Биологическое оружие - система вооруженной борьбы, включающая биологические средства, средства их применения и доставки.
Биологическими средствами называют, основу действия рассматриваемого вида оружия - патогенных микробов или их токсины. Биологические средства применяется а виде биологических рецептур.
Средства применения - это биологические боеприпасы, в качестве которых реально будут использованы:
- генераторы аэрозолей;
- биологические бомбы, снаряженные в кассеты;
- термостатируемые контейнеры (для доставки зараженных членистоногих).
Биологические боеприпасы достигают цели с помощью средств доставки: ракет, авиации и кораблей.
В настоящее время в специальной зарубежной литературе обсуждаются возможности боевого использования более 30 видов биологических агентов, относящихся к различным классам микроорганизмов. Такие специально отобранные агенты, составляющие основу БО, называются как боевые биологические средства. Перечень боевых биологических средств определен уже достаточно давно, однако выявление новых экзотических заболеваний, возможность использования достижений биотехнологии для получения новых боевых агентов, развития ряда научных направлений (медико-географические, социально-экономические, экологические) диктуют необходимость постоянного сбора информации, ее обобщения и анализа и могут дать новые сведения о микробах, позволяющих дополнить уже известные перечни биологических средств.
В течение длительного времени зарубежные специалисты проводили тщательное изучение и отбор природных возбудителей инфекционных заболеваний, пригодных для использования в качестве БО. В результате этих работ к 70-м годам в США были созданы и стандартизированы 8 табельных биологических средств на основе возбудителей чумы, сибирской язвы, туляремии, бруцеллеза, Ку-лихорадки, пситтакоза, желтой лихорадки и Венесуэльского энцефаломиелита. Кроме того, в результате исследование биологических токсинов были получены стандартные рецептуры на основе ботулинических токсинов типа А и Е, стафилококковые энтеротоксины типа В, прошедшие всесторонние испытания на животных и добровольцах в лабораторных условиях.
С 1975 года после подписания ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления биологического и токсинного оружия и об их уничтожении медико-биологические исследования должны выполнятся только в отношении противобактериологической защиты. Но в ряде государств под прикрытием этих программ изучают биологические свойства боевых штаммов бактериального, риккетсиозного, вирусного происхождения и их токсинов и проводят биотехнологические исследования. Разработчики включают в перечень возможных возбудителей агенты, обладающие высокой вирулентностью при аэродиспергированиии, устойчивостью во внешней среде, низкой и умеренной контагиозностыо.
Современные требования, предъявляемые к агентам 60, были сформулированы в результате многолетних исследований и нашли свое отражение в ряде официальных военных документов отдельных государств, в частности США. В общем виде они могут быть сведены в следующие положения:
- во всех случаях применения агенты должны вызывать смерть, потерю дееспособности или другой ущерб;
- производство агентов в нужных для военных целей количествах должно быть экономичным или основываться на использовании доступных материалов;
- агенты должны обладать устойчивостью во внешней среде, не терять своих свойств в процессе производства, хранения, транспортировки и боевого применения;
- агенты должны допускать их эффективное применение всеми имеющимися для этих целей средствами.
Важными критериями определения боевой пригодности биологических агентов будут являться трудность обнаружения агента после применения в воздухе, воде, на различных объектах и боевой технике, сложность и длительность лабораторного определения вида агента, трудность быстрой диагностики возбудителя заболевания, способность инфекции к широкому эпидемическому распространению, отсутствие или недостаточная эффективность имеющихся в данное время средств иммуно- и экстренной профилактики заболеваний.
Разумеется, что агентов, удовлетворяющих полностью всем перечисленным требованиям, найти практически не возможно, поскольку одни из них, например, возбудитель чумы, обладает очень высокой вирулентностью и способностью вызывать тяжелые заболевания с высокой летальность, но мало устойчив к воздействию факторов внешней среды; другие, как например споровая форма возбудителя сибирской язвы, очень устойчивы к внешним воздействиям, находись в почве десятилетия, однако вызываемые ими тяжелые заболевания не склонны к широкому распространению.
С учетом перечисленных требований зарубежных специалистов к биологическому оружию в 1988 году начальником ЦВМУ СССР и заместителем Министра здравоохранения СССР был утвержден перечень агентов, в отношении которых необходимо создавать средства защиты и проводить защитные мероприятия. Кроме того, точка зрения отечественных специалистов выражена в перечне потенциальных агентов БО (1992). Имеется и список возбудителей патогенных, микроорганизмов, принятый Всемирной Организацией Здравоохранения. Необходимо отметить, что во всех опубликованных перечнях количественный и качественный состав биологических агентов постоянно изменяется, однако список "классических" - уже в достаточной степени сформирован. Он состоит из следующих агентов.
1. Возбудители вирусной природы: натуральная оспа, геморрагическая лихорадка Марбурга, Эбола, Ласса, боливийская геморрагическая лихорадка, венесуэльский энцефаломиелит лошадей, восточный энцефаломиелит лошадей, желтая лихорадка, японский энцефалит, лихорадка Денге, лихорадка долины Рифт, Конгокрымская геморрагическая лихорадка.
2. Возбудители риккетсиозной природы: эпидемический сыпной тиф, пятнистая лихорадка скалистых гор, Ку-лихорадка.
3. Возбудители бактериальной природы: чума, сибирская язва, туляремия, сап, мелоидоз, бруцеллез, легионеллез.
4. Токсины растительного и животного происхождения: ботулинические токсины, столбнячный, сибиреязвенный, шигеллезный, стафилококковые и энтеротоксины, рицин, нейротоксины и др.
Возросший интерес к вирусам связан с тем, что работа с ними стала возможна благодаря развитию и внедрению в практику генно-инженерных методов, позволяющих обезопасить и облегчить исследования, большинство вирусных заболеваний до сих пор не имеют эффективных средств специфического лечения. Значительная часть изучаемых вирусных заболеваний трудно диагностируются. Большинство вакцин против вирусных инфекций находятся в стадии разработки. Кроме того, они способны вызывать иммуносупрессию у инфицированного хозяина и, таким образом, делать его высоко чувствительным к суперинфицированию другими инфекционными агентами.
В США в последнее время серьезное внимание уделяется онкогенным вирусам. В Израиле, а ранее в ЮАР проводились исследования по созданию этнического оружия.
Уже давно ученые установили, что некоторые народы не болеют отдельными болезнями (например, племена Центральной Африки - тропической малярией), а другие народы болеют только присущими им инфекциями (армянская периодическая болезнь, болезнь Куру у одного из племен Африки). В дальнейшем было установлено, что люди разных рас и даже представители разных народов внутри рас отличаются друг дт друга не только генетически, но и по типам протекающих биохимических реакций.
Все это было использовано для генно-инженерных исследований по получению микробов избирательно поражающих те или иные народы. Тем не менее, успехов в этой области пока не достигнуто, хотя перспективными оказались работы по созданию онкогенных вирусов, способных вызвать неблагоприятные демографические изменения.
Особый интерес представляют возбудители геморрагических лихорадок. Эти заболевания характеризуются общими признаками: развитием универсального капилляротоксикоза и геморрагического синдрома на фоне острого лихорадочного состояния с явлениями общей интоксикации.
Отдельно следует выделить токсины бактерий - ботулинический токсин, стафилококковый энтеротоксин и синтетические аналоги ядов тропических животных. Зарубежные военные специалисты относят их, как и гербициды с дефолиантами, к химическому оружию.
В настоящее время получены штаммы стафилококков, экзотоксины которых приближены по ядовитости к ботулотоксину. Принципиально возможно введение плазмид токсинообразования коринебактерий дифтерии и клостридий любым микробам, в том числе и представителям нормальной микрофлоры человека. Последствия этого непредсказуемы.
Интерес к токсинам вызван целым рядом преимуществ перед возбудителями инфекционных заболеваний. Они более стабильны при хранении и применении, их можно легко и в любых количествах получить в научно-исследовательских лабораториях, возможно скрытое применение в диверсионно-террористических целях, и что очень важно, практически отсутствует инкубационный период заболевания, что приближает токсины по тактическим характеристикам к химическому оружию. В целом данные по свойствам биологических токсинов в доступной литературе очень скудные. Известны лишь источники выделения токсинов и предположительный механизм их действия. Однако степень токсичности не всегда является решающей. Например, стафилококковый энтеротоксин В умеренно токсичен, тем не менее, в военных кругах США его считают мощным средством, временно выводящим из строя.
Особое значение среди вероятных агентов 50 имеют возбудители контагиозных заболеваний - чумы, натуральной оспы, лихорадок Марбурга и Эбола. Способность к развитию эпидемического процесса и его нарастанию в пространственно-временных границах повышает вероятность боевого использования этих агентов в современной войне с применением ОМП.
Таким образом, перечень агентов, включаемых зарубежными специалистами в группу возможных биологических средств, в настоящее время несколько расширен за счет возбудителей вирусного происхождения и других биологических токсинов. Вместе с тем, следует особо подчеркнуть, что арсенал средств, обеспечивающий эффективную защиту войск и населения от БО, и в первую очередь от агентов вирусного происхождения и биологических токсинов, сегодня далеко не полон. Все это создает сложности в вопросах специфической и экстренной профилактики ряда опасных инфекционных заболеваний и токсинов. Наличие такого большого числа представителей биологических средств вызывает необходимость их классификации (таблица 1).
Анализ и обобщение предлагаемых за рубежом некоторых классификаций боевых биологических средств позволяет рассмотреть отдельные критерии оценок, основополагающих в современной классификации БС.
Хотя предлагаемая классификация боевых биологических средств носит условный характер, она в достаточной степени удовлетворяет БО и определяет необходимые меры по противобактериологической защите от него,
В большинстве биологические средства обладают недостаточной устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды при хранении, транспортировке и боевом применении. Поэтому они могут быть использованы только в виде специально приготовленных биологических рецептур.
Биологическая рецептура - многокомпонентный состав, включающий патогенный микроорганизм, остатки питательной среды (на которой проводилось его выращивание) и стабилизирующие добавки. Приготовление рецептуры проводится с целью обеспечения биологическому средству наиболее оптимальных условий для сохранения поражающих свойств.
Основным компонентом рецептуры является биологический агент, который определяет ее природу и дает ей название. Если в рецептуре в качестве действующего начала используется не один, а одновременно несколько разновидностей биологических средств, то она называется комбинированной.
Вторым необходимым компонентом являются различные стабилизирующие добавки, повышающие устойчивость возбудителя заболевания или токсин при хранении, а также при диспергировании и пребывании в составе аэрозоля. Это аминокислоты, сахара, муцины, полипептиды, сапонины, антиокислители, ингибиторы ферментов и т.д.
Остатки питательной среды, на которой был выращен биологический агент, чаще всего являются нежелательными, так как снижают качество рецептуры в процессе ее производства. Однако полная очистка микробов или токсинов от питательных сред - достаточно дорогостоящий процесс.
Биологические рецептуры могут быть жидкими и порошкообразными. Порошкообразная рецептура более стойкая при хранении; а жидкая достаточно хорошо сохраняет свои свойства при боевом применении. Количество жизнеспособных микроорганизмов в весовой или объемной единице рецептуры может варьировать в широких пределах, усредненное значение которых составляет 1010-1012 ж. м. к. в 1 г (мл) рецептуры. Сухие (порошкообразные) рецептуры получают из жидких методом сублимационной сушки.