Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура Руси XII — первой половины XIII в




 

Сельское хозяйство и ремесленное производство XII — первой половины XIII в продолжало развиваться в тех чертах, которые бы­ли намечены предшествующим периодом. Пашенное земледелие распространялось глубже на Севере. Основными орудиями труда в хозяйстве смерда продолжали оставаться деревянное рало, соха, бо­рона. В тоже время несколько больше стал применяться плуг с же­лезным лемехом, правда он применялся в богатых хозяйствах. Дальнейшее развитие получает ремесло, опиравшееся на опыт предшествующего периода. Во всех-землях продолжало развивать­ся кузнечное дело, изготовление оружия и доспехов, обработка ме­ди, серебра, золота, литейное дело, ковка, штамповка, чернь, позолота, филигрань, эмаль. Русские мастера искали новые приемы ра­боты и технологии. Применив новую технологию, новгородские мастера стали изготавливать более прочные, твердые, гибкие са­бельные клинки. В XII веке русские литейщики открыли способ двухстороннего литья по двум восковым моделям. Повсеместно стали применяться с XII века водяные мельницы. Наряду с мате­риальной культурой развивалась культура духовная. Основой подъ­ема культуры был экономический подъем, который в XII – первой половине XIII в. переживали русские земли, а также рост городов. В этот период оформились многие местные черты в культуре. Однако в основе своей культура оставалась общерусской. Несмотря на раздробленность для многих произведений духовной культуры было характерно понимание общих задач, стоявших перед русски­ми землями.

В период феодальной раздробленности увеличивается количест­во центров летописания, которое приобретало местный, областной характер. Кроме Новгорода и Киева летописи велись во Владимире, Суздале, Смоленске, Галиче и других центрах русских земель. В местных летописях основное внимание сосредотачивалось на ме­стной истории, которую летописцы рассматривали, как продолже­ние истории Руси. Поэтому местные летописные своды начина­лись с «Повести временных лет». Появлялись отдельные летописи, посвященные жизнеописанию князей, взаимоотношениями между князьями. Авторами таких летописей были светские люди, близкие князьям – бояре или дружинники. Появлявшиеся местные особен­ности проявлялись в следующем.

Новгородское летописание характеризовалось деловитостью и лапидарностью изложения основных событий городской жизни. В Новгородских летописях напрочь отсутствовала церковная ри­торика.

Галицко-Волынское летописание главное внимание уделяло борьбе между князем и боярством, отличалось светским характе­ром. В Галицко-Волынском летописании были слышны отзвуки дружинной поэзии.

Владимиро-Суздальское летописание утверждало идею сильной княжеской власти, притязание владимиро-суздальских князей на политическое главенство в русских землях. Наряду с описанием местных событий во владимиро-суздальских летописях присутст­вовали рассуждения, свидетельствовавшие о стремлении летопис­цев придать летописанию общерусский характер. Красной линией во владимиро-суздальских летописях проходила идея единой и сильной власти владимирских князей, являвшихся преемниками киевских князей. Для ее обоснования широко использовалась цер­ковная аргументация, что придавало Владимиро-Суздальскому ле­тописанию в отличие от Новгородского и Галицко-Волынского ре­лигиозный характер.

С узкими интересами местных феодальных центров было свя­зано развитие церковной и гражданской литературы. В церковной литературе все меньше места отводилось политическим вопросам. Все большее место в многочисленных поучениях, сказаниях зани­мали «истины веры и благочестия». В этом плане среди произведе­ний церковной литературы XII в выделялись произведения видно­го церковного деятеля Кирилла Туровского и второго после Илла­риона русского метрополита Клемента Смолятича. На рубеже XII – ХIII вв. возник большой компилятивный памятник «Киево-Печерский патерик» – сборник поучений, рассказов, житий свя­тых. Это была по сути история Киево-Печерского монастыря иг­равшего видную роль в жизни русских земель. Поэтому патерик проводил в жизнь идею главенства этого монастыря над другими монастырями русских земель.

Среди произведений гражданской литературы следует выделить «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Фактически эти два про­изведения связаны между собой. «Слово» относится к XII веку, «Моление» к XIII в. Исследователи этого памятника пришли к вы­воду, что было два автора, и оба носили имя Даниил и называли се­бя Заточниками. Оба из заточения обращались к князьям: автор «Слова», как полагают исследователи, новгородец, мастер-ремес­ленник обращался к Новгородскому князю Ярославу Владимиро­вичу, а автор «Моления» – служилый человек близкий к сыну Все­волода Большое Гнездо Ярославу Всеволодовичу. Автор «Моления» выступал за сильную княжескую власть и недоброжелательно отно­сился к боярам. В «Слове» и «Молении» остро звучала тревога за не­зависимость Руси. В этом отношении они перекликались со «Сло­вом о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» – жемчужина древнерусской литерату­ры. В нем повествуется о неудачном походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 году. Этот поход стал для автора «Слова» поводом к размыш­лению о судьбах Русской земли. Причины бедствий, обрушивших­ся на нее, автор видит в междуусобных бранях князей, жаждавших славы и не думавших о судьбе Руси. Это ослабляло обороноспособ­ность русских земель, подвергавшихся опустошительным набегам половцев. «Слово» – общерусское произведение. Его автор отбро­сил узость интересов своего княжества и поднялся до высоты пони­мания общерусских интересов. Он обращался к князьям с призы­вом прекратить усобицы, объединить свои силы в борьбе с внешни­ми врагами, «постоять за землю Русскую». Автору «Слова», видимо, представителю дружинной среды была дорога не честь и слава ка­кого-то отдельного княжества или князя, но слава.и честь Земли Русской.

«Слово о полку Игореве» – светский памятник, начисто лишен­ный церковной риторики, но художественной форме и идейному содержанию тесно связанный с устным народным творчеством. В «Слове» воплотились характерные для литературы XII — первой половины XIII в черты: связь с исторической действительностью, патриотизм, гражданственность.

Определенные изменения во время феодальной раздробленно­сти происходили в архитектуре. Постройки XII — первой половины XIII в отличались от сооружений предшествующего этапа меньшей масштабностью зданий, простотой отделки. Типичной постройкой этого времени стал кубический храм с массивным световым бара­баном и главой шлемовидной формы. Очень заметно в этот период влияние романского стиля на русскую архитектуру. Это выразилось прежде всего во внешнем оформлении построек (аркатурные и ко­лончатые пояса, перспективные порталы, причудливая каменная резьба).

Архитектурные постройки Галицко-Волынской земли плохо сохранились и многие из них известны лишь по археологическим данным. Особенность архитектуры этой земли заключалась в сое­динении византийско-киевской композиции с элементами роман­ского убранства.

После установления в Новгороде республики сократилось кня­жеское строительство. Заказывали строительство церквей бояре, купцы, жители улиц и концов города. Церкви в Новгороде были центрами общественной жизни, часто служили складами товаров, местом хранения имущества горожан. Наиболее яркими архитек­турными памятниками Новгорода этого периода являлись церкви Спаса-Нередицы, Благовещения в Аркажах, Параскевы-Пятницы на Торгу.

В отличие от суровой архитектуры Новгорода зодчество Владимиро-Суздальской земли носило торжественный характер, выделя­лось изяществом и утонченностью линий. Большого размаха до­стигло строительство во Владимире при Андрее Боголюбском. Вок­руг города были возведены укрепления, от которых до наших дней сохранились Золотые ворота. В загородной резиденции князя Анд­рея Боголюбове был сооружен замок, состоявший из комплекса по­строек. До наших дней дошли лишь остатки этих сооружений. В 1158-1161 годах был построен Успенский собор, ставший глав­ным храмом княжества. Признанным шедевром Владимиро-Суз­дальской архитектуры стала, построенная в 1165г. церковь Покро­ва на Нерли, поражающая стройностью и устремленностью ввысь. В 1194-1197 гг. в период правления Всеволода Большое Гнездо в центре княжеского двора был построен Дмитриевский собор, от­личающийся богатством резьбы по белому камню, из которого строили храмы во Владимире. Резной декор Дмитриевского собора называют поэмой в камне. Декоративной резьбой снизу доверху был покрыт Георгиевский собор в г. Юрьеве-Польском, построен­ный в 1230-34гг. Это была последняя крупная постройка во Владимиро-Суздаль-ском княжестве накануне Батыева нашест­вия. Часто Георгиевский собор называют «лебединой песней» рус­ской архитектуры домонгольской Руси.

В XII—XIII вв в живописи различных русских земель также все заметнее становятся местные особенности. Это новгородский стиль монументальной живописи с упрощенной трактовкой художествен­ных приемов. Для владимиро-суздальской живописной школы бы­ла характерна мягкость, доброта, задушевность и простота. Особен­но это проявилось в иконах «Боголюбская Богоматерь» и «Дмитрий Солунский».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 440 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2326 - | 2093 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.