1. Собственно выполнение. «На что это похоже? Что вам это напоминает? Чтобы это могло бы быть?». Дословный протокол, время, латентное время, паузы, поведение.
2. Опрос. Уточняется локализация, детерминанты, содержания ответов и т.д. Дополнительные этапы:
3. Аналогии. (только там, где опрос не выявил, на какие особенности пятен опирался испытуемый в своих ответах). Спрашивают, можно ли тот или иной детерминант (цвет, оттенки, движение), указанный в одном ответе, применить к другим ответам.
4. Определение пределов чувствительности. Определить, может ли видеть детали и интегрировать их в целое, воспринимать человеческие образы и проецировать на них движение, цвет, светотень, популярные образы.
5. Шифровка: Шифровкой называют обозначение и классификацию ответов с учетом пяти основных категорий:
1. Локализация ответов (целостный, детали, белый фон, необычные детали и т.д.)
Интерпретация - стратегия познания действительности, интеллект. Целостность – хорошо, конфабуляция – плохо, мелкие детали – педантизм или навязчивости, белое – негативизм / вагинальный символ (психоанализ).
2. Детерминанты ответов.
Форма (F). по качеству формы (“хорошая” или “плохая”). Хороший – «понятный» и явно видимый в пятне. Клопфер: «сила Эго» и интеллектуальный контроль. Плохая – неестественная, сложно увидеть это в пятне.
2.2. Движение, кинестезии.
Движения человека и человеческая деят-ть(в т.ч. не человеком выполняемая), Интраверсивность, креативность, развитое воображение, зрелость Я, способность к эмпатии.
Движения животных – инфантильность.
m – движения неодушевленных предметов и различных сил – внутриличностные конфликты или, если умеренно – богатство внутреннего мира.
2.3. Цвет – эмоции. В чистом виде(плохой контроль эмоций), вместе с формой(хорошо контролируема). Серый, черный – тоска, голотимная тревога.
2.4. Оттенки, светотени, текстура, глубина, перспектива, проекция на плоскость предметов.
Оттеночные детерминанты - хроматические или ахроматические светотени. Новые тонконюансированные качества: передает качества поверхности или структуры, глубину или перспективу, а также обусловливает восприятие трехмерных объектов на плоскости.
Поверхность и текстура – социальный интеллект, потребность в привязанности. с и cF - нереализованные сексуальные потребности. Глубина, перспектива и проекция на плоскость – тревожность, тревога и борьба с нею.
3. качества формы
3. Содержание ответов. Люди, звери, мифологические животные, анатомические органы, гениталии, предметы, пейзаж и др. – ос-ти категориального аппарата мышления, символы, простор психоанализа.
4. Популярность и оригинальность ответов. Популярность (банальность) ответа - нормальный интеллект. Конформизм. Оригинальность ответов - негативизм, аутизм, нарушение адаптации. Оригинальные ответы: творческие способности, м/б потеря контакта с реальностью (О-).
5. организационная активность
Можно диагностировать защитные механизмы:
1) Вытеснение. Мало материала дает. Отказы, шоки, девитализация.
2) Изоляция – нейтральные ответы, нет эмоций (движения), цвета, сплошные животные, девиталиация, юмор по поводу секс таблиц либо беззастенчивое их толкование.
Это формализует ответ и позволяет установить связь между ответом и элементом пятна.
Полученные ответы (информация о кляксе или ее части) бывают основными (которые даются спонтанно) и дополнительными (в ходе опроса)
Интерпретация: Вообще,этим тестом меряют почти все…” индивидуальные особенности аффективно-потребностной сферы и познавательной деятельности (когнитивный стиль), внутриличностные и межличностные конфликты и меры борьбы с ними (защитные механизмы), общую направленность личности (тип переживания) и т. д.(с)”
Вообще, есть интерпретации двух направлений
1)Выявляет всякие влечения и их символическое выражение
2)Особенности когнитивного стиля
Локализация ответа (целое пятно или деталь) указывает на способ подхода к познанию объектов и явлений окружающей действительности, стремление охватить ситуацию во всей сложности, взаимозависимости ее компонентов или интерес к частному, специфическому, конкретному.
Принципы метода. 1)два типа восприятия “B-тип”(динамический) и “Fb-тип”(цветовой).
событие целостное, некое движение, взаимодействие(b-тип), деталей, цветов и строит нечто статичное(fb-тип).
Фактически можно говорить о некоем противоборстве переживаний и внешних впечатлений.
Поэтому интроверсия -это движение, это опора как бы на внутренний мир, придание форме качества которого нет в рисунке, а цвет -это опора на конкретный внешний признак. В норме сочетание, в пато – полное отсутствие других
Роршах не придавал особенно значения непосредственно содержательному образу. Его больше волновало какой тип восприятия у человека, как он работает с рисунком, как на основе них он строит ответ. Т.е, мы смотрим скорее как, чем что.