Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ведение. ¬ своей практической врачебной работе с нервными больными € уже давно заметил, что помимо множества индивидуальных различий в человеческой психологии




¬ своей практической врачебной работе с нервными больными € уже давно заметил, что помимо множества индивидуальных различий в человеческой психологии существует также и целый р€д типических различий. ѕрежде всего выдел€ютс€ два различных типа, которые € назвал типом интровертным и типом экстравертным.

Ќаблюда€ за течением человеческой жизни, мы замечаем, что судьба одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом. » так как мы все, в известной степени, отклон€емс€ в ту или иную сторону, то мы естественным образом всегда склонны понимать все в смысле своего собственного типа.

я с самого начала упоминаю об этом обсто€тельстве, чтобы заранее предотвратить возможные недоразумени€. –азумеетс€, это обсто€тельство значительно затрудн€ет попытку общего описани€ типов. ћне следует рассчитывать на большое расположение моего читател€, если € желаю, чтобы мен€ правильно пон€ли. Ѕыло бы сравнительно просто, если бы каждый читатель знал сам, к какой категории он принадлежит. Ќо определить, к какому типу принадлежит человек, оказываетс€ делом весьма трудным, в особенности если речь идет о нас самих и о нашем самоопределении. —уждени€ о собственной личности всегда чрезвычайно трудны. «атемнение суждений о себе встречаетс€ так часто потому, что каждому выраженному типу свойственна особа€ тенденци€ к компенсации односторонности своего типа, Ч тенденци€ биологически целесообразна€, ибо она вызвана стремлением поддержать психическое равновесие. Ѕлагодар€ компенсации возникают вторичные характеры или типы, представл€ющие собой картину чрезвычайно загадочную, Ч разгадать ее подчас бывает настолько трудно, что иногда склон€ешьс€ даже к отрицанию и самого существовани€ типов и ограничиваешьс€ признанием одних лишь индивидуальных различий.

¬се эти затруднени€ € должен подчеркнуть дл€ оправдани€ некоторой своеобразности в своем дальнейшем изложении. —о стороны, конечно, может показатьс€, что проще всего было бы описать пару конкретных случаев, расчленить их и поставить р€дом. Ќо каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определ€ет тип. „тобы придать картине необходимый рельеф, пришлось бы ее сильно ретушировать, а это ведет уже к более или менее благочестивому обману.   этому присоедин€етс€ еще и чрезвычайна€ сложность психологической реакции человека Ч эта реакци€ столь сложна и многообразна, что мне вр€д ли удалось бы в полной мере и абсолютно верно изобразить ее. ѕоэтому € вынужден ограничитьс€ изложением принципов, выведенных мной из множества единичных фактов, которые мне приходилось наблюдать. ѕри этом речь идет не об априорной дедукции, как это может показатьс€, а о дедуктивном изложении эмпирически приобретенных взгл€дов и прозрений (инсайтов). “акое проникновение в суть положени€ дел, как € надеюсь, послужит некоторому разъ€снению дилеммы, котора€ не только в аналитической психологии, но и в других област€х науки, равно как и в личных отношени€х между людьми, вела и продолжает вести к недоразумени€м и раздорам. ќтсюда вы€сн€етс€, почему существование двух различных типов есть, собственно, уже давно известный факт, который в той или другой форме уже давно известен и наблюден знатоками человеческой природы и отрефлектирован глубокими мыслител€ми, в частности √ете, могучей интуицией которого данный факт воспринимаетс€ как общий принцип систолы и диастолы. “ермины и пон€ти€, под которыми понималс€ механизм интроверсии и экстраверсии, очень различны и всегда приспособлены к точке зрени€ индивидуального наблюдател€. Ќесмотр€ на различие формулировок, мы посто€нно видим один и тот же общий принцип в основном понимании вопроса, а именно: в одном случае движение интереса направлено на объект, а в другом случае оно отвращаетс€ от объекта и направл€етс€ к субъекту, на его собственные психические процессы. ¬ первом случае объект действует на тенденции субъекта подобно магниту: объект прит€гивает их и в значительной мере обусловливает субъекта, Ч более того, он настолько отчуждает субъекта от самого себ€, так измен€ет его качества в смысле приравнени€ к объекту, что можно подумать, будто объект имеет большее и в конечном счете решающее значение дл€ субъекта, будто полное подчинение субъекта объекту €вл€етс€, в известной мере, абсолютным предопределением и особым смыслом жизни и судьбы. ¬о втором случае, наоборот, субъект €вл€етс€ и остаетс€ центром всех интересов. —оздаетс€ впечатление, будто вс€ жизненна€ энерги€ направлена в сторону субъекта и поэтому, всегда преп€тствует тому, чтобы объект приобрел какое бы то ни было вли€ние на субъекта.  ажетс€, будто энерги€ уходит от объекта, будто субъект есть магнит, стрем€щийс€ прит€нуть к себе объект.

“акое противоположное отношение к объекту очень трудно определить и описать в удобопон€тной и €сной форме Ч мы при этом рискуем дойти до совершенно парадоксальных формулировок, которые могут скорее затемнить, нежели разъ€снить вопрос. ¬ самых общих чертах можно было бы сказать, что интровертна€ точка зрени€ есть та, котора€ всегда и при всех обсто€тельствах стремитс€ поставить эго и субъективный психологический процесс над объектом или, по крайней мере, утвердить их по отношению к объекту. “ака€ установка придает поэтому ценность субъекту большую, чем объекту. —ледовательно, уровень ценности объекта всегда будет ниже уровн€ ценности субъекта Ч объект, таким образом, имеет лишь второстепенное значение Ч можно даже сказать, что он подчас €вл€етс€ лишь внешним объективным знаком дл€ субъективного содержани€, так сказать, воплощением идеи, причем существенным всегда остаетс€ сама иде€ Ч или же объект €вл€етс€ предметом какого-либо чувства, причем, однако, главную роль играет переживание чувства, а не сам объект в его собственной реальности. Ёкстравертна€ точка зрени€, напротив, ставит субъекта в подчинение объекту, причем объекту принадлежит преобладающа€ ценность. —убъект имеет всегда второстепенное значение, и субъективный процесс иногда даже мешает или €вл€етс€ лишним придатком к объективным событи€м. ясно, что психологи€, исход€ща€ из этих противоположных точек зрени€, должна разделитьс€ на две части, диаметрально противоположные по своему ориентированию. ќдна рассматривает все под углом зрени€ своей собственной ситуации, а друга€ Ч под углом зрени€ объективных событий.

Ёти противоположные установки Ч не что иное, как противоположные механизмы: в одном случае диастолическое расширение, выход из себ€ к объекту и его захват, в другом Ч систолическа€ концентраци€ и отделение энергии от захваченного объекта.  аждому человеку свойственны оба механизма, а соединение их €вл€етс€ выражением его естественного жизненного ритма Ч и, наверное, не случайность, что √ете образно выразил этот ритм пон€тием, характеризующим сердечную де€тельность. –итмическа€ смена обеих форм психической де€тельности должна была бы соответствовать нормальному течению жизненного процесса. ќднако сложные внешние услови€, в которых мы живем, равно как и еще более сложные услови€ нашего индивидуального психического устройства и предрасположени€, редко допускают вполне гармоничное течение психической энергии. ¬нешние обсто€тельства и внутренн€€ диспозици€ очень часто благопри€тствуют работе одного механизма в ущерб другому. ≈стественно, что это влечет за собой перевес в сторону работы одного механизма. » если такое состо€ние по определенным причинам становитс€ преобладающим, то вследствие этого и возникает тип, то есть привычна€ установка, в которой один механизм посто€нно господствует, хот€ и не будучи в состо€нии полностью подавить другой, поскольку и этот другой механизм составл€ет безусловную принадлежность всего психического хоз€йства. ѕоэтому никогда и не может быть чистого типа в том смысле, чтобы в нем правил исключительно один механизм при полной атрофии другого. “ипическа€ установка есть не что иное, как относительный перевес одного механизма.

√ипотеза об интроверсии и экстраверсии позвол€ет нам прежде всего различать две обширные группы психологических личностей. Ќо подобное группирование носит, однако, столь поверхностный и общий характер, что допускает лишь самое общее различение. Ѕолее внимательное исследование индивидуальной психологии представителей любой из этих групп тотчас же показывает громадное различие между отдельными индивидами, принадлежащими, несмотр€ на это, к одной и той же группе. ѕоэтому нам придетс€ сделать еще один шаг в нашем исследовании с тем, чтобы быть в состо€нии определить, в чем же именно заключаетс€ различие между индивидами. ќпыт убедил мен€ в том, что, в общем, индивидов можно распределить не только по их универсальному признаку экстраверсии и интроверсии, но и по их отдельным основным психологическим функци€м. ¬нешние обсто€тельства и внутренн€€ диспозици€ не только вызывают преобладание экстраверсии или интроверсии, но способствуют, кроме того, преобладанию у индивида одной из основных функций над другими. ќпира€сь на опыт, € назвал основными психологическими функци€ми Ч а именно такими, которые существенно отличаютс€ от всех прочих, Ч мышление, чувство, ощущение и интуицию. ≈сли одна из этих функций привычно господствует над другими, то формируетс€ соответствующий тип. ѕоэтому € различаю мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы.  аждый из этих типов, кроме того, может быть интровертным или экстравертным, смотр€ по своему отношению к объекту, как это уже было описано выше. ¬ своей предшествующей работе по вопросу о психологических типах € не проводил еще такого различи€, а отождествл€л мыслительный тип с интровертным, а чувствующий с экстравертным. ѕри более глубоком проникновении такое смешение оказалось несосто€тельным. ¬о избежание недоразумени€ € попросил бы читател€ не тер€ть из виду проведенное здесь различение. — тем чтобы достигнуть полной €сности в столь сложных вопросах, € посв€тил последнюю главу этой книги определению психологических пон€тий, употребл€емых мной.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 386 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

1361 - | 1305 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.