Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Образование СССР: декларации и реальность




 

Образование СССР в декабре 1922 года стало завершением процес­са политического объединения большевиками советских республик в со­юзное Советское государство. Оно было названо социалистическим из по­литических соображений, определяя как бы перспективы социалистиче­ского развития. Однако, чтобы стать действительно социалистическим это союзное государство должно было провести во всех областях политиче­ской, экономической, духовной жизни необходимые преобразования.

В августе 1922 года для подготовки проекта федерирования суве­ренных советских республик была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) в составе В.В.Куйбышева, Г.К.Орджоникидзе, Раковского, Сталина и представителей республик. В распоряжение комиссии был представлен единственный проект от имени Наркомнаца Сталиным. Суть проекта со­стояла в том, что все суверенные республики должны войти в состав РСФСР на правах ее автономных образований. Российская Федерация должна была расширяться, вбирая в себя, наряду со своими автономными республиками (Башкирией, Татарией и др.) и суверенные: Азербайджанскую, Армянскую, Белорусскую, Грузинскую Советские социалистические республики, Бухарскую и Хорезмскую Советские народные республики. Этот проект получил название плана "автономизации" суверенных рес­публик (по сути - снижение статуса суверенных республик до автоном­ных). Альтернативных проектов не было, комиссия его одобрила, а Сталин как руководитель Наркомнаца и генеральный секретарь ЦК РКП(б) (с ап­реля 1922 года) начал, как это для него характерно, настойчиво, без особой огласки и обсуждения реализовывать свой проект. Правда, его проект да­же не был вынесен на всенародное обсуждение. Его обсуждали в респуб­ликах на уровне ЦК партии, но он не нашел полного одобрения. ЦК КП Грузии, например, счел, что реализация плана Сталина преждевременна и вынес постановление сохранить за республикой все атрибуты независимо­сти. ЦК КП Белоруссии высказался за сохранение договорных отношений, фиксирующих суверенитет республик. Опасение в том плане, что проект Сталина подорвет суверенитет республик, высказал представитель Украи­ны Раковский. В целом, основной проблемой при создании союзного госу­дарства стал вопрос суверенитета.

Перед обсуждением вопроса на заседании Политбюро Ленин потре­бовал представить ему все соответствующие материалы, беседовал со Ста­линым, другими членами комиссии, представителями республик. Он при­шел к выводу, что проект неприемлем в принципе. В то же время, с учетом международной и внутренней обстановки, процесс образования новой фе­дерации нельзя было задерживать.

Ленин обращается к некоторым членам Политбюро, указывая, что "Вся эта затея "автономизации" в корне не верна и несвоевременна". Он отверг план автономизации суверенных республик. Один из самых важных моментов создания федераций суверенных республик, - считал Ленин - это добровольное вхождение в федерацию и сохранение за каждой республи­кой права свободного выхода из нее. По мнению Ленина, автономные рес­публики и территориально-государственные образования должны войти в состав РСФСР, а РСФСР и другие суверенные республики на равноправ­ных началах создадут новый союз. Так столкнулись две концепции по во­просу государственного строительства: Ленина - демократический центра­лизм в рамках Советской федерации, и Сталина - административный централизм, фактически более жесткий, чем это имело место в унитарной Российской империи до 1917 года.

В настоящее время, особенно после распада СССР в декабре 1991 года, как и в период его создания в начале 20-х годов, возникают острые дискуссии по вопросу образования СССР.

Главный вопрос: почему так случилось, что провозглашенный Пер­вым съездом Советов СССР Договор об образовании СССР и Декларация об образовании СССР, отражавшие демократические принципы вплоть до сохранения за каждой республикой права свободного выхода из Союза, не были реализованы на практике? СССР стал жестким унитарным государ­ством, хотя были декларированы многие принципы свободы и народовла­стия.

Обратимся к теоретическим истокам национальной программы большевиков, взглядам тех, кто претворял их в жизнь после образования СССР. Надо подчеркнуть, что большевики, создав союзное государство, объединившее в своем составе почти все территории Российской империи (кроме Польши, Финляндии и стран Прибалтики) заслужили похвалу в свой адрес даже у своих противников.

Сталинские теоретические установки решения национального во­проса, состоящие в признании территориального самоуправления наций и народностей России лишь в рамках единой государственности, были обре­чены на успех не потому, что это были, как пытаются утверждать сегодня многие национал-патриоты, доведенные до логического конца первона­чальные программные установки большевизма. Они были победоносны, ибо опирались на две господствующие в общественном сознании идеи: первая - идея великой, единой и неделимой России и вторая - подчинение национального вопроса вопросу о власти. Для реализации той и другой неизбежно требовался унитаризм, а его наиболее последовательным за­щитником в рядах большевистской партии оказался Сталин, прикрывший его терминологически звонкими, но в сущности пустыми призывами к не­обходимости интернационального единства на классовой пролетарской основе.

В письме к Ленину от 12 июня 1920 года, не вошедшем, естественно, в тщательно препарированные собственноручно Сталиным собрания его сочинений и не известном до начала 90-х годов, он откровенно писал: "Для наций, входивших в состав старой России, наш (советский) тип фе­дерации можно и нужно считать целесообразным как путь к интернацио­нальному единству. Мотивы известны: эти национальности либо не имели в прошлом своей государственности, либо потеряли ее давно, ввиду чего советский (централизованный) тип федерации прививается к ним без осо­бых трений".

Вообще, в ряде выступлений 20-х годов Сталин касался этого вопро­са неоднократно, всегда подчеркивая "централизованный" тип советской федерации, восприемницы "единой и неделимой", сводя его однозначно к автономии разных областей, "единственно сочетающих в себе особенно­сти быта, своеобразие национального состава и некоторую минимальную ценность экономической территории". К этим автономиям он относил Польшу, Украину, Финляндию, Крым, Туркестан, Киргизию, татаро-башкирскую территорию, Сибирь, Закавказье. При этом он твердо стоял на том, что "автономия - не предоставляет независимости", не означает от­деления, что "в руках центральной власти" должны быть оставлены "все важные для всей страны функции, а требование отделения окраин от Рос­сии, как форма отношений между центром и окраинами, должно быть исключено".

По мнению Сталина, "федерализм в России", сменивший "принудительный царистский унитаризм", призван "сыграть переходную роль к будущему социалистическому унитаризму". И автономия была, по Сталинским представлениям, самой реальной, самой конкретной формой объединения окраин с центральной Россией.

Субъектами федерации Сталин считал автономии, лишенные неза­висимости и права на отделение, а саму федерацию с сильной центральной властью рассматривал, как уже отмечалось выше, как переходную ступень к "социалистическому унитаризму". Если бы подобные взгляды отражали лишь личную точку зрения Сталина, то вряд ли они могли сыграть столь заметную роль в утверждении новой, "идеографической" (А.Авторханов) империи. В том и дело, что они, с одной стороны, выражали весьма рас­пространенные на уровне обыденного сознания идеи великодержавия, ко­гда политико-стратегические мотивы интенсивной и весьма успешной российской экспансии с начала XVI века (на востоке, на юге, на западе и на севере) объяснялись особыми мессианскими задачами России, и на­сильственное присоединение нерусских народов считалось объективно необходимым и прогрессивным актом; с другой стороны, сталинские идеи "социалистического унитаризма" ложились на благодатную почву веры в возможность сильной центральной власти реализовать весьма привлека­тельные задачи "уравнительного социализма" (Герцен) под привычным полицейским надзором.

По своему характеру объединительное движение с окончанием гра­жданской войны и иностранной интервенции и переходом к мирному строительству должно было вобрать в себя все консолидирующие тенден­ции, вырастающие из ликвидации норм военного времени, стоявших выше законности и конституционных прав. Однако этого не произошло, ибо для их реализации, кроме теоретического озарения, нужны были вполне определенные практические действия со стороны единственной правящей партии – большевистской. Между тем, именно их и не последовало.

Заменившее консолидацию стремление сохранить в руках правящей партии всю полноту власти, какими бы благими намерениями оно не дик­товалось, вело к конфронтации и открытой борьбе с иными политически­ми силами и инакомыслящими. Кроме того, было сделано все для разгро­ма последних легальных организаций других политических партий. В те­чение 1922 г. были подготовлены и утверждены уголовный и гражданский кодексы, проведена судебная реформа, конституционно закреплена цензу­ра, ВЧК преобразована в ГПУ. В период оформления государственного строя СССР окончательно утвердилась однопартийная политическая сис­тема: многие меньшевистские и эсеровские организации объявили о "самороспуске". В августе 1922 г. в Москве прошел открытый судебный процесс над лидерами эсеров, обвинявшихся в контрреволюционной и террористической деятельности (А.Р.Гоц, Е.И.Тимофеев, Е.М.Ратнер, Д.Д.Донской). Грузинских меньшевиков, успевших уже провести около двух лет в тифлисских тюрьмах, с декабря 1922 г. начали группами выво­зить в Ярославский политизолятор, на поселения в Вологодскую и Северо-Двинскую губернии. В декабре 1922 г. в Пертоминске в сорока километрах от Архангельска на берегу Северного моря был учрежден спецлагерь для политических заключенных. В 1923 г. открыт лагерь особого назначения на Соловках. В это же время были высланы из России, Украины, Белорус­сии, Грузии и других республик многие видные мыслители: философы, экономисты, социологи, литераторы, религиозные деятели, критически настроенные относительно деятельности большевиков.

Даже "грузинский инцидент", очень возмутивший Ленина (он резко обвинил в великодержавном шовинизме Сталина, Орджоникидзе, Дзер­жинского - и изъявил желание помочь грузинским товарищам), не изменил политику Сталина. Тем не менее, Ленин подготовил к ХП съезду мемо­рандум по национальному вопросу. В этом меморандуме Ленин признавал, что право наций на самоопределение вплоть до выхода из состава Совет­ского государства стало на деле не более чем "клочком бумаги". После этого Сталину удалось сфабриковать "дело Султан-Галиева", по которому около 80 партийных и государственных деятелей из башкир и татар были обвинены в национализме. До 1938 г. все они были репрессированы, большинство - расстреляно. Лишь в 1989 г. решением особой комиссии ЦК КПСС они были реабилитированы. И последующие десятилетия после образования СССР подтвердили торжество великодержавных принципов, правда, под ширмой интернационализма, в деятельности руководства страны.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 536 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2174 - | 2121 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.