

1) ростом вотчинной собственности, прежде всего кн€жеской;

2) формирование устойчивых региональных корпораций военно-служилой знати, всЄ более противопоставл€вших себ€ великокн€жеской власти;

3) ухудшение экономического положени€  иева, св€занного с тем, что торговые пути из ¬изантии в «ападную ≈вропу пошли мимо ƒнепра.

—ледует помнить, что феодальна€ раздробленность €вл€лась более высоким этапом в социально Ц экономическом и культурном развитии в сравнении с предшествующим периодом. ќднако, отсутствие единого командовани€ способствовало распылению вооружЄнных сил, что значительно ослабл€ло обороноспособность русских земель.

Ќаиболее значительными кн€жествами к середине 12 века €вл€лись:  иевское, √алицко-¬олынское, ¬ладимиро-—уздальское и Ќовгородска€ бо€рска€ республика.

 

 

‘еодальна€ раздробленность русских земель

 

—еверо-восточна€ –усь Ц ¬ладимиро-—уздальска€ или –остово-—уздальска€ земл€ располагалась в междуречье ќки и ¬олги. “ерритори€ –остово-—уздальской земли была хорошо защищена от вторжени€ естественными преградами Ц лесами и реками. ѕоэтому еЄ называли «алесским краем.  роме того, на пути кочевников к –остово-—уздальской –уси лежали земли других кн€жеств, принимавших на себ€ первый удар. Ёкономическому подъЄму северо-востока –уси способствовал посто€нный приток населени€, которое устремл€лось во ¬ладимиро-—уздальское кн€жество в поисках защиты от внешних врагов.   началу 12 века здесь сложилось крупное бо€рское землевладение. ¬ «алесском крае имелись плодородные почвы, пригодные дл€ земледели€. ѕомимо этого, подъЄму экономики –остово-—уздальской земли способствовали проходившие через территорию кн€жества торговые пути, важнейший из которых был ¬олжский торговый путь.

–остово-—уздальска€ земл€ отделилась от  иевского кн€жества в 1125 году, после смерти ¬ладимира ћономаха. ≈го младший сын-ёрий ƒолгорукий (1125 Ц 1157) стал родоначальником местной династии. ќднако он всю жизнь стремилс€ в  иев, т. к. именно обладание последним давало право на титул великого кн€з€. ёрий ƒолгорукий 2 раза завоЄвывал  иевский престол и умер, наход€сь на нЄм. ¬ годы его кн€жени€ впервые в летопис€х по€вл€етс€ упоминание о городе ћоскве в 1147 году.

 

 

јндрей Ѕоголюбский. –еконструкци€ академика

ћ. ћ. √ерасимова

 

ѕосле смерти ёри€ ƒолгорукого городскими общинами –остова и —уздал€ на кн€жеский престол приглашаетс€ его сын јндрей Ѕоголюбский (1157-1174 гг.). јндрей, в отличие от отца, св€зывает свою жизнь с –остово-—уздальской землЄй и не стремитс€ еЄ покинуть. Ќедалеко от ¬ладимира јндрей основывает свою резиденцию Ц село Ѕоголюбово.  роме того, он активно стремитс€ заручитьс€ поддержкой духовенства. ƒл€ этой цели он строит церкви, жертвует монастыр€м земли, вклады и т. д. «а свою де€тельность в этой области јндрей получает прозвище Ѕоголюбский.

ѕосле убийства јндре€ Ѕоголюбского в 1174 году наступает междоусобица. ќна продолжалась до тех пор, пока ¬ладимиро-—уздальским кн€зем не стал брат јндре€ Ц ¬севолод Ѕольшое √нездо (1177 Ц 1212 г.). ¬ годы его правлени€ ¬ладимиро-—уздальска€ земл€ переживает пик развити€.  н€жество становитс€ могущественным и вли€тельным.  н€зь ¬севолод распростран€ет свое вли€ние даже на богатый Ќовгород. ¬ладимиро-—уздальское кн€жество сохран€ло первенство среди русских земель и после смерти кн€з€ ¬севолода. ќднако процесс его дальнейшего экономического подъЄма был прерван монгольским нашествием.

«ападнее  иева располагались √алицко-¬олынские земли. «десь имелись плодородные чернозЄмы и обширные лесные массивы, благодатные дл€ промысловой де€тельности. “акже в √алицко-¬олынском кн€жестве находились значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны.

ƒо конца XII века существовали две отдельные друг от друга городские волости Ц земли Ц ¬олынска€ земл€ и √аличина. Ќа волынской земле обосновались старшие ћономашичи.√алицка€ земл€ находилась в окружении воинственных соседей (ѕольша, ¬енгри€, половцы). —пецификой данного региона €вл€лось сильное вли€ние бо€рства. Ќа кн€жеском съезде в Ћюбече в 1097 году эта непопул€рна€ земл€ досталась кн€зь€м-изго€м ¬асильку и ¬олодарю. «начительно укрепил кн€жество ярослав ќсмомысл (1152 Ц 1187 гг.), прозванный так за €сность ума или, по другой версии, за знание восьми иностранных €зыков. ќбъединение √алицкого и ¬олынского кн€жества произошло в 1199 году при волынском кн€зе –омане ћстиславиче (1170-1205). Ќаибольшей территории достигла √алицко-¬олынска€ земл€ во времена правлени€ ƒаниила –омановича (1238 Ц 1264 гг.). ƒаниил –оманович боролс€ с монголами, но в 1250 году вынужден был покоритьс€ «олотой ќрде. ѕозднее эти земли оказались в составе Ћитвы и ѕольши.

“ретьим крупным политическим центром –усской земли была Ќовгородско-ѕсковска€ республика. ќна занимала северную часть ƒревней –уси. —воего хлеба в Ќовгороде не хватало, но немалые доходы приносили промысловые зан€ти€ и торговл€. ¬озвышению города способствовало выгодное географическое положение. √ород находилс€ на перекрЄстке торговых путей, св€зывающих «ападную ≈вропу с –усью.

ќсобенностью политического устройства Ќовгорода €вл€лось отсутствие сильной кн€жеской власти. »спользу€ недовольство новгородцев, местное бо€рство после восстани€ 1136 года одержало победу в борьбе за власть. Ќовгород стал бо€рской республикой.

 

 

ј. ћ. ¬аснецов ЂЌовгородский торгї

 

¬ысшим органом республики €вл€лось вече, на котором избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внешней и внутренней политики. √лавным должностным лицом в новгородском управлении был посадник. ¬ его руках было сосредоточено управление и суд. ‘актически в посадники избирались бо€ре из четырЄх крупнейших новгородских родов. ¬ече избирало главу церкви Ц епископа (позднее архиепископа). ѕомимо церковных вопросов, он распор€жалс€ казной и контролировал внешние сношени€ Ќовгорода. “ретьим важным лицом городского управлени€ был тыс€цкий. ќн ведал городским ополчением, судом по торговым делам и сбором налогов. ¬ече приглашало кн€з€, который управл€л армией во врем€ военных походов, а его дружина поддерживала пор€док в городе. Ќа этом его функции заканчивались.

∆ител€м Ќовгородской земли удалось отбить натиск крестоносцев в 40-е годы 13 века. Ќе смогли захватить город и монголо-татары. ќднако т€жЄла€ дань от «олотой ќрды негативно сказывалась на дальнейшем развитии этого региона.

 

¬ XIII веке естественное развитие ƒревней –уси было прервано монгольским нашествием. ћонголы в 1206 году на съезде прин€ли решение об объединении различных родов и выбрали “емуджина верховным ханом („ингисханом). — 1211 г. „ингисхан начал завоевательные походы направленные на —еверный  итай и —реднюю јзию. «ахватив ѕекин в 1215 году, монголы приобрели осадную технику. ¬ 1220 году покорилс€ монголам и богатый ’орезм в —редней јзии.

¬ разведывательных цел€х „ингисхан посылает на запад три тумена под руководством ƒжэбэ и —убэдэ€. ќни покор€ют —еверный »ран, государства  авказа, город —урож в  рыму, разбивают восточных половцев. «ападные половцы под руководством хана  от€на обращаютс€ за помощью к ћстиславу ”далому, кн€зю √алицкому. ќбъединЄнна€ половецко-русска€ рать встретилась с монголами на реке  алке (ѕриазовье) 31 ма€ 1223 г. и несмотр€ на численный перевес потерпела сокрушительное поражение из-за несогласованности кн€зей.

 

 

ћонголо-татарское нашествие на –усь 1223-1242 гг.

 

¬ 1235 г. на съезде (курултае) было прин€то решение о походе на «апад. ¬ 1236 г. монголы завоевали ¬олжскую Ѕулгарию, разбили половцев между ¬олгой и ƒоном. Ќашествие на –усь началось в декабре 1237 года. ѕервой жертвой стал город –€зань, который был вз€т штурмом в течение 5 дней. Ќикто из русских кн€зей не прислал помощь р€занцам. ћонголы разбили под  оломной владимиро-р€занскую рать, а 5 марта 1238 г. на реке —ить разгромили войско великого ¬ладимиро-—уздальского кн€з€, а самого ёри€ ¬севолодовича убили. «ахватив “оржок и не доход€ до Ќовгорода 100 вЄрст, монголы повернули назад, в степи.

¬ 1239 г. Ѕатый сжЄг ѕере€славль, потом разгромил „ернигов. ќсенью 1240 г. на дев€тый день осады пал  иев. ¬ 1241 г. монголы прошли с боем √алицко-¬олынские земли.  н€зь ƒаниил –оманович бежал в ≈вропу. ѕреследу€ хана  от€на, Ѕатый вторгаетс€ в ѕольшу, ¬енгрию, „ехию и в 1242 г. выходит к јдриатическому морю. Ћетом он возвращаетс€ в прикаспийские степи, где образовывает «олотую ќрду.

¬ результате завоевательных нашествий Ѕаты€ —еверо-¬осточна€ –усь была включена в составе «олотой ќрды. ѕоследстви€ дл€ –уси такого нашестви€ были т€жЄлые. –азрушены многие города, исчезли целые ремесленные специальности. ћонголы нарушили традиционные торговые пути, что дало резкое сокращение внешней торговли, привело к внешнеполитической изол€ции –уси. — 1240 гг. русска€ земл€ оказалась под монгольским игом. –усь испытывала политическую и экономическую зависимость.

ѕолитическа€ зависимость заключалась в том, что верховным правителем русской земли становитс€ каракорумский хан, а с 1260 гг. хан «олотой орды. –усские кн€зь€ об€заны были ездить в —арай - Ѕату (столицу «олотой ќрды) с тем, чтобы получить €рлык на великое кн€жение. ¬ то же врем€ продолжались междоусобицы, которые одобр€лись монголами. ќни предлагали кн€зь€м титул великого кн€з€ за деньги. “ем самым монголы разрушали принцип родового старшинства.

Ёкономическа€ зависимость заключалась в дани (ордынский выход). ¬начале дань собирали бессермены Ц откупщики Ц мусульмане. ¬ дальнейшем, ордынский выход стал собирать великий кн€зь ¬ладимирский, а контролировать его Ц баскаки.

¬ то врем€, как нашу страну с востока атаковали монголы, на западе мы столкнулись с не менее серьЄзной угрозой. Ќаступление на русские земли было частью агрессивной доктрины немецкого рыцарства. ¬ 12 веке оно начало захватывать земли восточных слав€н за ќдером и в Ѕалтийском поморье. ¬торжение крестоносцев на земли ѕрибалтики и северо-восточную –усь было санкционировано римским папой и германским императором ‘ридрихом II. ќно имело форму крестовых походов, в которых прин€ли участие рыцари из многих стран —еверной ≈вропы.

¬ 1201 г. немцы основали крепость –игу в земл€х ливов. ¬ следующем году рыцари создали орден меченосцев. ¬ 1219 году датчане захватили  олывань и переименовали еЄ в –евель (“аллин), в 1224 году переименовали русский город ёрьев в ƒерпт (“арту). ѕосле т€жЄлых поражений, нанесЄнных новгородцами, суздальцами и литовским государством, в 1237 г. меченосцы объединились с “евтонским орденом, располагавшимс€ в ¬осточной ѕруссии и образовали Ћивонский орден. Ћивонский орден - это военно-духовное государство, основной целью которого €вл€лс€ захват ѕрибалтики, а также Ќовгородской земли и распространение католичества.

 

 орин ѕ. ƒ. Ђјлександр Ќевскийї

 

¬ 1240 г. з€ть шведского корол€ Ѕиргер возглавил войско рыцарей. ѕодн€вшись на корабл€х по реке Ќеве до впадени€ в неЄ реки »жоры, шведы высадились на берег, намерева€сь, впоследствии, захватить Ћадогу. ќднако новгородский кн€зь јлександр ярославович вместе со своей дружиной, усиленной новгородскими добровольцами, быстрым маршем направилс€ навстречу Ѕиргеру. Ќезаметно подойд€, јлександр ярославович 15 июл€ 1240 г. напал на противника. Ќапуганные рыцари не смогли организовать достойную оборону, и были наголову разбиты.

Ћетом того же 1240 года Ћивонский орден, а также датские и германские рыцари захватили »зборск и ѕсков. ”собицы и распри привели к тому, что Ќовгород не помог своим сосед€м.   тому же, борьба между бо€рством и кн€зем в самом Ќовгороде привели к изгнанию јлександра Ќевского. ¬ этих услови€х отдельные отр€ды крестоносцев оказались в 30 км от города. “огда по требованию веча јлександр Ќевский вернулс€ в Ќовгород.

Ќовгородска€ рать под руководством јлександра Ќевского освободила захваченные крестоносцами города, а 5 апрел€ 1242 г. разгромила основные силы “евтонского ордена в Ћедовом побоище на „удском озере. Ёто победа подорвала вли€ние немецких рыцарей в ѕрибалтике и обезопасила западные границы русских земель.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 783 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

1434 - | 1261 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.09 с.